Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
(в ред. ПриказаМинобрнауки России от 29.12.2014 N 1643)
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
ФГОС НОО п.12.3.
- получение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека;
- получение начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- получение общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- использование приобретенных знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
ООП НОО (Целевой раздел).
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), режущими (ножницы);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Ученик получит возможность научиться пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет.
Планируемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты
У ученика будут сформированы:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Планируемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Содержание учебного предмета
1. Место предмета в Учебном плане
I-IV четверть: 1 час в неделю
По плану: I четверть – 9ч.
II четверть – 7ч.
III четверть – 9ч.
IV четверть – 8ч.
По учебно-календарному графику
I четверть – 9ч.
II четверть – 7ч.
III четверть – 9ч.
IV четверть – 7ч.
Итого: 32 ч
Итого: 33 ч
2. Наименования разделов учебной программы и характеристика основных видов деятельности
№ | Наименование разделов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | «Давайте познакомимся» | Знакомство с учебником; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Осмысление собственных интересов и предпочтений. Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках. |
2 | «Человек и земля» | Знакомство с видами природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии. Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов. Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски). Знакомство с видами диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с видами домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином. Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов. Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу. Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью, Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Оформление игрушки при помощи пуговиц. Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. |
3 | «Человек и вода» | Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. |
4 | «Человек и воздух» | Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу. Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. |
5 | «Человек и информация» | Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование). Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Практическая работа | Дата |
план | факт |
1 | «Давайте познакомимся» - 3 часа Как работать с учебником. Я и мои друзья | Пр.р. - заполнение анкеты. РТ с.5 | 05.09 | |
2 | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. | Пр.р.- РТ с.6-9 | 12.09 | |
3 | Что такое технология. | Понятие: «технология». | 19.09 | |
4 | «Человек и земля» - 19 часов Природный материал. | Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» Изделие: « Аппликация из листьев». РТ с.10 | 26.09 | |
5-6 | Пластилин. | Понятия: «эскиз», «сборка». Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Изделие «Мудрая сова». РТ с.11 | 03.10 10.10 | |
7-8 | Растения. Осенний урожай | Понятие: «земледелие», Изделие: «Заготовка семян» Изделие. «Овощи из пластилина». РТ с.12-13 | 17.10 24.10 | |
9 | Бумага. | Понятия: «шаблон», «симметрия», «правила безопасной работы». Изделие. Закладка из бумаги. РТ с.15 | 31.10 | |
10 | Насекомые. | Изделие «Пчелы и соты». | 14.11 | |
11 | Дикие животные. | Изделие: «Коллаж «Дикие животные»» | 21.11 | |
12 | Домашние животные. | Изделие: «Котенок», «Барашек». РТ с.16-17 | 28.11 | |
13 | Такие разные дома. | Понятия: «макет», «гофрированный картон». Изделие: « Домик из веток». РТ с.18 | 05.12 | |
14-15 | Посуда. | Понятия: «сервировка», «сервиз». Изделия: «Чашка», « чайник», « сахарница». | 12.12 19.12 | |
16 | Новый год. | Изделие: «Украшение на елку» | 26.12 | |
17 | Свет в доме. | Изделие: « Торшер». РТ с.19 | . 16.01 | |
18 | Мебель. | Пр.р.- выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу. РТ с.20-21 | 23.01 | |
19 | Одежда. Ткань. Нитки. | Понятия: «выкройка», «модель» Изделие: «Кукла из ниток» РТ с.22 | 30.01 | |
20-21 | Учимся шить. | Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок» РТ с.24-25 | 06.02 20.02 | |
22 | Передвижение по земле. | Изделие: «Санки». РТ с.26 | 27.02 | |
23 | «Человек и вода» - 3 часа Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. | Понятие: «рассада». Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями» | 05.03 | |
24-25 | Питьевая вода. | Изделие: «Колодец». РТ с.27 | 12.03 | |
26 | Передвижение по воде. | Понятие: «оригами». Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот», РТс.27-29 | 19.03 02.04 | |
27 | «Человек и воздух» - 5 часов Использование ветра. | Понятие: «флюгер». Изделие: «Вертушка» РТс.29 | 09.04 | |
28-29 | Полёт птиц. | Понятие: «мозаика». Изделие: «Попугай» РТ с.29 | 16.04 | |
30 | Полёты человека. | Понятия: «летательные аппараты». Изделие: «Самолет», «Парашют». РТ с.30 | 23.04 | |
31 | «Человек и информация» - 3 часа Способы общения. | Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо» | 07.05 | |
32 | Важные телефонные номера. Правила движения. | Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. | 14.05 | |
33 | Компьютер. | Понятия: «компьютер», «Интернет» | 21.05 | |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА "ТЕХНОЛОГИЯ", РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Предметные результаты освоения учебного предмета | Предметное содержание учебного предмета "Технология", распределенное по годам обучения |
Первый год обучения |
В результате первого года изучения учебного предмета "Технология" ученик научится: - организовывать рабочее место по предложенному образцу, удобно и рационально размещать инструменты и материалы согласно своим физиологическим возможностям; - осознанно соблюдать технику безопасной работы ножницами и иглой; - понимать и ориентироваться в условных обозначениях при выполнении различных технологических операций; - экономно расходовать используемые материалы; - выполнять изделия по образцу, шаблонам; - анализировать устройство изделия, определять в нем детали; - называть технологические операции при работе над изделием; - определять основные этапы создания изделий с опорой на рисунки и план работы; - узнавать и называть основные свойства бумаги, картона, пластичных, текстильных и природных материалов и использовать эти свойства в работе над изделием; - собирать, обрабатывать, сохранять и использовать природный материал в декоративных композициях; - составлять композиции, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация, мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов); - использовать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) для изготовления изделий; - называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах | Основные содержательные линии 1. Основы культуры труда (планирование и организация рабочего места, соблюдение правил безопасной работы инструментами, экономное расходование материалов). Самообслуживание. 2. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений. 3. Работа с условными обозначениями при выполнении различных технологических операций. 4. Технологические операции, их рациональное использование в зависимости от вида материала. Технология ручной обработки материалов. 5. Анализ устройства изделия, определение деталей и способов соединения, внесение творческих изменений в создаваемые композиции. 6. Практическая преобразовательная работа по изготовлению различных изделий индивидуально, в парах или в группах. Проектная деятельность. 7. Использование возможностей ИКТ в поисковой и проектной деятельности. |
Технологии работы с бумагой и картоном Бумага и картон, их основные свойства. Практическое применение бумаги и картона в работе над изделием. Технологические операции: разметка деталей (при помощи шаблона, на глаз, сгибанием и складыванием), выделение деталей (отрывание, резание ножницами), сборка (склеиванием) и отделка (раскрашиванием, аппликацией) при работе над изделием. Общие правила составления композиций (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с бумагой (аппликация, рваная аппликация, мозаика, коллаж, оригами). |
Технологии работы с пластичными материалами Пластичные материалы, их основные свойства. Практическое применение пластичных материалов в работе над изделием. Технологические операции: выделение деталей (резание стекой), формообразование деталей (скатывание, сплющивание, вытягивание, раскатывание и др.), сборка и отделка при работе над изделием. Общие правила составления композиций (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с пластичными материалами. |
Технологии работы с текстильными материалами Текстильные материалы, их основные свойства. Практическое применение текстильных материалов в работе над изделием. Технологические операции: выделение деталей (раскрой ножницами), отделка (вышивка) при работе над изделием. Общие правила составления композиций из ниток (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с текстильными материалами (строчка прямого стежка, декоративная вышивка по прямым линиям). |
Технологии работы с природным материалом Природные материалы, их основные свойства. Практическое применение природных материалов в работе над изделием. Технологические операции: сборка (склеиванием, соединением на пластилин) и отделка при работе над изделием. Подготовка природных материалов к работе (сбор, обработка, хранение) и их использование в декоративной композиции. Общие правила составления композиций (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с природными материалами (аппликация, конструирование). |
Элементы графической грамоты Условные обозначения при выполнении различных технологических операций (линии сгиба, линии разреза и др.). |
Информационно-коммуникационные технологии Способы представления информации. Технологии поиска информации. |
Проектная деятельность Проект как коллективная творческая деятельность. Правила сотрудничества. |
Технологии, профессии и производства Профессиональная деятельность людей, работающих с бумагой, текстильными и пластичными материалами |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 9»
Рассмотрено. Руководитель ШМО НК МКОУ «ООШ № 9» _________ /Липовцина Н. А. / от « » августа 2019 г. | Согласовано. Зам. директора по УР МКОУ «ООШ № 9» _________/И.Н.Бирючинских / « » августа 2019 г. | Утверждено. Директор МКОУ «ООШ № 9» ________/Т.Н. Шмыглева/ « » августа 2019 г. |
Рабочая программа
Учебный курс: «Смысловое чтение» (овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста)
Предметная область: русский язык и литература
Класс: 8 а, 8 б
Синицина Марина Викторовна
2019г.