Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом:
- Федерального Закона « Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
- ФГОС НОО, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 28.10.2015г. №08-1786);
- ООП НОО МБОУ «Каратузская СОШ»;
- Устава школы;
- учебного плана МБОУ «Каратузская СОШ», годового календарного графика школы на 2019 -201920учебный год, утверждённых приказом №03-02-288 от 30.08.2019г.;
- примерной программы по предмету «Технология».
Целью курса «Технология» является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачами курса являются:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труду и культурному наследию – результатам трудовой деятельности и предшествующих поколений.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа по технологии для учащихся 4-го класса рассчитана на 34 часа
(1 ч. в неделю)
Планируемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются: воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии в начальной школе являются: овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как
ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделять проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии в начальной школе являются:
доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности
Требования к уровню подготовки учащихся:
будут иметь представления:
о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
о понятиях: технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.;
знать:
современные профессии, появившиеся в XX-XXI веках и связанные с изученным содержанием;
технические изобретения конца XIX – начала XX века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
название основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся; этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
петельную, крестообразную строчки и их варианты;
луковичный и клубневый способ размножения растений;
уметь:
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в конкретном случае;
эстетично изготовлять изделия;
соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из интернета);
выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т.д.)
самостоятельно:
разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
при помощи учителя:
выбирать темы для практических и проектных работ;
искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
Содержание курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание – 14 часов.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создание культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущая сила прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX века. Использование человеком силы природы(воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и её компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов и окружающей среды – соответствие предмета (изделия) обстановке.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты –
8 часов.
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металл, ткань, мех и др.) их получение, применение.
Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы с ним. Соединение деталей косой строчкой. Отделка косой строчкой и её вариантами, кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.
3. Конструирование и моделирование – 5 часов.
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей, щелевого замка, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) – 7 часов.
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначения основных устройств компьютера для ввода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, сеть Интернет, видео, DVD).
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Современное производство | 8 |
2 | Материалы для современного производства | 5 |
3 | Новогодняя мастерская | 4 |
4 | Дизайн. Художественное конструирование. | 10 |
5 | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | 7 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология»
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание | |
по плану | факт | |
Современное производство (8ч) | |
| | | Инструктаж по технике безопасности. Штучное и массовое. Подставка для карандашей. | | |
| | | От мастерской ремесленника- к промышленному комбинату. Чеканка | | |
3,4 | | | Что такое научно-технический прогресс. Современное производство. Как люди совершали открытия. Электрическая цепь. | | |
5,6,7 | | | Как работает современный завод. Какие бывают двигатели. Модель телефона. | | |
8 | | | Чёрное золото. Как добывают нефть и газ. Свойства материала. | | |
Материалы для современного производства (5ч.) | |
9 | | | Проблемы экологии. Что такое предприятия высокой технологии. Живой подарок. | | |
10 | | | Изделие из перчатки «Зайчик» | | |
11 | | | Изделие из носка. «Собачка» | | |
12 | | | Сюрпризница. Урок 1. Технологическая документация, выкройка | | |
13 | | | Сюрпризница. Урок 2. Отделка деталей. Сборка | | |
Новогодняя мастерская (4ч) | |
14 | | | Елочная подвеска | | |
15 | | | Гирлянда «Дракон» | | |
16 | | | Игрушка «Клоун» | | |
17 | | | Подвеска для елки. | | |
Дизайн. Художественное конструирование (10ч.) | | |
18 | | | Живой подарок. | | |
19 | | | Средства передвижения. Дизайн-проект в области техники. | | |
20 | | | Дизайн- проект в области интерьера. Макет мебели. | | |
21 | | | Гостиная. Коллективная работа. Идея. Технологическое задание. Эскиз. | | |
22 | | | Силуэтная кукла. Модель. Кукла из гольфа. (кукла бессуставная) | | |
23 | | | «Дом моделей». Дизайн-проект. | | |
24 | | | Куклы из пластилина | | |
25 | | | Аксессуары для куклы | | |
26 | | | Футляр. Дизайн-проект | | |
27 | | | Футляр. Дизайн-проект | | |
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) 7ч | |
28 | | | Программа Word. Правила клавиатурного письма. | | |
29 | | | Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера | | |
30 | | | Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца) | | |
Создание презентаций (4ч) | |
31 | | | Программа Power Point.Создание презентаций по готовым шаблонам. | | |
32 | | | Набор текста в разных форматах | | | |
33 | | | Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице | | |
34 | | | П. А. Итоговая работа «Юный технолог». | | |