Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9»
п. Отрадный Тахтамукайского района Республики Адыгея
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № от «___» 08. 2022 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ______________ В. И. Радаева от «___» 08. 2022 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СШ № 9» ______________ Н.В. Алейникова Пр .№ ____ от «___» 08. 2022 г. |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Технология
Класс 3
Учитель, квалификация, педагогический стаж: Хатхе М.А.,первая, 26 лет
Учебный год: 2022-2023
Количество часов по плану: 34 часа (1 час в неделю)
Планирование составлено на основе программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенко для 3 класса – М.: «Просвещение» 2015 г.
Учебник:
3 класс – «Технология» Н.И. Роговцева, С.В. Анащенко, Москва, «Просвещение»,
2015 г.
Рабочую программу составила
Хатхе М.А.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «Технология»
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные.
Ученик научится принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, проверять правильность выполненных заданий.
Ученик получит возможность планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные.
Ученик научится строить речевые высказывания в устной форме, овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ученик получит возможность использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Коммуникативные.
Ученик научится работать в группе, слушать собеседника и вести диалог, приходить к общему решению.
Ученик получит возможность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты
познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;
собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, технологическому рисунку, условиям.
рабочие машины; принцип действия и устройство простейших моделей транспортных, транспортирующих и технологических машин; применение этих машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти машины.
знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
общее понятие о размножении растений черенками.
уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими;
оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов;
наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.
анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;
организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка, циркуль) и технику безопасности при работе с ними;
создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;
моделировать несложные изделия;
уметь применять знания, полученные в 1 классе;
начальные знания о профессиях и их особенностях, о важности правильного выбора профессии; использовать эти знания в своей практической деятельности на уроке и вне школы;
знать о профессиях прошлых лет и современных, о старинных промыслах и ремеслах, об истории развития изучаемых производств;
уметь искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, систематизировать);
уметь планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий,
оценивать промежуточный и итоговый результат;
осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;
уметь готовить сообщение на заданную тему;
знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать о их свойствах, происхождении и использовании человеком);
освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка,
отделка;
Содержание тем учебного курса
Основные содержательные линии «Технологии» определены стандартом начального образования и представлены 4 разделами:
«Человек и земля»,
«Человек и вода»,
«Человек и воздух»,
«Человек и информация».
Человек и земля - 22 ч.
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. – 1 ч.
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия.
Материалы и инструменты.
Архитектура – 1 ч.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Объемная модель дома. Правила безопасной работы с ножом.
Городские постройки – 1 ч.
Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы. Правила безопасной работы с плоскогубцами.
Парк – 1 ч.
Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.
Детская площадка – 2 ч.
Изготовление объемной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Презентация результата проекта, защита проекта.
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани – 2 ч.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Виды и свойства тканей и пряжи. Способы украшения одежды – вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пялец. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Изготовление тканей -1 ч.
Технологический процесс изготовления тканей. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (уток, основа). Гобелен, изготовление гобелена по образцу. Сочетания цветов в композиции.
Вязание – 1 ч.
История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приемы вязания крючком.
Одежда для карнавала – 1 ч.
Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных средств. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии.
Бисероплетение – 1 ч.
Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Леска, ее свойства и особенности. Освоение способов бисероплетения.
Кафе – 1ч.
Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повар, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.
Фруктовый завтрак – 1 ч.
Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Рецепты блюд. Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.
Колпачок-цыпленок – 1 ч.
Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.
Бутерброды – 1 ч.
Холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола.
Салфетница – 1 ч.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.
Магазин подарков – 1 ч.
Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Работа с пластичным материалом (термопластика).
Золотистая соломка – 1 ч.
Соломка, свойства соломки. Ее использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки – холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.
Упаковка подарков – 1 ч.
Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции.
Автомастерская – 1 ч.
Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Создание объемной модели грузовика из бумаги.
Грузовик – 1 ч.
Работа с металлическим конструктором. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Способы соединений деталей – подвижный, неподвижный.
Человек и вода – 4 ч.
Мосты – 1 ч.
Виды мостов, их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Новый вид соединения деталей – натягивание нитей.
Водный транспорт – 1 ч.
Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проектная деятельность. Конструирование. Заполнение технологической карты.
Океанариум – 1 ч.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек. Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов. Закрепление навыков выполнения стежков и швов.
Фонтаны – 1 ч.
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
Человек и воздух – 3 ч.
Зоопарк – 1 ч.
Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Работа с бумагой. Изготовление изделия в технике оригами по условным обозначениям.
Вертолетная площадка – 1 ч.
Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Особенности профессий летчика, штурмана, авиаконструктора. Знакомство с новым материалом – пробкой.
Воздушный шар – 1 ч.
Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники папье-маше. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.
Человек и информация – 5 ч.
Переплетная мастерская – 1 ч.
Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Конструкция книг. Профессиональная деятельность печатника, переплетчика. Переплет книги и его назначение. Декорирование изделия. Освоение элементов переплетных работ при изготовлении «Папки достижений».
Почта – 1 ч.
Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр -2 ч.
Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль.
Афиша -1 ч.
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере.
Тематический план
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов |
Всего | |
| | Практическая работа | Проекты | Другое |
1 | Человек и земля. | 22 | | | 3 | | |
2 | Человек и вода. | 4 | | | | 2 | |
3 | Человек и воздух. | 3 | | | | | |
4 | Человек и информация. | 5 | | | | 1 | |
Итого: | 34 | | | 3 | 3 | |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
| по плану | факт | | |
1 четверть – 8 часов Раздел 1. Человек и земля – 22 часа. |
1 | | | Беседа по ТБ. Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу. | 1 |
2 | | | Беседа по ТБ. Архитектура. НРОСО. Жилища адыгов. Изделие: «Дом». | 1 |
3 | | | Беседа по ТБ. Городские постройки. Изделие: «Телебашня». | 1 |
4 | | | Беседа по ТБ. Парк. Изделие: «Городской парк». | 1 |
5 | | | Беседа по ТБ. Детская площадка. Изделия: «Качалка», «Песочница». | 1 |
6 | | | Беседа по ТБ. Детская площадка. Изделия: «Игровой комплекс», «Качели». | 1 |
7 | | | Беседа по ТБ. Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков». | 1 |
8 | | | Беседа по ТБ. Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. НРОСО. Национальная одежда адыгов. Изделие: «Украшение платочка монограммой». | 1 |
2 четверть – 7 часов. |
9 | | | Беседа по ТБ. Изготовление тканей. Изделие: «Гобелен». | 1 |
10 | | | Беседа по ТБ. Вязание. Изделие: «Воздушные петли». | 1 |
11 | | | Беседа по ТБ. Одежда для карнавала. Изделия: «Кавалер», «Дама». | 1 |
12 | | | Беседа по ТБ. Бисероплетение. НРОСО. Геометрический орнамент адыгов. Изделие: «Браслетик «Цветочки»». | 1 |
13 | | | Беседа по ТБ. Кафе. Изделие: «Весы». | 1 |
14 | | | Беседа по ТБ. Фруктовый завтрак. Изделие: «Солнышко в тарелке». | 1 |
15 | | | Беседа по ТБ. Бутерброды. Изделие: «Радуга на шпажке». | 1 |
3 четверть – 10 часов. |
16 | | | Беседа по ТБ. Колпачок – цыпленок. Изделие: «Колпачок – цыпленок». | 1 |
17 | | | Беседа по ТБ. Салфетница. Изделие: «Салфетница». | 1 |
18 | | | Беседа по ТБ. Магазин подарков. Изделие: «Брелок для ключей». | 1 |
19 | | | Беседа по ТБ. Золотистая соломка. НРОСО. Растительный орнамент адыгов. Изделие: «Золотистая соломка». | 1 |
20 | | | Беседа по ТБ. Упаковка подарков. Изделие: «Упаковка подарков». | 1 |
21 | | | Беседа по ТБ. Автомастерская. Изделие: «Фургон «Мороженое»». | 1 |
22 | | | Беседа по ТБ. Грузовик. Изделие: «Автомобиль». | 1 |
Раздел 2. Человек и вода – 4 часа. |
23 | | | Беседа по ТБ. Мосты. Изделие: модель «Мост». | 1 |
24 | | | Беседа по ТБ. Водный транспорт. Изделие: «Яхта». | 1 |
25 | | | Беседа по ТБ. Океанариум. Изделие: «Осьминоги и рыбки». | 1 |
4 четверть – 9 часов. |
26 | | | Беседа по ТБ. Фонтаны. Изделие: «Фонтан». | 1 |
Раздел 3. Человек и воздух – 3 часа. |
27 | | | Беседа по ТБ. Зоопарк. НРОСО. Кавказский заповедник. Изделие: «Птицы». | 1 |
28 | | | Беседа по ТБ. Вертолетная площадка. Изделие: «Вертолет «Муха»». | 1 |
29 | | | Беседа по ТБ. Воздушный шар. Изделие: «Воздушный шар». | 1 |
Раздел 4. Человек и информация – 5 часов. |
30 | | | Беседа по ТБ. Microsoft Office Word | 1 |
31 | | | Беседа по ТБ. Microsoft Office Word | 1 |
32 | | | Беседа по ТБ. Microsoft Office Word | 1 |
33 | | | Беседа по ТБ. Кукольный театр. НРОСО. Адыгейский национальный театр. | 1 |
34 | | | Беседа по ТБ. Афиша. Изделие: «Афиша». | 1 |