Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новоперуновская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО на межпредметном МО Протокол № 1 от 28.08.2018 г. | СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР ___________ /Кузнецова О.В./ 29.08.2018г. | ПРИНЯТО на педагогическом совете. Протокол № 1 от 29.08.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы ______________ /Зайцев Е.А./ Приказ № 63 от 29.08.2018 г. |
Рабочая программа по технологии направление «Индустриальные технологии»
7 класс
Основное общее образование
Базовый уровень
Образовательная область - технология
Срок реализации – 1 год
Составитель: Добрынин Виктор Иванович
учитель технологии
первая квалификационная категория
с. Новоперуново 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г.
N 1897 (ред. от 31.12.2015)
- образовательной программы основного, общего образования МКОУ «Новоперуновская СОШ»
- авторской программы Технология : программа : 5 – 8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М. : Вентана-Граф, 2015.
- положения о рабочей программе МКОУ «Новоперуновская СОШ»
- учебного плана и годового календарного учебного графика МКОУ «Новоперуновская СОШ»
Обоснование выбора УМК
УМК отвечает современным требованиям обучения технологии. Структура учебников продумана, в них достаточно текстов, иллюстраций, много аутентичных материалов, повышающих мотивацию учащихся, продуманы домашние задания. УМК соответствует перечню утверждённых учебников 2014 г. (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 (с изменениями)).
Список УМК
Технология : программа : 5 – 8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М. : Вентана-Граф, 2015.
Технология. Индустриальные технологии : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. –М. : Вентана-Граф, 2018.
Технология. Индустриальные технологии : 7 класс : методическое пособие / А.Т. Тищенко.– М. : Вентана-Граф, 2016.
Место предмета в учебном плане
Согласно годовому календарному учебному графику предусмотрено 35 учебных недель, по учебному плану на изучение технологии в 7 классе выделен 1 час в неделю. Авторская программа рассчитана на 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а так же на основе формирования уважительного отношения к труду;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а так же на основе формирования уважительного отношения к труду;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природными хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а так же соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание тем учебного предмета
Технологии обработки древесины и древесных материалов - 12 часов.
Конструкторская и технологическая документация. Заточка и настройка дереворежущих инструментов. Точность измерений, отклонения и допуски на размеры детали. Технология шипового соединения деталей. Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Правила безопасного труда. Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности. Точение шаров и дисков. Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. Контроль качества деталей. Шлифовка и отделка изделий. Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.
Технологии обработки металлов и искусственных материалов – 8 часов.
Классификация сталей. Термическая обработка сталей. Резьбовые соединения. Технология нарезания наружной и внутренней резьбы вручную в металлах и искусственных материалах. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов. Токарно-винторезный и фрезерный станки: устройство, назначение, приёмы подготовки к работе, приёмы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для работы на станках. Основные операции токарной и фрезерной обработки, особенности их выполнения. Операционная карта. Профессии, связанные с обслуживанием, наладкой и ремонтом токарных и фрезерных станков. Правила безопасной работы на фрезерном станке.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов – 6 часов.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Виды мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри). Мозаика с металлическим контуром (филигрань, скань). Художественное ручное тиснение по фольге. Технология получения рельефных рисунков на фольге в технике басмы. Технология изготовления декоративных изделий из проволоки (ажурная скульптура из металла). Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла (просечное железо). Чеканка. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлом. Профессии, связанные с художественной обработкой металла.
Технологии домашнего хозяйства – 2 часа.
Виды ремонтно-отделочных работ. Основы технологии малярных работ; инструменты и приспособления. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки, применяемой для облицовки стен и полов. Материалы для наклейки плитки. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Правила безопасного труда.
Технологии исследовательской и опытнической деятельности – 6 часов.
Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание).
Поурочно-тематическое планирование.
№ уроков | Название раздела и темы урока | Кол-во часов | Проект |
Технологии обработки древесины и древесных материалов. 12 часов. |
1 | Вводное занятие. Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделий из древесины. Практическая работа №2. Выполнение чертежа детали из древесины. | 1 | |
2 | Технологическая документация. Технологические карты изготовления деталей из древесины. Практическая работа №3. Разработка технологической карты изготовления детали из древесины. | 1 | |
3 | Заточка и настройка дереворежущих инструментов. Практическая работа №4. Доводка лезвия рубанка. Практическая работа №5. Настройка рубанка. | 1 | |
4 | Отклонения и допуски на размеры детали. Практическая работа №6. Расчёт отклонений и допусков на размеры вала и отверстия. | 1 | |
5 | Столярные шиповые соединения. Практическая работа №7. Расчёт шиповых соединений деревянной рамки. | 1 | |
6 | Технология шипового соединения деталей. Практическая работа №8. Изготовление изделий из древесины с шиповым соединением брусков. | 1 | |
7-8 | Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Практическая работа №9. Соединение деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель. | 2 | |
9-10 | Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. Практическая работа №10. Точение деталей из древесины. | 2 | |
11-12 | Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. Практическая работа №11. Точение декоративных изделий из древесины. | 2 | |
Технологии обработки металлов и искусственных материалов. 8 часов. |
13 | Классификация сталей. Термическая обработка сталей. Практическая работа №12. Ознакомление с термической обработкой стали. | 1 | |
14 | Чертежи деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном станках. Практическая работа №13. Выполнение чертежей деталей с точёными и фрезерованными поверхностями. | 1 | |
15 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. Виды и назначение токарных резцов. Практическая работа №14. Устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. Практическая работа №15. Ознакомление с токарными резцами. | 1 | |
16 | Технологическая документация для изготовления изделий на станках. Практическая работа №19. Разработка операционной (технологической) карты изготовления детали на токарном станке. | 1 | |
17 | Управление токарно-винторезным станком. Практическая работа №16. Управление токарно-винторезным станком ТВ-6. | 1 | |
18 | Приёмы работы на токарно-винторезном станке. Практическая работа №17. Обтачивание наружной цилиндрической поверхности заготовки на станке ТВ-6. Практическая работа №18. Подрезание торца и сверление заготовки на станке ТВ-6. | 1 | |
19 | Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. Практическая работа №20. Ознакомление с режущим инструментом для фрезерования и с устройством станка НГФ-110Ш. Практическая работа №21. Наладка и настройка станка НГФ-110Ш. | 1 | |
20 | Нарезание резьбы. Практическая работа №22. Нарезание резьбы вручную и на токарно-винторезном станке. | 1 | |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. 6 часов. |
21 | Художественная обработка древесины. Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов. Практическая работа №23. Изготовление мозаики из шпона. | 1 | |
22 | Мозаика с металлическим контуром. Практическая работа №24. Украшение мозаики филигранью. Практическая работа №25. Украшение мозаики врезанным металлическим контуром. | 1 | |
23 | Тиснение по фольге. Басма. Практическая работа №26. Художественное тиснение по фольге. Практическая работа №28. Изготовление басмы. | 1 | |
24 | Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла). Практическая работа №27. Изготовление декоративного изделия из проволоки. | 1 | |
25 | Просечной металл. Практическая работа №29. Изготовление изделий в технике просечного металла. | 1 | |
26 | Чеканка. Практическая работа №30. Изготовление металлических рельефов методом чеканки. | 1 | |
Технологии домашнего хозяйства. 2 часа. |
27 | Основы технологии малярных работ. Практическая работа №31. Изучение технологии малярных работ. | 1 | |
28 | Основы технологии плиточных работ. Практическая работа №32. Ознакомление с технологией плиточных работ. | 1 | |
Технологии исследовательской и опытнической деятельности. 6 часов. |
29 | Этапы творческого проектирования. Проектирование изделий на предприятиях. Практическая работа №1. Поиск темы проекта. Разработка технического задания. | 1 | 1 |
30-32 | Работа над изделием. | 3 | 3 |
33 | Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание). | 1 | 1 |
34 | Защита проекта. | 1 | 1 |
| Итого за год: | 34 | 6 |
Лист фиксирования изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |