Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вохтомская основная школа»
РЕКОМЕНДОВАНО Школьным методическим объединением
от «_29_»_августа 2020г, протокол №__1_
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
(наименование учебного предмета (курса)
Класс 2
Срок реализации программы 2020 - 2021 учебный год
Составитель программы Кишкина Ирина Николаевна
(ФИО учителя)
пос. Фоминский
(название населённого пункта)
2020
(год разработки)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Учащийся научится с помощью учителя:
• объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
• уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
• понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится с помощью учителя:
• формулировать цель деятельности на уроке;
• выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
• планировать практическую деятельность на уроке;
• выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
• предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
• работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
• определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится с помощью учителя:
• наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
• сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
• понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
• находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
• называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
• самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится с помощью учителя:
• вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
• вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
• слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
• выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.
Предметные
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
• элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
• гармонии предметов и окружающей среды;
• профессиях мастеров родного края;
• характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
• самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
• готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
• выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
• самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
• применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2.Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
• обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
• названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
• происхождение натуральных тканей и их виды;
• способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
• основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
• линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
• названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
• читать простейшие чертежи (эскизы);
• выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
• оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
• решать несложные конструкторско-технологические задачи;
• справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
• неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
• отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь:
• конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
• определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:
• назначении персонального компьютера.
Содержание учебного предмета
«Художественная мастерская» ( ч.)
знакомит учащихся со средствами художественной выразительности, которыми пользуются мастера для выражения содержания своей работы, придания красоты и неповторимости своим изделиям. Это — тон, форма, размер, цвет, светотень, симметрия. Здесь же ученики знакомятся с биговкой как способом ровного сгибания плотной бумаги и тонкого картона.
«Чертёжная мастерская» ( ч.)
знакомит учащихся с чертёжными (контрольно-измерительными) инструментами — линейкой, угольником и циркулем, их устройством и возможностями; ученики учатся проводить линии и измерять отрезки от нулевой точки линейки и угольника, строить отрезки заданной длины, измерять длины сторон многоугольников, размечать правильные геометрические фигуры, пользоваться циркулем (проводить дуги и строить окружности, измерять радиусы, длины сторон многоугольников вместе с линейкой). Вводятся понятия чертежа, линий чертежа (4 вида). Дети учатся читать простейшие чертежи и выполнять разметку деталей изделий с опорой на них.
«Конструкторская мастерская» ( ч.)
знакомит учащихся с характерными особенностями разъёмных и неразъёмных конструкций, с подвижным и неподвижным соединением деталей в них, с шарнирным соединением деталей (на оси и по типу марионетки). Содержание второго и третьего разделов особенно развивает конструкторские способности детей, пространственные представления. Последние особенно необходимы для освоения курса геометрии в старшей школе.
«Рукодельная мастерская» ( ч.)
знакомит учеников с тканями натурального происхождения, трикотажем и неткаными полотнами (флизелин, синтепон, ватные диски), особенностями строения каждого материала, возмож- ностями их использования. Второклассники осваивают строчку косого стежка и её варианты — «крестик» или «крест», визуально знакомятся с другими вариантами. Важно, что основные технологические операции по изготовлению швейных изделий ученики осваивают через сравнение, перенос известных способов обработки и практические пробы — упражнения в их применении.
Цель рубрики «Наши проекты» — обучать детей элементам проектной деятельности. Ученики выполняют групповые работы, в которых каждый изготавливает свою деталь, а дальше они объединяются в сюжетный макет.
3. Тематическое планирование
( кол-во часов в неделю 1, всего часов в год 34 )
№ урока | Тема урока | Примечание (контроль, проекты, практические работы и т.п.) |
| Художественная мастерская (11ч.) Что ты уже знаешь? ТБ на уроках в «Художественной мастерской». Изделие «Мастер-бобёр». | |
| Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Изделие «Орнамент из семян» | |
| Какова роль цвета в композиции? Аппликация «Цветочная композиция» | |
| Какие бывают цветочные композиции? Изделие «Букет в вазе» | |
| Как увидеть белое изображение на белом фоне? Композиция «Белоснежное очарование» | |
| Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Изделие «Композиция-симметрия» | |
| Можно ли сгибать картон? Как? | |
| Наши проекты. «Африканская саванна» | Проект |
| Как плоское превратить в объемное? Изделие «Говорящий попугай» | |
| Как согнуть картон по кривой линии? Изделие « Змей Горыныч» | |
| Проверочная работа по теме «Художественная мастерская» | Проверочная работа |
| Чертежная мастерская ( ч.) Что такое технологические операции и способы? ТБ на уроках в «Чертёжной мастерской». Изделие «Игрушка с пружинками» | |
| Что такое чертёж и как его прочитать? Изделие «Открытка-сюрприз». | |
| Как изгот овить несколько одинаковых прямоугольников? Изделие «Аппликация с плетением» | |
| Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Изделие «Блокнотик для записей» | |
| Можно ли без шаблона разметить круг? Изделие «Узоры в круге» | |
| Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изделие «Игрушки из конусов» | |
| Проверочная работа по теме «Чертежная мастерская» | Проверочная работа |
| Конструкторская мастерская Какой секрет у подвижных игрушек? Изделие «Игрушки –качалки» | |
| Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Изделие «Подвижная игрушка» | |
| Что заставляет вращаться винт - пропеллер? Изделие «Пропеллер». Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Изделие «Самолет» | |
| День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Изделие «Поздравительная открытка» | |
| Как машины помогают человеку? Изделие «Макет автомобиля». | |
| Поздравляем женщин и девочек. Изделие «Открытка к 8 Марта» | |
| Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. «Создадим свой город» | Проект |
| Проверочная работа по теме «Конструкторская мастерская» | Проверочная работа |
| Рукодельная мастерская ( ч.) Какие бывают ткани? Изделие «Одуванчик» | |
| Какие бывают нитки? Как они используются? Изделие «Птичка из помпона» | |
| Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изделие «Подставка» | |
| Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Изделие «Мешочек с сюрпризом» | |
| Изделие «Мешочек с сюрпризом». Оформление изделия | |
| Как ткань превращается в изделие? Лекало. Изделие «Футляр для мобильного телефона» | |
| Промежуточная аттестация | Промежуточная аттестация |
| Что узнали? Чему научились? | |