Ростовская область Кашарский район с.Сариновка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сариновская основная общеобразовательная школа
"Утверждаю"
Директор МБОУ СариновскойООШ
Приказ от _______№____
_______ /Е.Н. Подгорнова/.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету: "Технология"
Уровень образования: основное общее, 9 класс
Количество часов: 1 час в неделю
учителя Еруновой Анны Васильевны
2020 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 9 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования, Примерной программы по технологии В.М.Казакевича.
В соответствии с учебным планом МБОУ Сариновской ООШ на 2020-2021уч.г. на изучение предмета технология отводится 34ч в год. В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Сариновской ООШ на 2020-2021уч.г. на изучение предмета технология отводится 34ч в год.
Используемый учебно - методический комплект:
Печатные пособия:
Технология 8-9 классы: учеб. для образоват. организаций / В. М. Казакевич и др; под ред В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2019. – 255 с.
Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. М.Казакевича и др. — 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М.: Просвещение, 2018. — 58 с.
2.Требования к уровню подготовки
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
— познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
— желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
— трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
— умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
— самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
— умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
— осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
— умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
— умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
— самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
— способность моделировать планируемые процессы и объекты;
— умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
— способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
— умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
— умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
— умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
— способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
— понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
— владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
— ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
— ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;
— использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
— навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
— владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
— владение методами творческой деятельности;
— применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
— способности планировать технологический процесс и процесс труда;
— умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;
— умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
— умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
— навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
— знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
— ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
— умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
— готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
— навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
— навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
— навыки согласования своих возможностей и потребностей;
— ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
— проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
— экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.
В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
— умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
— владение методами моделирования и конструирования;
— навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
— умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
— композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
— умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
— способность бесконфликтного общения;
— навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
— способность к коллективному решению творческих задач;
— желание и готовность прийти на помощь товарищу;
— умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
Требования к уровню подготовки выпускников.
По окончанию курса технологии учащиеся научатся
МОДУЛЬ 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
— Обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, нематериальных услуг, технологий;
— обосновывать потребность в конкретном материальном благе, услуге или технологии;
— чётко формулировать цель проекта (вид, форму и предназначение изделия, услуги, технологии);
— разрабатывать программу выполнения проекта;
— составлять необходимую учебно- технологическую документацию;
— подбирать оборудование и материалы;
— организовывать рабочее место;
— осуществлять технологический процесс;
— контролировать ход и результаты работы;
— оформлять проектные материалы
МОДУЛЬ 2. Производство
— Соотносить изучаемый объект или явления с природной средой и техно сферой;
— различать нужды и потребности людей, виды материальных и нематериальных благ для их удовлетворения;
— устанавливать рациональный перечень потребительских благ для современного человека;
— ориентироваться в сущностном проявлении основных категорий производства: продукт труда, предмет труда, средства производства, средства труда, процесс производства, технологический процесс производства;
— сравнивать и характеризовать раз личные транспортные средства, применяемые в процессе производства материальных благ и услуг;
— находить источники информации о перспективах развития современных производств в области проживания, а также об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда
МОДУЛЬ 3. Технология
— Чётко характеризовать сущность технологии как категории производства;
— разбираться в видах и эффективности технологий получения, преобразования и применения материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды;
— оценивать влияние современных технологий на общественное развитие;
— ориентироваться в современных и перспективных технологиях сферы производства и сферы услуг, а также в информационных технологиях;
— оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и масштабов производства;
— прогнозировать для конкретной технологии возможные потребительские и производственные характеристики продукта труда
МОДУЛЬ 4. Техника
— Разбираться в сущности того, что такое техника, техническая система, технологическая машина, механизм;
— классифицировать виды техники по различным признакам; находить информацию о современных видах техники;
— изучать конструкцию и принципы работы современной техники;
— оценивать область применения и возможности того или иного вида техники;
— разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой;
— управлять моделями роботизированных устройств
— Оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов;
— моделировать машины и механизмы;
— разрабатывать оригинальные конструкции машин и механизмов для сформулированной идеи
МОДУЛЬ 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
— Читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;
— анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
— Выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;
— проектировать весь процесс получения материального продукта;
— разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D-принтера;
— совершенствовать технологию получения материального продукта на основе дополнительной информации
МОДУЛЬ 6. Технологии обработки пищевых продуктов
— Ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей в различных жизненных ситуациях;
— выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
— разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой практике;
— выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
— соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов;
— владеть технологией карвинга для оформления праздничных блюд
МОДУЛЬ 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
— Характеризовать сущность работы и энергии;
— разбираться в видах энергии, используемых людьми;
— ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования механической энергии;
— сравнивать эффективность различных источников тепловой энергии;
— ориентироваться в способах получения и использования энергии магнитного поля;
— давать оценку экологичности производств, использующих химическую энергию;
— выносить суждения об опасности и безопасности ядерной и термоядерной энергетики
МОДУЛЬ 8. Технологии получения, обработки и использования информации
— Разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения;
— осуществлять технологии получения, представления, преобразования и использования различных видов информации;
— применять технологии записи различных видов информации;
— разбираться в видах информационных каналов человека и представлять их эффективность;
— владеть методами и средствами получения, преобразования, применения и сохранения информации;
— Пользоваться различными современными техническими средствами для получения, преобразования, предъявления и сохранения информации
МОДУЛЬ 9. Технологии растениеводства
— Применять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений;
— определять полезные свойства культурных растений;
— классифицировать культурные растения по группам;
— проводить исследования с культурными растениями;
— классифицировать дикорастущие растения по группам;
— проводить заготовку сырья дикорастущих растений;
— выполнять способы подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение;
— владеть методами переработки сырья дикорастущих растений;
— определять культивируемые грибы по внешнему виду
МОДУЛЬ 10. Технологии животноводства
— Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека;
— анализировать технологии, связанные с использованием животных;
— выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства;
— собирать информацию и описывать технологии содержания домашних животных;
— оценивать условия содержания животных в квартире, школьном зооуголке, личном подсобном хозяйстве и их соответствие требованиям;
— составлять по образцам рационы кормления домашних животных в семье (в городской школе) и в личном подсобном хозяйстве (в сельской школе);
— подбирать корма, оценивать их пригодность к скармливанию по внешним признакам, подготавливать корма к скармливанию и кормить животных
МОДУЛЬ 11. Социальные технологии
— Разбираться в сущности социальных технологий;
— ориентироваться в видах социальных технологий;
— характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;
— создавать средства получения информации для социальных технологий;
— ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологиям;
— осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность»,
«спрос», «маркетинг», «менеджмент» — Обосновывать личные потребности и выявлять среди них наиболее приоритетные.
3.Содержание курса
Методы и средства творческой и проектной деятельности
Экономическая оценка проекта.
Разработка бизнес-плана.
Основы производства
Транспортные средства в процессе производства.
Технология
Новые технологии современного производства.
Перспективные технологии и материалы XXI века.
Техника
Роботы и робототехника.
Классификация роботов.
Направления современных разработок в области робототехники.
Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
Технология производства синтетических волокон.
Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон.
Технологии производства искусственной кожи и её свойства.
Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды.
Технологии обработки пищевых продуктов
Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов.
Рациональное питание современного человека.
Технологии получения, обработки и использования информации
Сущность коммуникации.
Каналы связи при коммуникации.
Технологии растениеводства
Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии.
Технология клонального микроразмножения растений.
Технологии генной инженерии.
Технологии животноводства
Заболевания животных и их предупреждение.
Социальные технологии
Что такое организация. Управление организацией.
Менеджмент. Менеджер и его работа.
Методы управления в менеджменте.
Трудовой договор как средство управления в менеджменте.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Методы и средства творческой и проектной деятельности | 2 |
2. | Основы производства | 2 |
3. | Технология | 3 |
4. | Техника | 3 |
5. | Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | 6 |
6. | Технологии обработки пищевых продуктов | 4 |
7. | Технологии получения, обработки и использования информации | 2 |
8. | Технологии растениеводства | 5 |
9. | Технологии животноводства | 3 |
10. | Социальные технологии | 4 |
| Итого: | 34 |
4.Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Содержание | Общее количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Экономическая оценка проекта. | 1 | | |
2 | Разработка бизнес- плана | 1 | | |
3-4 | Транспортные средства в процессе производства. | 2 | | |
5 | Новые технологии современного производства. | 1 | | |
6-7 | Перспективные технологии и материалы XXI века | 2 | | |
8 | Роботы и робототехника. | 1 | | |
9 | Классификация роботов. | 1 | | |
10 | Направления современных разработок в области робототехники | 1 | | |
11 | Технология производства синтетических волокон. | 1 | | |
12-13 | Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон. | 2 | | |
14-15 | Технологии производства искусственной кожи и её свойства. | 2 | | |
16 | Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды | 1 | | |
17-18 | Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. | 2 | | |
19-20 | Рациональное питание современного человека | 2 | | |
21 | Сущность коммуникации. | 1 | | |
22 | Каналы связи при коммуникации | 1 | | |
|
23 | Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии. | 1 | | |
24-25 | Технология клонального микроразмножения растений. | 2 | | |
26-27 | Технологии генной инженерии | 2 | | |
|
28, 29, 30 | Заболевания животных и их предупреждение | 3 | | |
|
31 | Что такое организация. Управление организацией. | 1 | | |
32 | Менеджмент. Менеджер и его работа. | 1 | | |
33 | Методы управления в менеджменте. | 1 | | |
34 | Трудовой договор как средство управления в менеджменте | 1 | | |
| Итого | 34 | | |
| | | | |