Рабочая программа по учебному курсу «Технология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе учебного плана школы (протокол № 6 от 30.08.2018)
Изучение предмета «Технология» в школе первой ступени направлено на решение следующих задач:
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса технологии в 4 классе. Согласно учебному плану на изучение курса « Технология » в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч в неделю. Всего – 16 учебных недель первого полугодия, 18 учебных недель второго полугодия – 34 часа в год. Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.
1.Лутцева Е.А. Технология: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений / Е.А. Лутцева - 2-е изд., перер. – М.: Вентана – Граф, 2009.
2. Лутцева Е.А. Технология: 4 класс : Органайзер для учителя: Сценарии уроков. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Предметно-практическая среда и предметно-манипулятивная деятельность ребенка являются основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствуют формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.).
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении нескольких учебных предметов (изобразительного искусства, математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности), создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, позволяет реализовать полученные знания в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Так, изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Знания, приобретенные детьми на уроках математики, помогают моделировать, преобразовывать объекты из чувственной формы в модели, воссоздавать объекты по модели в материальном виде, мысленно трансформировать объекты, выполнять расчеты, вычисления, построения форм с учетом основ геометрии, работать с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера происходит на уроках окружающего мира. Природа становится источником сырья, а человек - создателем материально-культурной среды обитания с учетом этнокультурных традиций.
На уроках технологии в интеграции с образовательной областью «Филология» на уроках русского языка развивается устная речь детей на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение дает возможность ребенку работать с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Основы безопасности жизнедеятельности формируют личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:
• элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
• соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
• достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
• умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
• овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой
информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности,
осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и
• умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать
доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
• развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к
старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
Содержание курса структурировано по двум основным содержательным линиям.
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения.
Преобразовательная деятельность человека в XX - начале XXI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала XX в. (в обзорном порядке). Начало XXI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы — полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в со-временной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника XX — начала XXI в. Её современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, РowerPoint.
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности детей | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
| Современное производство (5) |
1 | | | Современное производство. Летняя шапочка. | Урок практикум | Рассмотреть рисунки летних шапочек. Рассказывать о назначении изделия. Разработать вариант изделия по алгоритму. Выполнить проект «Летняя шапочка» по готовой или по самостоятельно построенной выкройке. Оценить собственную работу и работу одноклассников. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. |
2 | | | Чеканка. | Урок практикум | Рассмотреть образцы панно в технике чеканки. Нарисовать сюжет для панно. Подготовить шаблон по эскизу. Выбрать готовый сюжет или свой собственный и выполнить панно в технике чеканки. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений,событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров. |
3 | | | Электрифициро-ванная игрушка.Модель телефона. | Урок-иссле-дова-ние | Рассмотреть устройство простейшей модели телефона. Определить, из чего изготовлены детали. Определить опытным путем, как закрепить нить внутри стаканчиков. Изготовить модель. Проверить модель в действии. Проанализировать качество связи в зависимости от натяжения нити. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. | Выявляет и формулирует учебную проблему. Отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи). | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |
4 | | | Проверочная работа. Кроссворд. | Урок обобщения и контроля изученного | Решить кроссворд, подготовить сообщения о предприятиях. Применять сведения, полученные на уроках технологии. | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной деятельности. | Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы,проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. |
5 | | | Модель современного предприятия. Конструкторское бюро. | Урок -исследование | Организовать производство изделий. Смоделировать работу предприятия по выбору {завод, фабрика, мастерская, доммоделей). Работать в группе. Выбрать изделие. Распределить роли в группе. Обсудить подготовительную часть проекта и отразить результаты обсуждения в технической документации по об-разцу. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своейпрактической работе. Справляется с доступными проблемами. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Высказывает свою точку зрения и пытается её обосновывать и аргументировать. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |
| Материалы для современного производства (7) |
6 | | | Исследования полиэтилена, поролона, других материалов. Практическая работа. | Урок -исследование | Познакомиться с нефтеперерабатывающим заводом (заочно). Провести исследования изаполнить таблицу. Изучить свойства полиэтилена. Отметить в таблице особенности каждого из свойств. Сравнить свойства двух синтетических материалов. Привести примеры взаимозаменяемости материалов. Найти другие образцы полимерных материалов. Обсудить результаты с одноклассниками. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Реализовыва-ет реальные собственные замыслы. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Уважительно относиться к результатам труда мастеров. Внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам. |
7 | | | Изделие из втор-сырья. Игрушки из перчатки «Зайчик». «Кукла». | Урок- прак- тикум | Изготовить изделие, воспользовавшись схемой или инструкционной картой. Оформить изделие при помощи пуговиц или вышивки. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Выполняет задание по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. |
8 | | | Макет гостиной. | Урок-иссле-дова-ние | Рассмотреть рисунок макета гостиной. Выполнить коллективный и индивидуальный чертеж проекта «Интерьер». | Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Выполняет несложные измерения. Читает доступные графические изображения. Использует чертежные инструменты (линейка, угольник, циркуль) и приспособления для разметки деталей изделий. | Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Само- стоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результа- там труда людей; уважать людей труда. |
9 | | | Макет городского дома. Сборка, отделка. | Урок-практикум | Завершить работу над проектом. Самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Оценить работу (свою и одноклассников) по заданным критериям. | Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Высказывает свою точку зрения и пытается её обосновывать и аргументировать. | Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. Описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений,событий,изделий декоративно-прикладного характера, , уважительно относиться к результатам труда мастеров. |
10 | | | Коллективный проект «Городская улица». | Урок-иссле-дова-ние | Изготовить коллективный макет городской улицы, двора. Разработать свой проект по общему для всех плану. Продумать безопасность и удобство для жильцов. Предусмотреть места для занятий спортом. Выполнить коллективный проект «Город будущего» в технике кол-паж. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Выполняет задание по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи). | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |
11 | | | Сюрпризница. Технологическая документация. Выкройка.Отделка деталей. Сборка. | Урок-иссле-дова-ние | Изготовить сюрпризницу, используя схему-выкройку и инструкционную карту. Описать конструкцию сюрпризницы. Проанализировать особенности конструкции изделия, особенности отделки. Разметка основы из ткани.Подобрать необходимые материалы и инструменты для сборки изделия. Внести предложения по улучшению конструкции изделия. Работать по инструкционной карте. Находить и исправлять ошибки в своей практической работе. | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Реали-зовывает реальные собственные замыслы. Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Справляется с доступными проблемами. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения, выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций. Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее; объяснять свои чувства и ощущения отвосприятиирезультатов трудовой деятельности человека-мастера. |
12 | | | Коллективная работа. Технологическая карта для упаковки. Разработка документации. | Урок-иссле-дова-ние и практикум | Подготовить технологическую документацию для выполнения упаковки изделия. Дать экономическое обоснование с точки зрения распространенности материалов, доступ- ности, дешевизны, простоты обработки, экологичности, возможности повторного использования отслужившего свой срок изделия. | Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Выполняет несложные измерения. | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Слу- шает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи). | Принимать Другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; ува- жать людей труда. Описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров. |
| Новогодняя мастерская (18) |
13 | | | Ёлочная подвеска. | Урок-практикум | Разделиться на группы -мастерские. Составить план украшения класса. Распределить обязанности в группе. Найти самодельные новогодние украшения е книгах, журналах или предложить свой вариант. Изготавливать новогодние украшения. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Определяет необходимые действия и технологические операции и применяет их для решения практических задач. | Воспринимает и усваивает новую информацию. Проявляет терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдает культуру труда. Производит контроль и оценку результатов работы. | Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |
14 | | | Гирлянда «Дракон». | Урок-иссле-дова-ние | Изготовить гирлянду, следуя инструкционной карте. Читать, слушать учебную информацию и инструкции. Производить оценку и выбор правильных ответов в соответствии с заданиями. Выполнять чертежно-графические работы. | Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели а действии, вносит необходимые конструктивные доработки. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
15 | | | Игрушка «Клоун». | Урок- прак- тикум | Изготовить новогоднюю игрушку «Клоун» по инструкционной карте. Определить необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач. Выполнять чертеж при помощи линейки и циркуля. Вырезать фигуру по выделенным линиям. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Анализирует устройство и назначение изделия. Определяет необходимые действия и технологические операции и применяет их для решения практических задач. | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
16 | | | Подвеска для ёлки. Изготовление подвески. | Урок -практикум | Рассмотреть образцы подвески. Анализировать материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Изготовить подвеску для елки по образцу или по собственному замыслу. Работать по инструкционной карте. Знать правила работы с пенопластом и ножом. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Высказывает свою точку зрения и пытается её обосновывать и аргументировать. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Воспитание и развитие уверенности в себе. Воспитание и развитие чуткости. Боепитание и развитие доброжелательности, общительности |
17 | | | Подвеска для ёлки. Работа в цвете. | Урок-выставка | Раскрасить фигуры смесью гуаши и клея ПВА. Защитить свой проект: рассказать, что понравилось в работе, какие трудности преодолевались. Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Производить оценку достижений. | Рассматривает и анализирует экспонаты выставки. Делает краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Обменивается впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. Реализовывает реальные собственные замыслы. | Воспринимает, анализирует информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Вступает в общение, соблюдая правила общения, выражает свою точку зрения, слушает другого. Аргументированно высказывает свое мнение, внимательно и доброжелательно слушает мнение товарищей и гостей выставки. | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. |
18 | | | Живой подарок. Посадка луковичного или клубневого растения (к 8 марта). Агротехника. | Урок-иссле-дова-ние | Выбрать луковичное или клубневое растение. Найти о нем информацию в литературе по цветоводству. Изучить оптималь-ную агротехнику: сроки посадки, условия выращивания, особенности ухода. Заполнить таблицу «Особенности агротехники». Создать информационную карту о растении. | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
19 | | | Средства передвижения. Дизайн-проект в области техники. | Урок-иссле-дова-ние | Выполнять коллективный дизайнерский проект в области техники. Выбирать средство передвижения. Объединиться в творческие группы. Распределить специальности. Изучить требования к новой машине. Разрабатывать проект и технологическую документацию. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Предлагает конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Ответственно относится к выполнению длительных наблюдений. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
20 | | | Дизайн-проект в области интерьера. Макет мебели. | Урок- прак- тикум | Рассмотреть макеты предметов интерьера. Обсудить, какие материалы подойдут для изготовления изделия, учитывая их конструктивные особенности. Сформулировать требования в конструкции изделия с учетом их назначения. | Анализирует устройство и назначения изделия. Определяет необходимые действия и технологические операции и применяет их для решения практических задач. Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). | Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. |
21 | | | Гостиная. Коллективная работа. Эскиз. Сборка мебели. | Урок-иссле-дова-ние | Рассмотреть интерьер гостиной. Анализировать предметы интерьера на соответствие своему назначению. Обсуждение соответствия формы, цветового решения, отделки требованиям моды, современному стилю. Нарисовать дизайнерский интерьер гостиной. | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. | Выявляет и формулирует учебную проблему. Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Высказывает свою точку зрения и пытается её обосновывать и аргументировать. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. |
22 | | | Силуэтная кукла. Модель. | Урок- прак- тикум | Выполнить проект «Дизайн в одежде». Рассмотреть варианты конструкции кукол. Изготовить куклу по инструкционной карте. | Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). | Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. |
23 | | | Кукла из гольфа. | Урок- прак- тикум | Выполнить проект «Дизайн е одежде». Рассмотреть варианты конструкции кукол. Изготовить куклу по инструкционной карте. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Создает несложные конструкции из разных материалов:исследует конструктивные особенности объектов, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Выполняет задание по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. | Воспитание и развитие трудолюбия. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
24 | | | Кукла бессуставная. | Урок- прак- тикум | Выполнить проект «Дизайн в одежде». Рассмотреть варианты конструкции кукол. Изготовить куклу по инструкционной карте. | Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |
25 | | | «Дом моделей». Эскиз костюма. | Урок -исследование | Познакомиться с журналом модного интерьера разных эпох. Изготовить костюм для куклы. Выбрать эпоху, соответствующую замыслу. Определить особенности стиля костюма. Нарисовать эскиз костюма. | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Самостоятельно отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, присовместном решении проблемы (задачи). | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умение сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Уважительно относиться к результатам труда мастеров. |
26 | | | «Дом моделей». Дизайн-проект. | Урок-практикум | Продумать, какие материалы лучше использовать для реализации проекта. Знать свойства натуральных и синтетических тканей. Реализовать свой замысел. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Создает несложные конструкции из разных материалов:исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. | Приниматъ другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |
27 | | | Куклы из пластилина. | Урок-практикум | Рассмотреть фотографии. Проанализировать материалы для основы куклы. Нарисовать эскиз куклы в соответствии со стилем эпохи и с замыслом. Изготовить куклу по образцу или по собственному проекту. | Выполняет работу с спорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Предлагает конструктор-ско-технопогические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Высказывает свою точку зрения и пытается ей обосновывать и аргументировать. | Воспитание и развитие эмпатии, самостоятельности, ответственности. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. |
28 | | | Аксессуары для куклы. | Урок-иссле-дова-ние | Изготовить веер или ридикюль по образцу или по собственному замыслу. Нарисовать эскиз. Подобрать материалы и инструменты для реализации замысла. | Анализирует устройство и назначение изделия. Определяет необходимые действия и технологические операции и применяет их для решения практических задач. Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. | Выполняет задание по коллективно составленному плану, сверяет с ним свои действия. При- обретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. |
29 | | | Футляр. Дизайн-проект. Вышивка петельной строчкой. | Урок-иссле-дова-ние | Рассмотреть варианты изделия. Анализировать материалы для изготовления футляра. Обсудить в группе назначение футляра и его отделку. Выбрать материалы и инструменты. Выполнять тренировочные упражнения по вышивке петельной строчкой. | Называет используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. | Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
30 | | | Футляр. Дизайн-проект. Вышивка крестообразной строчкой. | Урок- прак-тикум | Разработать дизайнерский проект или выполнить работу по образцу. Изготовить лекала. Вы- кроить детали основы. Выполнять тренировочные упражнения по вышивке крестообразной строчкой. | Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблема- ми. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Создает несложные конструкции из разных материалов: исследует конструктивные особенности объектов, подбирает материалы и технологии их изготовления, проверяет конструкции в действии, вносит коррективы. | С помощью учителя анализирует предложенное задание, отделяет известное от неизвестного. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи). | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необ- ходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |
| Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (4) |
31 | | | Программа WordПравила клавиатурного письма. | Урок-исспе-дова-ние | Познакомиться со способами получения человеком информации об окружающем мире. Находить ответ на вопрос, как находить, хранить и передавать информацию. Характеризовать компьютер как современное техническое средство, позволяющее искать, хранить, создавать и передавать информацию. Выполнять команды: открыть окно, свернуть окно, закрыть. | Рассматривает, читает учебник. Проводит исследование. Анализирует результаты. Делает выводы. Рассказывает о своем опыте работы на компьютере. Обсуждает вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения в работе на компьютере. | Находит наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Выявляет и формулирует учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. | Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |
32 | | | Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. | Урок-практикум | С помощью учителя исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копиро- вание и вставку текстов. Выполнить информационный проект: редактирование текста. | Рассказывает об использовании компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимуюинформа- цию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Реализовывает реальные собственные замыслы. Оформляет текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца). | Выполняет предлагаемые задания в паре, группе; самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Слу- шает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Сотрудничает, выполняя различные рели в группе, при совместном решении проблемы (задачи). | Воспитание и развитие желания трудиться, уважительно относиться к чужому мнению. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |
33 | | | Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца). | Урок -практикум | С помощью учителя проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовы-вать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды. | Рассказывает о том, что такое текстовый редактор. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологической деятельности. Реализовыва-ет реальные собственные замыслы. | Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |
34 | | | «Юный технолог». Обобщение тем года. Выставка лучших работ. Защита презентаций. | Урок-защита проектов | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Выполнить дизайнерский коллективный проект в области изобретений. | Рассматривает и анализирует экспонаты выставки. Делает краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Обменивается Впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. | Воспринимает, анализирует информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Вступает в общение, соблюдая правила общения, выражает свою точку зрения, слушает другого. Аргументированно высказывает свое мнение, внимательно и доброжелательно слушает мнение товарищей и гостей выставки. Производит оценку достижений. | Уважительно относиться к результатам труда. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда. |