СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по тяжёлой атлетике

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тяжелаяатлетика–скоростно-силовой вид спорта,входящий в программу олимпийских игр,включающий в себя два упражнения–рывок и  толчок.Спортивная цель занятий тяжелой атлетикой состоит в том,чтобынасоревнованияхс соблюдением определенных правил,поднять над головой штангу как можно большего веса:впервомупражнениирывке–однимнепрерывнымдвижениемсразунапрямые руки,во втором–толчке–вначале на грудь,затем о тгруди верх над головой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по тяжёлой атлетике»


СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 10

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11

4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 40

5. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 46





1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Характеристика вида спорта тяжелая атлетика, история ее возникновения.

Тяжелая атлетика – скоростно силовой вид спорта, входящий в программу олимпийских игр, включающий в себя два упражнения – рывок и толчок. Спортивная цель занятий тяжелой атлетикой состоит в том, чтобы на соревнованиях с соблюдением определенных правил, поднять над головой штангу как можно большего веса: в первом упражнении рывке – одним непрерывным движением сразу на прямые руки, во втором – толчке – вначале на грудь, затем от груди вверх над головой.

Отличительная особенность этого вида спорта характеризуется проявлением скоростно силовых способностей максимальной мощности и сложно координационной техникой выполнения. Тяжелая атлетика относится к циклическим, скоростно силовым видам спорта.

Характерной чертой тяжелоатлетического вида спорта является деление на весовые категории. Это даёт возможность спортсменам, занимающимся тяжёлой атлетикой, добиваться успеха с учётом веса тела. Другая положительная черта тяжёлой атлетики – возможность спортсмена проявить себя как в отдельно взятом упражнении, так и в сумме двоеборья. Занятия с тяжестями способствуют развитию силы всех трупп мышц человека. Однако в тяжёлой атлетике, в отличие от других силовых видов спорта, необходимо проявлять скоростно взрывную силу. Следовательно, атлету в этом виде спорта необходимо развивать не просто силу мышц, а такую силовую способность, которая бы позволила спортсмену за наименьшее время проявить максимальную силу. Подъём штанги в рывке и толчке требует проявления высокой техники исполнения этих упражнений, без чего даже очень сильный атлет не сможет успешно справиться с максимальным для себя весом. И, следовательно, тяжёлую атлетику можно отнести и к видам спорта, где необходимо проявлять координационные способности, ловкость, быстроту, внутреннее чувство движения. Но и этого будет недостаточно, если атлет не обладает волевыми качествами, решительностью и смелостью. Упражнения с тяжестями вырабатывают способность к концентрации волевых усилий, сосредоточенность, уверенность в своих силах.

Программа базируется на социальном заказе Муниципального Автономного образовательного учреждения дополнительного образования Купинского района «Купинская ДЮСШ».

Проектирование и реализация программы строится на основаниях: вариативность, гибкость и мобильность, свободы выбора, разноуровневость, учет возрастных и индивидуальных особенностей, ориентация на метапредметные и личностные результаты образования, творческий и продуктивный характер, открытый характер реализации.

Образовательная программа по тяжелой атлетике для спортивной школы подготовлена на основе примерной программы спортивной подготовки для СШ, СДЮШОР и ШВСМ 2005 года (авторы В.Ф.Скотников, В.Е.Смирнов, Я.Э.Якубенко), допущенной Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Программа сохраняет преемственность подходов и принципов, содержит необходимые данные, отвечающие современным требованиям и условиям работы тренеров преподавателей СШ. Основная направленность образовательной программы выражается в следующем:

  • содействие гармоническому физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья обучающихся;

  • овладение основными двигательными действиями;

  • воспитание основных двигательных качеств;

  • формирование знаний в сфере физической культуры и спорта;

  • воспитание волевых и морально этических качеств, социальной активности у обучающихся.

  • Данная программа направлена на общее физическое развитие ребенка, расширение кругозора в мире спорта, формирование жизненно важных двигательных навыков, и взаимодействует с другими науками: физикой, биомеханикой, математикой, биологией, физиологией.

  • Образовательная программа дополнительного образования по виду спорта «Тяжёлая атлетика» для Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Купинского района «Купинская ДЮСШ» разработана для подготовки юношей с 9 до 21 года

  • Срок реализации программы 8 лет.

Учебная программа учитывает нормативно правовые акты, регулирующие деятельность учреждения дополнительного образования физкультурно спортивной направленности и основополагающие принципы спортивной подготовки тяжелоатлетов (комплектности, преемственности, вариативности).

Модифицированная программа разработана в соответствии с нормативно правовой документацией Дополнительного образования детей и взрослых:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).

  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).

  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее – Приказ № 2)

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки Российской федерации.

Цель программы: Подготовить юношей и девушек в качестве профессиональных спортсменов по средствам тяжёлой атлетики, для участия в районных, областных и региональных соревнованиях.

Задачи программы:

  • укрепление здоровья и закаливание организма

  • повышение уровня теоретической, физической, психологической и технической подготовленности;

  • приобретение навыков в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

  • повышение спортивной квалификации;

  • приобретение навыков в организации и проведении судейства соревнований по избранному виду спорта;

  • формирование педагогического опыта в организации и проведении учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки и оздоровительной физической культуры.

Образовательные задачи программы:

  • повышение уровня всесторонней и специальной физической подготовленности

  • изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений

  • приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях

  • приобретение знаний и навыков по судейству и организации соревнований

  • выполнение спортивных разрядов

Задачи базового уровня 1-2 года обучения:

  • привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям

  • утверждение здорового образа жизни

  • всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма

  • овладение основами техники

Задачи базового уровня 3-6 года обучения

  • укрепление здоровья и закаливания организма,

  • всестороннее физическое развитие,

  • обучение технике тяжелоатлетических упражнений,

  • формирование интереса к тяжелоатлетическому спорту,

  • воспитание моральных и волевых качеств,

  • приобретение опыта участия в соревнованиях и начальных навыков работы в качестве судьи,

  • выполнение нормативов ОФП и 3 юношеского разряда.

Задачи углубленного уровня 1-2 года обучения

  • дальнейшее укрепление здоровья,

  • повышение уровня всесторонней и специальной физической подготовленности;

  • развитие двигательных качеств;

  • воспитание моральных и волевых качеств,

  • изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений, приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях,

  • приобретение знаний и навыков судьи,

  • выполнение нормативов 1 спортивного разряда.

На базовом уровне 1-2 года подготовки в группы зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом уровне осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта, выбор спортивной специализации, выполнение контрольных нормативов для зачисления на следующий уровень обучения.

В группы базового уровня 3-6 года и углубленного уровня зачисляются учащиеся, прошедшие базовый уровень 1-2 года подготовки и успешно сдавшие контрольно-переводные нормативы, либо учащиеся, показавшие хороший спортивный результат и имеющие достаточное физическое развитие.

1.2. Особенности организации тренировочного процесса

Организационные формы подготовки:

    1. групповые тренировочные занятия (продолжительность: на базовом уровне1-2 года обучения - не более 2 часов, на базовом уровне 3-4 года обучения - не более 3 часов, на углубленном уровне подготовки- не более 4 часов, 1 академический час = 45 минутам),

    2. самостоятельная работа (работа по индивидуальным планам в каникулярный период),

    3. медико-восстановительные мероприятия (рациональное питание и режим дня, оптимальная продолжительность отдыха между занятиями, интервалов отдыха между упражнениями, массаж, водные процедуры)

    4. спортивно-педагогическое тестирование и медицинский контроль (выполнение контрольных упражнений, тестирование, углубленное медицинское обследование перед соревнованиями, текущий медицинский контроль),

    5. участие в соревнованиях, матчевых встречах, тренировочные сборы,

    6. инструкторская и судейская практика (теоретическая подготовка и практическая работа в качестве помощника тренера, помощника судьи, секретаря, самостоятельного судейства).

1.3. Структура системы многолетней подготовки (уровни)

Срок обучения по Программе - 8 лет. Организация занятий по Программе осуществляется по следующим уровням подготовки:

Базовый уровень 1-2 год обучения

Базовый уровень 3-4 год обучения

Базовый уровень 5-6 год обучения

Углубленный уровень 1-2 год обучения


Минимальный возраст детей для зачисления на обучение и минимальное количество детей в группах

Год

обучения


Минимальный

возраст для

зачисления, лет


Минимальное

число

занимающихся в

группе


«базовый уровень»

Первый

9

10

Второй

10

10

Третий -четвертый

11-13

10

Пятый -шестой

13-15

8

«углубленный уровень»

Первый -второй

14-18

6


1.4. Объемы тренировочной нагрузки

Объемы тренировочной нагрузки из расчета 42 недель

Уровень подготовки

Год обучения

Количество тренировочных часов

Число занятий в неделю

Продолжительность занятий (час)

В неделю

В год

Базовый

1-2

6

252

3

2

3-4

8

336

4

2

5-6

10

420

4

2-3

Углубленный

1-2

12

504

4

3


2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Примерный учебный план из расчета 42 недель

Раздел подготовки

Кол-во часов

Уровень подготовки

БУ1-2

БУ-3-4

БУ-5-6

УУ1-2

Теория и методика физической

культуры и спорта

44

11

11

11

11

Общая физическая подготовка

412

103

103

103

103

Специальная физическая подготовка

644

35

119

203

287

Другие виды спорта и подвижные игры, дополнительная нагрузка

412

103

103

103

103

Общее количество

тренировочных часов в год

1512

252

336

420

504

Медицинское обследование (кол-во раз)


1

1

1

1

Объем соревновательной деятельности (кол-

во соревнований)

Согласно календарному плану

Промежуточная аттестация


В соответствии с локальным

актом


Соотношение объемов тренировочной деятельности по учебному плану (УП) от аналогичных показателей, устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки (ФССП) по виду спорта «Тяжелая атлетика»

Раздел подготовки

Сравнительное соотношение объемов

Уровни подготовки

БУ 1-2

БУ 3-4

БУ 5-6

УУ1-2

Общее количество

тренировочных часов в год

ПО УП

252

336

420

504

% от ФССП

80

54

54

54


2.1. Навыки в других видах спорта, способствующие повышению профессионального мастерства в тяжелой атлетике

В число навыков, способствующих повышению профессионального мастерства в тяжёлой атлетике, входят двигательные навыки, формируемые в таких видах спорта как:

-легкая атлетика

Это легкоатлетический кросс, разновидности ходьбы, бега, прыжков, выполнение общеразвивающих и специальных упражнений, предназначенных для воспитания физических качеств и специальных способностей.


3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Содержание и методика работы по предметным областям, уровнях подготовки.

Содержание и объемы предметной области «Теория и методика физической культуры и спорта»

Раздел подготовки

Кол-во часов

Уровни подготовки

БУ 1-2

БУ 3-4

БУ 5-6

УУ 1-2

Требования техники безопасности при занятиях - тяжелая атлетика

32

4

4

4

4

Краткие сведения о строении и функциях организма

32

4

4

4

4

Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта

24

3

3

3

3

Итого

88

22

22

22

22


3.1.1. Программный материал для практических занятий по теории и методике физической культуры и спорта

Требования техники безопасности при занятиях - тяжелая атлетика

Как и любая сфера жизнедеятельности человека, силовая подготовка имеет свои отличительные особенности, которые необходимо учитывать в ходе проведения тренировочных занятий. Большинство знаний в данной сфере спортсмен осваивает в ходе учебно-тренировочного процесса, но некоторые вещи он должен не только усвоить, но и тщательно запомнить до начала занятия и неукоснительно соблюдать в дальнейшем. К таким вещам в первую очередь относится техника безопасности при работе с отягощениям. Тренировочные занятия с большим внешним отягощением и максимальным напряжением сил оказывают мощное воздействие на организм, что существенно повышает критичность допущенных ошибок, которыми в другой ситуации можно пренебречь. Даже на первый взгляд незначительное нарушение может нанести непоправимый вред здоровью спортсмена. Приведённые ниже правила могут показаться на первый взгляд бессмысленными или излишними, но необходимо помнить, что каждое из этих правил появилось вследствие печального опыта, как результат чьей-то небрежности или ошибки. Следует помнить, что не соблюдение каждого из перечисленных ниже пунктов уже заканчивалось чьей -то травмой или даже смертью.

Инструкция по технике безопасности

  • К занятиям необходимо приступать только при наличии спортивной формы.

  • Одежда занимающихся должна соответствовать температуре в зале, быть свободной и не сковывать движений, обувь –подходящего размера, иметь жесткую подошву и хорошую шнуровку, в карманах не должно быть посторонних предметов. Во рту не должно быть конфет или жевательной резинки.

Комментарий. При выполнении упражнений с неудобной или имеющей неподходящий размер спортивной одеждой и обувью возможно искажение техники упражнения, что повышает его травмоопасность. Слишком плотная и плохо пропускающая воздух одежда может вызвать перегрев организма спортсмена. Спортивная обувь должна быть не только удобной, но и обеспечивать жёсткий контакт с полом в ходе выполнения упражнений с отягощением. При использовании неподходящей обуви, при выполнении упражнений со значительными весами, возможно возникновение колебательных движений и ухудшение устойчивости спортсмена, что не только затрудняет выполнение упражнения, но и повышает риск получения травмы. Рекомендуется на силовых тренировках использовать специальную обувь (штангетки). Категорически запрещено выполнять какие-либо упражнения с жевательной резинкой или конфетой во рту - при выполнении работы они могут попасть в дыхательные пути, что может привести к гибели спортсмена.

  • К тренировкам с отягощениями необходимо приступать после предварительной разминки, в оптимальном психофизиологическом состоянии. При наличии каких либо заболеваний, травм или плохом самочувствии немедленно сообщить об этом преподавателю.

Комментарий. Выполнение тренировочной нагрузки без предварительной физической и психологической подготовки значительно повышает риск получения травмы. При наличии серьёзных заболеваний, высокой температуры или общем недомогании, значительном недосыпании (3-4 часа) тренироваться строго запрещено, так как это может привести к возникновению терминальных состояний.

  • В ходе тренировочного занятия необходимо внимательно слушать преподавателя и тщательно выполнять все его указания. Запрещено приступать к занятиям в отсутствии преподавателя и самостоятельно изменять технику упражнений или параметры тренировочной нагрузки.

Комментарий. Самостоятельное изменение техники упражнения, увеличение тренировочной нагрузки сверх рекомендуемой тренером-преподавателем чревато получением травмы или переутомлением.

Приступая к занятиям с отягощениями (штанга, гири, гантели, тренажёрные устройства) необходимо убедится в следующем:

а) инвентарь должен находится в исправном состоянии, замки на штанге и гантелях должны надежно фиксировать диски и не спадать при резких движениях снаряда, тренировочный вес на обоих концах грифа штанги или гантели должен быть симметрично распределён, места хвата должны быть очищены от ржавчины и не иметь заусенцев, втулки тяжелоатлетической штанги должны свободно вращаться в обе стороны, стопорный ключ в тренажёрных устройствах должен быть вставлен до конца и надёжно зафиксирован;

б) при проверке спортивных снарядов необходимо обратить особое внимание на состояние тяг и креплений, чистоту мест захвата.

Комментарий. Невнимательность и небрежность при подготовке инвентаря к работе, а также незамеченная неисправность оборудования могут не только сорвать выполнение упражнения, но и спровоцировать получение травмы.

  • В ходе занятия необходимо выполнять следующие требования:

а) заниматься с отягощениями в специально отведённой для этого части зала;

б) перед началом выполнения упражнения убедится, что на полу рядом с вами нет посторонних предметов;

в) не заниматься со штангой или разборными гантелями на которые не надеты фиксирующие замки или не симметрично распределён нагрузочный вес;

г) в ходе выполнения упражнения убедится, что рядом с вами нет других занимающихся;

д) при выполнении упражнения другими занимающимися отойти от них на безопасное расстояние;

е) не выполнять сложных, с большим тренировочным весом упражнений без подстраховки партнёра;

ж) во избежание срыва захвата, перед выполнением упражнений требующих прочного захвата, необходимо насухо вытереть ладони или натереть их специальным составом (мел или магнезия) или использовать кистевые ремни;

з) после выполнения упражнения снаряд не бросать, а аккуратно поставить на пол;

Комментарий. При выполнении упражнений со значительным весом на не приспособленном для этого покрытии можно повредить поверхность пола. Запрещено выполнять упражнения на полу со скользким покрытием – это чревато потерей равновесия и получением травмы. Если в ходе выполнения упражнения с отягощениями спортсмен забывает очистить место вокруг себя от посторонних предметов (диски, замки, гантели, гири и др.), то при опускании снаряда на пол возможен сильный удар им о препятствие, что чревато поломкой инвентаря и получением травмы, также при наличии посторонних предметов на полу занимающийся может споткнуться о них и потерять равновесие, что тоже может закончиться травмой. Перед началом выполнения упражнения необходимо освободить пространство вокруг себя от других занимающихся, поскольку во время выполнения упражнения можно кого-нибудь задеть, что может закончиться потерей равновесия и травмой. Аналогично необходимо соблюдать осторожность и не подходить близко к людям выполняющим упражнение, чтобы не получить случайный удар снарядом и не травмироваться. Некоторые упражнения силовой подготовки, в силу своей специфики, необходимо выполнять в обязательном порядке с подстраховкой, к таким упражнениям относятся те, в которых в случае неудачного выполнения можно получить травму или затруднительно самостоятельно освободится от тренировочного веса (приседания, жимы лёжа). Упражнения требующие прочного удержания снаряда (тяги, наклоны со штангой в руках, упражнения из тяжёлой атлетики и гиревого спорта) необходимо выполнять с использованием кистевых ремней или натирать руки специальным составом (магнезия, мел), в противном случае сильно возрастает риск срыва захвата и получения травмы. После выполнения упражнения снаряд необходимо по возможности поставить аккуратно на прежнее место, чтобы избежать его рикошета от пола вследствие бросания. Исключение могут составлять упражнения со значительным весом, аккуратное опускание которых создаёт излишнюю нагрузку на позвоночник.

  • При занятиях в тренировочном зале вести себя корректно и адекватно - не мешать другим занимающимся выполнять упражнения, в случае необходимости оказывать помощь, не бегать по залу, не толкать других занимающихся, не кричать, не бросать инвентарь на пол и т. д.

Комментарий. Следует помнить, что тренажёрный зал это не место для игр, неадекватное поведение в помещении набитом железом может закончиться серьёзной травмой, полученной по собственной неосмотрительности. От ваших действий также могут также пострадать другие занимающиеся.

  • После окончания занятия самостоятельно убрать на место использовавшийся инвентарь.

Комментарий. Данное требование скорее относиться уже не к технике травмобезопасности, а к культуре поведения спортсмена в зале силовой подготовки.

Основы спортивной подготовки и тренировочного процесса

Для групп базового уровня:

Техника выполнения упражнений в тяжелой атлетике - одна их главных составляющих подготовки спортсмена. Понятие «техническое мастерство», факторы, влияющие на его проявление и совершенствование. Необходимость всестороннего физического развития. Человек как биомеханическая система. Биомеханические звенья человеческого тела. Роль нервно-мышечного аппарата в двигательной деятельности тяжелоатлета. Сокращение мышечных групп - причина вращенья звеньев тела. Перемещение звеньев тела относительно друг друга - причина движения штанги. Основные параметры движения атлета и штанги. Усилия, прикладываемые к опоре и штанге. Ускорение, скорость и вертикальное перемещение штанги. Траектория движения снаряда. Характер изменения суставных углов, мышечная координация и характер возбуждения мышц при выполнении тяжелоатлетических упражнений. Скоростно-силовые характеристики сокращения мышц - фактор, определяющий результат. Режимы мышечной деятельности. Скоростно силовая подготовка тяжелоатлета. Особенности техники выполнения упражнений со штангой: большой вес снаряда, ограниченность в амплитуде движений, ограниченность во времени и площади опоры, сложность коррекции движения. Влияние анатомических и антропометрических данных на технику атлета. Определение стартового положения в зависимости от антропометрических данных и развития двигательных качеств атлета. Характер приложения усилий к штанге в начальный момент выполнения упражнений. Взаимосвязь прикладываемых атлетом усилий с кинематикой суставных перемещений в процессе выполнения всего упражнения. Система «атлет - штанга». Движение общего центра тяжести (ОЦТ) системы при выполнении упражнения. Перемещение звеньев тела и снаряда относительно друг друга в процессе выполнения упражнений. Гибкость - одно из основных качеств тяжелоатлета, необходимых для успешного выполнения упражнений в тяжелой атлетике. Взаимосвязь максимальной высоты подъема и высоты фиксации снаряда с подвижностью в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах спортсмена. Необходимость большой амплитуды движения в локтевых и плечевых суставах. Классические упражнения со штангой - рывок, толчок. Фазовый состав рывка и подъем штанги на грудь для толчка, толчок штанги т груди. Характеристика всех периодов и фаз движения. Кинематическая, динамическая и ритмическая структура рывка и подъема штанги на грудь для толчка. Основные различия в технике выполнения этих упражнений. Требования, предъявляемые к рациональному выполнению каждой из шести фаз.

Для групп углубленного уровня:

Целесообразность деления классических упражнений на три периода и шесть фаз. Их задачи. Взаимодействие атлета со штангой до момента отделения ее от помоста ЛЮ Ш ). Создание жесткой связи между звеньями кинематической цепи в этой фазе и сохранение ее в процессе движения - один из важнейших факторов, определяющих выполнение всех фаз упражнения. Взаимозависимость и взаимообусловленность характеристик техники. Ведущие элементы координации в рывке и толчке. Граничные позы между газами как исходные моменты при выполнении двигательных задач по фазам движения. Неодновременность в изменении кинематических и динамических параметров техники движения атлета и штанги. Взаимосвязь усилий, прикладываемых тяжелоатлетом к штанге с кинематикой суставных перемещений, со скоростью движения штанги, высотой подъема снаряда и временем выполнения отдельных фаз. Характер сокращения мышц при выполнении рывка и толчка. Общие требования к выполнению отдельных элементов и фаз движения. Характеристика структуры движения. Отличительная особенность ритмовой структуры подрыва в рывке от подъема при подъеме штанги на грудь. Траектория движения штанги как результат приложений усилий в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Оптимальность приложения усилий. Взаимодействие атлета со штангой в безопорной и опорной фазах движения. Влияние условия отталкивания от снаряда на скорость выполнения атлетом подседа и на высоту подъема штанги. Рациональное использование внутренних и внешних реактивных сил при выполнении подрыва в рывке и толчке, при выталкивании штанги от груд. Траектория движения снаряда при выполнении толчка. Основные методы оценки качества техники при выполнении классических упражнений. Оценка технического мастерства при траектории, реакции опоры атлета, по работе мышц, ускорению и скорости движения штанги, по высоте подъема, по изменению углов в суставах. Рациональное отношение характеристик техники. Управление системой «атлет - штанга». Рациональное соотношение кинематики суставных перемещений с траекторией движения штанги. Экономичность движения. Основные ошибки в технике рывка и толчка. Причинно-следственные связи возникновения ошибок. Методические приемы для устранения ошибок.

Сведения о строении и функциях организма человека

Для групп базового уровня:

Опорно-двигательный аппарат: костная и мышечная система, связки, их строение и функции. Основные сведения о кровообращении, составе и значении кров;-: Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения. Центральная нервная система и ее роль в жизнедеятельности организма.

Для групп углубленного уровня:

Влияние различных физических упражнений и упражнений с отягощениями на организм человека. Изменения, происходящие в опорно-двигательном аппарате, органах дыхания и кровообращения, а также в деятельности центральной нервной системы в результате занятий тяжелой атлетикой. Воздействие физических упражнений на развитие силовых способностей и других физических качеств. Режимы работы мышц: преодолевающий, уступающий, удерживающий, комбинированный и др. Условия задержки дыхания и натуживания при подъеме штанги.

3.1.2. Содержание и объемы предметной области «Общая физическая подготовка» (ОФП )

Общая физическая подготовка включают в себя:

  • освоение комплексов физических упражнений;

  • развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий тяжелой атлетикой;

  • укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.


Содержание и объемы предметной области

«Общая физическая подготовка» (ОФП )


Программный материал для практических занятий по ОФП

Общая физическая подготовка тяжелоатлета осуществляется в процессе тренировочных занятий, в которые включаются общеразвивающие упражнения, а так же из других видов спорта и т. д. Общая физическая подготовка должна быть обусловлена разнообразностью средств физического развития и относительно частой их сменой в тренировочном процессе. Специальная физическая подготовка включает в себя изучение и совершенствование техники тяжелоатлетических упражнений, проводится на ТЗ групповым или индивидуальным методом. Овладение техникой выполнения осуществляется последовательно.

Обучение техники упражнения в целом, или его элементам проходят в три фазы:

  • ознакомление.

  • разучивание.

  • совершенствование.

Применяются методы: рассказ, показ, самостоятельное выполнение упражнения или его элементов. Для более эффективного изучения и совершенствования техники рекомендуется применять средства срочной информации.

Но изучение и совершенствование техники выполнения упражнений должны быть обусловлены основной особенностью методики тренировки отсутствие ближайшей установки на максимальный результат, так как форсированная узконаправленная подготовка не может обеспечить разностороннего физического развития, и оказывается тормозом для роста спортивных достижений.

Упражнения для развития чувства равновесия

  1. Ходьба вперед, усложняемая исходными положениями рук (на поясе, к плечам, вверх), движениями на каждый шаг, перешагиванием через веревочку на разной высоте и подлезанием под нее; грузом в одной руке, вытянутой в сторону и в обеих руках, поднятых вверх; поворотами и наклонами туловища.

  2. Ходьба назад, осложняемая исходными положениями рук на каждый шаг, грузом, удерживаемым различным образом.

  3. Ходьба боком, опираясь серединой ступни. Затем на носках, осложняемая исходными положениями рук, движениями рук на каждый шаг, грузом.

Упражнения для развития гибкости.

1. Упражнение для развития подвижности в суставах рук:

  • взять палку за середину одной рукой, согнутой в локте до прямого угла. Из этого положения делать повороты кисти до отказа;

  • поднять на грудь штангу узким хватом, вывести локти вперед. Из этого положения производить пружинящие движения с небольшой амплитудой сгибания и разгибания в локтях, стремясь коснутся штангой груди;

  • круги прямыми руками с полной амплитудой; взять палку широким хватом, поднять вверх и отпустить за спину. По мере увеличения гибкости хват постепенно суживать, начинать с пружинящих движений.

2. Упражнение для развития подвижности в суставах ног и позвоночника:

  • поднимание прямых ног до касания ими пола за головой, лежа на спине;

  • при закрепленных ногах поднимания туловища до касания головой коленей;

  • приседание с палкой в рывковом хвате;

  • наклоны туловища вперед, притягивая его к ногам при помощи рук;

  • пружинящие сгибания и разгибания ног, в положении подседа ножницы;

  • повороты туловища в стороны, до отказа с одновременным разведением рук вперед;

  • повороты туловища в наклоне вперед;

  • прыжки в положении приседа, с продвижением вперед.

Упражнение для развития быстроты.

  1. Спринт от 30 до 100 м.

  2. Прыжки с места в длину и высоту.

  3. Прыжки с разбега в длину и высоту.

  4. Толкание ядра, метание набивного мяча.

  5. Прыжки на возвышение.

  6. Опорные прыжки, через козла, коня.

Упражнения для развития выносливости.

Кроссы, ходьба по пересеченной местности, плавание, спортивные игры, катание на лыжах, коньках.

Упражнение для развития взрывной силы

Прыжки в глубину с последующим отталкиванием:

  • 2 тренировка - 2 серии по 10 прыжков с высоты 0,5 м;

  • 3 тренировка - 3 серии по 10 раз с высоты 0,5 м;

  • 4 тренировка - 4 серии по 10 раз с высоты 0,5 м;

  • 5-9 тренировки - 4 серии по 10 раз с высоты 0,7 м.

Тренировка проводится 3 раза в неделю, при значительно уменьшенном объеме в приседаниях со штангой различными способами.

3.1.3. Содержание и объемы предметной области «Специальная физическая подготовка»


Специфические качества тяжелоатлетов развиваются с помощью специальных упражнений. Оптимальность повышения тренировочной нагрузки обеспечивается не только ростом параметров объема и интенсивности, но и изменением ее внутренней структуры, содержанием состава средств, которые, будучи организованы в систему, значительно повышают эффективность нагрузки.

Однако в существующей практике текущего и особенно перспективного планирования главное внимание уделяется в основном определению уровня объема и интенсивности тренировочного процесса. Это обстоятельство приводит к монотонности тренировок, снижению эмоциональной настроенности атлетов и нарушению рациональной структуры критериев нагрузки. Дело еще в том, что технически грамотно поднимать штангу атлет может лишь в ограниченном количестве подходов в одном упражнении (6-8), при количестве повторений за подход - 1 - 6.

В процессе обучения спортивной технике полезно вначале сформировать навыки и развить специализированные физические качества, которые являются общими и характерными для всех соревновательных упражнений:

  • умение эффективно управлять мышцами ног и рук;

  • устойчивое равновесие на ограниченной площади опоры;

  • быстрота сокращения мышечных групп.

Специально-вспомогательные упражнения.

Упражнения для развития силы:

  • рывок в стойку - упражнение развивает силу тех мышц: рук, ног, туловища, которые участвуют в классическом рывке, исключение подседа позволяет атлету сосредоточивать внимание на силовом усилии направленном вверх;

  • рывок с полуприседом - применение неглубокого подседа приближает характер усилия к характеру классического рывка, что одновременно содействует совершенствованию технических навыков;

  • тяга рывковая- выполняется двумя способами: медленно и быстро. Медленная тяга способствует развитию стартовой силы, быстрая - по характеру движения совпадает с движением штанги, до точки подрыва, при выполнении классического рывка;

  • приседание со штангой на выпрямленных верх руках, упражнение выполняется со штангой в рывковом хвате и предназначено для развития мышц, участвующих при вставании из подседа;

  • наклоны туловища со штангою - данное упражнение является наиболее эффективным средством для развития сил мышц, разгибающих туловище;

  • подъем штанги на грудь с полуприседом - это упражнение способствует не только развитию силы, но и совершенствованию техники подъема штанги на грудь для толчка;

  • тяга толчковая - кроме совершенствования техники подъема штанги на грудь способствует развитию отдельных групп мышц: разгибателей тазобедренных и коленных суставов, широчайших мышц спины,трапеции дельтовидных мышц;

  • подъем штанги на грудь с виса - упражнение служит для развития силы мышц рук и туловища усилием которых происходит подъем штанги грудь, и вместе с тем осваивается техника подрыва и подсед;

  • приседание со штангой на груди - упражнение развивает силу мышечных групп, осуществляющих вставание из подседа;

  • швунг - упражнение развивает силу толчка от груди, способствует

  • прочному включению рук в плечевых и локтевых суставах и развитию быстроты ухода в подсед;

  • полутолчок - упражнение способствует развитию большой силы разгибателей ног, а также мышц, удерживающих штангу на груди, что имеет большое значение для толчка от груди;

  • толчок штанги из-за головы - упражнение укрепляет мышцы туловища рук и ног, способствуя прочному закреплению рук в плечевых и локтевых суставах и обеспечивает точное направление штанги строго вверх.

Специальная физическая подготовка по тяжелой атлетике включает в себя:

  • овладение основами техники и тактики в тяжелой атлетике;

  • приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

  • повышение уровня функциональной подготовленности;

  • освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;

  • выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по тяжелой атлетике.

Обучение технике выполнения классических упражнений

Обучение технике рывка.

Рывок - сложное по координации упражнение, которому обучить новичка сразу довольно трудно. Для облегчения разучивания рывка упражнение разделяют на фазы и элементы, доступные для обучаемого, и близкие по форме и характеру движений к самому упражнению. Данные элементы просты по координации, обладают определенной самостоятельностью, но все же структурно связаны между собой, что создает представление об общей картине выполнения всего упражнения в целом, поэтому задача первоначального обучения сводится к тому, чтобы представление атлета об упражнении как можно ближе соответствовало действительности.

Наиболее распространенным методами обучения считаются

  1. Прямой метод.

  2. Концентрический метод.

  3. Метод обучения, в обратной последовательности.

1. Прямой метод-при данной методике - обучение производится в порядке следования элементов и фаз упражнения.

2. Концентрический метод-обучение начинается с главной фазы упражнения - подрыва, с поочередным усвоением предыдущих и последующих элементов, которые выполняются частью по 1 варианту, частью по третьему.

3. Метод обратной последовательности-исходя из 10-летнего опыта работы с молодыми спортсменами, данный метод считаю наиболее эффективным способом обучения, так как атлет с первых минут получает представление о специфике выполнения движения в целом и видит конечный результат.

обучение опорному подседу и вставанию

и.п. - в положении стоя со штангой на выпрямленных руках (вес снаряда 50% от собственного) выполнить отведение рук назад, наклоняясь вперед и прогибаясь в пояснице, затем опустившись в подсед подняться до положения, когда глаз окажется на уровне коленей и быстро опустится как можно глубже в подсед. То же выполнять с потерей равновесия вперед, назад во время движения вверх, переставляя ступни при движении вниз.

Обучение безопорному подседу.

и.п. - стоя на носках, руки согнуты в локтевых суставах до угла 120 градусов, штанга на уровне нижней части живота. Медленно поднимая штангу и опуская туловище приподнять ступни и как можно дальше удерживать их в безопорном положении, опустится под штангу в предельно низкое положение. Тоже выполнять с потерей равновесия в и.п. вперед и назад.

Обучение подготовке к подседу.

И.п. - стоя на носках, штанга на уровне верхней трети бедер, руки согнуты в локтях до угла 150 градусов. Поднять штангу. Касаясь грифом бедер и низа живота медленным движением туловище вниз опуститься в подсед.

Обучение подрыву.

И.п. - штанга на уровне нижней трети бедер, пятки приподняты над помостом на один сантиметр. Поднять снаряд слегка касаясь грифом бедер и нижней части живота с подседом. Тоже варьируя степень потери равновесия в и.п. вперед и назад, переставляя ступни в том же направлении.

Обучение подведению коленей.

И.п. - штанга на уровне коленей, голени в вертикальном положении, руки прямые, плечи впереди проекции грифа штанги, вся тяжесть приходится на пятки. Поднять штангу до уровня подрыва перемещая колени вперед.

. Обучение подъему до уровня коленей.

Со старта, акцентируя давление на помост ступням поднять штангу перемещая ее назад как можно ближе к голени, при этом плечи находятся все время впереди проекции грифа штанги, как бы накрывая его.

Обучение стартовому положению.

Подход к грифу штанги. Расстановка стоп под грифом. Положения туловища, головы. Захват грифа в замок .Дальнейшее обучение, в большей мере, зависит от восприимчивости молодых атлетов к правильному выполнению отдельных элементов упражнения, так и всего, в целом.

Обучение технике толчка.

Толчок состоит из 2-х независимых упражнений: подъема штанги на грудь и толчка от груди, требующих больших усилий, в силовом плане по сравнению с рывком, по более проще в координационном.

Обучение технике подъема штанги на грудь.

Обучение проводится по концентрическому методу.

Обучение подрыву.

И.п. - гриф штанги у середины бедер. Подводя колени, разгибая туловище в тазобедренном суставе подводим гриф штанги в точку подрыва. - паху. Затем за счет мощного усилия атлет выходит на носки, полностью разогнув ноги в коленных и тазобедренных суставах, с одновременным- сильным подъемом плеч и легким сгибанием рук в локтевых сустава. Движение туловища направлено вверх и немного назад. Штанга движется как можно ближе к телу с максимально возможным ускорением.

Обучение подседу.

После достижения финальной части подрыва атлет переходит в низкий сед. немного разбрасывая в стороны ноги и вынося их вперед. При этом руки продолжают тянуть гриф штанги одновременно подворачиваясь под него. Активная работа руками одновременно ускоряет перемещение тела штангиста вниз под гриф штанги.

Вставание из подседа.

Вставание из подседа производится, в основном, за счет мышц ног. При этом штанга удерживается за счет согнутых в локтях рук, поднятых до горизонтального состояния, спина закреплена в согнутом, в пояснице, состоянии.

Обучение подведению коленей.

П.п. - гриф штанги на уровне коленей, голень перпендикулярна помосту, плечи находятся чуть впереди грифа. Центр тяжести смещается ближе к пяткам. Поднять штангу до уровня подрыва, при этом перемещая колени и таз вперед. Гриф штанги перемещается вдоль бедер легко их касаясь.

Старт - тяга до коленей.

Со старта, за счет работы ног поднять штангу до уровня коленей, при этом штанга перемещается вверх- назад, а плечи немного вперед. Усилие рук направлено строго на удержание грифа. В конечном положении голень перпендикулярна помосту.

Обучение стартовому положению.

Подход к грифу штанги, расстановка стоп под грифом. Положение туловища и головы. Захват грифа штанги в замок.

Толчок от груди.

Обучение стартовому положению для толчка от груди.

Обучение ведется беря штангу со стоек. .Атлет приближается к стойкам и захватывает гриф штанги двумя руками обычным способом, после этого ставит стопы под гриф штанги на ширину таза или чуть шире. Со слегка разведенными наружу носками. Гриф лежит на плечах, локти подвернуты, голова слегка приподнята. После этого ноги выпрямляют в коленных и тазобедренных суставах одновременно делая два- три шага назад и принимает стартовое положение. Туловище занимает удобное, строго вертикальное положение, чем создает оптимальные предпосылки для дальнейшего выполнения упражнения.

Обучение полуприседу.

Полуприсед должен быть неглубоким, плавным, выполняется на всей ступне, без изменения начального положения туловища, головы и рук. Небольшая глубина приседания позволяет атлету с большей силой разогнуть ноги и следовательно сообщить движению штанги большую скорость, а неизменное положение рук, туловища и головы в момент приседания позволяет контролировать направление усилия.

Обучению толчку.

Не задерживаясь в предварительном приседе атлет с полной силой разгибает ноги и выталкивает штангу вверх, при этом разгибание ног идет с опорой на всю ступню, общий центр тяжести располагается ближе к пяткам. Подъем на носки происходит в самый последний момент выпрямления ног, перед уходом в подсед.

Обучение подседу.

Наиболее эффективным способом в толчке от груди является подсед способом "Ножницы".Высокое положение штанги позволяет атлету применять подсед средней глубины, что облегчает удержание тяжелого веса на прямых руках. Нога, стоящая впереди, согнута в колене стоит на полной ступне, нога, стоящая сзади опирается на носок и лишь немного согнута в колене, при этом расстояние от исходного положения для обоих ног различно, так как нога стоящая сзади проделывает путь примерно в два раза больше, хотя и от помоста отделяются почти одновременно, и после безопорной фазы ставятся на помост. В момент постановки ступеней на помост руки значительно согнуты в локтях и впереди стоящая нога согнута в колени. Далее продолжается сгибание впереди стоящей ноги и разгибание рук до их полного выпрямления. Для сохранения равновесия в подседе ноги располагаются ближе к линии, перпендикулярной середине грифа, при этом большую роль играет быстрота перестановки ног, так как в этом случае уменьшается давление на руки, что облегчает удержание штанги.

Вторым критерием, обеспечивающим успех атлета в завершении упражнения является строгое обеспечение прочности положения рук, ног. туловища. Прочность положения рук достигается отведением их назад до отказа (лопатки сведены полностью, локти повернуты назад). Прочность положения туловища достигается пригибанием его в поясничной части.

Обучение вставанию со штангой из подседа и фиксации.

Впереди стоящая нога выпрямляется одновременно переставляется в один, два приема на полшага назад. Затем подтягивается нога, стоящая сзади вперед до одной линии с ногой стоящей впереди. Штанга фиксируется над головой, при этом ноги выпрямлены, ступни расставлены примерно ширину плеч.

Психологическая подготовка

Основное содержание психологической подготовки тяжелоатлетов состоит в следующем:

  • формирование мотивации к занятиям тяжелой атлетикой;

  • развитие личностных качеств, способствующих совершенствованию и контролю;

  • совершенствование внимания (интенсивности, устойчивости, переключения), воображения, памяти, мышления, что будет способствовать быстрому восприятию информации и ее переработке, принятию решений;

  • развитие специфических чувств - «чувство помоста», «чувство штанги», «чувство ритма выполнения рывка и толчка »;

  • формирование межличностных отношений в спортивном коллективе.

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности.

В работе с юными спортсменами устанавливается определенная тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов психолого­педагогического воздействия: разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных, людей и др. Методы смешанного воздействия включают: поощрение, выполнение общественных и личных поручений, наказание. Так, в вводной части тренировочного занятия используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие различных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций. В подготовительной части - методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств; в основной части занятия совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю; в заключительной части совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Следует отметить, что акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей юного спортсмена, задач и направленности тренировочного занятия.

Оценки эффективности воспитательной работы и психолого-педагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществляются путем педагогических наблюдений, измерений, анализа различных материалов, характеризующих личность юного спортсмена. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и используются для внесения коррективов в учебно-тренировочный процесс и планирования психологической подготовки юного спортсмена.

Восстановительные средства и мероприятия

Для восстановления работоспособности учащихся спортивных школ необходимо использовать широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов, а также методических рекомендаций. Восстановительные мероприятия должны рассматриваться как неотъемлемая часть тренировочного процесса, так как основную роль в повышении тренированности играют процессы сверх восстановления.

Средства и методы восстановления подразделяются на группы:

  1. естественные и гигиенические;

  2. педагогические;

  3. медико-биологические;

  4. психологические.

Каждое средство восстановления является многофункциональным. Совокупное их использование должно составлять единую систему методов восстановления.

Основным критерием выбора конкретных восстановительных средств является индивидуальная реакция атлетов на процедуры и их связь с особенностями тренировочной нагрузки. В дни больших нагрузок планируется меньше восстановительных мероприятий, чем в дни отдых, так как есть мнение, что повышенные дозы восстановительных процедур, «блокируют» максимальное воздействие тренировки на организм. Восстановительные мероприятия осуществляются преимущественно после тренировочных занятий. Объем восстановительных средств в месячных и годичных циклах определяется в соответствии с особенностями подготовки. В подготовительном и переходном периоде увеличивается доля естественных и гигиенических средств восстановления. При организации восстановительных мероприятий следует учитывать субъективные и объективные признаки утомления, недовосстановления.

Инструкторская судейская практика

Одной из задач ДЮСШ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации и проведе­нии спортивных соревнований в качестве судьи. Решение этих задач целесообразно начинать на базовом уровне и продолжать тренерско-судейскую практику на последующих уровнях подготовки. Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий.

Учащиеся базового уровня 3-6года должны овладеть принятой в виде спорта терминологией и командным языком для построения, отдачи рапорта, проведения строевых и порядковых упражнений: овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминкой, основной и заключительной частью. Овладение обязанностями дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и оборудования и сдача его после окончания занятия). Во время проведения занятий необходимо развивать способность учащихся наблюдать за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, находить ошибки и исправлять их. Занимающиеся должны научиться вместе с тренером проводить разминку, участвовать в судействе. Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечения учащихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей в своей и других группах, ведения протоколов соревнований.

Во время обучения на базовом уровне необходимо научить занимающихся самостоятельному ведению дневника: вести учет тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрировать результаты спортивного тестирования, анализировать выступления в соревнованиях. Учащиеся углубленного уровня должны уметь подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонстрировать технику выполнения рывковых и толчковых упражнений, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими учащимися, помогать занимающимся младших возрастных групп в разучивании отдельных упражнений. Необходимо уметь самостоятельно составлять конспект занятия и комплексы тренировочных занятий для различных частей урока: разминки, основной и заключительной частей; проводить тренировочные занятия в группах базового уровня 1-2 года обучения. Принимать участие в судействе в детско-юношеских спортивных и общеобразовательных школах в роли ассистента, судьи, секретаря; в муниципальных соревнованиях - в роли судьи, секретаря.

Для углубленного уровня итоговым результатом является выполнение требований на присвоение звания инструктора по спорту и судейского звания судьи по тяжёлой атлетике 1-й категории.


3.1.4. Содержание и объемы предметной области «Другие виды спорта и подвижные игры, дополнительная нагрузка»

Предметная область «Другие виды спорта и подвижные игры, дополнительная нагрузка» включает в себя:

  • умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами;

  • умение развивать профессионально необходимые физические качества в тяжелой атлетике средствами других видов спорта и подвижных игр;

  • умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;

  • навыки сохранения собственной физической формы.

Программный материал для практических занятий по другим видам спорта и подвижным играм

Физические качества, оказывающие значительное влияние на результативность в тяжелой атлетике относятся:

  • мышечная сила,

  • выносливость,

  • гибкость.

Занятия некоторыми видами спорта помогают развивать все три перечисленных выше качества, в то время как остальные способствуют развитию одного или двух.

Выносливость - обеспечит больший запас жизненных сил. Выносливость, также называемая выносливостью сердечнососудистой и дыхательной систем или аэробными возможностями, отражает способность организма использовать кислород для «сжигания топлива», необходимого при выполнении напряженной физической работы продолжительное время.

Видами спорта, требующими выносливости, считаются те, в которых физическая работа выполняется более 3 мин. Это большинство беговых номеров легкоатлетической программы, плавание ,лыжный спорт, велосипедный спорт и другие.

Виды спорта, требующие взрывных действий, т.е. преимущественно скорости и мощности, и занимающие по времени менее 90 сек., обеспечиваются преимущественно анаэробными механизмами производства энергии. Бег на 800 м, отдельные гимнастические упражнения и борцовские схватки, обычно длящиеся от 1,5 до 3 мин., сочетают в себе аэробные и анаэробные нагрузки.

Сила - сообщит энергию выполняемой работе. Сила определяется по величине усилий, прилагаемых мышцей, или в зависимости от сопротивления, которому она способна противостоять. Скорость является производной силы, поскольку требует проявления мощности. Сила необходима в любом виде спорта: для выполнения прыжка (например, в баскетболе), для поддержки собственного веса (в гимнастике), для преодоления силы тяжести своего тела (в прыжках с шестом) или воды (в гребле или плавании). Силу можно развить, заставляя работать избранные мышечные группы.

Гибкость - придаст упругость движениям. Гибкость — способность выполнять движения с максимально возможной амплитудой в суставах. Это качество особенно необходимо для успешных выступлений в гимнастике, плавании, барьерном беге. Гибкость в некотором роде противостоит силе. Развитие силы укорачивает мышцы, а гибкости — удлиняет их.

Гибкость — во многом качество врожденное: гены определяют растяжимость мышц, окружающих их тканей, способность к растягиванию сухожилий и связок, соединений костей в суставах. Однако посредством тренировки гибкость можно развить. Для того чтобы стать более гибким, необходимо выполнять упражнения на растягивание с постепенным повышением напряжения или нагрузки на мышцы. Такие упражнения необходимо выполнять медленно, без рывков, потому что резкие, быстрые движения приведут к сокращению, а не к расслаблению мышц.

Занятия тяжелой атлетикой делают мышцы более напряженными и менее гибкими. Помогут с этим бороться и предотвратят травмы упражнения на растягивание, но их надо выполнять регулярно.

Подвижные игры

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движения. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно игры позволяют совершенствовать жизненно важные умения и навыки. Круг игр принято делить на две большие, группы: подвижные и спортивные. К подвижным относятся простые игры с элементарными правилами и несложными взаимодействиями.

Спортивные игры - более высокая ступень развития некоторых подвижных игр. Спортивные игры — это единоборство двух сторон, протекающее в рамках правил, преимущество в котором оценивается по количеству достижений обусловленной цели. Применение спортивных игр помогает осуществлять морально-волевую подготовку. В спорте игровой метод и игру следует понимать как систему, которая помогает создать коллектив. Воспитание такого коллектива планируется системой подготовки к соревнованиям, а игра выступает как одно из активных средств такой подготовки.

Очень важно воспитывать чувство коллективизма у спортсменов, занимающихся такими видами спорта как тяжелая атлетика, где успех достигается индивидуальными усилиями. Здесь из-за специфики спортивной борьбы и роли личного успеха могут развиваться зазнайство, пренебрежительное отношение к товарищам и к тренерам. Коллективное начало подвижных игр содействует формированию положительных черт характера и нравственных качеств. В игре велика роль правил. Их непременное соблюдение способствует воспитанию честности и справедливости, сознательной дисциплины, что в спорте также очень важно. В занятиях играми воспитывается способность максимально осознавать совершаемое, что необычайно важно в любом виде спорта. На эту сторону игровой деятельности также важно обращать внимание при подборе игр и руководстве ими. Многие игры направлены на воспитание таких моральных и волевых качеств, как решительность, настойчивость, выдержка, взаимовыручка. В играх «Вызов» или «Наступление» очень важно быть смелым и решительным. В «Перетягивании каната» не обойтись без настойчивости, а в «Перестрелке» и других командных играх без взаимной выручки. Тренер подбирает соответствующие игры с учетом особенностей своего коллектива и черт характера отдельны Упражнения для развития выносливости, особенно циклического характера, требующие умеренного и не связанные с высокой активностью нервной системы, могут утомление, понижение работоспособности. Такие упражнения разумно сочетать с подвижными играми.

Упражнения для сохранения и развития гибкости обычно включаются в игровые гонки. Можно подбирать игры для целенаправленного воздействия на отдельные мышечные группы, связки, суставы. Такие игры нередко выполняются со снарядом, отягощением или с товарищем по команде, чтобы условия для увеличения амплитуды движения, дополнительного растяжения мышц и связок.

Активная гибкость зависит от силы мышц. Поскольку, однако, увеличение силовыми упражнениями может привести в суставах, целесообразно включать в занятия игры с элементами силовой борьбы, переноской груза, передвижения с преодолением веса тела и т. п., в которых включены статистические усилия. Играм, направленным на развитие гибкости, надо предварять соответствующую разминку, чтобы избежать растяжения связок и разрыв мышечных волокон.

Вместе с тем непродуманный подбор игр может привести к отрицательному переносу навыка. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Важно, также иметь в виду, что технически верное выполнение движений на большой скорости - очень сложная задача. Она решается лишь специально продуманной системой спортивной подготовки, в том числе и с применением игры. В играх, где навык совершенствуется в условиях, приближенных к соревнованию, важно не столько оценивать быстроту завершения игрового задания, сюжета, сколько выполнение основного технического приема.

Применение подвижных игр в спортивной тренировке позволит создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирование спортивной техники.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, активность, чувство ответственности и т. п.

Разнообразные движения и действия, выполняемые в спортивных играх, в большинстве случаев на свежем воздухе, т. е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывают большое оздоровительное влияние: способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, служат средством активного отдыха.

Значительное влияние оказывают спортивные игры на центральную нервную систему. Быстрота выполнения движений, частая их смена и постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы. Занятия спортивными играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. У занимающихся наблюдается увеличение поля зрения, развивается глубинное зрение.

3.2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы.

Места занятий, соревнований и используемое оборудование должны быть сертифицированы и соответствовать всем мерам безопасности. К занятиям и участию в соревнованиях допускаются воспитанники, отнесенные к основной медицинской группе и допущенные врачом к спортивным занятиям; прошедшие инструктаж по мерам безопасности; имеющие соответствующую экипировку: спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий и соревнований. Во время тренировочных занятий спортсменам следует четко и своевременно выполнять указания и распоряжения тренера; избегать столкновений; соблюдать заданный интервал и дистанцию.

Групповые тренировочные занятие состоят из трех частей:

      1. подготовительной,

      2. основной,

      3. заключительной.

Для каждой части определяются свои задачи и средства их решения.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — (примерно 15-20% занятия), организация занимающихся, изложение задач и содержание занятия, разминка и подготовка атлетов к выполнению нагрузок, формировании осанки, развития координации движения и т.д.

Задачи:

  • раскрепощение;

  • разогревание и подведение к основной нагрузке;

  • «двигательная настройка» (врабатывание в режим специализированных актов);

  • «психическая нагрузка» (обеспечение оптимальной возбудимости, сосредоточенности, психической готовности к тренировке с тяжестями различной интенсивности и величины объемов).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — (примерно 65-70% занятия),

  • изучение, совершенствовании техники упражнений, элементов, дальнейшее развитие скоростно-силовых качеств.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ — (примерно 10-20% занятия):

  • снятие напряжения: раскрепощение мышц, освобождение от нервной напряженности, снижение сосредоточенности;

  • успокоение организма: активная нормализация функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем;

  • психическое стимулирование: завершение занятий на фоне положительных эмоций, что помогает подготовить позитивную установку на следующее тренировочное занятие;

  • педагогическое заключение: краткая оценка деятельности и достижений занимающихся в свете поставленных перед занятием задач, ориентация на очередные достижения.


3.3. Объемы максимальных тренировочных нагрузок.

Тренировочные нагрузки, используемые в процессе предпрофессиональной подготовки, не должны превышать численные значения, представленные в таблице



Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки

Уровневый норматив

Уровень подготовки

БУ1-2

БУ3-4

БУ5-6

УУ1-1

Количество часов в неделю

6

8

10

12

Количество тренировок в неделю

3

4

4

4

Общее количество часов в год

252

336

420

504

Общее количество тренировок в год

126

168

168

168



4. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1. Комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения программы по общей и специальной физической

Все беговые и прыжковые упражнения выполняются по правилам соревнований по легкой атлетике на дорожке стадиона или манежа. Все тесты проводят в спортивной обуви без шипов. Беговые упражнения выполняются с высокого старта.

  1. Бег 30 м, для оценки скоростных качеств.

  2. Бег 60 м, (с высокого старта), для оценки дистанционной скорости.

  3. Прыжок в высоту с места, для оценки скоростно-силовых качеств ног. Измерение высоты прыжка осуществляется стальной рулеткой.

  4. Прыжок в длину с места, для оценки скоростно-силовых качеств ног, выполняется толчком двумя ногами с места от линии или края доски на ровной поверхности. Измерение дальности прыжка осуществляется стальной рулеткой.

  5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол. раз).

  6. Разгибание туловища лежа (ноги закреплены) на 100°.

  7. Вис на перекладине (с).

  8. Прыжки на гимнастическую скамейку за 10 с.


4.2. Методические указания по организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Осуществление комплексного контроля тренировочного процесса и уровня спортивной подготовленности обучающихся на всех уровнях является обязательным разделом программы.

Цель контроля – в соответствии с программой обеспечить оптимальность воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок на организм занимающихся при планомерном повышении уровня их специальной подготовленности по годам в зависимости от целевой направленности уровня подготовки.

Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся являются неотъемлемой частью образовательного процесса, так как позволяют оценить реальную результативность тренировочной деятельности.

Текущий контроль успеваемости – оценка качества усвоения содержания разделов Программы, выполнение тренировочных заданий обучающимися по результатам проверки. Формы текущего контроля успеваемости выбирает тренер-преподаватель с учетом контингента обучающихся и содержания тренировочных заданий.

Промежуточная аттестация для перевода на следующий уровень осуществляется один раз в год. Срок проведения апрель-май текущего года.

Форма промежуточной аттестации – сдача контрольно-переводных нормативов. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в протоколе сдачи контрольно-переводных нормативов, который является одним из отчетных документов и хранится в Учреждении. По итогам промежуточной аттестации издается приказ о переводе на следующий уровень обучающихся, сдавших контрольно-переводные нормативы. Обучающиеся не сдавшие контрольно-переводные нормативы по болезни или другой уважительной причине, могут быть оставлены на прежнем уровне подготовки или решением педагогического совета переведены на следующий уровень подготовки.

Освоение предпрофессиональной образовательной Программы завершается обязательной итоговой аттестацией. Форма итоговой аттестации:

  1. Сдача контрольных тестов по общей и специальной физической подготовке.

  2. Спортивная квалификация учащихся определяется по виду спорта Единой Всероссийской спортивной квалификации.


4.3. Требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода учащегося на дальнейшее обучение










Нормативы промежуточной и итоговой аттестации по общей и специальной физической подготовке

Группа базовый уровень первого года обучения

Общая и специальная физическая подготовка

№ п\п

контрольные упражнения и единицы измерения

оценка в баллах (мальчики)

оценка в баллах (девочки)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

бег на 30 м (с)

7,0

6,5

6,0

5,5

5,0

8,0

7,5

7,0

6,5

6,0

2

бег на 60 м (с)

11,0

10,5

10,0

9,5

9,0

12,0

11,5

11,0

10,5

10,0

3

прыжок в высоту с места (см)

30

35

40

45

50

15

20

25

30

35

4

прыжок в длину с места (см)

170

180

190

200

210

140

150

160

170

180

5

сгибание и разгибание рук в упоре лежа

4

5

6

7

8

2

3

4

5

6

6

разгибание туловища лежа (ноги закреплены) на 100°

4

5

6

7

8

2

3

4

5

6

7

вис на перекладине (с)

8

10

15

17

20

5

8

10

13

15

8

прыжки на гимнастическую

скамейку за 10 с.

6

7

8

9

10

4

5

6

7

8

Примечания:

нормативы считаются выполненными при интегральной экспертной оценке – 28 баллов.



Группа базовый уровень второго года обучения

Общая и специальная физическая подготовка

№ п\п

контрольные упражнения и единицы измерения

оценка в баллах (мальчики)

оценка в баллах (девочки)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

бег на 30 м (с)

6,5

6,0

5,5

5,0

4,5

7,5

7,0

6,5

6,0

5,5

2

бег на 60 м (с)

10,5

10,0

9,5

9,0

8,5

11,5

11,0

10,5

10,0

9,5

3

прыжок в высоту с места (см)

35

40

45

50

55

20

25

30

35

40

4

прыжок в длину с места (см)

180

190

200

210

220

150

160

170

180

190

5

сгибание и разгибание рук в упоре лежа

5

6

7

8

9

3

4

5

6

7

6

разгибание туловища лежа (ноги закреплены) на 100°

5

6

7

8

9

3

4

5

6

7

7

вис на перекладине (с)

8

10

15

17

20

5

8

10

13

15

8

прыжки на гимнастическую

скамейку за 10 с.

6

7

8

9

10

4

5

6

7

8

Примечания:

нормативы считаются выполненными при интегральной экспертной оценке – 28 баллов.


Группа базовый уровень третьего года обучения

Общая и специальная физическая подготовка

№ п\п

контрольные упражнения и единицы измерения

оценка в баллах (мальчики)

оценка в баллах (девочки)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

прыжок в высоту с места (см)

35

40

45

50

55

20

25

30

35

40

2

прыжок в длину с места (см)

180

190

200

210

220

150

160

170

180

190

3

сгибание и разгибание рук в упоре лежа

5

6

8

10

12

4

5

7

9

10

4

разгибание туловища лежа (ноги закреплены) на 100°

5

6

8

10

12

4

5

7

8

9

5

вис на перекладине (с)

10

15

17

20

22

5

8

10

13

15

Примечания:

нормативы считаются выполненными при интегральной экспертной оценке – 18 баллов.

6

Спортивный разряд


Третий юношеский спортивный разряд










Группа базовый уровень четвертого года обучения

Общая и специальная физическая подготовка

№ п\п

контрольные упражнения и единицы измерения

оценка в баллах (мальчики)

оценка в баллах (девочки)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

прыжок в высоту с места (см)

35

40

45

50

55

25

30

35

40

45

2

прыжок в длину с места (см)

180

190

200

210

220

150

160

170

180

190

3

сгибание и разгибание рук в упоре лежа

6

8

10

12

13

4

5

7

9

10

4

разгибание туловища лежа (ноги закреплены) на 100°

6

8

10

12

13

4

5

7

8

9

5

вис на перекладине (с)

15

17

20

22

23

8

10

13

15

16

Примечания:

нормативы считаются выполненными при интегральной экспертной оценке – 18 баллов.

6

Спортивный разряд


Второй юношеский спортивный разряд




Группа базовый уровень пятого года обучения

Общая и специальная физическая подготовка

№ п\п

контрольные упражнения и единицы измерения

оценка в баллах (мальчики)

оценка в баллах (девочки)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

прыжок в высоту с места (см)

40

45

50

55

60

30

35

40

45

50

2

прыжок в длину с места (см)

190

200

210

220

225

160

170

180

190

195

3

сгибание и разгибание рук в упоре лежа

8

10

12

13

14

5

7

9

10

11

4

разгибание туловища лежа (ноги закреплены) на 100°

8

10

12

13

14

5

7

8

9

10

5

вис на перекладине (с)

17

20

22

23

24

10

13

15

16

17

Примечания:

нормативы считаются выполненными при интегральной экспертной оценке – 18 баллов.

6

Спортивный разряд


Первый юношеский спортивный разряд













Группа базовый уровень шестого года обучения

Общая и специальная физическая подготовка

№ п\п

контрольные упражнения и единицы измерения

оценка в баллах (мальчики)

оценка в баллах (девочки)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

прыжок в высоту с места (см)

40

45

50

55

60

30

35

40

45

50

2

прыжок в длину с места (см)

200

210

220

225

230

170

180

190

195

200

3

сгибание и разгибание рук в упоре лежа

10

12

13

14

15

7

9

10

11

12

4

разгибание туловища лежа (ноги закреплены) на 100°

10

12

13

14

15

7

8

9

10

11

5

вис на перекладине (с)

20

22

23

24

25

13

15

16

17

18

Примечания:

нормативы считаются выполненными при интегральной экспертной оценке – 18 баллов.

6

Спортивный разряд


Третий взрослый спортивный разряд


Группа углубленный уровень первого -второго года обучения

Общая и специальная физическая подготовка

№ п\п

контрольные упражнения и единицы измерения

оценка в баллах (мальчики)

оценка в баллах (девочки)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

прыжок в высоту с места (см)

40

45

50

55

60

30

35

40

45

50

2

прыжок в длину с места (см)

210

220

225

230

235

180

190

195

200

205

3

сгибание и разгибание рук в упоре лежа

12

13

14

15

16

9

10

11

12

13

4

разгибание туловища лежа (ноги закреплены) на 100°

12

13

14

15

16

8

9

10

11

12

5

вис на перекладине (с)

22

23

24

25

26

15

16

17

18

19

Примечания:

нормативы считаются выполненными при интегральной экспертной оценке – 18 баллов.

6

Спортивный разряд


Второй взрослый спортивный разряд












































5. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Список литературы

  1. Учебник для институтов физической культуры. А. Н. Воробьев

  2. Программа по тяжелой атлетике для ДЮСШ А. Д. Ермаков, В. И. Фролов, А.Н. Воробьев

  3. Тяжелая атлетика (сборник статей) Р. А. Романов

  4. Современная тренировка тяжелоатлетов А. Н. Воробьев

  5. Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ, СДЮШОР,2001

  6. Силовые единоборства, 2001 Л.С. Дворкин

  7. Примерная программа для ДЮСШ, СДЮСШОР, В.Ф. Сотников, В.Е.Смирнов, ШВС по тяжелой атлетике, 2005 г. Я.Э. Якубенко

  8. Женская тяжёлая атлетика: проблемы и перспективы г. (Учебное пособие) П.С. Горулев, Э.Р.Румянцева

  9. Мой опыт тренировки,1977 г. В.И.Алексеев Лапутин А.Н.

  10. Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета. Учебное пособие. - М.: "Советский спорт", 2006, - 452 с.

Перечень аудиовизуальных средств

  1. Видеозаписи с Первенств и Чемпионатов Новосибирской области, России.

  2. Видеозаписи с соревнований различного уровня с участием обучающихся МБОУ ДО "Купинская ДЮСШ"

Перечень Интернет-ресурсов

  1. Группа в ВК https://vk.com/weightliftingkypino

  2. Министерство спорта Российской федерации: http: //www.minsport.gov.ru/

  3. Министерство образования и науки Российской федерации: http://минобрнауки.рф/



28