СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 3 класса начального общего образования (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению  составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения («Начальная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012) и авторской программы «Литературое чтение», разработанной Р.Н.Бунеевым, Е.В.Бунеевой, которая является основной частью Образовательной системы «Школа 2100»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 3 класса начального общего образования (ФГОС)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Гурского сельского поселения

Комсомольского района Хабаровского края



Рассмотрено Согласовано Утверждаю


на МО нач.классов ЗУМР: Директор школы:

«_____»______2018г. «____»_______2018 г. «_____»_______2018 г.

__________________ __________________ _________________

Халявина Е.Н. . Шестакова И.В Гыскэ И.И.







Рабочая программа

по учебному курсу «Литературное чтение»

для 3 класса

начального общего образования

(ФГОС)






Составитель:

Гончаренко Наталья Вениаминовна

учитель начальных классов








Гурское с.п.

2018-2019 уч.год



ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения («Начальная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012) и авторской программы «Литературое чтение», разработанной Р.Н.Бунеевым, Е.В.Бунеевой, которая является основной частью Образовательной системы «Школа 2100», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению. Реализация программы обеспечена УМК для 3 класса авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В одном счастливом детстве».



I. Пояснительная записка


Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучения различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

 Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. 



II. Общая характеристика учебного предмета


В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. 

Линии, общие с курсом русского языка:

– овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

– овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

– овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

– определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

– приобщение к литературе как искусству слова;

– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. 

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

  1. этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

  1. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

  1. этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  1. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

  1. этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу чита­тельской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).



III. Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с примерными программами начального общего образования в рамках ФГОС, Образовательной программой, учебным планом школы и годовым календарным графиком, рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).



IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.



V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.



Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

  • делить текст на части, составлять простой план;

  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;

  • находить в тексте материал для характеристики героя;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять рассказ-характеристику героя;

  • составлять устные и письменные описания;

  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


VI. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

136 ч (4 часа в неделю)


1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

«Прощание с летом» (6 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

«Летние путешествия и приключения» (19 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

«Природа летом» (9 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

«Уроки и переменки» (12 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...» (8 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил...» (18 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает...» (12 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

«Животные в нашем доме» (9 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

«Мы с мамой и папой» (12 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...» (9 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

«День смеха» (4 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю...» (8 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

«День Победы» (5 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

«Родная земля» (5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.



Тематический план



раздела

Наименование разделов

Количество часов

Количество проверочных работ

Раздел 1

Прощание с летом

6

1

Раздел 2

Летние путешествия и приключения

19

Раздел 3

Природа летом

9

1

Раздел 4

Уроки и переменки

12

1

Раздел 5

Глухая пора листопада

8

1

Раздел 6

И кот учёный свои мне сказки говорил…

18

1

Раздел 7

Поёт зима, аукает

12

1

Раздел 8

Животные в нашем доме

9

1

Раздел 9

Мы с мамой и папой

12

1

Раздел10

Наполним музыкой сердца

9

1

Раздел11

День смеха

4

1

Раздел12

О весна, без конца и без краю…

8

Раздел13

День Победы

5


Раздел14

Родная земля

5


Итого


136

10







































Календарно - тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Деятельность учеников

Дата проведения урока

по плану

по факту

Раздел1. Прощание с летом (6 ч.)



Знакомство с учебником. Г.Сапгир «Нарисованное солнце» и Ю.Ким «Светлый день»

1

Ориентироваться в учебнике; называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Выразительно читать стихотворные произведения.

03.09


Чем можно гордиться? ( Рассказ В. Драгунского» Англичанин павля»)

1

Самостоятельно читать про себя незнакомый текст, делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; соотносить понятия «герой» - «персонаж» - «рассказ» - «автор». Характеризовать особенности произведения: определять жанр; передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

04.09


Чем можно гордиться? ( Рассказ В. Драгунского» Англичанин павля»)

1

Правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение вслух; передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

06.09


« Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика( главы из повести Э. Успенского « Дядя Фёдор, пёс и кот»

1

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики; изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.


07.09


« Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика ( главы из повести Э. Успенского « Дядя Фёдор, пёс и кот»

1

Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев. Подбирать собственное название к произведению. Правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение.

10.09


Лето волшебное и разное. (Стихотворения К.Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»

1

Читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста; с помощью учителя находить средства художественной выразительности. Выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

11.09


Раздел 2. Летние путешествия и приключения (18ч.)




Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима « Отважный охотник»

1

Прогнозировать содержание раздела. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения.


13.09


Приключения изыскателей. ( Глава 1 из повести С. Голицына « Сорок изыскателей»)

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение вслух; объяснить с помощью толкового словаря значения слов «романтик», «оптимист».


14.09


Приключения изыскателей.( Глава 3 из повести С Голицына « Сорок изыскателей)

1

Правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение вслух; делить текст на части; составлять цитатный план произведения; понимать, что значит расположить события в хронологическом порядке. Определять основные особенности художественного текста.

17.09


Какие они- настоящие изыскатели?

( Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

18.09


Какие они- настоящие изыскатели?

( Глава 4 из повести С. Голицына « Сорок изыскателей»

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения.

20.09


Повесть о летних путешествиях. (Глава из повести И. Дика « В дебрях Кара- Бумбы»)

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствую-щий темп и тон речи. Объяснять лекси-ческое значение слова «фрагмент».

21.09


Повесть о летних путешествиях. (Глава из повести И. Дика « В дебрях Кара- Бумбы»)

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Составлять план прочитанного произведения по предложенным опорным словам; понимать, что такое расположение событий в хронологическом порядке.

24.09


Во что верят и играют мальчишки?

( Главы из романа М. Твена « приключения Тома Сойера»

1

Назвать отличительные особенности рассказа и повести. Определять жанр прочитанных художественных произведений, приводить примеры рассказов и повестей.

25.09


Во что верят и играют мальчишки? (М. Твен «Приключения Тома Сойера»).

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Делить текст на части, озаглавливать части текста, составлять цитатный план произведения; выбирать из текста слова и выражения, характеризующие главного героя.

27.09


Во что верят и играют мальчишки? (М. Твен «Приключения Тома Сойера»).

1

Читать текст вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию в учебнике; определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; оценивать события, героев. Сравнивать героев прочитанных произведений.

28.09


Игра становится жизнью. А. Гайдар «Тимур и его команда».

1

Правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение вслух. Различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.); составлять отзыв о прочитанной книге или произведении.

01.10


Как слава пришла к А. Гайдару. (Б.Емельянов « Игра»)

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Делить текст на части, озаглавливать части текста, составлять цитатный план произведения; выбирать из текста слова и выражения, характеризующие главного героя.

02.10


Как слава пришла к А. Гайдару. (Б.Емельянов « Игра»)

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствую-щий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Подробно пересказывать текст по плану. Называть отличительные признаки рассказа как жанра художественной литературы.

04.10


Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. ( К. Паустовский « Кот - ворюга»)

1

Прогнозировать содержание текста по заглавию и по ключевым словам. Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Выбирать слова и словосочетания из текста для составления характеристики героев прочитанного произведения.

05.10


Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. ( К. Паустовский « Кот - ворюга»)

1

Читать текст вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию в учебнике; определять мотивы поведения героев; оценивать события, героев; подбирать собственное заглавие к произведению.

08.10


Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. ( К. Паустовский « Жильцы старого дома»)

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Подбирать ключевые слова к произведению; составлять краткий план; характеризовать героев и их поступки.

09.10


Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. ( К. Паустовский « Жильцы старого дома»)

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Подробно пересказывать прочитанное с опорой на ключевые слова текста.

11.10


Обобщение по разделу 1и2.

Проверочная работа №1.

1

Соотносить авторов и названия прочитанных в разделах 1 и 2 произве-дений; называть героев этих произве-дений; определять жанр произведений. Определять, из какого произведения приведена цитата. Подбирать ключевые слова к первому и второму разделам. Составлять небольшой тест о любимом времени года.

12.10


Обучающее сочинение « Мои летние приключения».

1

Выбирать тему сочинения, выбирать ключевые слова в названии темы сочинения; составлять план будущего сочинения; подбирать опорные слова для написания сочинения; составлять и записывать события собственной жизни. Правильно использовать различные части речи в устной и письменной речи.

15.10


Раздел 3. Природа летом (11 ч.)



Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина « С добрым утром!», Б. Пастернака « За поворотом».

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Называть отличительные признаки рассказа; различать жанры художественной литературы.

16.10


27-28

Краски и звуки лета (А. Чехов « Степь» (фрагмент), М. Пришвин « Золотой луг»)

2

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Находить в тексте олицетворения, сравнения.

18.10

19.10


29

Отчего так хорошо ранним летним утром? ( Глава « В купальне» из повести А. Толстого « Детство Никиты»)

1

Читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста. Находить слова, которые помогают представить героя. Письменно составлять вопросы по содержанию прочитанного произведения; объяснять авторское отношение к героям произведения.

22.10


30-31

Спасительная сила летней грозы. ( Глава Стрелка барометра» из повести А. Толстого « Детство Никиты»)

2

Читать текст вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию в учебнике; определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; оценивать события, героев.

23.10

25.10


32-33

Картины летнего дня.(И. Тургенев « Голуби», И. Бунин « Розы»)

2

Читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста. Находить слова, которые помогают представить героя. Письменно составлять вопросы по содержанию прочитанного произведения; объяснять авторское отношение к героям произведения.

26.10

29.10


34

Урок - практикум по развитию читательских умений. В Бианки «Неслышимка»

1

Объяснять название произведения. Прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; читать по ролям. Понимать содержание текста, находить информацию, заданную в явном виде; определять последовательность смысловых частей прочитанного.

06.11


35

Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 2

1

Соотносить авторов и названия прочитанных в 3 разделе произведений; определять жанр произведений. Определять, из какого произведения приведена цитата. Узнавать произведение по эпитетам; письменно отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений.

08.11


36

Внеклассное чтение. Природа летом.

1

Читать текст вслух и «про себя», понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию в учебнике; определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; оценивать события, героев.

09.11


Раздел 4. Уроки и переменки (11 ч.)



37

Введение в раздел. Необычная школа.

( Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Описывать героев произведения, определять авторский замысел и отношение к героям произведения.

12.11


38

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер «Перемена»

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствую-щий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Вырази-тельно читать литературные произведе-ния по ролям, используя интонацион-ные средства выразительности.

13.11




39-40

Легко ли быть Песталоцци? ( Главы из книги Г. Куликова « Как я влиял на Севку»

2

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста; видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

15.11

16.11


41

Путь в страну невыученных уроков

( Б. Заходер « Вредный кот», главы 1-4 из повести Л. Гераскиной « В стране невыученных уроков»)

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста; видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

19.11


42

Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5-12 из повести Л. Гераскиной « В стране невыученных уроков»)

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста; видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

20.11


43

Л. Гераскина « В стране невыученных уроков» Продолжение

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствую-щий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Находить в тексте материал для характеристики героя; находить в тексте отрывки по заданию учителя.

22.11


44-45

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

2

Выразительно читать стихотворные произведения. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи; декламировать стихотворение. Выделять ключевые слова текста. Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно)

23.11

26.11


46

Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 3

1

Соотносить авторов и названия прочитанных в 4 разделе произведений; определять жанр произведений. Составлять «тройки»: автор – произведение – герои. Определять, из какого произведения приведена цитата. Письменно составлять сравнительную характеристику героев прочитанных произведений.

27.11


47

Внеклассное чтение по разделу. Книги о сверстниках, о школе

1

Соотносить авторов и названия прочитанных в 4 разделе произведений; определять жанр произведений. Составлять «тройки»: автор – произведение – герои. Определять, из какого произведения приведена цитата. Письменно составлять сравнительную характеристику героев прочитанных произведений.

29.11


Раздел 5. Глухая пора листопада (8 ч.)


48

Введение в раздел. Такая разная осень…

(А. Пушкин « Осень», К. Бальмонт «Осень»)

1

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять значение слова»цитата». Выразительно читать стихотворные произведения. Подбирать слова, словосочетания, которые писатели и поэты используют для описания осени, красоты осенней природы. С помощью учителя находить средства художественной выразительности в прочитанном тексте.

30.11


49

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

1

Выразительно читать стихотворные произведения. Объяснять своими словами, что такое олицетворение; находить олицетворение в стихотворном тексте. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

03.12


50

Что заслуживает описания? (К.Паустовский « Мой дом»)

1

Читать тексты вслух, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию учителя и заданиям учебника. Находить олицетворение в стихотворном тексте. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

04.12


51

Стихи о « близости снега». ( Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов « Перед снегом»)

1

Выразительно читать стихотворные произведения. Объяснять своими словами, что такое олицетворение; находить олицетворение в стихотворном тексте. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

06.12


52

Как приходит зима. ( К. Паустовский «Прощание с летом»,С. Есенин «Нивы сжаты…»).

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Сравнивать произведения схожей тематики.

07.12


53

Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 4.

1

Соотносить авторов и названия прочитанных в 5 разделе произведений; определять жанр произведений. Узнавать произведение по 1-2 строчкам. Объяснять, что такое олицетворение; находить олицетворение в стихотворном тексте. Объяснять значение слова «цитата».

10.12


54

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами

1

Объяснять собственный выбор детского журнала; называть его тематику, основные разделы, самые любимые рубрики; ориентироваться на страницах журнала. Строить монологическое высказывание – рекламировать свой любимый журнал.

11.12


Раздел 6. И кот учёный свои мне сказки говорил… (18 ч.)


55

Введение в раздел. Г. Сапгир « Леса-чудеса», В.Берестов « Сказка».

1

Прогнозировать содержание раздела. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Выразительно читать и заучивать стихотворения по ключевым словам.

13.12


56

« Сказка-ложь, да в ней намёк… (Русская сказка « Кот и лиса»)

1

Читать вслух, осознавая содержание литературного текста, определять тему, идею произведения. Описывать главных героев; характеризовать поступки главных героев и их мотивы.

14.12


57

Какие ещё бывают сказки?

(Сказки « Никита-Кожемяка»)

1

Читать вслух, осознавая содержание литературного текста, определять тему, идею произведения. Описывать главных героев; характеризовать поступки главных героев и их мотивы.

17.12


58

Какие ещё бывают сказки?

( « Как мужик гусей делил»)

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

18.12


59

Мир волшебной сказки. (Дж. Р.Р.Толкин « Ещё не выстыл сонный дом…»).

1

Читать «про себя»: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст по группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию.

20.12


60

Мир волшебной сказки. (Арабская сказка «Синдбад - Мореход»)

1

Читать вслух, осознавая содержание литературного текста, определять тему, идею произведения. Описывать главных героев; характеризовать поступки главных героев и их мотивы; давать собственную оценку поступкам героев.

21.12


61-62

За что награждают в сказках? ( Ш.Перро «Ослиная шкура»)

2

Читать текст вслух и «про себя», понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию в учебнике; определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; оценивать события, героев.

24.12

25.12


63-64

Может ли оловянный солдатик быть стойким? ( Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

2

. Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

27.12

28.12


65-66

Уроки сказочной повести. (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).

2

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Выделять опорные слова текста при самостоятельном чтении; составлять вопросы по содержанию прочитанного.



67-68

Сказки для театра. (С.Маршак «Сказка про козла»)

2

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Подбирать русские народные пословицы и поговорки, подходящие к прочитанному произведению; составлять из них подробный план.



69

Стихотворение В. Высоцкого « Песня Кэрролла».

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения.



70

Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 5.

1

Соотносить авторов и названия прочитанных в 6 разделе произведений; определять жанр произведений. Называть различия литературных (авторских) сказок от народных. Приводить примеры авторских и народных сказок; перечислять героев. Называть страну, в которой проживал писатель.



71

Внеклассное чтение по разделу «И кот учёный свои мне сказки говорил…»

1

Выборочно читать вслух целыми словами; различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.); составлять отзыв о прочитанной книге или произведении.



72

Обучающее сочинение «Сочинение сказки».

1

Определять тип будущей сказки, тему; придумывать персонажей; отрицатель-ных и положительных героев, героев-помощников, нейтральных персонажей; определять основную мысль сказки. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.



Раздел 7. Поёт зима, аукает… (12 ч.)


73

Введение в раздел. Звуки и краски зимы

(С.Есенин «Поёт зима, аукает…», «Пороша»)

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроения; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передавать настроение автора, картины природы, им созданные.





74

« Подарки» зимы. (К.Бальмонт «Снежинка», И. Бродский «Вечером»)

1

Выразительно читать стихотворные произведения. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения; отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию.



75

В ожидании новогоднего чуда. (Ю.Мориц «Настоящий секрет»)

1

Выразительно читать стихотворные произведения. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложен-ных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скры-тые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.



76

В ожидании новогоднего чуда. (А.Барто «В защиту Деда Мороза»)

1

Выразительно читать стихотворные произведения. Находить в прочитанных стихотворениях с помощью учителя и самостоятельно средства художественной выразительности. Определять по нескольким строчкам автора и название стихотворения.



77

Урок-практикум по развитию читательских умений. В.Драгунский «Кот в сапогах»

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Определять хронологическую последовательность событий, описанных в рассказе.



78

Зимние впечатления. (Б. Пастернак «Снег идёт», А. Башлачёв «Рождественская»)

1

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конец предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.



79

Зимние впечатления. (Д. Самойлов «Город зимний»)

1

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конец предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.



80-81

Суровые законы жизни зимнего леса.

( В Бианки «По следам»)

2

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Выделять смысловые части текста; озаглавливать их; составлять план (цитатный, с помощью вопросов по выбору).



82

Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 6.

1

Соотносить авторов и названия прочитанных в 7 разделе произведений; узнавать стихотворение по 1-2 строчкам; составлять цепочки «писатель – название – жанр»; определять жанр прочитанных произведений. Письменно составлять монологическое высказывание о почитанном произведении.



83

Обучающее сочинение «Школьный маскарад»

1

Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание, отзыв). Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.



84

Внеклассное чтение по разделу «Поёт зима, аукает…»

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствую-щий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориенти-роваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.



Раздел 8. Животные в нашем доме (9 ч.)


85

Введение в раздел. В. Берестов «Прощание с другом», Г.Сапгир «Морская собака»

1

Прогнозирование содержания раздела. Выразительно читать стихотворные произведения. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.



86-87

У каждого - своё место в природе. (Д.Мамин-Сибиряк « Медведко»)

2

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; находить в тексте материал для характеристики.



88

Замечательные собаки. (Ю. Коринц «Ханг и Чанг»)

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных; находить в тексте материал для характеристики героя.






89

Замечательные собаки. (В. Драгунский «Дымка и Антон»)

1

Читать тексты вслух и «про себя», понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию в учебнике; определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; оценивать события, героев.



90-91

Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю.Коваль «Капитан Клюквин»)

2

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствую-щий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.



92

Удивительные пони Ю. Мориц. («Пони», «Любимый пони»)

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведе-ния из предложенных; находить в текс-те материал для характеристики героя.



93

Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 7

1

Соотносить авторов и названия прочитанных в 8-ом разделе произведений; письменно составлять монологическое высказывании. Узнавать название и автора произведения по главной мысли.



Раздел 9. Мы с мамой и папой (12 ч.)


94

Введение в раздел. Э. Успенский « Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»

1

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.



95

Мечты о «взрослой» жизни.

( В. Драгунский «…Бы»)

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Характеризовать главного героя и его поступки; иллюстрировать прочитанное произведение.



96

Подарки - это серьёзное дело.

( Ю. Коринец « Там, вдали, за рекой», А.Барто « Разговор с дочкой», «Перед сном»).

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.



97-98

Во что нельзя «играть».

(И. Дик «Красные яблоки»)

2

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Находить в тексте средства художественной выразительно самостоятельно или с помощью одноклассников.



99-100

Что такое взаимопонимание?

(В. Драгунский «Девочка на шаре»)

2

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.



101

Хорошо, когда рядом- папа! ( С. Маршак « Хороший день»)

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию. Заучивание стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).



102-103

Когда мама сердится…( В. Драгунский « Тайное всегда становится явным»)

2

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Делить текст на части, озаглавливать части текста, составлять подробный план рассказа.



104

Творческая работа - сочинение о своей семье

1

Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст (описание). Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.



105

Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 8.

1

Соотносить авторов и названия прочитанных в 9-ом разделе произве-дений. Письменно составлять моноло-гическое высказывание на заданную тему. Узнавать название и автора произведения по событиям, описанным в произведении; перечислять главных героев прочитанных произведений.



Раздел 10. Наполним музыкой сердца (9 ч.)


106

Введение в раздел. О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы»

1

Прогнозировать содержание раздела. Выразительно читать стихотворные произведения. Заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).



107

Как рождается музыка. ( К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствую-щий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Читать текст вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию. Продолжать наблюдения над языковыми художественными средствами рассказа



108-109

Волшебная сила бессмертной музыки. (К.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»)

2

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Соотносить иллюстрированный материал и содержание литературного произведения. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.



110-111

Сказка о маленьком Моцарте.

( Г. Цыферов. «Тайна запечного сверчка»)

2

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.



112-113

Какими бывают встречи с писателями? (В.Драгунский « Независимый Горбушка»)

2

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Определять эмоциональный характер текста; сравнивать произведения, схожие по тематике. Иллюстрировать прочитанное.




114

Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 9

1

Соотносить авторов и названия прочитанных в 10-ом разделе произведений. Письменно составлять монологическое высказывание на заданную тему. Структурировать учебный материал в таблице с недостающими данными. Сравнивать события, описанные в произведениях по заданному учителем критерию.




Раздел 11. День смеха (4 ч.)


115

Введение в раздел. Г.Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»

1

Прогнозировать содержание раздела. Выразительно читать стихотворные произведения. Выявлять в тексте и осмысливать элементы смешного, комического, а также способы их создания.





116-117

Легко ли смеяться над собой? (В.Драгунский « Надо иметь чувство юмора»)

2

Читать тексты вслух и «про себя», понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию в учебнике; определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; оценивать события, героев.



118

Весёлые стихи (Двустишия О.Григорьева, Ю.Мориц « Малиновая кошка»)

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию. Выявлять в тексте и осмысливать элементы смешного, комического, а также способы их создания. Совершенствовать навыки выразительного чтения.



Раздел 12. О весна, без конца и без краю… (8 ч.)


119

Введение в раздел. Как приходит весна. (А. Макаревич «Снег…»)

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух лирические стихотворе-ния, передавая настроения; отражая интонацию начала и конца предложе-ния; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.



120

Ф. Тютчев «Ещё зимы печален вид…» А.Блок « Ветер принёс издалёка…»

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух лирические стихотворе-ния, передавая настроения; отражая интонацию начала и конца предложе-ния; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.



121

Озорные стихи о весне. (В. Маяковский «Тучкины штучки»)

1

Выразительно читать стихотворные произведения. Читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию. Составлять краткое описание природы; подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературным произведению.



122

Озорные стихи о весне. (О. Мандельштам «Калоша», Саша Чёрный «Зелёные стихи»)

1

Выразительно читать стихотворные произведения. Читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию. Составлять краткое описание природы; подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературным произведению.



123

Проверка уровня развития читательских умений. ( А. Толстой, глава « Весна» из повести «Детство Никиты»)

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию. Определять эмоциональный характер текста; сравнивать произведения, схожие по тематике. Иллюстрировать прочитанное.



124

Картины весны. (Б. Окуджава « Весна»)

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы.



125-126

Обобщение по разделам. Проверочная работа № 10

2

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.



Раздел 13. День Победы (5 ч.)


127

Введение в раздел.

А. Ахматова «Памяти друга»

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.



128-129

Трудная тема-война. ( В.Драгунский «Арбузный переулок»)

2

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Соотносить иллюстрированный материал и содержание литературного произведения. Описывать основные события рассказа. Пересказ на основе иллюстрации.



130

Стихи о войне. ( В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…»)

1

Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, одноклассников и при прослушивании аудиозаписи; выразительно читать стихотворный текст, передавая характер и настроение героев. Назвать произведения, их авторов. Отвечать на вопросы; комментировать чтение. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики героев произведения.




131

Внеклассное чтение по разделу «День Победы»

1

Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении. Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства.



Раздел 14. Родная земля (5 ч.)


132

Введение в раздел. К. Паустовский

«Бескорыстие»

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров. Опреде-лять эмоциональный характер текста.



133

Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги» Ты, Россия моя». Б. Окуджава « Песенка об Арбате»)

1

Читать «про себя», осознавая содержание текста, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения. Определять эмоциональный характер текста. Иллюстрировать прочитанное.



134

Заключительный урок. С. Козлов,

Г. Цыферов «Где живёт солнце?»

1

Читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.



135

Заключительный урок внеклассного чтения

1

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствую-щий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориенти-роваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.



136

Урок - отчёт « В одном счастливом детстве»

1

Правильно, осознанно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами про себя и вслух. Выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.