СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 9 класс (курс "Самоопределение")

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамка  учебного курса «Профессиональное самоопределение школьников» раскрываются основы жизненного и профессионального самоопределения, многообразие мира труда и профессий, характеристики и методы выявления профессионально важных  качеств личности, способы и средства подготовки учащихся к обоснованному профессиональному самоопределению и выбору профиля обучения в старших классах, методика выполнения творческого проекта «Мой выбор».   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 9 класс (курс "Самоопределение")»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования на базовом уровне (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089).

2. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» (Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г № 03-1263).

3. Программа для общеобразовательных школ по предмету технологии 9 класс, под редакцией Симоненко В.Д. М., утвержденная МО РФ («Вентана-Граф», 2008 г).



Рабочая программа по технологии в 9 классе осуществлялось по модернизированной программе «Школа России» и была полностью реализована, как теоретическая, так и практическая часть).


2. Общая характеристика курса

Раздел «Профессиональное самоопределение» входит в содержание образовательной области «Технология». Образовательная программа по данному разделу разработана с учетом требований к уровню подготовки выпускников средней школы по образовательной области «Технология».

Одной из характеристик социально-экономической ситуации в нашем регионе является напряженность рынка труда. Резко увеличилось количество высвобожденных работников, выросло количество претендентов на одну вакансию. В этих условиях молодежь, в частности выпускники общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, является одной из наиболее слабозащищенных в социальном плане категорий. Низкая конкурентоспособность выпускников обусловлена причинами как объективного (отсутствие подходящих вакансий), так и субъективного характера, к числу которых относятся: низкий уровень профессиональной компетентности, мотивации к активному поиску работы, слабые навыки коммуникативного взаимодействия и самопрезентации. Повышение компетентности учащихся в вопросах профориентации и планирования карьеры, стало необходимой мерой профилактики напряженности молодежного рынка труда. Настоящая программа построена в основном на применении активных форм, способствующих увеличению заинтересованности учащихся, лучшему усвоению учебного материала и приобретению необходимых практических навыков. Кроме того, преимущество данной программы заключается и в том, что в ней учитываются

особенности региональной социально-экономической ситуации в области рынка

труда и образовательных услуг, что способствует максимальной адаптации выпускников к актуальным рыночным условиям.

В течение года учащиеся выполняют работу «Мир профессий», которая является итоговой за год. Работа выполняется последовательно, после изучения каждой новой темы учащиеся вносят дополнения. Выполнение итоговой работы по отдельным разделам является одновременно домашним заданием, которые преподаватель может собирать на проверку и выставлять промежуточные оценки по конкретному разделу. После проведения занятий, полностью оформленные творческие работы собираются на проверку, по ним выставляется предварительная оценка и, они допускаются к защите. Итоговое занятие – защита работ. Требования к оформлению и содержанию итоговых работ, а также условия их защиты представлены в программе.

В содержании курса даны примерные теоретические сведения по каждой теме. Данная программа адаптирована для старших подростков – учащихся 9-х классов. Она учитывает возрастные особенности учащихся (потребности в общении, самоутверждении, принятии).

Цели курса

  • подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению;

  • сформировать у них обоснованное профессиональное намерение;

  • способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

  • развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса

  • Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.

  • Повышение профессиональной грамотности учащихся.

  • Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

  • Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.

  • Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Для реализации программы используются технологии разноуровневой дифференциации, информационно-коммуникативные технологии и технология проекта.

3.Описание места предмета в учебном плане школы.

Предмет «Профессиональное самоопределение» в 9 классе является предметом Федерального компонента учебного плана образовательного учреждения, на реализацию которого отводится 35 часов и рассчитана на 1 час в неделю.

.


5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 34 ч

В рамка учебного курса «Профессиональное самоопределение школьников» раскрываются основы жизненного и профессионального самоопределения, многообразие мира труда и профессий, характеристики и методы выявления профессионально важных качеств личности, способы и средства подготовки учащихся к обоснованному профессиональному самоопределению и выбору профиля обучения в старших классах, методика выполнения творческого проекта «Мой выбор».

Теоретические сведения. Виды профессиональной карьеры. Сферы современного производства. Разделение труда на производстве. Понятие специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий. Пути получения профессионального образования. Необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии. Учреждения профессионального образования.

Практические работы. Построение плана профессиональной карьеры. Составление профессиограммы. Определение уровня и характера самооценки. Выявление склонностей, типа темперамента, черт характера. Анализ мотивов профессионального выбора. Профессиональные пробы. Выбор пути продолжения образования или трудоустройства.

Варианты объектов труда. План профессиональной карьеры. Профессиограммы.














7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

1.Профориентация старшеклассников. Сборник учебно-методических материалов, -

Чистякова Т.В. Волгоград: Учитель, 2006

2.Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 кл., Бобровская А.Н. Доколина Г.Ф. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

3.Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» Москва «Просвещение» 2005 г

4.«Школа и производство», научно-методический журнал

5.Тесты: Методика определения уровня самооценки,

методика КНОП,

методика «Кубика Кооса»

опросника профессиональной готовности (ОПГ),

тест Холланда,

методика ДВМ,

тест Бурдона, «Красно-черная таблица», методики ШТУР,

тесты Амтхауэра, Равена), тест Русалова.

Средства обучения:

1.Оборудование компьютерного класса (компьютер, принтер, диски, бумага)

2.Интернет-сайты:

http://rodn-I-k.narod.ru/ http://rodn-i-k.narod.ru/matrica/matrica_pr_spec.htm

www.prof-333.narod.ru

http://master-class.narod.ru информационный проект кафедры технологии лицея №8 «Олимпия»;

www.ipk.yar.ru «Ярославский институт развития образования. Раздел: технология»;

www.rozmisel.ru «Игры и задачи на развитие творческого мышления»;

Дополнительная литература:

1. Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии: проб. учебное пособие для учащихся 8–9 классов средней школы / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1988.

2. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко, А. Н. Богатырев, О. П. Очинин и др. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 288 с.

3. Технология. 8 класс: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 208 с.: ил.



8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Учащиеся должны знать:

  • социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии;

  • возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии;

  • понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики;

  • способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах организации труда;

  • о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве;

  • о рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии;

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;

  • анализировать профессиограммы и психограммы;

  • выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект ««Мои жизненные и профессиональные планы»;

  • заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.












КРИТЕРИИИ НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка тестовых заданий

Отметка «5»: выполнено правильно 86 – 100% работы.

Отметка «4»: выполнено правильно 71 – 85% работы.

Отметка «3»: выполнено правильно 50 – 70% работы.

Отметка «2»: выполнено менее 50% работы.

Отметка «1»: работа не выполнена.

Оценка устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязанный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Оценка письменных контрольных (практических) работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»: работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка результатов проектирования

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность организации труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки учитывается полнота раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Критерии творческого проекта, учитывающие оценку изделия и пояснительную записку, следующие:

Оценка "отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало.

Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других предметах.

"Хорошо" – пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.

"Удовлетворительно" – пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый)


интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.












6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во

час

Элементы содержания

Основные виды деятельности

Виды и формы
контроля

Дата
проведения

план.

факт.

1

Жизненное самоопределе-

ние человека

1

Сущность жизненного самоопределения.

Смысл и цель жизни человека.

Смысл жизни человека.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни.

Знать: сущность самоопределения человека; виды самоопределения; аспекты смысла жизни

Уметь: определять смысл и цель своей жизни

Ответы на вопросы;

Практическая работа.


Фронтальная



2










Сущность и структура

процесса профессиональ-ного самоопределе-

ния и развития

1

Компоненты процесса профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение и развитие.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия.

Знать: понятие профессиональное самоопределение, его компоненты;

этапы профессионального развития человека

Уметь находить компоненты профессионального развития человека.


Текущий

опрос.


Индиви-

дуальная;

фронтальная



3

Значение, ситуация

и правила выбора профессии

1

- Значение выбора профессии;

-Ситуация выбора профессии;

- Правила выбора профессии

Практическая работа.

Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».


Знать: ситуацию и правила выбора прфессии

Уметь: применить правила выбора профессии на практике

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая.



4

Типичные ошибки при выборе профессии

1

Группы ошибок:

-Незнание мира профессий

-незнание себя

-незнание правил выбора

Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу

Знать: типичные ошибки при выборе профессии

Уметь: находить типичные ошибки при выборе профессии

в различных жизненных ситуациях.

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая.



5

Творческий проект «Мой выбор»

1

Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор».

Знать: структуру творческого пректа

Текущий

Опрос. 


Индиви-

дуальная;

фронтальная



6

Тестовый контроль знаний по разделу

1

Контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения»

Знать основные понятия по разделу.

Уметь работать с тестами

Тестирование


Групповая



7

Профессия и специальность: происхождение и сущность

1

Происхождение труда. Разделение труда. Современные формы разделения труда. Основные характеристики профессии.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность»

Знать: сущность понятий профессия, специальность; структуру современного производства.

Уметь: определять профессию, специальность, должность и квалификацию;

классифицировать профессии

Ответы на вопросы;

Практическая работа.


Индиви-

дуальная;

фронтальная



8

Многообразие мира труда

1

Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средства труда. Сферы, отрасли и секторы экономики. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу

Знать: сущность и виды труда;

сферы, отрасли и секторы экономики. Отрасль труда.

Уметь различать предмет труда, средства труда, продукты труда.

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



9

Классификация профессий. Формула профессии

1

Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Составление школьниками формулы своей будущей профессии.

Знать:

способы классификации профессий, их достоинства и недостатки;

классифика-

ционные признаки.

Уметь составлять формулу будущей профессии.

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

фронтальная.



10

Профессиональная деятельность и карьера человека

1

Профессии социальной сферы.

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы

Знать: сущность и назначение социальной сферы; содержание труда и требования, предъявляемые к человеку

Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях трудоустройства

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

фронтальная





11

Рынок труда и его требования к профессионалу

1

Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Брянской области.Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.

Знать: сущность рынка труда и принципы его формирования;

требования к современному профессионалу.

Уметь: определять профессии востребованные на рынке труда.

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



12

Тестовый контроль знаний по разделу

1

Контроль знаний по разделу «Мир труда и профессий»

Знать основные понятия по разделу Уметь работать с тестами

Тестирование



13

Профессионально важные качества человека

1

Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу

Знать: сущность и структуру профессионально важных качеств человека; типологические особенности человека.

Уметь: различать общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.


Ответы на вопросы;

Практическая работа.


Групповая

фронтальная





14

Профессиональ-

ные интересы и склонности. Мотивы выбора прфессии

1

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии


Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ)

Знать: сущность понятий профессиональный интерес, склонности; этапы развития интересов, склонностей.

Уметь: осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



15

Особенности психических процессов и выбор профессии

1

Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников

Знать: сущность психических процессов их характерные особенности, роль в профессиональном самоопределении.

Уметь: оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



16

Темперамент и выбор профессии

1

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.

Знать: суть понятия темперамент, классификацию типов темперамента, особенности каждого из них;

Уметь: определять проявление темперамента в профессиональной деятельности

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



17

Характер и выбор профессий

1

Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей характера по методике «Мой характер»

Знать: суть понятия «характер»; черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера.

Уметь: определять требования типов профессии к характеру человека.

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



18

Роль способностей профессиональной деятельности

1

Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методики «КОС» и ли «Определение склонностей».


Знать: сущность понятия «способности»; уровни развития способностей;

Уметь: выделять основные свойства специальных способностей.

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



19

Тип личности и выбор профессии

1

Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей и предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление типа личности по методике Дж. Холланда.


Знать социально-профессиональные типы людей, их роль в профессиональной деятельности.

Уметь: выделять предпочитаемые сферы деятельности для различных типов личности; находить схожие и противоположные типы.

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



20

Профессиональная деятельность и здоровье

1

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. Важнейшие характеристики здоровья человека

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

Знать: сущность понятия здоровье; взаимосвязь здоровья и выбора профессии, карьеры; важнейшие характеристики здоровья человека.

Уметь: оценивать состояние своего здоровья для определения профессиональной пригодности к той или иной деятельности

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная





21

Профессиональ-

ная пригодность

и самооценка

1

Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригод-ности, профессионального соответствия, профессионального призвания. Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

Практическая работа. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».

Знать:

сущность и степени профессиональной пригодност; сущность и уровни самооценки

Уметь: находить признаки степени профессиональной пригодности.

Тестирование

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



22

Тестовый контроль знаний по разделу

1

Контроль знаний по разделу «Человек и профессия»

Знать: основные понятия по разделу Уметь работать с тестами

Тестирование



23

Анализ профессиональной деятельности

1

Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с профессиограммами различных профессий.

Знать сущность, назначение и структура профессиограммы и психограммы

Уметь составлять профессиограмму.

Ответы на вопросы;

Практическая работа.


Групповая

фронтальная





24

Профессиональ-

ная проба и творческие

проекты

1

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении

Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб. Классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.

Знать: сущность понятия

профессиональная проба,
её роль в профессиональном самоопределении.

Уметь выделять этапы выполнения и уровни сложности профпроб.

Тестирование

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



25

Профильное обучение и предпрофильная подготовка

1

Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структура содержания профильного обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий.

Знать цель, задачи и содержание профильного и предпрофильного обучения.

Уметь определять предметы профильного и предпрофильного обучения.

Тестирование

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



26

Пути получения профессионального образования

1

Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. Уровни профессионального образования. Система профессиональной подготовки кадров. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий, ознакомление с профессиональными учебными заведениями Брянской области.

Знать уровни и пути получения профессионального образования

Уметь находить информацию о профессиональных учебных заведениях.


Тестирование

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



27

Профессиональная консультация

1

Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление перечня вопросов к профконсультантам.

Знать сущность, цель, задачи, виды и формы, профессиональной консультации.

Уметь составлять перечень вопросов к профконсультантам

Тестирование

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



28

Профессиональное самоопределение и самовоспитание

1

Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление школьниками плана подготовки к приобретению профессии.

Знать: виды возможностей человека; сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. методы профессионального самовоспитания.

Уметь составлять план подготовки к приобретению профессии.

Тестирование

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



29

Готовность к профессиональ-ному самоопределению. Принятие решения о профессиональ-ном выборе

1

Готовность к профессиональному самоопределению. Показатели готовности к профсамоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение «Карты готовности к профессиональному самоопределению».

Знать показатели готовности к профсамоопределе-нию


Уметь заполнять «Карту готовности к профессиональному самоопределению».

Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная;

групповая; фронтальная



30

Тестовый контроль знаний по разделу

1

Контроль знаний по разделу «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности»

Знать: основные понятия по разделу Уметь работать с тестами

Тестирование



31-34

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление проекта

2

Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта. Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.

Знать: критерии оценки выполнения и оформления творческого проекта;

Уметь выполнять и оформлять проект.


Текущий

опрос.

Практическая работа


Индиви-

дуальная.





Защита творческих проектов «Мой выбор»

2

Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профпроб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов.

Практическая работа. Представление и защита проектов.

Знать: критерии оценки выполнения и защиты проекта;

последовательность защиты проекта.

Уметь

представлять и защищать проект.

Презентация защиты проектов.


Индиви-

дуальная





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!