СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа ПО ТЕХНОЛОГИИ (Лутцева), 1 класс, УМК "НШ 21 века"
ТЕХНОЛОГИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) по предмету «Технология» и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП НОО.)
Изучение предмета осуществляется по программе Лутцевой Е.А УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать технологическое, духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности
Данный курс носит интегрированный характер. Практико- ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций
при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание. Так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека
с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Курс реализован в рамках одного часа в неделю с 1 по 4 класс начальной школы (33 часа в 1 классе, по 34 часа -во 2-4 классах).
В программе две содержательные линии:
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий .Элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель - думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Конструирование и моделирование.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
При отсутствии возможностей обеспечить учеников персональными компьютерами на уроках технологии данная тема реализуется главным образом в рамках факультатива.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Главная задача курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.).
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих. Начиная со 2 класса, дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность .
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия.
В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско- технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание курса
1 класс (33ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6ч)
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно- прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы - соответствие результата (изделия) предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17ч)
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.
Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
Конструирование и моделирование (10 ч)
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции
(аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)*
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.
2 класс (34ч)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8ч)
Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15ч)
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование и моделирование (9ч)
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2ч)
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.
3 класс (34ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала ХХ в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов и окружающей среды — соответствие предмета (изделия) обстановке.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).
Самообслуживание — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10ч)
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.
Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т. д.
Конструирование и моделирование (5ч)
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов.
Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей в нахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5ч)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).
4 класс (34ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (15ч)
Преобразовательная деятельность человека в ХХ — начале XXI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике информационно-компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало XXI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8ч)
Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы — полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля в прикреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Конструирование и моделирование (5ч)
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско- технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника ХХ — начала XXI в. Ее современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
Использование информационных технологий (7ч)
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, Power Point.
Результаты изучения технологии в 1 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивн ые универсальн ые учебн ые действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммун икативн ые ун иверсальн ые учебн ые действия:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметныерезультаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (науровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям. Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
экономно размечать сгибанием, по шаблону;
точно резать ножницами;
собирать изделия с помощью клея;
эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование Знать:
о детали как составной части изделия;
конструкциях — разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Результаты изучения технологии во 2 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско- технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя
необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллектив но анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):
об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
о гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края,
характерных особенностях изученных видов декоративно- прикладного искусства.
Уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;
уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Результаты обучения в 3 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
—отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
—проявлять интерес к историческим традициям своего края и России; —испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
—принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
—опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
—совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
—совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
—совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
—самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
—коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
—осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
—выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
—с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
—открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
—преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
—учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
—слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; —уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
—уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать:
—о характерных особенностях изученных видов декоративно- прикладного искусства;
—о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
—узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
—соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Знать:
—названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
—последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов; —основные линии чертежа (осевая и центровая); —правила безопасной работы канцелярским ножом; —косую строчку, ее варианты, их назначение;
—названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
—о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
—о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
—читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
—выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
—подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; —выполнять рицовку;
—оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
—находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет), —решать доступные технологические задачи.
Конструирование и моделирование
Знать:
—простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
—конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
—изменять конструкцию изделия по заданным условиям; —выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
—названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
—иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя: —включать и выключать компьютер;
—пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
—выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
—работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Результаты изучения технологии в 4 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
—оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
—описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
—принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
—опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
—понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
—самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
—с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
—совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
—самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
—предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
—самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
—выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
—осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
—искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
—приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
—перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
—делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
—формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
—высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
—слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
—уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать на уровне представлений:
—о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
—об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
—о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
—организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
—использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
—бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
—безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
—выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Знать:
—названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
—последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
—основные линии чертежа (осевая и центровая);
—правила безопасной работы канцелярским ножом;
—петельную строчку, ее варианты, их назначение;
—названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
—о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
—об основных условиях дизайна - единстве пользы, удобства и красоты;
—о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
—традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
—стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
—художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
—читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
—выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
—подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
—выполнять рицовку;
—оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;
—находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Конструирование и моделирование
Знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
—об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека. Знать:
—названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках). Уметь с помощью учителя:
—создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
—оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
—работать с доступной информацией;
—работать в программах Word, Power Point..
Учебно – методическое обеспечение
Литература:
издательство ВЕНТАНА-ГРАФ,2011
Лутцева Е.А. Технология. Программа.1-4 класс
Лутцева Е.А. Технология. Учебник для 1 класса. +раб.тетрадь
Лутцева Е.А.Технология.Методическое пособие.1 класс
Готовятся к изданию:
Лутцева Е.А. Технология. Учебники для 2,3,4 класса. ». + раб .тетради
Лутцева Е.А.Технология.Методическое пособие.2,3,4 классы
Оборудование:
Учебные столы.
Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экран.
Наборы бумаги, картона, текстильного материала, ткани, пластилина, фольга, калька,шаблоны, , клей, инструменты( чертежные, ножницы, канц. ножи, шила, стеки),различный бросовый и природный материал
демонстрационные таблицы, мультимедийные презентации.
ЦОР
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ -1 КЛАСС (33ч)
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности учащихся |
Что нас окружает- 4ч. | ||
1 | Что ты видишь вокруг? Экскурсия. | Экскурсия, игры на воздухе: «Кто назовет больше предметов окружающего мира» (классификация предметов по признакам — природные и рукотворные) |
2 | Мир природы .Сбор осенних листьев | Как засушить листья. Дети собирают опавшие осенние листья, чтобы засушить их и использовать в практических работах. |
3 | Мир рукотворный .Экскурсия по школе | Обсуждение проблемы занятия по вопросам учебника Детям предлагается подготовить и представить своим одноклассникам работу, связанную с их любимым занятием |
4 | Окружающий мир надо беречь! Аппликация из листьев | Беседа «Как люди нашего города (села, деревни)относятся к природе».Дети используют засушенные растения (цветы, листья) для составления панно и аппликаций. |
Кто где живет-3ч | ||
5 | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? | Заочная экскурсия в краеведческий или зоологический музей . Обсуждаются назначение и конструкции жилищ животных и человека. Из готовых рисунков можно сделать выставку «Здесь мы живем». |
6 | Готовим праздник. Салфетница | Беседа по заданию учебника: как накрыть стол, как его украсить, поздравить именинников итд Используя инструкции учебника ученики делают подставки под стаканы, вазочки для цветов, салфетницы. |
7 | Подари сказку «Колобок». Лепка | Выполнение задания учебника. Лепка кукол. из пластилина. |
Азбука мастерства-6ч | ||
8 | Из чего сделан рукотворный мир? | Введение понятия «материал» Заочная экскурсия «Что из чего сделано?» |
9 | Подсказывает природа | Игра «Какой предмет лишний?» (классификация по материалам) Исследуются свойства различных материалов. Работа выполняется по предложенному в учебнике алгоритму. |
10 | Как устроены разные изделия? Целое и части. (общее представление о конструкции). | Игра Игра «Чья деталь?» (определение целого по его части), творческая работа «Нарисуй свой предмет-загадку» Игра « Однодетальные и многодетальные изделия» (классификация предметов по конструктивным признакам) |
11 | Шаг за шагом . Пластилин-волшебник | Учащиеся рассматривают рисунки в учебнике, последовательность выполнения работ из пластилина и или бумаги, сравнивают со своими действиями и делают выводы о схожести этапов работы и их последовательности при изготовлении изделий не только из одного, но и из разных материалов. Беседа«Как отдельные листочки цветной бумаги превратились в нарядную картинку (аппликацию)?» |
12 | Что можно изготовить из бумаги, а что – из ткани? | Игра «Найди среди окружающих тебя предметов изделия из бумаги и ткани» (классификация материалов по видам ) Обсуждение технологического правила в рубрике «Это знают мастера»: каждому изделию — свой материал. |
13 | Как соединить детали? | Рассуждения и обсуждение с опорой на реальные предметы (определение материалов, их свойств, способов соединения); • выполнение заданий, предложенных в учебнике; • практические работы: изготовление поделок из природных и пластических |
Работаем с бумагой-2ч | ||
14 | Что можно сделать из бумаги? Подставка для кисточки | Исследование бумажной заготовки и определение ее физических свойств ;пошаговое ознакомление с технологией по инструкционной карте ; самостоятельное изготовление подставки, опираясь на инструкционную карту. По окончании работы учащиеся приводят в порядок рабочее место |
15 | Учимся наклеивать детали. | Беседа «Учим кисточку работать аккуратно».Освоение приема наклеивания мелких бумажных деталей на основу, поддержание порядка на рабочем месте при работе с бумагой; обучение работе с опорой на инструкцию. |
Помощники мастера-4ч | ||
16 | Зачем человеку нужны помощники? | Сначала ученики выполняют аппликационную работу, а по завершении ее знакомятся с материалом учебника ,готовящим к восприятию информации последующих уроков, посвященных ножницам |
17 | Познакомимся с ножницами. | Освоение приемов работы с ножницами при резании бумаги. С помощью материала учебника закрепляются открытые детьми знания, приемы передачи ножниц, их хранения. Знакомство с рациональными приемами держания ножниц и резания ими. Детям раздаются ножницы и полоски бумаги. |
18 | Фантазии из бумаги. Аппликация | Сравнение двух аппликаций —из резаных и рваных кусочков бумаги; отрезание полоски от одного из листов, лежащих на партах ,разрезание одной из полосок на маленькие треугольнички (прямоугольники), разные по размеру, но одинаковой треугольной или прямоугольной формы . Далее учитель предлагает детям вспомнить прием наклеивания мелких деталей и выполнить аппликацию. |
19 | Почему ножницы разные? Семья режущих инструментов | Отработка навыков пользоваться ножницами и аккуратно наклеивать мелкие бумажные детали на основу. Выполнение резаной аппликации. |
Сначала нарисуем-4ч | ||
20 | С кем линии дружат? | С помощью прямой, кривой, ломаной линий дети придумывают рисунки-загадки (надо сделать три рисунка, причем каждый выполнить только с помощью линий одного вида). После выполнения задания учащиеся предлагают свои графические загадки одноклассникам (что изображено?) и называют вид линий. |
21 | Какие бывают линии? | Игра «Хитрые точки» Урок выстраивается в логике раскрытия темы в учебнике. Кроме рисунков используются реальные предметы. |
22 | Из ниток и веревочек .Узоры из веревочек | Общими усилиями выстраивается технологическая последовательность выполнения аппликации по контурному рисунку: 1) выполнить рисунок тонкими линиями; 2) подобрать необходимые нитки (пряжу); 3) наклеить нитки по нарисованным линиям. |
23 | Путь-дорожка. Вырезание по линиям | Выполнение задания учебника, обсуждение смысла пословиц. Вырезание по прямым и кривым линиям различных фигур. |
Много и ровно-4ч | ||
24 | Размечаем круги .Аппликация . | Изучение способа разметки деталей по шаблону круглой формы. Дети называют необходимые для работы материалы, инструменты, правила безопасной работы ножницами, проговаривается порядок изготовления аппликации. |
25 | Размечаем прямоугольники Аппликация | Изучение способа выполнять разметку деталей по шаблону, имеющему форму прямоугольника. Составление плана работы 1) изготовим детали аппликации; 2) составим на листе-основе из деталей изображение поезда —вагонов и паровоза; 3) наклеим детали (называют известные приемы нанесения небольшого количества клейстера); 4) готовую работу положим под пресс. |
26 | Размечаем треугольники .Аппликация | Из Освоение приема разметки по известному детям алгоритму, выполнение аппликации «Цирк» |
27 | Без инструментов: тренируй сообразительность! Научись несложным приемам сгибания. | Знакомство с приемом сгибание листа от себя. Выполняются работы в технике оригами по образцам. В качестве образцов желательно использовать изделия с одинаковой исходной формой. |
Работаем с тканью-5ч | ||
28 | Свойства бумаги и ткани | Используются знания детей об изделиях из ткани. Обсуждение проблемы строится на основе материала учебника .Оборудование рабочего места предполагает наличие образцов бумаги и ткани (любой). |
29 | Иглы и булавки. Папочка-игольница | Знакомство с назначением игольницы; освоение приемов безопасного обращения со швейными иглами и булавками; работа с опорой на графическую инструкцию. Изготовление папочки-игольницы |
30 | Прямая строчка и её дочки. Учимся красиво вышивать | Освоение приема выполнения прямой строчки, обучение безопасному обращению со швейными иглами; подготовка рабочего места при работе с тканью; работа с опорой на графическую инструкцию; |
31 | .Учимся красиво вышивать. Салфетка | Изготовление салфетки. Осыпание края. Разметка «дорожки» для строчки. Перевив строчки. |
32 | Хитрые узелки. Бант-заколка. | Тренаж в завязывании узелка и узелковом закреплении нитки в конце строчки. Пришивание бусинки или пуговицы на ножке. Способы крепления тканевых деталей. |
33 | Учимся беречь книги. Итоговый урок | Учащиеся парами, помогая друг другу и руководствуясь рисунками в учебнике, выполняют ремонт надорванных страниц. и переплетов |
Примеры заданий для итоговой оценки достижений планируемых результатов
Планируемый результат: на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей
Умение: узнавать и называть освоенные материалы, их свой-
ства, происхождение, практическое применение в жизни.
Задание базового уровня
Соедини стрелками название изделия с названием материала, из которого его можно изготовить.
Название изделия Название материала
кузов автомобиля пластмасса
фломастер хлопок
майка(футболка) древесина
металл
пряжа
Задание повышенного уровня
Укажи, какой из перечисленных материалов имеет все названные свойства: гибкий, непрозрачный, гладкий. Отметь ответ 0.
Писчая бумага. □ Стекло.
Пластилин. □ Поролон.
Запиши, где применяется этот материал. Ответ:______________
Из чего изготавливают этот материал? Отметь ответ 0 .
Из древесины. □Из песка.
Из хлопка. □ Из нефти.
Умение: подбирать материалы по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей.
Задание базового уровня
Ребята на уроке делали подарки родным к Новому году. Учитель предоставил им следующие материалы:
кружева, тесьма, блестки, вата, цветная бумага, картон, пластик, семена растений, клей, краски, пластилин, ткань
Запиши рядом с названием подарка наиболее подходящие материалы, которые можно использовать при его изготовлени
Мягкая игрушка (символ года) —
Открытка —
Рамка для фотографии —
Задание повышенного уровня
Ребята решили сделать шкатулку, вазу и заколку в подарок. Запиши рядом с названием подарка наиболее подходящие материалы, которые можно использовать при его изготовлении.
Шкатулка —
Ваза —
Заколка —
Планируемый результат: изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям
Умения, характеризующие достижение этого результата:
анализировать конструкцию изделия по рисунку простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям;
размечать развертку заданной конструкции по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;
изготавливать заданную конструкцию по рисунку, образцу и доступным заданным условиям.
Задание базового уровня
Ты хочешь сделать в подарок малышу игрушку из цветного картона — домик. Для этого тебе необходимо построить развертку.На клетчатом листе выполни эскиз развертки домика по данному рисунку. Дорисуй на развертке окно и дверь. Вырежи и изготовь пробный макет домика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание повышенного уровня
Ты хочешь сделать в подарок малышу игрушку из цветного картона — домик.
Для его изготовления необходимо построить развертку.
Выбери из всех разверток, изображенных ниже, только те, из которых получится такой домик. Отметь ответы 0.
В этих развертках раскрась донышко домика. Выбери одну из правильных разверток домика. Подбери размеры для небольшого домика, нужный материал. Разметь деталь
развертки. Изготовь макет домика