СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для обучающихся аутистического спектра вариант 8.2

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для обучающихся аутистического спектра вариант 8.2»



1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Технология» разработана для обучения учащегося (обучение на дому) с расстройством аутистического спектра (далее - РАС), составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), от 19 декабря 2014 г. № 1598 и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС, вариант 8.2.


Цели изучения технологии в начальной школе:

 овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

 освоение продуктивной проектной деятельности.

 формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

 духовно-нравственное развитие учащегося, освоение нравственноэстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

 развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

 формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

 формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

 развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

 формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

 развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

 формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

 гармоничное развитие понятийно-логического и образнохудожественного мышления в процессе реализации проекта;

 развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

 формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

 развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

 формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

 обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

 формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

 обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

 формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

 формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

 формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

 формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

 формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности

Место учебного курса «Технология» в учебном плане.

Согласно АООП НОО (вариант 8.2) для обучающихся с РАС (обучение на дому) на изучение курса «Технология» в начальной школе выделяется во 2 классах отводится 34 ч .

. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения обучающимися с РАС курса «Технология»

В освоении учебного предмета «Технология. Ручной труд» должны быть достигнуты определенные результаты: личностные и предметные.

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Технология. Ручной труд» относятся:

  • положительное отношение и интерес к труду;

  • понимание значения и ценности труда;

  • отношение к труду как первой жизненной необходимости;

  • понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

  • осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;

  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;

  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности.



Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой об­разовательной области, готовность их применения.

Программа «Технология. Ручной труд» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с РАС.

К концу начального обучения ручному труду обучающиеся должны знать:

  • правила организации рабочего места;

  • виды трудовых работ;

  • названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

  • названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;

  • приемы работы (приемы разметки деталей, приемы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, приемы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

уметь:

  • самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;

  • анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;

  • составлять стандартный план работы по пунктам;

  • владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов;

  • работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; с бумагой и картоном; с нитками и тканью; с проволокой и с металлом; с древесиной; конструировать из металлоконструктора);

  • выполнять несложный ремонт одежды.


Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

К концу начального трудового обучения обучающиеся должны знать:

  • правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

  • об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

  • виды художественных ремесел;

уметь:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при выполнении трудовых работ;

  • на основе полученных представлений о материалах осознанно подбирать их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; экономно расходовать материалы;

  • работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

  • выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда.


6. Содержание учебного курса «Технология»

Программа «Технология» по ручному труду в начальных классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, картон, нитки, ткани, природные материалы, древесина, металл). Систематическое обучение ручному труду предполагает следующие виды ручного труда: работа с глиной и пластилином, работа с бумагой и картоном, работа с природными материалами, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, работа с проволокой, работа с металлоконструктором, картонажно-переплетные работы, швейные работы, ремонт одежды.

Введение

Человек и труд. Урок труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.

Работа с глиной и пластилином

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина – строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин –материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным – предмет создается из отдельных частей; пластическим – лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным – объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска. Приемы работы: разминание, отщипывание кусочков пластилина, размазывание по картону (аппликация из пластилина), раскатывание столбиками (аппликация из пластилина), скатывание шара, раскатывание шара до овальной формы, вытягивание одного конца столбика, сплющивание, прищипывание, примазывание (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Комбинированные работы: бумага и пластилин.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы), и правила работы с ними. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).

Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.

Работа с бумагой и картоном

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

• разметка с помощью шаблонов. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

• разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Их применение и устройство. Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль»;

• разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющих округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу гармошки; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой, вышивка прямой строчкой в два приема, вышивка стежком вперед иголку с перевивом, вышивка строчкой косого стежка в два приема.

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами. Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скручиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с тканью (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Ткачество. Как ткани ткут. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).

Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Комбинированные работы: бумага и нитки; бумага и ткань; бумага и пуговицы.


§Тематический план по предмету «Технология»

Содержание разделов

Количество часов

1

Работа с глиной и пластилином

4ч.

2

Работа с природными материалами

7 ч.

3

Работа с бумагой и картоном

8 ч.

4

Работа с текстильными материалами

9 ч.

5

Творческий проект

1 ч.


Всего

29 ч.

Календарно-тематическое планирование


1ч в неделю * 29недель-29 ч

№ п/п

Тематическое планирование

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактичес-кая

1

Складывание фигурок из бумаги. Изделие: собака (оригами).

1

11.10.23


2

Сорта и свойства картона. Как работать с шаблоном. Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий.

1

18.10.23


3

Свойства ниток. Виды работы с нитками. Связывание ниток в пучок. Изделие: ягоды из ниток

1

25.10.23


4

Шитьё. Завязывание узелка на нитке. Как пришить пуговицу с двумя сквозными отверстиями.

1

08.11.23


5

Применение глины для изготовления посуды. Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы.

1

15.11.23


6

Глиняные изделия конической формы. Лепка из пластилина чашки конической формы.

1

22.11.23


7

Предметная аппликация из засушенных листьев. Изделие по выбору: мальчик, девочка.

1

29.11.23


8

Декоративная аппликация из засушенных листьев. Изделие: рамочка для фотографии.

1

06.12.23


9

Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Аппликация из обрывной бумаги «Яблоко»

1

13.11.23


10

Применение ниток. Изготовление фигурки девочки из связанных пучков ниток.

1

20.11.23


11

Глиняная посуда в форме шара. Изделие: чайник.

1

27.12.23


12

Изготовление из бумаги игрушек в форме шара. Бумажный шар из 2 кругов, из бумажных полос.

1

10.01.24


13

Применение глины для скульптуры. Лепка из пластилина фигурки «Медвежонок» из отдельных частей.


1

17.01.24


14

Лепка фигурок из целого куска пластилина. Изделие: улитка.

1

24.01.24


15

Работа с еловыми шишками. Свойства, изделия из шишек. Изделие: человечек.

1

31.01.24


16

Работа с еловыми шишками. Изделия: фигурки птиц.

1

07.02.24


17

Композиция из шишек и листьев «Пальма»

1

14.02.24


18

Что надо знать о линейке. Изготовление предметной аппликации «Грузовик», состоящей из геометрических фигур.

1

21.02.24


19

Применение и назначение ткани в жизни людей. Сорта тканей и их назначение. Раскрой деталей изделия из ткани.

1

28.02.24


20

Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. Изделие: игольница.

1

06.03.23


21

Что надо знать об открытках. Изделие: открытка «Сказочный цветок»

1

13.03.24


22

Лепка композиции к сказке «Колобок»

1

27.03.24


23

Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.

1

03.04.24


24

Что нужно знать о дорожных знаках. Изготовление из бумаги дорожного знака «Переход»

1

10.04.24


25

Вышивка. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой.

1

17.04.24


26

Приемы вышивания: вышивка стежком «вперед иголку» с перевивом.

1

24.04.24


27

Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы.

1

08.05.24


28

Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы (продолжение работы)

1

15.05.24


29

Итоговая работа. Творческий проект.

1

22.05.24








13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!