Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Степано-Савченская основная общеобразовательная школа.
()
Ростовская область Милютинский район, х.Степано-Савченский
Утверждаю.
Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ
Приказ № ___от ____________2017 год.
________________Т.Н.Буряченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По___________технологии____________
(указать учебный курс, предмет)
Уровень общего образования (класс):___ начальное,общее
4 класс________________
Количество часов:__________34 часа______________-
Учитель Хандакова Татьяна Дмитриевна
Программа разработана на основе:
1.Программы начального общего образовательного учреждения по .Технология 4 кл..М.авторы Н.М. Конышева, В.И.Романина -издание 8-е доработанное и дополненное,- Смоленск «Ассоциация21век» 2014год.:
2.Примерная программа начального общего образования по направлению"Технология» /Министерства образования и науки Российской Федерации_в_ соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с и нормативно-правовой базой:
Законы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ( от 29.12.2012 № 273 – ФЗ
- Федеральный Закон от 01.12.2007 №309 ( ред .от 23.07.2013)» О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного общеобразовательного стандарта »;
_Областной закон от 14.11.2013 №26 – «Об образовании Ростовской области «
- Федеральный Закон от 01.12.2007 №309 ( ред .от 23.07.2013)» О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного общеобразовательного стандарта »;
Приказы
приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования »(в приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164,от 31.08.2009 №320,от 19.10.2009 №427.от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39)
-- приказ Минобразования России от 05.10.2009№373«Об утверждении и введении в действия федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказов Минобрнауки России от 26. 11. 2010 № 1241 .от 22. 09. 2011 № 2357, от 18. 12. 2012 № 1060 ,от 29.12.2014№1643)
- ;Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную акридитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 30.04.2014 г. № 263 « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015 – 2016 учебный год»;
-- Приказ Минобразования России от 03 .06.2010 №472» О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области
Программы
» Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Депортаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС ( протокол заседания Координационного совета № 1 от 27 – 28 июля 2010 г.);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования( одобрена федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 08. 04.2015 №1// 15 )
Постановления :
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189»Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 « Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях »( ред. изменений №1 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011№85, изменений №2, ) утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25. 12.2013№72,)
Учебный план МБОУ Степано-Савченской ООШ на 2015 – 2016 учебный год;
Календарный учебный график на 2015-2016 учебный год.
Образовательная программа МБОУ Степано-Савченская школа.
Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин ( приказ № 1 от 28.08.2014 г.)..
Учебная программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир», автор Конышева Н.М (УМК «Гармония»).Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный ,здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
• Викторины
• Кроссворды
• Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
• Тестирование
Задачи курса:
Духовно-эмоциональное обогащение личности
а) формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
б) воспитательного и участливого отношения к окружающему;
в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;
г) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.
2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
3. Развитие мышления, речи, познавательной активности и самостоятельности учащихся.
4. Расширение кругозора.
5. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся
Общая характеристика учебного предмета
Проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей является главным стержнем программы четвертого года обучения. Накопленные учениками за предыдущий период знания и умения не просто дополняются, а систематизируются и обобщаются — в результате у них формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека и осмысленное отношение к ней.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом учебного плана МБОУ Степано-Савченская ООШ на 2015-2016 год, в соответствии с которым на изучение учебного предмета «Технология» в 4 классе отводится 1 час в неделю, поэтому рабочая программа разработана на 34 часа.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 4-м классе на изучение предмета «Технология» выделяется 34часа (1 час в неделю).
В соответствии с графиком работы МБОУ Степано-Савченской ООШ , расписанием учебных занятий на 2015-2016 учебный год, производственным календарем РФ на 2016 год для учащихся 4 класса количество часов отведенных на изучение предмета «Технология» не изменилось. Таким образом, в календарно тематическом планировании на изучение предмета «Технология» отводится 34 часа
Содержание учебного предмета
1четверть (9ч.)
Основы понимания исторической и социальной информации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов. На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал — все имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времен и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, которыми пользовался и продолжает пользоваться человек.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы. Изучение истории некоторых ремесел. Понятие об исторической значимости предметной среды. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов.
Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения: макраме; плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики; полотенце с вышивкой.
IIчетверть
Мастера и подмастерья (7ч.)
Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной информации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, к передаче знаний и опыта от одного поколения к другому. Понимание ценности предшествующих культур и бережное отношение к ним не должно противоречить творческому стремлению к постоянному поиску нового, поэтому так важно продемонстрировать детям возможные корректные сочетания подражательной и творческой деятельности. Подражание, если оно продиктовано стремлением лучше узнать, понять, изучить какую-либо идею или дело, в данном случае подражание Мастеру — это способ научиться мастерству. Четвероклассники на какой-то период сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд такой прием может показаться противоречащим общей — творческой — концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более четко и убедительно выделить мысль: Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров. При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства — его духовно-нравственный смысл; с распространенным в различных методиках трудового обучения копированием указанный прием не имеет ничего общего.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Изучение и освоение всевозможных новых способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами. Сложные виды бумагопластики. Новые чертежно-графические приемы: построение прямоугольника с помощью угольника и линейки; геометрические построения с использованием различных чертежно-измерительных инструментов.
Новогодние, рождественские, святочные аксессуары (маски, упаковки, открытки, игрушки).
Развертки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях: карнавальная маска, автомобиль Деда Мороза, замок Снежной королевы.
Елочные игрушки из ниток, пропитанных клеем; конструирование гирлянд.
III четверть
Традиции и современность (10ч.)
Как видно из названия четверти, программа предлагает еще раз, специально, обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом, которая объясняет трансформацию традиций изготовления изделий народных промыслов в современных условиях. Проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремеслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обращаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремеслах. Рукоделие в духе народных традиций. Природные формы в художественных ремеслах.
Вязание крючком; кружевоплетение (имитация из тесьмы); мягкая игрушка-сувенир; конструирование и шитье передника; вышивка салфетки или полотенца; переплетные работы (жесткий переплет); бисероплетение.
IV четверть
Творчество. Труд. Мастерство (8.)
В этой четверти дети продолжают изучение традиций и канонов, существующих в различных видах художественных ремесел. Вместе с тем предполагается, что к середине четвертого класса ученики уже достаточно свободно владеют основными приемами ручной работы и их дальнейшее совершенствование само по себе способно вызвать у детей положительные эмоции. Фактически в этот период продолжаются и углубляются те основные образовательные и развивающие линии обучения, которые были заданы ранее.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Ознакомление с особенностями монументального, станкового и декоративно-прикладного искусства. Работа художника в различных видах искусства. Разработка и изготовление изделий современного вида.
Станковое искусство, скульптура: однофигурная и двухфигурная композиция (лепка). Монументальное искусство, витраж: окно замка Снежной Королевы, веселого гнома или Малъвины (макет из плотной и крепированной бумаги). Декоративно-прикладное искусство: декоративная тарелка для кухни определенной цветовой гаммы; декоративная маска (папье-маше).
Современная декоративная посуда; аппликация из соломки; простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и пр.); разделочная доска (выжигание).
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной деятельности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ четверти | Количество часов | Название раздела |
1 | 9 | Из глубины веков |
2 | 7 | Мастер и подмастерья |
3 | 10 | Традиции и современность |
4 | 8 | Твоя творческая мастерская |
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ
«Наш рукотворный мир» 4 класс О.Т. Конышева –34 ч.
№ п/п | Наименование раздела. Подраздел. Тема урока | Дата | Дата корр | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы |
-
| Инструктаж по ТБ на уроках труда | 6.09 | | | |
-
| Вводный урок. Тема года | 13.09 | | Знать и применять ТБ на уроках технологии. | Составление технологической карты по ТБ. |
-
| Сосуд с магическим орнаментом (лепка) | 20/09 | | Знать об особом месте керамики в быту наших предков. Знать о значении стилизованных изображений четырех стихий. Уметь составлять свои орнаменты. | Подбор и составление магические узоры для керамического изделия. |
Лепка простого сосуда из пластилина. Роспись сосуда. |
-
| Декоративная плитка. Коллективное панно (лепка) | 27.09 | | Знать понятие «изразец». Уметь изготавливать простой изразец из пластилина. | Дорисовка пропущенного фрагмента изразца. Роспись готового панно. |
Изготовление «изразцового» панно из пластилина. Лепка и роспись. |
-
| Плетеные изделия. Корзиночка | 4/10 | | Знать, какие материалы используют мастера для плетения. Знать основные виды переплетения. Уметь выполнять простое плетение. Уметь плести корзиночку из полосок бумаги. | Изготовление плетеной коробочки способом прямого плетения. |
Украшение готового изделия бумажными кружевами. |
-
| Плетеные изделия. Короб . | 11.10 | | Знать, какие материалы используют мастера для плетения. Знать основные виды переплетения. Уметь выполнять простое плетение. Уметь работать с заготовками изделий | Измерение и вычисление длины полосок для плетения. Переплетение стенок. |
Проектное задание: достроить развертку заготовки с откидной крышкой. |
-
| Украшения. Ожерелье, бусы (низание) | 18.10 | | Знать правила украшения ювелирных изделий. Уметь составлять простые узоры для украшений из бисера. | Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки». |
Раскрашивание готовых узоров для плетения из бисера. |
-
| Украшения. Цепочка (плетение) | 25.10 | | Знать правила украшения ювелирных изделий. Уметь составлять простые узоры для украшений из бисера. | Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки». |
Раскрашивание готовых узоров для плетения из бисера. |
-
| Украшения. Браслет (плетение) | 1.11 | | Знать правила украшения ювелирных изделий. Уметь составлять простые узоры для украшений из бисера. | Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки». |
Раскрашивание готовых узоров для плетения из бисера. |
-
| Изделия для праздника. Шапочка-треуголка | 15/11 | | Знать особенности карнавальных головных уборов. Уметь выполнять разметку для изделия из бумаги. | Методы сгибания бумаги. |
| Изготовление разметки шапочки-треуголки. |
-
| Изделия для праздника. Шапочка-пилотка. | 22.11 | | Знать приемы и методы сгибания бумаги. Уметь использовать эти приемы для изготовления бумажных изделий. | Методы сгибания бумаги. |
| Изготовление разметки шлема богатыря. |
-
| Изделия для праздника. Шлем богатыря. | 29.11 | | Знать приемы стилизации обычных предметов. Уметь применять стилизацию для изготовления головных карнавальных уборов. | Методы сгибания бумаги. |
Изготовление шлема богатыря. |
-
| Изделия для праздника. Карнавальная маска. | 6/12 | | Знать правила изготовления чертежа или разметки. Уметь собирать изделие по выкройке. | Составление технологической карты по изготовлению карнавальной маски. |
Придумывание своего эскиза карнавальной маски. Украшение. |
-
| Изделия для праздника. Праздничное печенье. | 13.12 | | Знать рецепт приготовления соленого теста. Уметь лепить фигурки из соленого теста. | Составление рецепта соленого теста. |
Выполнение эскиза печенья. |
-
| Декоративная рамка. Барельеф. | 20.12 | | Знать термин барельеф. Знать что такое папье-маше. Уметь выполнять изделия в технике «соленое тесто» и «папье-маше». | Составление технологической карты для изготовления декоративной рамки. |
Выполнение эскиза барельефа и рисунка для рисунка. |
Сборка готового изделия. |
-
| Гофрированная подвеска из бумаги. | 27.12 | | Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества. | Проведение расчетов длины заготовок. Заполнение таблицы расчетов. |
Изготовление трехцветной заготовки. Вспомогательная сетка. |
Изготовление подвески из готовых заготовок. |
-
| Раскладная открытка без каркаса. | 17.01 | | Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества. | Выполнение заготовок. Приемы сгибания и склеивания изделия. |
Исправление ошибок в готовых заготовках. Построение основы открытки. |
-
| Раскладная открытка. | 24.01 | | Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества. | Вычерчивание каркаса деталей. Изготовление разметки. |
Сборка каркаса по разметке. Оформление. |
Дополнение изделия собственными штрихами. |
-
| Упаковка - ёлочка | 31.01 | | Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества. | Построение развертки с помощью циркуля и линейки. |
| Составление плана работы. Сборка готового изделия. |
-
| Вязание крючком. Приемы вязания. | 7/02 | | Знать и соблюдать правила ТБ при работе с крючком. Уметь вывязывать крючком цепочку из воздушных петель. | Изготовление простой воздушной петли. |
| Украшение изделия вязаной цепочкой. |
| Изготовление коллажа из вязаных цепочек |
-
| Вязание полотна. Очень простой цветок. | 11/02 | | Знать и соблюдать правила ТБ при работе с крючком. Уметь вывязывать крючком простое полотно из столбиков без накида. | Вывязывание прямого полотна. |
| Вывязывание простого цветка. Украшение им полотна. |
| Салфетка. Петельный шов. | 14/02 21/02 | | Знать правила ТБ при работе с иглой и ножницами. Уметь выполнять петельный шов разными способами. Уметь изготавливать выкройку изделия. | Изготовление мартинички с сердечками. |
Изготовление выкройки салфетки. |
-
| Декоративные кармашки. Петельный шов. | 28/02 | | Знать правила ТБ при работе с иглой и ножницами. Уметь выполнять петельный шов разными способами. Уметь изготавливать выкройку изделия. | Стилизация изображения декоративных кармашков. |
Изготовление выкройки кармашка. |
Сборка деталей изделия кармашка. |
-
| Закладка из ткани с вышивкой | 7/03 | | Знать правила ТБ при работе с иглой и ножницами. Уметь выполнять петельный шов разными способами. Уметь изготавливать выкройку изделия. | Составление технологической карты выполнения закладки. |
Исправление ошибок в готовом плане работы. |
-
| Обложка для проездного билета. Окантовка картона. | 14.03 | | Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества. | Исправление ошибок в готовом плане работы. |
-
| Игрушки в стиле оригами. | 21/03 | Работа по готовой технологической карте. |
-
| Ремонт книги. Замена мягкого переплета на жесткий. | 4/04 | | Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества. | Изготовление выкройки деталей переплета |
Сборка изделия по инструкции. |
-
| Аппликация из соломки. | 11/04 | | Знать правила и приемы работы с природными материалами: соломкой и соломенными полосами. | Доработка готового эскиза из соломки. |
-
| Звездочка из круглых соломин | 18.04 | | Знать правила и приемы работы с природными материалами: соломкой и соломенными полосами. | Разработка эскиза звездочки. План работы |
Составление собственного рисунка звездочки. |
-
| Игрушки из ниток. Золотой петушок. | 25.04 | | Знать правила и приемы работы с природными материалами: соломкой и соломенными полосами. Уметь работать с толстыми нитями, при отсутствии соломки. | Составление технологической карты выполнения закладки. |
Сборка изделия по инструкции. |
-
| Лошадка и олень | 2/05 | | Знать правила и приемы работы с природными материалами: соломкой и соломенными полосами. Уметь работать с толстыми нитями, при отсутствии соломки. | Составление технологической карты выполнения закладки. |
Сборка изделия по инструкции. |
-
| Металл в руках мастера. Чеканка. | 16.05 | | Уметь выполнять ручное тиснение по фольге, выполняя изделие в технике чеканка. | Составление плана изготовления чеканки на фольге. |
-
| Работа с набором конструктора «Конструктор-механик» | 23.05 | Знать, что такое подвижное соединение деталей. Уметь изготавливать тележки из конструктора. | Завершение чертежа готовой конструкции. Выполнение собственного чертежа. |
-
| Компьютерные технологии. Основные устройства компьютера. | | | Знать основное устройство ПК. Знать и соблюдать ТБ при работе на ПК. | Составление карты ТБ при работе на ПК. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник, учебное пособие | Учебники: Н.М.Конышева. Технология». 4 класс «Секреты мастеров», Смоленск «Ассоциация XXI», 2009. Н.М.Конышева. Рабочая тетрадь «Технология». 4 класс в 2 ч., Смоленск «Ассоциация XXI», 2010 Н.М.Конышева. Контрольные задания, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010. |
Дополнительная литература для учителя и учащихся. | Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва, «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения); Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч., Москва, «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения); Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. Смоленск, «Ассоциация XXI век»; Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. Смоленск, «Ассоциация XXI век»; Конышева Н. М. Дарим людям красоту и радость. Материалы для организации кружковой работы с учащимися 1–4 классов; Аппликационные работы в начальных классах. Щеблыкин И.К. и др. Москва, «Просвещение», 1990; Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Москва, «Просвещение», 1992; Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль, «Академия развития», 1997; Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Ярославль, «Академия развития», 1997; Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, «Академия развития», 1997. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ) И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
Планируемые результаты по изучению учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической
деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности.
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные. Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
замысла;
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Оценка устных ответов
Оценка «5»
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной
МБОУ Степано-Савченской ООШ работе
от___________2015г №______ ----------------Коношко О.В.
______________Ефименко Л.Г.