СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу "Финансовая грамотность среди обучающихся 9 класс с нарушением интеллекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность: учебная программа. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Абросимова;

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью повышения общего развития обучающихся с нарушением интеллекта. С учетом сниженных познавательных возможностей обучающихся с умственной отсталостью к изучению предлагаются различные аспекты финансовой грамотности. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях.

Цель программы: овладение обучающимися с нарушением интеллекта учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций

Задачи:

формировать  элементарные представления о финансовой грамотности;

обретать навыки анализа конкретных семейных экономических ситуаций;

формировать потребительскую культуру;

воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда;

развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу "Финансовая грамотность среди обучающихся 9 класс с нарушением интеллекта"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Красноуфимская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»










Номинация: лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности

Название: Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 9 класс на 2023-2024 учебный год

Участник: Гарипова Альфира Альфертовна

































д.Озерки, 2023 г.



Пояснительная записка

Программа предназначена для проведения внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» с обучающимися с нарушением интеллекта 9 класса. Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR)

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,) утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.

Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 22.03.2021 г. №115;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы;

Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Красноуфимская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.01.2020 г. №20-Д.

Финансовая грамотность: учебная программа. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Абросимова;

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью повышения общего развития обучающихся с нарушением интеллекта. С учетом сниженных познавательных возможностей обучающихся с умственной отсталостью к изучению предлагаются различные аспекты финансовой грамотности. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях.

Цель программы: овладение обучающимися с нарушением интеллекта учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций

Задачи:

формировать элементарные представления о финансовой грамотности;

обретать навыки анализа конкретных семейных экономических ситуаций;

формировать потребительскую культуру;

воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда;

развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.

Организация обучения требует соблюдения определенных методических подходов. Каждое занятие начинается с повторения материала, изученного на предыдущем уроке. При повторении используются следующие методы: беседа, тесты, деловые игры, ситуации, отражающие реальную хозяйственную практику.

Учитывая неоднородность состава обучающихся с умственной отсталостью общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, и разные возможности их в усвоении учебного курса «Финансовая грамотность», программа указывает на необходимость дифференциации учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости. Программа определяет оптимальный объем, которые должны усвоить все обучающиеся с нарушением интеллекта, и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладевать и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи в программе предусмотрена возможность выполнения некоторых заданий с помощью учителя, с опорой на использование алгоритма, таблиц и др.

В ходе организации учебной деятельности могут использоваться следующие формы занятий: лекция-беседа, практикум, коммуникативный семинар, игра, контрольный опрос, занятие-контроль, мини-проекты.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, который доступен большинству обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа рассчитана на 1 час в неделю всего 34 часа в год.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»


Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

У обучающегося формируются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства,

понимание экономических

проблем семьи и участие в их

обсуждении, понимание

финансовых связей семьи и

государства;

- овладение начальными

навыками адаптации в мире

финансовых отношений:

сопоставление доходов и

расходов, расчёт процентов,

сопоставление доходности

вложений на простых примерах;

- проявление самостоятельности

и личной ответственности за своё финансовое поведение,

планирование собственного

бюджета, предложение вариантов

собственного заработка;

- умение сотрудничать со

взрослыми и сверстниками в

игровых и реальных

экономических ситуациях,

участвовать в решении вопроса,

каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых

жизненных ситуациях и их влияние на благосостояние семьи

и достигать обоюдного

взаимопонимания;

- понимание необходимости

собственной финансовой

грамотности и мотивации к её развитию

Обучающийся научится:

- анализ доступных и планирование будущих

образовательных

ресурсов по финансовой

грамотности, постановка

цели деятельности на основе определенной

проблемы экономик семьи, экономических

отношений в семье и обществе и

существующих

возможностей;

- самостоятельное

планирование действий

по изучению экономики

семьи, экономических

отношений в семье и обществе;

- проявление

познавательной и

творческой инициативы в

применение полученных

знаний и умений для решения элементарных

вопросов в области экономики и семьи;

- контроль и

самоконтроль, оценка,

взаимооценка и

самооценка выполнения

действий по изучению

экономики семьи,

экономических

отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе

выработанных критериев.

Обучающийся научится:

- умение осуществлять

учебное сотрудничество и

совместную деятельность с

учителем и сверстниками

при подготовке учебных проектов,

проведение исследований

экономических отношений в семье и обществе;

- работая индивидуально и

в группе, договариваться о

распределении функций и

позиций в совместной

деятельности, находить

общее решение и разрешать

конфликты на основе

согласования позиций и

учёта интересов сторон;

- умение формулировать,

аргументировать,

отстаивать своё мнение;

- умение осознано

использовать речевые

средства в соответствии с задачей коммуникации

(обоснование, объяснение,

сравнение, описание),

создавать и представлять

результаты учебных

проектов в области

экономики семьи,

исследований

экономических отношений

в семье и обществе,

- умение использовать

информационно-

коммуникационные

технологии для решения

учебных и практических

задач курса «Финансовая

грамотность».

Обучающийся научится:

- Использование различных поисков, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и

интерпретации простой финансовой

информации, содержащейся на

специализированных интернет-сайтах, в

газетах и журналах, на основе проведения

простых опросов и интервью;

- умение представлять результаты анализа

простой финансовой и статистической

информации в зависимости от поставленных

задач в виде таблиц;

- выполнение действий

сравнения преимуществ и недостатков

разных видов денег, доходов и расходов,

возможностей работы по найму и ведения

собственного бизнеса, анализ информации о

средней заработной плате в регионе

проживания, об основных статьях расходов

россиян, о ценах на товары и услуги, об

уровне безработицы, о социальных выплатах,

о банковских услугах частных лиц, о

валютных курсах;

- установление причинно-следственных

связей между уплатой налогов и созданием

общественных благ обществом, между финансовым поведение человека и его

благосостоянием;

- умение производить расчёты на условных

примерах, в том числе с использованием

интернет-калькуляторов, рассчитывать

доходы и расходы семьи, величину

доходного налога и НДС, проценты по

депозитам и кредиты, проводить расчёты с

валютными курсами;



Планирование рабочей программы по учебному курсу «Финансовая грамотность» для обучающихся с нарушением интеллекта 9-х классов с учетом рабочей программы воспитания ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат».

В соответствии с модулем «Школьный урок» рабочей программы воспитания ГБОУ СО «Красноуфимская школа-интернат» учебный курс «Финансовая грамотность» реализует воспитательный потенциал урока через:

- установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления пред аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


Основное содержание

Модуль


Кол-во

часов


Основное содержание курса

Коррекционно-развивающие задачи

1

Введение. Финансовая грамотность – это важно

1

Базовые понятия:

финансовая грамотность.

Базовые знания:

знание установок и компетенций, которыми обладает финансово грамотный человек.

Личностные характеристики и установки: понимание преимуществ грамотного финансового поведения;

осознание необходимости не только получать доходы, но и грамотно их сохранять, тратить, приумножать.

Компетенции: соотносить своё собственное поведение с поведением, характеризующим финансово грамотного человека.

Развитие и коррекция речи на основе рассуждений

2

Семейный бюджет: откуда берутся деньги и как разумно их тратить

7

Базовые понятия:

благосостояние семьи, структура доходов и расходов (личных и семейных), человеческий капитал, заработная плата, социальные льготы и выплаты, жизненный цикл семьи, личный и семейный бюджет, профицит и дефицит семейного бюджета, контроль личных и семейных расходов, совместная собственность в семье; финансовые цели, финансовое планирование; плановые доходы и расходы семьи, контроль за расходами семьи.

Базовые знания:

знание структуры и динамики изменения доходов населения в России; факторов, влияющих на размер доходов из различных источников; формирования оплаты труда; знание льгот для детей-инвалидов;

знание базовых статей семейного и личного бюджета; знание о составе ежемесячных обязательных трат (личных и семейных), знание принципов и составляющих финансового планирования; знание зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

структуры основных расходов на различных этапах жизненного цикла семьи.

Личностные характеристики и установки: понимание влияния образования на последующую карьеру и, соответственно, на личные доходы; понимание необходимости планирования доходов и расходов; понимание зависимости благосостояния семьи

от планирования и контроля трат; понимание того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям; понимание различий в структуре бюджета на различных этапах жизненного цикла семьи; осознание необходимости финансового планирования, личного и семейного.

Умения:

рассчитывать доходную и расходную части личного и семейного бюджета; вести простой учёт и анализировать семейный бюджет; различать личные расходы и расходы семьи; распознавать ситуации, в которых граждане имеют право на льготы и социальные выплаты; формулировать реалистичные финансовые цели; прогнозировать личные

и семейные доходы и расходы как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде; составлять финансовый план; читать статистические данные, относящиеся к доходам и расходам населения или семьи, в том числе данные, представленные в виде графиков и диаграмм.

Компетенции:

определять и оценивать варианты повышения личного дохода; соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

оценивать свои ежемесячные расходы; сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциальных доходов и уровня своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; определять приоритетные расходы и рассчитывать текущий и долгосрочный бюджет семьи с учётом приоритета тех или иных расходов; анализировать бюджет; оптимизировать бюджет; корректировать при необходимости финансовые цели; учитывать в бюджете формирования сбережений.

Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений.

Развитие и коррекция воображения через анализ схем с опорой на материал.


3

Банки: их роль в жизни семьи

6

Базовые понятия:

банк, банковская система, Центральный банк, коммерческий банк, банковская лицензия, надёжность банка, рейтинг банков, банковские услуги, банковский счёт, банковский вклад, депозит, кредит, ипотека, кредитная история, процент, дебетовая карта, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование.

Базовые знания:

знание основных положений банковского договора, типов вкладов, типов кредитов, характеристик кредита, видов банковских процентов (номинальный и реальный, простой и сложный), знание основных показателей кредитной истории, параметров выбора необходимого вида кредита.

Личностные характеристики и установки:

понимание сути банковских вкладов и основных положений банковских договоров (договоров банковского вклада, счёта; кредитного договора); понимание необходимости оценки своего личного (семейного) финансового состояния и возможностей перед тем, как взять кредит;

понимание сути кредита, почему он даётся под проценты; понимание основных условий кредитования; понимание различий между дебетовой и кредитной картами; понимание последствий, к которым может привести

неисполнение кредитных обязательств, и способов уменьшения рисков.

Умения: определять, какой договор необходимо заключить с банком; находить и интерпретировать условия банковского обслуживания разных банков; читать договоры банковского счёта, договоры по вкладам и кредитные договоры; соотносить вид кредита с целью кредита; рассчитывать реальный процент, простой и сложный процент; рассчитывать доходность банковских вкладов; рассчитывать объём выплат по кредиту;

находить актуальную информацию на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков; находить и интерпретировать рейтинги банков.

Компетенции: оценивать надёжность банка; сравнивать условия по депозитам и кредитам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач; выбирать подходящий вариант банковского

обслуживания; принимать взвешенные решения о необходимости инвестирования или кредитования; оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку и выбирать подходящий вариант.

Коррекция познавательных процессов путем формирования понятия.

Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений.

Развитие и коррекция воображения через анализ схем с опорой на материал.

Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации.

4

Страхование как способ сокращения финансовых потерь

4

Базовые понятия:

страхование; обязательное и добровольное страхование; страховая компания, договор на услуги по страхованию; разовые и периодические платежи по страхованию, медицинское страхование, страхование жизни, страхование имущества, страхование ответственности, обязательное и добровольное автострахование, страховая премия и страховой случай.

Базовые знания:

правовой природы страхования; видов обязательного и добровольного страхования; условий пользования медицинским страхованием; алгоритма действий при наступлении страхового случая.

Личностные характеристики и установки:

осознавать важность использования страховых продуктов в различных сферах жизни; понимание необходимости обезопасить себя и свою семью от финансовых потерь и на случай чрезвычайных или кризисных ситуаций.

Умения:

различать виды страхования; искать и интерпретировать актуальную информацию в сфере страхования; выбирать программу страхования, адекватную жизненной ситуации; читать договор страхования.

Компетенции:

определять необходимость страхования и в каких случаях необходимо приобретение того или иного страхового продукта; сравнивать предложения различных видов страховых продуктов и выбирать нужный страховой продукт; критически относиться к активной рекламе страховых продуктов.

Коррекция познавательных процессов путем формирования понятия.

Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений.


5

Налоги

5

Базовые понятия:

налоги и их виды; ИНН; льготы по налогу; налоговый вычет; пени и штрафы по налогам.

Базовые знания:

знание оснований для взимания налогов с граждан и организаций в России; знание способов получения ИНН; знание оснований для льгот по налогам и способов получения налогового вычета.

Личностные характеристики и установки:

понимание необходимости уплаты налогов; понимание того, на что идут те или иные налоги в государстве; понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Умения:

рассчитывать сумму уплачиваемых налогов; рассчитывать сумму применимых налоговых вычетов; получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы.

Компетенции:

беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере.

Коррекция познавательных процессов путем формирования понятия.

Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений, решения задач на вычисление налоговых расчетов.


6

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в пожилые годы

2

Базовые понятия:

пенсия, пенсионная система, пенсионное законодательство РФ, пенсионная формула, пенсионные баллы, пенсионные накопления, негосударственный пенсионный фонд.

Базовые знания:

знание видов пенсий и условий их получения; представление о существующих программах пенсионного обеспечения; представление о способах финансового обеспечения в старости помимо пенсии.

Личностные характеристики и установки:

понимание факторов, от которых зависит размер пенсии; понимание важности пенсионных накоплений в России; понимание существования риска в разного рода пенсионных программах; понимание того, что можно сделать, чтобы в старости жить не только на пенсию.

Умения:

находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда РФ, а также в других ресурсах; соотносить себя с различными категориями получателей пенсии; рассчитывать размер будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором.

Компетенции:

критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии; находить способы увеличения будущей пенсии; сопоставлять различные предложения по пенсионным накоплениям и находить наиболее оптимальный вариант.

Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений.

Развитие и коррекция воображения через анализ схем с опорой на материал.


7

Собственный бизнес

5

Базовые понятия:

бизнес, предпринимательская деятельность, незаконное предпринимательство, бизнес-план, издержки и их виды, доходы, расходы, прибыль, малый бизнес, крестьянское фермерское хозяйство, банкротство.

Базовые знания:

знание правил создания нового бизнеса; форм организации собственного бизнеса; ответственности за незаконное предпринимательство; правовых основ создания юридического лица и порядка государственной регистрации бизнеса; законов, регулирующих деятельность малого бизнеса и крестьянского фермерского хозяйства; знание программ в стране, регионе, городе, направленных на поддержку и развитие молодых предпринимателей; знание того, куда можно обратиться за юридической помощью в случае открытия собственного дела; представление о процедуре банкротства.

Личностные характеристики и установки:

понимание сложности и ответственности занятия бизнесом; рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу; понимание необходимости продуманного начала своей бизнес-деятельности; понимание необходимости большого труда и постоянного самообразования для развития бизнеса; понимание разницы между созданием организации и регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя; понимание того, что банкротство индивидуального предпринимателя или компании – один из финансовых рисков собственного бизнеса.

Умения:

находить актуальную информацию по созданию и ведению бизнеса; использовать алгоритм необходимых действий для создания своего бизнеса; составлять бизнес-план по алгоритму; вести простые финансовые расчёты: считать издержки, доходы, расходы, прибыль.

Компетенции:

оценивать идеи для собственного дела; выбирать оптимальную форму для ведения собственного бизнеса; оценивать предложения по созданию и ведению бизнеса; оценивать риск банкротства своей компании.

Коррекция познавательных процессов путем формирования понятия о потребности через решение задач на составление статей расходов на семью на месяц, на день, (предусмотреть ежемесячное выделение определенной суммы на накопления в сбербанке).

Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений.

Развитие и коррекция воображения через анализ схем с опорой на материал.

Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации.

8

Личный доход подростка: какие возможности есть

в современном обществе для его формирования

4

Понятия и знания: полная дееспособность, эмансипация, недееспособный, малолетний, несовершеннолетний, личные доходы подростка и их виды, предпринимательская деятельность, трудовые отношения, трудовая дееспособность, гражданско-правовые отношения, особенности трудовых прав подростка, премия, заработная плата, подоходный налог, ИНН, СНИЛС.

Установки:

понимание того, что несовершеннолетний может иметь доходы, в том числе за счёт осуществления трудовой деятельности; понимание того, что трудовая деятельность подростка регулируется законом и имеет ряд ограничений; понимание того, что для оформления отношений с работодателями могут предлагаться разные договоры;

понимание того, что при нарушении прав работника необходимо обращаться за защитой; понимание того, что трудовые доходы облагаются подоходным налогом.

Предметные умения:

различать гражданские и трудовые права малолетних, несовершеннолетних и совершеннолетних; различать правовые и финансовые последствия заключения разных видов договоров; рассчитывать размер дохода, который работник получает после

удержания НДФЛ; искать информацию в различных источниках по теме защиты трудовых прав.

Компетенции:

находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных жизненных условиях;

оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции соблюдения трудовых прав несовершеннолетнего; защищать свои права работника в случае их нарушения.

Коррекция и развитие мышления на основе объяснения смысла экономических определений.

Развитие и коррекция воображения через анализ схем с опорой на материал.

Развитие и коррекция речи на основе составления рассказа по иллюстрации.


Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Финансовая грамотность» 9 класс


Модуль, тема занятия


Кол-во

часов


Дата (неделя)

1

Введение. Финансовая грамотность – это важно

1

1

2

Семейный бюджет: откуда берутся деньги и как разумно их тратить

Основные источники доходов семьи

1

2

3

Важные договорённости: как тратить семейные деньги

1

3

4

Структура и контроль семейных расходов

1

4

5

Что такое семейный бюджет

1

5

6

Составление, исполнение и анализ семейного бюджета

1

6

7

Как повысить благосостояние семьи с помощью финансового планирования

1

7

8

Мини-проект: «Бюджет семьи»

1

8

9

Банки: их роль в жизни семьи

Что такое банки и банковские услуги

1

9

10

Как открыть текущий счёт и получить банковскую карту

1

10

11

Даём банку в долг: банковский вклад

1

11

12

Что такое кредиты и надо ли

их брать

1

12

13

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

1

13

14

Мини-проект «Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья»

1

14

15

Страхование как способ сокращения финансовых потерь

Обязательное и добровольное страхование

1

15

16

Что важно знать о страховании жизни и здоровья

1

16

17

Что и как можно страховать

1

17

18

Мини-проект «Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит»

1

18

19

Налоги

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

1

19

20

Какие доходы и имущество облагаются налогом

1

20

21

Налоговые льготы и вычеты.

1

21

22

Налоговая декларация

1

22

23

Мини-проект «Какие налоги платит семья и что получает от государства»

1

23

24

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в пожилые годы

Обязательное пенсионное страхование

1

24

25

Возможности пенсионного накопления

1

25

26

Собственный бизнес

Работаем на себя: что такое предпринимательская деятельность

1

26

27

В каких формах можно организовать своё дело

1

27

28

Как создать и зарегистрировать свою компанию

1

28

29

Малый бизнес с большими преимуществами: какую поддержку можно получить

1

29

30

Банкротство как один из финансовых рисков собственного бизнеса

1

30

31

Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования

Источники личного дохода подростка

1

31

32

Как может работать подросток

1

32

33

Какие налоги необходимо платить, когда работаешь.

1

33

34

Мини-проект «Как накопить на свою мечту»

1

34


Контрольно-измерительные материалы

В качестве форм контроля в соответствии с содержанием учебных курсов, особенностями и возможностями обучающегося используются следующие виды: тесты, защита мини-проектов, устный ответ, выполнение задания по алгоритму на основе рабочей тетради по «Финансовой грамотности».

Состав УМК для организаций для обучающихся:

• Учебная программа – «Финансовая грамотность: учебная программа. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (цели, содержание и результаты изучения курса);

• Материалы для обучающихся – «Финансовая грамотность: материалы для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (учебный текст для использования обучающимися в учебном процессе и во внеурочной деятельности);

• Методические рекомендации для педагогического работника –

«Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (методический сборник, содержащий сведения о структуре и формах организации учебной деятельности по темам курса, которые могут быть использованы при подготовке занятий);

• Контрольные измерительные материалы – «Финансовая грамотность. Рабочая тетрадь. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (сборник тестов, контрольных работ, заданий для оценки учебных достижений обучающихся);

• Дидактические материалы – «Финансовая грамотность: дидактические материалы. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей» (дополнительные материалы, предназначенные для использования в процессе усвоения курса обучающимися).


Учебно-методическое и материально техническое обеспечение дисциплин

1. Берёзкин Ю. Занимательные финансы: пособие для старших

школьников. — Иркутск: БГУЭП, 2010. — 50 с.

2. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.

3. Годфри Д. Как научить ребенка обращаться с деньгами. — М.: Добрая книга, 2006. — 224 с.

4. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. —

М.: Российская экономическая школа (электронное издание), 2010. — 42 с.

5. Идём к рынку. Серия комиксов: Что такое торговля и мировой

рынок. Что такое инфляция. Что такое деньги. Что такое банки и сберегательные кассы. Что такое чеки и электронные деньги. Жила-была денежка. / Пер. с англ. — М.: Начала-пресс, 1992.

6. Острикова Г. Как правильно составить семейный бюджет, или Кто положил деньги в тумбочку? — М.: НТ Пресс, 2006. — 128 с.