СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» за 8 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Биология ставит перед собой цель - формировать знания у учащихся о многоообразии животного мира. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Биология» за 8 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1»

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа № 18»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /______________

Синева Л.А.

Протокол №____

«___»_________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора КОУ «Адаптивная школа № 18»

___________________



«___»_________20__г.

«Утверждаю»

Директор КОУ

«Адаптивная школа № 18»

_____ /Ерофеев И.Ю./



Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Красовой Натальи Александровны

Ф.И.О., высшая категория



по учебному предмету «Биология»

для учащихся 8 класса (вариант 1)

















































2022-2023 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для учащихся 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

  • Учебный план ОО.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018. – 310 с.;

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

Изучение биологии в 8 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии животного мира, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни животных;

  • показать практическое применение биологических знаний: учить приемам ухода за домашними животными;

  • формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому воспитанию подростков;

  • развивать и коррегировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять логический запас, развивать связную речь и другие психические функции;

  • формирование предметных и общеучебных умений и навыков.

Программа предусматривает проведение традиционных инестандартных форм уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.  

При проведении уроков биологии предполагается использование следующих методов:

  • методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

  • методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

  • методов исследования (наблюдение, анкетирование).

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала, рассчитана на один год. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Предмет «Биология» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов;

  • практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

  • закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

  • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

В процессе изучения биологического материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости). Изучение материала в 8 классе позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания детей и подростков.

Программа по «Биологии» в 8 классе включает следующие разделы:

  1. Введение.

  2. Черви.

  3. Насекомые.

  4. Рыбы.

  5. Земноводные.

  6. Пресмыкающиеся.

  7. Птицы.

  8. Млекопитающие.

  9. Сельскохозяйственные млекопитающие.

В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению причинно-следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических умений (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических правил).

Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.

При изучении раздела «Черви» учащиеся знакомятся с внешним видом дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.

В разделе«Насекомые»учащиеся знакомятся с внешним строением, образом жизни, питанием, дыханием способом передвижения, размножением насекомых.

Раздел «Рыбы»направлен на знакомство с общими признаками рыб, средой обитания, с представителями речных и морских рыб.

В разделе«Земноводные» учащиеся знакомятся с общими признаками земноводных, средой обитания.

Изучая раздел«Пресмыкающиеся», учащиеся знакомятся с общими признаками пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение.

Раздел «Птицы»направлен на знакомство с общей характеристикой птиц: средой обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение.

В разделе«Млекопитающие» учащиеся знакомятся с общими признаками, разнообразием, строение, образом жизни.

Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие»направлен на знакомство с общими признаками, разнообразием, строение и образом жизни.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, коррегировать мышление и речь.


  1. Место учебного предмета в учебном плане


В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Биология» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Биология» в 8 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).


Тематический план предмета «Биология» для 8 класса

п/п

Название раздела

Количество часов

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

За год

1.

Введение

2




2

2.

Черви

2




2

3.

Насекомые

8




8

4.

Рыбы

4

3



7

5.

Земноводные


3



3

6.

Пресмыкающиеся


3



3

7.

Птицы


7

5


12

8.

Млекопитающие



15

2

17

9.

Сельскохозяйственные млекопитающие




14

14


Итого

16

16

20

16

68


  1. Планируемые результаты освоения программы


Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты

освоения учебной программой по предмету «Биология» для учащихся 8 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

На уроках биологии будут формироваться следующие личностные результаты:

  • осознание необходимости охраны природы;

  • установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия животного мира;

  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам);

  • овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;

  • формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы);

  • формирование готовности к самостоятельной жизни;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результатывключают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием курса «Биология» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности и должны отражать:

  • формирование интереса к изучению предмета биологии;

  • коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

  • овладение нормами экологического поведения в природной среде, с сохранением собственного здоровья.

В программе 8 класса по предмету «Биология» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изучаемых объектах, их роли в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (корова- млекопитающее);

  • называние исходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (класс рыбы);

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;

  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

  • выделение существенных признаков групп объектов;

  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе.

  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

  • осуществление деятельности по уходу за животными уголка природы.

Обучающиеся должны уметь:

Обучающиеся должны знать:

– связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

– выполнять рекомендуемые практические работы;

– соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях);

– обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

– узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

– кратко рассказывать об основных чертах строения и образа

жизни изученных животных;

– устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

– проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

– рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках)

– что общего и в чем различие неживой и живой природы;

– основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

– специальные термины, слова и понятия, использовать их в своей речи;

– признаки сходства и различия между изученными группами животных;

– общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

– места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые

знакомы учащимся;

– названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

– основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся)

Изучение предмета «Биологии» в 8 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий:

Личностные учебные действия

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

  • уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

  • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

  • оказывать помощь сверстникам и взрослым;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • развивать способность открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;

  • использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.

Методы диагностики и критерии результативности

Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.

Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:

соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;

динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по природоведению. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Отметка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты

Отметка «5» ставится ученику, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

Отметка «4» ставится, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

Отметка «3» ставится, если: правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка «5» ставится ученику, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; выделены существенные признаки; логично, доступно оформлены результаты и выводы.

Отметка «4» ставится, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.

Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1– 2 ошибки в проведении наблюдений; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1– 2 ошибки в оформлении результатов и выводов.


  1. Содержание учебного предмета «Биологии» 8 класс


Раздел I. Введение (2 ч.)

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные.

Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.


Раздел II. Беспозвоночные животные(10 ч.)

Черви (2 ч.)

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые. Общие признаки червей. Дождевой червь.  Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Круглые черви — черви-паразиты (глисты). Аскарида. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые (8 ч.)

Общие признаки насекомых. Многообразие насекомых (стрекозы, кузнечики, клопы, жуки, бабочки, пчелы, мухи, комары и др.). Разли­чие по внешнему виду, местам обитания, питанию. Внешнее строение и образ жизни насекомых.

Бабочка-капустница. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Польза и вред, приносимый этим насекомым. Меры борьбы.

Яблонная плодожорка. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение и развитие. Польза и вред, приносимый этим насекомым. Меры борьбы.

Майский жук.Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение и развитие. Польза и вред, приносимый этим насекомым.

Комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение и развитие. Муха– переносчик кишечных заболеваний. Правила гигиены.

Медоносная пчела– полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства.

Тутовый шелкопряд. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Польза одомашненного насекомого. Разведение тутового шелкопряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.


Раздел III. Позвоночные животные (56 ч.)

Рыбы (7 ч.)

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). Общие признаки рыб: особенности строения, дыхания, питания (особенности пита­ния хищных рыб), размножения. Среда обитания — водоемы. Внешнее строение и скелет рыб.

Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения. Нервная система рыб.

Размножение рыб. Основной способ размножения - икрометание. Икринки. Развитие рыбы из икринки. Аквариумные рыбки. Особенности размножения (живородящие).

Речные рыбы. Речной окунь. Щука.

Морские рыбы. Треска. Океаническая сельдь.

Рыболовство — деятельность по добыче (вылову) рыбы. Промысловые рыбы. Особенности рыбного промысла. Рыбная продукция и ее польза. Рыбоводство — это отрасль народного хозяйство по разведению рыбы. Разведение карпа.

Рациональное использование и охрана рыб. Правила рыболовства. Искусственное разведение ценных промысловых рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные (3 ч.)

Общие признаки земноводных. Разнообразие земноводных — лягушки, жабы, тритоны и пр. Черты сходства и отличия земноводных и рыб по строению, образу жизни. Лягушка и жаба, их отличие. Среда обитания,образ жизни, внешнее строение, способы передвижения. Значение и охрана земноводных.

Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.

Размножение и развитие лягушки. Сравнение земноводных и рыб по способу размножения.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся (3 ч.)

Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Черты сходства и отличия пресмыкающихся и земноводных. Прыткая ящерица, обыкновенный уж и обыкновенная гадюка. Отличие ужа от гадюки. Среда обитания и внешнее строение. Охрана пресмыкающихся.

Внутреннее строение пресмыкающихся. Органы питания, дыхания, кровообращения, нервная система, органы чувств. Скелет пресмыкающихся.

Размножение и развитие пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по способу размножения.

Демонстрация влажных препаратов.

Птицы (12 ч.)

Птицы и их многообразие. Общая характеристика птиц: среда обитания, образ жизни, приспособление к среде обитания, способ передвижения, признаки птиц (перья), виды перьев, строение пера. Черты сходства и отличия птиц и пресмыкающихся. Особенности внешнего строения.

Скелета птиц и его особенности. Сравнительная характеристика скелета птиц от скелета пресмыкающегося.

Внутреннее строения птиц: дыхание, пищеварение, кровообращение и выделение. Питание птиц.Сердце и его строение. Особенности внутреннего строения птиц. Сравнительная характеристика внутреннего строения птиц и пресмыкающихся.

Размножение и развитие птиц. Яйца. Строение яйца. Птенцы и типы развития их. Отличительные особенности развития птенцов.

Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточки и стрижи. Образ жизни, гнездование и забота о потомстве. Значение и охрана птиц.

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Образ жизни, гнездование и забота о потомстве. Синичники — искусственные домики. Значение и охрана птиц.

Хищные птицы и их отличительные особенности. Серая сова и степной орел. Образ жизни, гнездование и забота о потомстве. Значение и охрана птиц.

Водоплавающие птицы и их многообразие. Приспособление к среде обитания. Птицы пресных водоемов и болот: утка-кряква и серая цапля. Образ жизни, гнездование и забота о потомстве. Значение и охрана птиц.

Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Сизый голубь, воробей. Образ жизни, гнездование и забота о потомстве. Значение и охрана птиц.

Домашние птицы — курицы, гуси, утки. Сравнительная характеристика одомашненных птиц и диких.

Птицеводство и его значение. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей и уток на птицефермах.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери (17 ч.)

Млекопитающие и их многообразие. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, линька, ноги под туловищем, наружная ушная раковина, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Скелет и его части. Нервная система млекопитающих. Отделы позвоночника. Черты сходства и отличия скелета и головного мозга млекопитающих и пресмыкающихся.

Внутреннее строение млекопитающего и их особенности. Органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны— растительноядные животные.Общие признаки грызунов. Мышь, белка, бобр. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Вред, наносимый сельскому хозяйству грызунами. Крысы, мыши — переносчики болезней. Охрана белок, бобров и ондатр.

Зайцеобразные — заяц-беляк, заяц-русак, дикий кролик. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Домашние кролики и их особенности разведения. Породы кроликов. Польза. Кролиководческая ферма. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери — волк, бурый медведь, рысь, тигр, лев. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Пушные дикие хищные звери — соболь, леснаякуница, европейская норка, лисица. Внешний вид, образ жизни и распространение. Значение и охрана пушных зверей.

Американская норка. Звероферма. Условия разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники— кошка и собака. Породы. Образ жизни, питание, размножение, рождение потомства. Особенности содержания домашних кошек и собак.

Ластоногие морские животные — тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные — кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные и их многообразие. Дикие и домашние парнокопытные. Общие признаки животных. Дикая свинья (кабан). Характеристика животного, распространение, значение и его охрана.

Непарнокопытные — лошади, ослы, зебры. Дикие и домашние непарнокопытные. Общие признаки животных, распространение, значение и их охрана.

Приматы — высокоразвитые млекопитающие. Разнообразие приматов — мартышки, макаки, орангутаны, шимпанзе и гориллы. Их общие признаки и образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие (14 ч.)

Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья. Корова — крупное парнокопытное животное. Породы коров: молочные, молочно-мясные и мясные.Внешнее строение. Одомашнивание коров. Значение сельскохозяйственного млекопитающего в жизни человека.

Разведение крупного рогатого скота (коров) на фермах. Корма для коров. Уход за коровами. Молочная продуктивность коров. Современные животноводческие фермы, их оборудование, содержание и выращивание в них коров.

Условия содержания, питания и выращивания телят. Телятница — работник, занимающийся уходом за телятами.

Овцы. Образ жизни, внешнее строение, питание, породы овец. Одомашнивание овец и коз. Значение овец в народном хозяйстве. Овцеводство — разведение мелкого рогатого скота (овец).

Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюды — крупные жвачные животные. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень — парнокопытное животное. Внешний вид, среда обитания, образ жизни. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Домашние свиньи — парнокопытные нежвачные животные. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Одомашнивание свиней. Их породы.

Свиноводство и его значение. Содержание, уход, кормление и размещение свиней на свиноводческих фермах. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.

Условия содержания, питания и выращивания поросят.

Домашние лошади — непарнокопытные животные. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Породы лошадей. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Практические работы на животноводческих фермах. Экскурсии.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.




6. Тематическое планирование учебного предмета «Биология» 8 класс

(2 часа в неделю, 68 часов в год)


п/п

Наименование разделов и тем

Основные видыдеятельности обучающихся

Количество

часов

1 четверть - 16 ч.

Введение (2ч.)

1.

Многообразие животного мира.

Выявление закономерностей в мире животных.Раскрытие отличительных признаков разных животных. Дифференцирование хищных и травоядных животных. Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Работа с учебником с.3-6. Самооценка. Рефлексия.

1

2.

Значение животных и их охрана.

Слушание объяснений учителя о пользе животных, меры по их охране. Анализ и выявление закономерностей. Оперирование терминами дикие и домашние животные. Работа в парах с раздаточным материалом. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с.6-9. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия.

1

Беспозвоночные животные (10ч.)

Черви (2ч.)

3.

Общие признаки беспозвоночных животных. Дождевой червь.

Слушание объяснений учителя о признаках беспозвоночных животных, особенностях внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви. Анализ понятий и оперирование терминами: «Черви», «Дождевые черви», «Пиявки», «Трубочники». Анализ проблемных ситуаций Работа с учебником с. 11-15, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

4.

Круглые черви – паразиты человека.

Слушание объяснений учителя об особенностях строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, о многообразии их видов. Анализ понятий и оперирование терминами: «Глисты», «Аскариды».

Анализ проблемных ситуаций (Черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму). Правила гигиены. Работа с учебником с. 15-19, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

Насекомые (8ч.)

5.


Внешнее строение и образ жизни насекомых.

Слушание объяснений учителя об отличительных чертах внешнего строения насекомых; их образе жизни, знакомство с представителями данного класса. Анализ проблемных ситуаций (распознавание и отличие от представителей других классов). Работа со словарём, определение слова «Дыхальца». Работа с учебником с. 20-23, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

6.

Бабочка – капустница.

Слушание объяснений учителя об особенностях внешнего вида бабочки капустницы и вреде, наносимом сельскому хозяйству. Анализ понятий и оперирование терминами: «Бабочка-капустница», «Хоботок», «Личинка», «Гусеница», «Куколка». Анализ проблемных ситуаций Работа с учебникомс. 23-25, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

7.

Яблонная плодожорка.

Слушание объяснений учителя об особенностях внешнего вида яблонной плодожорки и вреде, наносимом сельскому хозяйству. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 25-27, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

8.

Майский жук.

Слушание объяснений учителяоб особенностях внешнего вида майского жука. Анализ понятий и оперирование терминами: «Майский жук», «Усы», «Щупики», «Челюсти», «Кожистые крылья», «Перепончатые крылья».Анализ проблемных ситуаций Работа с учебникомс. 27-29, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

9.

Комнатная муха.

Анализ иллюстрации и фотографии с изображением внешнего вида комнатной мухи. Анализ понятий и оперирование терминами: «Комнатная муха», «Питание», «Личинки». Рассуждение, может ли муха переносить кишечные заболевания. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебникомс. 29-31, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

10.


Медоносная пчела.

Слушание объяснений учителяоб особенностях внешнего видамедоносной пчелы. Анализ иллюстрации -особенности строения медоносной пчелы. Роль в природе и жизни человека. Анализ понятий и оперирование терминами: «Пчела», «Матка», «Трутень», «Рабочие пчелы», «Роение». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебникомс. 31-35, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

11.

Тутовый шелкопряд.

Слушание объяснений учителяоб особенностях внешнего вида тутового шелкопряда. Анализ понятий и оперирование терминами: «Тутовый шелкопряд», «Кокон», «Куколка». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебникомс. 35-37, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

12.

Беспозвоночные животные.

Обобщение у учащихся знаний по пройденному материалу. Выполнение КИМов по теме: «Черви», «Насекомые». Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

Позвоночные животные (56ч.)

Рыбы (7ч.)

13.

Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыбы.

Анализ иллюстрации о внешнем строении и скелете рыб. Анализ понятий и оперирование терминами: «Позвоночное животное», «Скелет», «Рыбы», «Чешуйки», «Слизь», «Боковая линия», «Плавники». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 45-49, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

14.

Внутреннее строение рыбы. Органы дыхания и кровообращения рыб. Нервная система рыб.

Анализ иллюстрации о внутреннем строении рыб. Анализ понятий и оперирование терминами: «Органы дыхания», «Кровообращения», «Нервная система», «Жабры», «Сердце», «Сосуды», «Головной и спиной мозг». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 50-52, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

15.

Размножение рыб.

Слушание объяснений учителя об особенностях размножения и развития рыб. Рассуждение, разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида. Анализ понятий и оперирование терминами: «Икринки», «Зародыш», «Питательное вещество», «Личинка», «Малек». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 52-54, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

16.

Речные рыбы.

Рассуждение о разнообразии речных рыб. Анализ понятий и оперирование терминами: «Речные рыбы», «Речной Окунь», «Щука». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 54-56, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

17.

Морские рыбы.

Рассуждение о разнообразии морских рыб. Анализ понятий и оперирование терминами: «Морские рыбы», «Треска», «Океаническая сельдь». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 56-58, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

18.

Рыболовство и рыбоводство.

Слушание объяснений учителя о рыбном промысле. Анализ понятий и оперирование терминами: «Трал», «Невод», «Рыбоводство», «Карп». Работа с учебником с. 59-61. Выполнение КИМов по теме: «Позвоночные животные». Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

19.

Рациональное использование и охрана рыб.

Слушание объяснений учителя о правилах рыболовства, о значении данной отрасли сельского хозяйства. Работа с учебником с. 61-62, тетрадью (зарисовка), тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

Земноводные (3ч.)

20.

Среда обитания и внешнее строение лягушки.

Слушание объяснений учителя о многообразии земноводных в связи с условиями жизни; определение общих признаков земноводных. Анализ иллюстрации представлений о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки. Анализ понятий и оперирование терминами: «Земноводные», «Лягушки», «Жабы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 72-74, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

21.

Внутреннее строение земноводных.

Анализ иллюстрации о внутреннем строении земноводных. Анализ понятий и оперирование терминами: «Органы дыхания», «Кровообращения», «Нервная система», «Органы пищеварения». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 75-77, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

22.

Размножение и развитие лягушки.

Слушание объяснений учителя об особенностях размножения и развития лягушки. Рассуждение, разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида. Анализ понятий и оперирование терминами: «Икринки», «Головастик», «Лягушонок». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 77-79, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

Пресмыкающиеся (3ч.)

23.

Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

Анализ иллюстрации о характерных признаках, для класса Пресмыкающихся. Рассуждение, многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни; с чертами более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Работа с учебником с. 82-84, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

24.

Внутреннее строение пресмыкающихся.

Слушание объяснений учителя о внутреннем строении пресмыкающихся. Анализ понятий и оперирование терминами: «Легкие», «Ноздри», «Трех камерное сердце». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 85-87, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

25.

Размножение и развитие пресмыкающихся.

Слушание объяснений учителя об особенностях размножения и развития пресмыкающихся. Рассуждение, разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида. Анализ понятий и оперирование терминами: «Яйца», «Плотная кожистая оболочка», «Земляные песчаные рамки». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 87-89, тетрадью (зарисовка). Выявление закономерностей. Самооценка. Выполнение КИМов по темам: «Земноводные», «Пресмыкающиеся», Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

Птицы (12ч.)

26.

Особенности внешнего строения птиц.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения птицы, связанным с полетом и средой обитания. Анализ понятий и оперирование терминами: «Перья», «Ноздри», «Слуховые отверстия». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 94-96, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

27.

Особенности скелета птиц.

Анализ иллюстрации об особенностях скелета птицы, связанным с воздушной средой обитания и полетом. Анализ понятий и оперирование терминами: «Череп», «Позвоночник», «Скелет конечностей» «Клюв», «Высокий гребень». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 97-98, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

28.

Особенности внутреннего строения птиц.

Слушание объяснений учителя о внутреннем строении птиц. Анализ понятий и оперирование терминами: «Четырехкамерное сердце». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 99-101, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

29.

Размножение и развитие птиц.

Слушание объяснений учителя об особенностях размножения и развития птиц. Рассуждение, разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида. Анализ понятий и оперирование терминами: «Яйца», «Желток», «Зародыш», «Скорлупа», «Птенцы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 101-104, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

30.

Птицы, кормящиеся в воздухе.

Размышление: «Могут ли птицы кормиться в воздухе». Анализ понятий и оперирование терминами: «Насекомоядные птицы», «Стрижи», «Ласточки», «Перелетные птицы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 105-107, тетрадью (зарисовка). Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

31.

Птицы леса.

Слушание объяснений учителя о птицах леса, научить отличать птиц леса от других экологических групп. Анализ понятий и оперирование терминами: «Большой пестрый дятел», «Синичники». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 107-110, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

32.

Хищные птицы.

Слушание объяснений учителя о хищных птицах, научить отличать хищных птиц от других экологических групп. Анализ понятий и оперирование терминами: «Хищные птицы», «Степной орел». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 110-113, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

33.

Птицы пресных водоёмов и болот.

Слушание объяснений учителя о жизни птиц пресного водоёма, знакомство с разнообразием птиц водоёмов и болот. Анализ понятий и оперирование терминами: «Утка-кряква», «Плавательные перепонки». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 113-116, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

34.

Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

Размышление о значении птиц, обитающих вблизи жилья человека. Слушание объяснений учителя о различных экологических группах птиц; о многообразии, и различным образом жизни.

Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 117-119, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

35.

Домашние куры. Домашние утки и гуси.

Размышление учащихся о представлении группы домашних птиц. Анализ понятий и оперирование терминами: «Красный зубчатый гребень», «Красные сережки», «Серповидные перья в хвосте», «Острые шпоры», «Цыплята», «Инкубаторы», «Водоплавающие птицы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 127-129, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

36.

Птицеводство.

Слушание объяснений учителя о птицеводстве как о важной отрасли сельского хозяйства. Анализ понятий и оперирование терминами: «Птицеводческая фабрика», «Инкубаторный цех», «Птицеферма». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 130-134, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

37.

Птицы.

Обобщение у учащихся знаний о птицеводстве как о важной отрасли сельского хозяйства. Выполнение КИМов по теме: «Птицы». Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

Млекопитающие (17ч.)

38.

Внешнее строение млекопитающих.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения млекопитающих, связанным со средой обитания. Анализ понятий и оперирование терминами: «Млекопитающие», «Виды», «Волосяной покров», «Линька». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 136-140, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

39.

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

Анализ иллюстрации об особенностях скелета млекопитающих, связанным со средой обитания. Анализ понятий и оперирование терминами: «Череп», «Черепная коробка», «Челюсти» «Шейные, грудные, поясничные позвонки», «Рёбра». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 140-142, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

40.

Внутренние органы млекопитающих.

Слушание объяснений учителя о внутреннем строении млекопитающих. Анализ понятий и оперирование терминами: «Органы пищеварения», «Органы дыхания», «Органы кровообращения». «Органы выделения». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 143-145, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

41.

Грызуны.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения грызунов, связанным со средой обитания (Ласка. Суслик. Ондатра). Разбор знаний учащихся о роли грызунов в живой природе и хозяйственной деятельности человека. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 146-148, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

42.

Значение грызунов в природе и в жизни человека.

Слушание объяснений учителя о вреде грызунов, меры по борьбе с грызунами. Анализ и выявление закономерностей. Работа в парах с раздаточным материалом. Работа с учебником с. 149-151. Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия.

1

43.

Зайцеобразные.

Размышление о значении зайцеобразных. Слушание объяснений учителя о различных экологических группах зайцеобразных; о многообразии, и различным образом жизни. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 151-153, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

44.

Разведение домашних кроликов.

Слушание объяснений учителя о кролиководстве как о важной отрасли сельского хозяйства. Анализ понятий и оперирование терминами: «Кролиководческая ферма», «Клетки», «Породы кроликов». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 153-156, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

45.

Хищные звери.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения хищников, связанным со средой обитания. Анализ понятий и оперирование терминами: «Млекопитающие», «Хищные звери», «Образ жизни». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 159-165, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

46.

Дикие пушные хищные звери.

Анализ иллюстрации диких пушные хищных зверях, связанным со средой обитания (Европейская норка. Лисица. Соболь. Куница). Разбор знаний учащихся о роли диких пушные хищных зверях в живой природе и хозяйственной деятельности человека. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 165-168, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

47.

Разведение норки на зверофермах.

Слушание объяснений учителя о зверофермах как о важной отрасли сельского хозяйства. Анализ понятий и оперирование терминами: «Звероферма», «Американская норка». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 168-170, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

48.

Домашние хищные звери.


Размышление о значении домашних хищных зверях. Слушание объяснений учителя о различных экологических группах домашних хищных зверях; об их многообразии, и различным образом жизни. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 172-176, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

49.

Ластоногие.





Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения ластоногих, связанным со средой обитания (Тюлени. Моржи. Белек. Морской котик). Разбор знаний учащихся о роли ластоногих в живой природе. Анализ понятий и оперирование терминами: «Ластоногие», «Ласты». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 176-178, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

50.

Китообразные.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения млекопитающих животных, относящихся к китообразным. Анализ понятий и оперирование терминами: «Китообразные», «Киты», «Дельфины», «Ноздря-дыхало». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 178-180, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

51.

Парнокопытные.

Анализ иллюстрации об особенностях отряда парнокопытных (Лоси. Олени. Овцы), познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 181-183, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

52.

Непарнокопытные.

Анализ иллюстрации об особенностях отряда непарнокопытных (Лошади. Ослы. Зебры), познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 186-188, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

53.

Приматы.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения приматов, их образе жизни. Анализ понятий и оперирование терминами: «Приматы», «Мартышки», «Макаки», «Шимпанзе», «Горилла», «Орангутанг». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 178-180, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

54.

Млекопитающие.

Обобщение у учащихся знаний о млекопитающих. Выполнение КИМов по теме: «Млекопитающие». Анализ. Рефлексия.

1

Сельскохозяйственные млекопитающие (14ч.)

55.

Корова.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения травоядных. Анализ понятий и оперирование терминами: «Травоядное млекопитающее», «Молочные породы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 194-197, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

56.

Содержание коров на фермах.

Слушание объяснений учителя о выращивании коров как о важной отрасли сельского хозяйства. Анализ понятий и оперирование терминами: «Коровники», «Стойло», «Содержание на привязи», «Доильные аппараты», «Пастбище». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 197-200, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

57.

Выращивание телят.

Размышление о значении выращивания телят. Слушание объяснений учителя о работе телятницы; об условиях содержания телят. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 200-202, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

58.

Овцы.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения парнокопытных животных. Анализ понятий и оперирование терминами: «Шерсть», «Овцеводство», «Породы овец». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 202-205, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

59.

Содержание овец и выращивание ягнят.

Слушание объяснений учителя о выращивании овец и ягнят как о важной отрасли сельского хозяйства. Анализ понятий и оперирование терминами: «Овчарни», «Пастбища». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 205-207, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

60.

Верблюды.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения жвачных животных; о важной отрасли сельского хозяйства верблюдоводстве. Анализ понятий и оперирование терминами: «Жвачные животные», «Шерсть», «Молоко», «Запас жира». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 207-209, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

61.

Северные олени.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения северных оленей-парнокопытных. Слушание разъяснений учителя о важной отрасли сельского хозяйства оленеводстве. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 209-211, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

62.

Домашние свиньи.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения домашних свиней. Разбор понятий и оперирование терминами: «Щетина», «Породы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 211-213, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

63.

Содержание свиней на свиноводческих фермах.

Разбор презентации об особенностях выращивания и содержания домашних свиней. Слушание разъяснений учителя о важной отрасли сельского хозяйства свиноводстве. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 213-215, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

64.

Выращивание поросят.

Слушание объяснений учителя об условиях содержания и выращивания поросят. Анализ понятий и оперирование терминами: «Свиноферма», «Поросята». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 217-216, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

65.

Домашние лошади.

Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения непарнокопытных животных- домашних лошадях. Анализ понятий и оперирование терминами: «Непарнокопытные животные», «Породы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 217-218, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия.

1

66.

Содержание лошадей и выращивание жеребят.

Разбор презентации об особенностях выращивания и содержания лошадей и жеребят. Слушание разъяснений учителя о важной отрасли сельского хозяйства коневодстве. Анализ понятий и оперирование терминами: «Жеребята», «Кобыла», «Конюхи». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 219-220, тетрадью (зарисовка). Самооценка. Обобщение у учащихся знаний о сельскохозяйственных млекопитающих. Выполнение КИМов по теме: «Сельскохозяйственные млекопитающие». Анализ. Рефлексия.

1

67.


Наблюдение за птицами на школьном дворе.

Размышление учащихся о роли птиц в природе и жизни человека. Наблюдение за природным объектом. Слушание объяснений учителя о важности защиты и охране птиц весной и летом. Обобщение правил поведения на природе.

1

68.


Экскурсия в парк.

Обобщение у учащихся знаний во время наблюдения за природными объектами и их изменениями в естественных условиях; накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

1

В Приложении представлены календарно-тематические планирования (Приложение 1) и КИМ итоговых работ по биологии для учащихся 8 класса (Приложение 2).

  1. Материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса


Нормативно-правовые документы:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Адаптивная школа №18» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021-22 учебный год.

Учебно-методическая литература:

  1. Сборник Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы  под  редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2010 год, переиздание 2014 г.

  2. Биология. Животные. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./ А.И.Никишов, А.В. Теремов. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. - 231 с.

  3. Биология. Животные. 8 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./ А.И.Никишов.

Литература для учащихся:

  1. Биология. Животные. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./ А.И.Никишов, А.В. Теремов. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. - 231 с.

  2. Биология. Животные. 8 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./ А.И.Никишов.

  3. Энциклопедия «Красная книга России».

Интернет-ресурсы:

  1. Видеоуроки на канале «Инфоурок»: Биология 5-11 класс - https://www.youtube.com/c/infourok/playlists?view=50&sort=dd&shelf_id=8

  2. Видеоурокина канале «Видеоурок»: Биология 7 класс - https://www.youtube.com/playlist?list=PLAUhrtAMVO-96--tMwd06hl_LnVfYjY41

  3. Видеоурокина канале «LiameloNSchool»: Биология 7 класс https://www.youtube.com/playlist?list=PLHYZenZg0FRkK91VwGplz2b2pPUnfSBgR

  4. Видеоуроки на канале «Видеоуроки»: Биология 7 класс https://www.youtube.com/playlist?list=PLAUhrtAMVO-96--tMwd06hl_LnVfYjY41

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1. Влажные препараты «Внутреннее строение рыбы» и пр.

2. Скелет «Рыбы», «Птицы» и пр.

3. Коллекция «Насекомые».

4. Карточки «Насекомые», «Птицы», «Рыбы» и пр.