СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии в 5 классе под редакцией В. Д. Симоненко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа имеет целью планирование, организацию и управление учебным процессом и способствует решению следующих задач изучения - определение основных методических подходов и последовательности изучения учебного предмета.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии в 5 классе под редакцией В. Д. Симоненко.»

Рабочая программа по технологии в 5 классе

под редакцией В. Д. Симоненко.



Настоящая рабочая программа по технологии составлена на основе:

  1. Закона Российской Федерации  «Об образовании» № 273 –ФЗ от 21.12.2012 года, с учетом внесенных изменений, внесенных федеральными законами от 07.06.2013г. № 120 –ФЗ, от 02.07.2013г. № 170 –ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования;

М.: Просвещение, 2011

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа — М. : Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.;

4. Технология: программа:5-8 классы / Т.А. Тищенко, Н.В. Синица.- М. : Вентана-Граф, 2013.

144с. – (Стандарты второго поколения) – ISBN 978-5-360-04389-8.(вариант для мальчиков)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс.  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф,  2012.-189с. : ил.

Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Программа рассчитана на 68  ч. в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ - 2

самостоятельных работ - 2

практических работ - 41

Рабочая программа имеет целью планирование, организацию и управление учебным процессом и способствует решению следующих задач изучения - определение основных методических подходов и последовательности изучения учебного предмета.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Изучение технологии призвано обеспечить:

• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю.

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства), в данном случае - «Индустриальные технологии»,

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• технологическая культура производства;

• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

• с производительностью труда; реализацией продукции;

• с экологичностью технологий производства;

• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);

• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

Овладеют:

• навыками созидательной, преобразующей, творческой  деятельности;

• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану разделен на две части:  первая часть выполняется в первом полугодии после прохождения тем по технологии обработки древесины и древесных материалов, вторая часть выполняется во втором полугодии и относится к темам технологии обработки металла и искусственных материалов. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Для практических работ  в соответствии с имеющимися возможностями выбираются такие объекты, процессы или темы проектов для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Использованная примерная программа для обучения школьников технологии с 5 по 7 класс разработана с учетом того, что на ее основе могут составляться авторские программы непосредственно учреждениями общего образования или авторами учебников. Поэтому в ней выделены инвариантная обязательная часть в объеме 128 ч и вариативный авторский компонент, рассчитанный на 42 ч (25% всего учебного времени), который призван расширить или углубить примерную программу.  В связи с этим, 20 часов отведенные на вариативную часть  в 5 классе были распределены следующим образом:

2 часа на расширения содержания темы «Электромонтажные и сборочные технологии»

8 часов на расширение содержания темы «Исследовательская и созидательная деятельность». Обусловлено тем, что на выполнение проектных работ  с учетом интересов и склонностей учащихся в пределах инвариантной обязательной части времени не хватает.

10 часов на углубление примерной программы.  В связи с тем, что в примерной программе отсутствует раздел  «Машины и механизмы. Графическое представление деталей и соединений, считаю необходимым  ее включение в тематику курса. Изучаемые дидактические единицы определены и развернуты в соответствии с примерной программой основного общего образования по технологии. Направление «Технический труд» (Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М. Вентана-Граф 2008 г., стр.144-182),  

 Данный раздел также способствует расширению и углублению тематики машинной обработки материалов, повышению интереса к конструированию и моделированию.   Включение данной темы еще обусловлено материально-техническими возможностями кабинета и необходимостью введения новых технологии в образовательный процесс, в частности Лего- технологии.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

познакомиться:

• с основными технологическими понятиями и характеристиками;

• с назначением и технологическими свойствами материалов;

• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

• рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках;

• применять конструкторскую и технологическую документацию;

• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

• распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

Результаты изучения предмета «Технология»

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)

В результате изучения технологии учащиеся должны

Знать:

  • Основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществить их контроль;

  • Пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

  • Какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

  • Основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

  • Виды пиломатериалов;

  • Общее устройство и принцип работы сверлильных станков;

  • Технику безопасности при выполнении технологических операций

      Уметь:

  • Рационально организовать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

  • Выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;

  • Читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

  • Понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

Должны владеть компетенциями

  • Ценностно – смысловой; Деятельностной ; Социально – трудовой;иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их производства; Познавательно – смысловой; Информационно – коммуникативной;Межкультурной;

  • Учебно – познавательной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

вести экологически здоровый образ жизни,  планировать и оформлять  интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой, проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.

 Программа разработана для обучения мальчиков средней общеобразовательной школы. За основу взят I вариант изучения предмета «Технология». Уроки проходят в кабинете «Технологии», оснащенном наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения. Площадь кабинета - 59м2, число посадочных мест – 12. Кабинет находится на 1 этаже  учебного корпуса.

Обучение предусматривает линейно-концентрический принцип обучения: учащиеся знакомятся с технологиями преобразования материалов, энергии и информации на все более высоком уровне.

Каждый раздел программы и включенные в них темы предусматривают знакомство с профессиями в области труда, связанного с производством и обработкой конструкционных и поделочных материалов, с производством, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.

Теоретический материал преподносится в форме бесед, практических  и самостоятельных работ. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 длительность практической работы на уроках технологии для обучающихся в 5-7 классах не превышает 65% времени занятий.

Материально-техническое обеспечение :


1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс. Пособие для учителя и учащихся. – М.: Школьная пресса, 2004. – 64 с.

  1. Дерендяев К. Л. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 5 класс. – М.: Вако, 2009.-288 с. – (В помощь школьному учителю).

  2. Засядько Ю. П. Технология. 5 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко – Волгоград: Учитель, 2007 -157 с.

4. Бешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5 – 9 кл.: метод. пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004 – 220 с.

5. Технология: программа: 5-8 классы / Т.А. Тищенко, Н.В. Синица.- М. : Вентана-Граф, 2013. 144с. – (Стандарты второго поколения) – ISBN 978-5-360-04389-8 (вариант для мальчиков).