СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине "Гигиенические основы физического воспитания" для специальности Физическая культура

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины " Гигиенические основы физического воспитания" является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01. Физическая культура.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине "Гигиенические основы физического воспитания" для специальности Физическая культура»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины


ОП.05. Гигиенические основы физического воспитания


для специальности

49.02.01. Физическая культура


























Ярославль, 2015


Рассмотрена на заседании ЦМК

физической культуры

___________________

Протокол № от



Согласована на заседании Методического совета колледжа

___________________

Протокол № от



Принята на заседании педагогического совета

Протокол № от





Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01. Физическая культура (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 ноября 2009 № 535)


Организация-разработчик:


Разработчик:

__________________

(подпись)

Додон А.А., преподаватель естественно-биологических дисциплин ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа





СОДЕРЖАНИЕ


1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


11

4.

КОНТРОЛЬ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01. Физическая культура.

.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными организациями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина является частью цикла общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 49.02.01. Физическая культура.


1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

-использовать знания гигиены в профессиональной деятельности, в том числе в процессе гигиенического просвещения обучающихся, педагогов, родителей (лиц, их заменяющих);

- составлять режим суточной активности с учетом возраста и характера физических нагрузок;

- определять суточный расход энергии, составлять меню;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в здании и помещениях школы при занятиях физическими упражнениями, организации учебно-воспитательного процесса;

- применять знания по гигиене при изучении профессиональных модулей;


знать:

- основы гигиены детей и подростков;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- понятие медицинской группы;

- гигиеническое значение биологических факторов внешней среды при занятиях физической культурой;

- вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- основы гигиены питания детей, подростков и молодежи;

- гигиенические требования к спортивным сооружениям и оборудованию мест учебных занятий;

- гигиеническую характеристику основных форм занятий физической культурой детей, подростков и молодежи;

- основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями, спортом;

- гигиенические основы закаливания;

- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы;

- физиолого-гигиенические и социальные аспекты курения, нарко- и токсикомании


1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки 141 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 94 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 47 часов.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

141

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

94

В том числе:


лабораторные работы

-

практические работы

42

контрольные работы (из практических)

1

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

47

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

47

Итоговая аттестация в форме зачет, экзамена







    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Гигиена окружающей среды


25


Тема 1.1 Эколого-гигиенические проблемы атмосферы, гидросферы, почвы и занятия спортом

Содержание учебного материала

6

2

1.

Гигиена как отрасль медицинской науки.

Краткие исторические данные о возникновении и развитии гигиены. Понятие о гигиене. Ее роль в оздоровлении населения. Основы обшей гигиены. Предмет, задачи и методы гигиены. Роль отечественных ученых в развитии гигиены как науки.

2.

Физические свойства воздуха, воды и почвы.

Учет метеорологических факторов при занятии спортом. Химическое, пылевое и микробное загрязнение воздуха. Гигиенические характеристики источников водоснабжения.Почва и биологические отходы.

5

2

3.

Гигиена спортивных сооружения.

Спортивные сооружение. Выбор участка. Гигиена градостроительства спортивных объектов. Гигиеническая оценка освещения спортивных объектов. Цветовое оформление спортивных сооружения. Гигиенические требования к спортивным сооружениям школ. Санитарно-гигиенические требования к плавательному бассейну закрытого типа.

6

2

Практическое занятие

-Расчет нормативных размеров площади спортивных залов и бассейнов.

-Расчет размеров вспомогательных помещений спортивного зала.

-Расчет показателей естественной освещенности спортивного зала.

- Составление плана-макета цветового оформления спортивных сооружений.

8


Самостоятельная работа студента:

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам параграфа, главам учебных пособий)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

- Выполнение рефератов по теме «Гигиена окружающей среды».

16

Раздел 2. Закаливание и личная гигиена


21


Тема 2.1. Основы личной гигиены

Содержание учебного материала

6


1.

Личная гигиена.

Основы личной гигиены. Гигиена спортсменов. Гигиена сна, одежды и обуви. Режим труда и отдыха. Медицина и классификация труда, показатели трудовой деятельности. Основы гигиены детей и подростков. Группы здоровья детей и подростков.

2.

Здоровый образ жизни.

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим жизнедеятельности. Основные показатели здоровья. Роль активного образа жизни и долголетие. Вредные привычки и здоровье. Пути передачи инфекции и иммунитет. Мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний.

4


3.

Принципы и средства закаливания.

Общие правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Методика комплексного проведения закаливающих процедур.

5


Практическое занятие

- Составление плана мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.

-Составление комплекса закаливающих процедур для детей и подростков.

- Составление агитплакатов «За здоровый образ жизни».

5



Контрольная работа по разделу: «Закаливание и личная гигиена»

1

Самостоятельная работа студента:

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам параграфа, главам учебных пособий)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

- Выполнение рефератов по теме «Долголетие человека», «Экология здоровья».

16

Раздел 3. Гигиенические основы спортивной тренировки


48


Тема 3.1. Гигиена питания спортсмена

Содержание учебного материала

4


1.

Питание, занимающихся физической культурой и спортом.

Функции и состав пищи. Понятие о гигиене питания. Спортивные энергозатраты. Качественный состав питания спортсменов. Режим питания. Пищевой рацион и состав пищи спортсменов.

2.

Гигиена безопасности основных продуктов питания.

Рацион и контроль качества. Оборудование и санитарный режим на пищеблоке. Пищевые отравления и их профилактика. Маркировка продуктов.

4


Тема 3.2. Гигиенические основы спортивной тренировки

Содержание учебного материала

4


1.

Условия учебно-тренировочного процесса взрослого и юного спортсмена.

Особенности тренировочного процесса и режим. Гигиенические требования а подготовке женщин-спортсменок. Учебно-тренировочный процесс юных спортсменов.



2.

Особенности гигиенического обеспечения в экстремальных условиях спортивной среды.

Клинико-географические зоны. Акклиматизация. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в условиях временной адаптации. Гигиеническое обеспечение при подготовке в условиях высокой температуры. Гигиенические мероприятия при подготовке спортсменов в горных условиях.

4


3.

Гигиенические средства восстановления спортивной работоспособности.

Восстановительные средства и принципы их использования. Гидропроцедуры. Бани. Электросветовые процедуры. Баровоздействия. Электросон. Применение кислорода.

3


4.

Система обеспечения безопасности и профилактики травматизма на физкультурно-спортивных занятиях и спортивных соревнованиях.

Инструкции по технике безопасности. Обязанности учителя (тренера) по профилактике травматизма. Обязанности медицинского персонала школы.

2


Практическое занятие

- Составление суточного рациона и режима питания спортсменов.

-Оценка качества питания спортсменов по приведенным примерам.

-Составление буклетов с рекомендациями по успешной акклиматизации.

-Составление плана и режима тренировочного процесса для детей и подростков.

-Составление кластеров по гигиеническим средствам восстановления спортивной работоспособности.

- Составление плана восстановительных мероприятий для спортсменов.

-Составление инструкции по технике безопасности в спортивном зале общеобразовательного учреждения.

27


Самостоятельная работа студента:

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам параграфа, главам учебных пособий)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

- Выполнение рефератов по теме «Особенности гигиенического обеспечения в экстремальных условиях спортивной среды».

15


ИТОГО

141


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03. АНАТОМИЯ

    1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета анатомии, физиологии и гигиены


Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методических материалов;

- наглядные пособия (схемы, таблицы, портреты педагогов и др.)


Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийные средства, модели скелета человека и отдельных органов.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Я.C.Вайнбаум, В.И.Коваль, Т.А.Родионова; под общ. Ред. Я.С.Вайнбаума. [Текст] – М.: Академия, 2012. – 240 с.

  2. Дубровский, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений/В.И.Дубровский. [Текст] – М.: ВЛАДОС, 2013. – 512 с.

  3. Полиевский С.А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: учебник для студ. Учреждений высш. Образования/ С.А. Полиевский. [Текст]- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-272с.



Дополнительные источники:

  1. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников /Я.С.Вайнбаум. [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 86 с.

  2. Лаптев, А.П. Гигиена физической культуры и спорта: учеб. для ин-тов физ. культуры /А.П.Лаптев, С.А.Полиевский. [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 288 с.

  3. Лаптев, А.П. Практикум по гигиене/А.П.Лаптев, И.Н.Малышева. [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1981. – 48 с.

  4. Минх, А.А. Основы общей и спортивной гигиены: учеб. для ин-тов физ. культуры/ А.А.Минх, И.Н.Малышева. [Текст] – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 375 с.

  5. Полиевский,С.А. Гигиенические аспекты современных спортивных
    сооружений/С.А.Полиевский. [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 124 с.

  6. Попов В.Ф., Беляева А.Т. Санитарное просвещение/В.Ф. Попов. [Текст] – М.: Медицина, 1988. – 234 с.

Интернет-ресурсы: www.school.edu.ru; www.edu-all.ru.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения дисциплины уметь:

-использовать знания гигиены в профессиональной деятельности, в том числе в процессе гигиенического просвещения обучающихся, педагогов, родителей (лиц, их заменяющих);

- составлять режим суточной активности с учетом возраста и характера физических нагрузок;

- определять суточный расход энергии, составлять меню;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в здании и помещениях школы при занятиях физическими упражнениями, организации учебно-воспитательного процесса;

- применять знания по гигиене при изучении профессиональных модулей;

знать:

- основы гигиены детей и подростков;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- понятие медицинской группы;

- гигиеническое значение биологических факторов внешней среды при занятиях физической культурой;

- вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- основы гигиены питания детей, подростков и молодежи;

- гигиенические требования к спортивным сооружениям и оборудованию мест учебных занятий;

- гигиеническую характеристику основных форм занятий физической культурой детей, подростков и молодежи;

- основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями, спортом;

- гигиенические основы закаливания;

- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы;

- физиолого-гигиенические и социальные аспекты курения, нарко- и токсикомании.


Текущий контроль:

  • собеседование;

  • устный и письменный опрос;

  • тестирование;

  • оценка активности на практических занятиях;

  • проверка и оценка составленных схем и рисунков, подобранных примеров и других видов самостоятельной работы;

  • контрольная работа;

  • взаимопроверка и взаимооценка;

  • самопроверка и самооценка.


Итоговый контроль:

  • экзамен.






6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!