СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по учебному предмету "Биология ставит перед собой цель - формировать знания у учащихся о многоообразии животного мира.
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа № 18»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ /______________ Синева Л.А. Протокол №____ «___»_________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора КОУ «Адаптивная школа № 18» ___________________
«___»_________20__г. | «Утверждаю» Директор КОУ «Адаптивная школа № 18» _____ /Ерофеев И.Ю./ Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Красовой Натальи Александровны
Ф.И.О., высшая категория
по учебному предмету «Биология»
для учащихся 8 класса (вариант 1)
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для учащихся 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
Учебный план ОО.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018. – 310 с.;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Изучение биологии в 8 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии животного мира, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни животных;
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам ухода за домашними животными;
формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому воспитанию подростков;
развивать и коррегировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять логический запас, развивать связную речь и другие психические функции;
формирование предметных и общеучебных умений и навыков.
Программа предусматривает проведение традиционных инестандартных форм уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается использование следующих методов:
методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
методов исследования (наблюдение, анкетирование).
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала, рассчитана на один год. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Биология» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
В процессе изучения биологического материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости). Изучение материала в 8 классе позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания детей и подростков.
Программа по «Биологии» в 8 классе включает следующие разделы:
Введение.
Черви.
Насекомые.
Рыбы.
Земноводные.
Пресмыкающиеся.
Птицы.
Млекопитающие.
Сельскохозяйственные млекопитающие.
В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению причинно-следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических умений (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических правил).
Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.
При изучении раздела «Черви» учащиеся знакомятся с внешним видом дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.
В разделе«Насекомые»учащиеся знакомятся с внешним строением, образом жизни, питанием, дыханием способом передвижения, размножением насекомых.
Раздел «Рыбы»направлен на знакомство с общими признаками рыб, средой обитания, с представителями речных и морских рыб.
В разделе«Земноводные» учащиеся знакомятся с общими признаками земноводных, средой обитания.
Изучая раздел«Пресмыкающиеся», учащиеся знакомятся с общими признаками пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение.
Раздел «Птицы»направлен на знакомство с общей характеристикой птиц: средой обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение.
В разделе«Млекопитающие» учащиеся знакомятся с общими признаками, разнообразием, строение, образом жизни.
Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие»направлен на знакомство с общими признаками, разнообразием, строение и образом жизни.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, коррегировать мышление и речь.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Биология» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Биология» в 8 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).
Тематический план предмета «Биология» для 8 класса
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год | ||
1. | Введение | 2 |
|
|
| 2 |
2. | Черви | 2 |
|
|
| 2 |
3. | Насекомые | 8 |
|
|
| 8 |
4. | Рыбы | 4 | 3 |
|
| 7 |
5. | Земноводные |
| 3 |
|
| 3 |
6. | Пресмыкающиеся |
| 3 |
|
| 3 |
7. | Птицы |
| 7 | 5 |
| 12 |
8. | Млекопитающие |
|
| 15 | 2 | 17 |
9. | Сельскохозяйственные млекопитающие |
|
|
| 14 | 14 |
| Итого | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты
освоения учебной программой по предмету «Биология» для учащихся 8 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках биологии будут формироваться следующие личностные результаты:
осознание необходимости охраны природы;
установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия животного мира;
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам);
овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;
формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию окружающей природы);
формирование готовности к самостоятельной жизни;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результатывключают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием курса «Биология» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности и должны отражать:
формирование интереса к изучению предмета биологии;
коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
овладение нормами экологического поведения в природной среде, с сохранением собственного здоровья.
В программе 8 класса по предмету «Биология» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изучаемых объектах, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (корова- млекопитающее);
называние исходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (класс рыбы);
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе.
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за животными уголка природы.
Обучающиеся должны уметь: | Обучающиеся должны знать: |
– связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; – выполнять рекомендуемые практические работы; – соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях); – обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; – узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); – кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; – устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных; – проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; – рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках) | – что общего и в чем различие неживой и живой природы; – основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; – специальные термины, слова и понятия, использовать их в своей речи; – признаки сходства и различия между изученными группами животных; – общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; – места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; – названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; – основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся) |
Изучение предмета «Биологии» в 8 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
оказывать помощь сверстникам и взрослым;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;
развивать способность открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;
использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
Методы диагностики и критерии результативности
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по природоведению. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Отметка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты
Отметка «5» ставится ученику, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если: правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка «5» ставится ученику, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; выделены существенные признаки; логично, доступно оформлены результаты и выводы.
Отметка «4» ставится, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.
Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1– 2 ошибки в проведении наблюдений; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1– 2 ошибки в оформлении результатов и выводов.
Содержание учебного предмета «Биологии» 8 класс
Раздел I. Введение (2 ч.)
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные.
Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Раздел II. Беспозвоночные животные(10 ч.)
Черви (2 ч.)
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые. Общие признаки червей. Дождевой червь. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Круглые черви — черви-паразиты (глисты). Аскарида. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые (8 ч.)
Общие признаки насекомых. Многообразие насекомых (стрекозы, кузнечики, клопы, жуки, бабочки, пчелы, мухи, комары и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию. Внешнее строение и образ жизни насекомых.
Бабочка-капустница. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Польза и вред, приносимый этим насекомым. Меры борьбы.
Яблонная плодожорка. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение и развитие. Польза и вред, приносимый этим насекомым. Меры борьбы.
Майский жук.Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение и развитие. Польза и вред, приносимый этим насекомым.
Комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение и развитие. Муха– переносчик кишечных заболеваний. Правила гигиены.
Медоносная пчела– полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства.
Тутовый шелкопряд. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Польза одомашненного насекомого. Разведение тутового шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Раздел III. Позвоночные животные (56 ч.)
Рыбы (7 ч.)
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). Общие признаки рыб: особенности строения, дыхания, питания (особенности питания хищных рыб), размножения. Среда обитания — водоемы. Внешнее строение и скелет рыб.
Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения. Нервная система рыб.
Размножение рыб. Основной способ размножения - икрометание. Икринки. Развитие рыбы из икринки. Аквариумные рыбки. Особенности размножения (живородящие).
Речные рыбы. Речной окунь. Щука.
Морские рыбы. Треска. Океаническая сельдь.
Рыболовство — деятельность по добыче (вылову) рыбы. Промысловые рыбы. Особенности рыбного промысла. Рыбная продукция и ее польза. Рыбоводство — это отрасль народного хозяйство по разведению рыбы. Разведение карпа.
Рациональное использование и охрана рыб. Правила рыболовства. Искусственное разведение ценных промысловых рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные (3 ч.)
Общие признаки земноводных. Разнообразие земноводных — лягушки, жабы, тритоны и пр. Черты сходства и отличия земноводных и рыб по строению, образу жизни. Лягушка и жаба, их отличие. Среда обитания,образ жизни, внешнее строение, способы передвижения. Значение и охрана земноводных.
Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение и развитие лягушки. Сравнение земноводных и рыб по способу размножения.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся (3 ч.)
Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Черты сходства и отличия пресмыкающихся и земноводных. Прыткая ящерица, обыкновенный уж и обыкновенная гадюка. Отличие ужа от гадюки. Среда обитания и внешнее строение. Охрана пресмыкающихся.
Внутреннее строение пресмыкающихся. Органы питания, дыхания, кровообращения, нервная система, органы чувств. Скелет пресмыкающихся.
Размножение и развитие пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по способу размножения.
Демонстрация влажных препаратов.
Птицы (12 ч.)
Птицы и их многообразие. Общая характеристика птиц: среда обитания, образ жизни, приспособление к среде обитания, способ передвижения, признаки птиц (перья), виды перьев, строение пера. Черты сходства и отличия птиц и пресмыкающихся. Особенности внешнего строения.
Скелета птиц и его особенности. Сравнительная характеристика скелета птиц от скелета пресмыкающегося.
Внутреннее строения птиц: дыхание, пищеварение, кровообращение и выделение. Питание птиц.Сердце и его строение. Особенности внутреннего строения птиц. Сравнительная характеристика внутреннего строения птиц и пресмыкающихся.
Размножение и развитие птиц. Яйца. Строение яйца. Птенцы и типы развития их. Отличительные особенности развития птенцов.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточки и стрижи. Образ жизни, гнездование и забота о потомстве. Значение и охрана птиц.
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Образ жизни, гнездование и забота о потомстве. Синичники — искусственные домики. Значение и охрана птиц.
Хищные птицы и их отличительные особенности. Серая сова и степной орел. Образ жизни, гнездование и забота о потомстве. Значение и охрана птиц.
Водоплавающие птицы и их многообразие. Приспособление к среде обитания. Птицы пресных водоемов и болот: утка-кряква и серая цапля. Образ жизни, гнездование и забота о потомстве. Значение и охрана птиц.
Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Сизый голубь, воробей. Образ жизни, гнездование и забота о потомстве. Значение и охрана птиц.
Домашние птицы — курицы, гуси, утки. Сравнительная характеристика одомашненных птиц и диких.
Птицеводство и его значение. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей и уток на птицефермах.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери (17 ч.)
Млекопитающие и их многообразие. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, линька, ноги под туловищем, наружная ушная раковина, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Скелет и его части. Нервная система млекопитающих. Отделы позвоночника. Черты сходства и отличия скелета и головного мозга млекопитающих и пресмыкающихся.
Внутреннее строение млекопитающего и их особенности. Органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны— растительноядные животные.Общие признаки грызунов. Мышь, белка, бобр. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Вред, наносимый сельскому хозяйству грызунами. Крысы, мыши — переносчики болезней. Охрана белок, бобров и ондатр.
Зайцеобразные — заяц-беляк, заяц-русак, дикий кролик. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Домашние кролики и их особенности разведения. Породы кроликов. Польза. Кролиководческая ферма. Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери — волк, бурый медведь, рысь, тигр, лев. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Пушные дикие хищные звери — соболь, леснаякуница, европейская норка, лисица. Внешний вид, образ жизни и распространение. Значение и охрана пушных зверей.
Американская норка. Звероферма. Условия разведение норки на зверофермах.
Домашние хищники— кошка и собака. Породы. Образ жизни, питание, размножение, рождение потомства. Особенности содержания домашних кошек и собак.
Ластоногие морские животные — тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные — кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные и их многообразие. Дикие и домашние парнокопытные. Общие признаки животных. Дикая свинья (кабан). Характеристика животного, распространение, значение и его охрана.
Непарнокопытные — лошади, ослы, зебры. Дикие и домашние непарнокопытные. Общие признаки животных, распространение, значение и их охрана.
Приматы — высокоразвитые млекопитающие. Разнообразие приматов — мартышки, макаки, орангутаны, шимпанзе и гориллы. Их общие признаки и образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие (14 ч.)
Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья. Корова — крупное парнокопытное животное. Породы коров: молочные, молочно-мясные и мясные.Внешнее строение. Одомашнивание коров. Значение сельскохозяйственного млекопитающего в жизни человека.
Разведение крупного рогатого скота (коров) на фермах. Корма для коров. Уход за коровами. Молочная продуктивность коров. Современные животноводческие фермы, их оборудование, содержание и выращивание в них коров.
Условия содержания, питания и выращивания телят. Телятница — работник, занимающийся уходом за телятами.
Овцы. Образ жизни, внешнее строение, питание, породы овец. Одомашнивание овец и коз. Значение овец в народном хозяйстве. Овцеводство — разведение мелкого рогатого скота (овец).
Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюды — крупные жвачные животные. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень — парнокопытное животное. Внешний вид, среда обитания, образ жизни. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Домашние свиньи — парнокопытные нежвачные животные. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Одомашнивание свиней. Их породы.
Свиноводство и его значение. Содержание, уход, кормление и размещение свиней на свиноводческих фермах. Современные свиноводческие фермы и их оборудование.
Условия содержания, питания и выращивания поросят.
Домашние лошади — непарнокопытные животные. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Породы лошадей. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Практические работы на животноводческих фермах. Экскурсии.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
6. Тематическое планирование учебного предмета «Биология» 8 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Основные видыдеятельности обучающихся | Количество часов |
1 четверть - 16 ч. Введение (2ч.) | |||
1. | Многообразие животного мира. | Выявление закономерностей в мире животных.Раскрытие отличительных признаков разных животных. Дифференцирование хищных и травоядных животных. Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Работа с учебником с.3-6. Самооценка. Рефлексия. | 1 |
2. | Значение животных и их охрана. | Слушание объяснений учителя о пользе животных, меры по их охране. Анализ и выявление закономерностей. Оперирование терминами дикие и домашние животные. Работа в парах с раздаточным материалом. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с.6-9. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия. | 1 |
Беспозвоночные животные (10ч.) Черви (2ч.) | |||
3. | Общие признаки беспозвоночных животных. Дождевой червь. | Слушание объяснений учителя о признаках беспозвоночных животных, особенностях внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви. Анализ понятий и оперирование терминами: «Черви», «Дождевые черви», «Пиявки», «Трубочники». Анализ проблемных ситуаций Работа с учебником с. 11-15, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
4. | Круглые черви – паразиты человека. | Слушание объяснений учителя об особенностях строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, о многообразии их видов. Анализ понятий и оперирование терминами: «Глисты», «Аскариды». Анализ проблемных ситуаций (Черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму). Правила гигиены. Работа с учебником с. 15-19, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
Насекомые (8ч.) | |||
5.
| Внешнее строение и образ жизни насекомых. | Слушание объяснений учителя об отличительных чертах внешнего строения насекомых; их образе жизни, знакомство с представителями данного класса. Анализ проблемных ситуаций (распознавание и отличие от представителей других классов). Работа со словарём, определение слова «Дыхальца». Работа с учебником с. 20-23, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
6. | Бабочка – капустница. | Слушание объяснений учителя об особенностях внешнего вида бабочки капустницы и вреде, наносимом сельскому хозяйству. Анализ понятий и оперирование терминами: «Бабочка-капустница», «Хоботок», «Личинка», «Гусеница», «Куколка». Анализ проблемных ситуаций Работа с учебникомс. 23-25, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
7. | Яблонная плодожорка. | Слушание объяснений учителя об особенностях внешнего вида яблонной плодожорки и вреде, наносимом сельскому хозяйству. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 25-27, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
8. | Майский жук. | Слушание объяснений учителяоб особенностях внешнего вида майского жука. Анализ понятий и оперирование терминами: «Майский жук», «Усы», «Щупики», «Челюсти», «Кожистые крылья», «Перепончатые крылья».Анализ проблемных ситуаций Работа с учебникомс. 27-29, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
9. | Комнатная муха. | Анализ иллюстрации и фотографии с изображением внешнего вида комнатной мухи. Анализ понятий и оперирование терминами: «Комнатная муха», «Питание», «Личинки». Рассуждение, может ли муха переносить кишечные заболевания. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебникомс. 29-31, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
10.
| Медоносная пчела. | Слушание объяснений учителяоб особенностях внешнего видамедоносной пчелы. Анализ иллюстрации -особенности строения медоносной пчелы. Роль в природе и жизни человека. Анализ понятий и оперирование терминами: «Пчела», «Матка», «Трутень», «Рабочие пчелы», «Роение». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебникомс. 31-35, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
11. | Тутовый шелкопряд. | Слушание объяснений учителяоб особенностях внешнего вида тутового шелкопряда. Анализ понятий и оперирование терминами: «Тутовый шелкопряд», «Кокон», «Куколка». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебникомс. 35-37, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
12. | Беспозвоночные животные. | Обобщение у учащихся знаний по пройденному материалу. Выполнение КИМов по теме: «Черви», «Насекомые». Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
Позвоночные животные (56ч.) Рыбы (7ч.) | |||
13. | Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыбы. | Анализ иллюстрации о внешнем строении и скелете рыб. Анализ понятий и оперирование терминами: «Позвоночное животное», «Скелет», «Рыбы», «Чешуйки», «Слизь», «Боковая линия», «Плавники». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 45-49, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
14. | Внутреннее строение рыбы. Органы дыхания и кровообращения рыб. Нервная система рыб. | Анализ иллюстрации о внутреннем строении рыб. Анализ понятий и оперирование терминами: «Органы дыхания», «Кровообращения», «Нервная система», «Жабры», «Сердце», «Сосуды», «Головной и спиной мозг». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 50-52, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
15. | Размножение рыб. | Слушание объяснений учителя об особенностях размножения и развития рыб. Рассуждение, разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида. Анализ понятий и оперирование терминами: «Икринки», «Зародыш», «Питательное вещество», «Личинка», «Малек». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 52-54, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
16. | Речные рыбы. | Рассуждение о разнообразии речных рыб. Анализ понятий и оперирование терминами: «Речные рыбы», «Речной Окунь», «Щука». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 54-56, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
17. | Морские рыбы. | Рассуждение о разнообразии морских рыб. Анализ понятий и оперирование терминами: «Морские рыбы», «Треска», «Океаническая сельдь». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 56-58, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
18. | Рыболовство и рыбоводство. | Слушание объяснений учителя о рыбном промысле. Анализ понятий и оперирование терминами: «Трал», «Невод», «Рыбоводство», «Карп». Работа с учебником с. 59-61. Выполнение КИМов по теме: «Позвоночные животные». Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
19. | Рациональное использование и охрана рыб. | Слушание объяснений учителя о правилах рыболовства, о значении данной отрасли сельского хозяйства. Работа с учебником с. 61-62, тетрадью (зарисовка), тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
Земноводные (3ч.) | |||
20. | Среда обитания и внешнее строение лягушки. | Слушание объяснений учителя о многообразии земноводных в связи с условиями жизни; определение общих признаков земноводных. Анализ иллюстрации представлений о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки. Анализ понятий и оперирование терминами: «Земноводные», «Лягушки», «Жабы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 72-74, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
21. | Внутреннее строение земноводных. | Анализ иллюстрации о внутреннем строении земноводных. Анализ понятий и оперирование терминами: «Органы дыхания», «Кровообращения», «Нервная система», «Органы пищеварения». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 75-77, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
22. | Размножение и развитие лягушки. | Слушание объяснений учителя об особенностях размножения и развития лягушки. Рассуждение, разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида. Анализ понятий и оперирование терминами: «Икринки», «Головастик», «Лягушонок». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 77-79, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
Пресмыкающиеся (3ч.) | |||
23. | Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | Анализ иллюстрации о характерных признаках, для класса Пресмыкающихся. Рассуждение, многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни; с чертами более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Работа с учебником с. 82-84, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
24. | Внутреннее строение пресмыкающихся. | Слушание объяснений учителя о внутреннем строении пресмыкающихся. Анализ понятий и оперирование терминами: «Легкие», «Ноздри», «Трех камерное сердце». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 85-87, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
25. | Размножение и развитие пресмыкающихся. | Слушание объяснений учителя об особенностях размножения и развития пресмыкающихся. Рассуждение, разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида. Анализ понятий и оперирование терминами: «Яйца», «Плотная кожистая оболочка», «Земляные песчаные рамки». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 87-89, тетрадью (зарисовка). Выявление закономерностей. Самооценка. Выполнение КИМов по темам: «Земноводные», «Пресмыкающиеся», Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
Птицы (12ч.) | |||
26. | Особенности внешнего строения птиц. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения птицы, связанным с полетом и средой обитания. Анализ понятий и оперирование терминами: «Перья», «Ноздри», «Слуховые отверстия». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 94-96, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
27. | Особенности скелета птиц. | Анализ иллюстрации об особенностях скелета птицы, связанным с воздушной средой обитания и полетом. Анализ понятий и оперирование терминами: «Череп», «Позвоночник», «Скелет конечностей» «Клюв», «Высокий гребень». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 97-98, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
28. | Особенности внутреннего строения птиц. | Слушание объяснений учителя о внутреннем строении птиц. Анализ понятий и оперирование терминами: «Четырехкамерное сердце». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 99-101, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
29. | Размножение и развитие птиц. | Слушание объяснений учителя об особенностях размножения и развития птиц. Рассуждение, разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида. Анализ понятий и оперирование терминами: «Яйца», «Желток», «Зародыш», «Скорлупа», «Птенцы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 101-104, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
30. | Птицы, кормящиеся в воздухе. | Размышление: «Могут ли птицы кормиться в воздухе». Анализ понятий и оперирование терминами: «Насекомоядные птицы», «Стрижи», «Ласточки», «Перелетные птицы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 105-107, тетрадью (зарисовка). Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
31. | Птицы леса. | Слушание объяснений учителя о птицах леса, научить отличать птиц леса от других экологических групп. Анализ понятий и оперирование терминами: «Большой пестрый дятел», «Синичники». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 107-110, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
32. | Хищные птицы. | Слушание объяснений учителя о хищных птицах, научить отличать хищных птиц от других экологических групп. Анализ понятий и оперирование терминами: «Хищные птицы», «Степной орел». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 110-113, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
33. | Птицы пресных водоёмов и болот. | Слушание объяснений учителя о жизни птиц пресного водоёма, знакомство с разнообразием птиц водоёмов и болот. Анализ понятий и оперирование терминами: «Утка-кряква», «Плавательные перепонки». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 113-116, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
34. | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | Размышление о значении птиц, обитающих вблизи жилья человека. Слушание объяснений учителя о различных экологических группах птиц; о многообразии, и различным образом жизни. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 117-119, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
35. | Домашние куры. Домашние утки и гуси. | Размышление учащихся о представлении группы домашних птиц. Анализ понятий и оперирование терминами: «Красный зубчатый гребень», «Красные сережки», «Серповидные перья в хвосте», «Острые шпоры», «Цыплята», «Инкубаторы», «Водоплавающие птицы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 127-129, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
36. | Птицеводство. | Слушание объяснений учителя о птицеводстве как о важной отрасли сельского хозяйства. Анализ понятий и оперирование терминами: «Птицеводческая фабрика», «Инкубаторный цех», «Птицеферма». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 130-134, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
37. | Птицы. | Обобщение у учащихся знаний о птицеводстве как о важной отрасли сельского хозяйства. Выполнение КИМов по теме: «Птицы». Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
Млекопитающие (17ч.) | |||
38. | Внешнее строение млекопитающих. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения млекопитающих, связанным со средой обитания. Анализ понятий и оперирование терминами: «Млекопитающие», «Виды», «Волосяной покров», «Линька». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 136-140, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
39. | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | Анализ иллюстрации об особенностях скелета млекопитающих, связанным со средой обитания. Анализ понятий и оперирование терминами: «Череп», «Черепная коробка», «Челюсти» «Шейные, грудные, поясничные позвонки», «Рёбра». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 140-142, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
40. | Внутренние органы млекопитающих. | Слушание объяснений учителя о внутреннем строении млекопитающих. Анализ понятий и оперирование терминами: «Органы пищеварения», «Органы дыхания», «Органы кровообращения». «Органы выделения». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 143-145, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
41. | Грызуны. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения грызунов, связанным со средой обитания (Ласка. Суслик. Ондатра). Разбор знаний учащихся о роли грызунов в живой природе и хозяйственной деятельности человека. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 146-148, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
42. | Значение грызунов в природе и в жизни человека. | Слушание объяснений учителя о вреде грызунов, меры по борьбе с грызунами. Анализ и выявление закономерностей. Работа в парах с раздаточным материалом. Работа с учебником с. 149-151. Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия. | 1 |
43. | Зайцеобразные. | Размышление о значении зайцеобразных. Слушание объяснений учителя о различных экологических группах зайцеобразных; о многообразии, и различным образом жизни. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 151-153, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
44. | Разведение домашних кроликов. | Слушание объяснений учителя о кролиководстве как о важной отрасли сельского хозяйства. Анализ понятий и оперирование терминами: «Кролиководческая ферма», «Клетки», «Породы кроликов». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 153-156, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
45. | Хищные звери. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения хищников, связанным со средой обитания. Анализ понятий и оперирование терминами: «Млекопитающие», «Хищные звери», «Образ жизни». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 159-165, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
46. | Дикие пушные хищные звери. | Анализ иллюстрации диких пушные хищных зверях, связанным со средой обитания (Европейская норка. Лисица. Соболь. Куница). Разбор знаний учащихся о роли диких пушные хищных зверях в живой природе и хозяйственной деятельности человека. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 165-168, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
47. | Разведение норки на зверофермах. | Слушание объяснений учителя о зверофермах как о важной отрасли сельского хозяйства. Анализ понятий и оперирование терминами: «Звероферма», «Американская норка». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 168-170, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
48. | Домашние хищные звери.
| Размышление о значении домашних хищных зверях. Слушание объяснений учителя о различных экологических группах домашних хищных зверях; об их многообразии, и различным образом жизни. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 172-176, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
49. | Ластоногие.
| Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения ластоногих, связанным со средой обитания (Тюлени. Моржи. Белек. Морской котик). Разбор знаний учащихся о роли ластоногих в живой природе. Анализ понятий и оперирование терминами: «Ластоногие», «Ласты». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 176-178, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
50. | Китообразные. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения млекопитающих животных, относящихся к китообразным. Анализ понятий и оперирование терминами: «Китообразные», «Киты», «Дельфины», «Ноздря-дыхало». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 178-180, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
51. | Парнокопытные. | Анализ иллюстрации об особенностях отряда парнокопытных (Лоси. Олени. Овцы), познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 181-183, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
52. | Непарнокопытные. | Анализ иллюстрации об особенностях отряда непарнокопытных (Лошади. Ослы. Зебры), познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 186-188, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
53. | Приматы. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения приматов, их образе жизни. Анализ понятий и оперирование терминами: «Приматы», «Мартышки», «Макаки», «Шимпанзе», «Горилла», «Орангутанг». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 178-180, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
54. | Млекопитающие. | Обобщение у учащихся знаний о млекопитающих. Выполнение КИМов по теме: «Млекопитающие». Анализ. Рефлексия. | 1 |
Сельскохозяйственные млекопитающие (14ч.) | |||
55. | Корова. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения травоядных. Анализ понятий и оперирование терминами: «Травоядное млекопитающее», «Молочные породы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 194-197, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
56. | Содержание коров на фермах. | Слушание объяснений учителя о выращивании коров как о важной отрасли сельского хозяйства. Анализ понятий и оперирование терминами: «Коровники», «Стойло», «Содержание на привязи», «Доильные аппараты», «Пастбище». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 197-200, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
57. | Выращивание телят. | Размышление о значении выращивания телят. Слушание объяснений учителя о работе телятницы; об условиях содержания телят. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 200-202, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
58. | Овцы. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения парнокопытных животных. Анализ понятий и оперирование терминами: «Шерсть», «Овцеводство», «Породы овец». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 202-205, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
59. | Содержание овец и выращивание ягнят. | Слушание объяснений учителя о выращивании овец и ягнят как о важной отрасли сельского хозяйства. Анализ понятий и оперирование терминами: «Овчарни», «Пастбища». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 205-207, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
60. | Верблюды. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения жвачных животных; о важной отрасли сельского хозяйства верблюдоводстве. Анализ понятий и оперирование терминами: «Жвачные животные», «Шерсть», «Молоко», «Запас жира». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 207-209, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
61. | Северные олени. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения северных оленей-парнокопытных. Слушание разъяснений учителя о важной отрасли сельского хозяйства оленеводстве. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 209-211, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
62. | Домашние свиньи. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения домашних свиней. Разбор понятий и оперирование терминами: «Щетина», «Породы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 211-213, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
63. | Содержание свиней на свиноводческих фермах. | Разбор презентации об особенностях выращивания и содержания домашних свиней. Слушание разъяснений учителя о важной отрасли сельского хозяйства свиноводстве. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 213-215, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
64. | Выращивание поросят. | Слушание объяснений учителя об условиях содержания и выращивания поросят. Анализ понятий и оперирование терминами: «Свиноферма», «Поросята». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 217-216, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
65. | Домашние лошади. | Анализ иллюстрации об особенностях внешнего строения непарнокопытных животных- домашних лошадях. Анализ понятий и оперирование терминами: «Непарнокопытные животные», «Породы». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 217-218, тетрадью (зарисовка). Рефлексия зарисовки. Выявление закономерностей. Самооценка. Анализ. Рефлексия. | 1 |
66. | Содержание лошадей и выращивание жеребят. | Разбор презентации об особенностях выращивания и содержания лошадей и жеребят. Слушание разъяснений учителя о важной отрасли сельского хозяйства коневодстве. Анализ понятий и оперирование терминами: «Жеребята», «Кобыла», «Конюхи». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником с. 219-220, тетрадью (зарисовка). Самооценка. Обобщение у учащихся знаний о сельскохозяйственных млекопитающих. Выполнение КИМов по теме: «Сельскохозяйственные млекопитающие». Анализ. Рефлексия. | 1 |
67.
| Наблюдение за птицами на школьном дворе. | Размышление учащихся о роли птиц в природе и жизни человека. Наблюдение за природным объектом. Слушание объяснений учителя о важности защиты и охране птиц весной и летом. Обобщение правил поведения на природе. | 1 |
68.
| Экскурсия в парк. | Обобщение у учащихся знаний во время наблюдения за природными объектами и их изменениями в естественных условиях; накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях. | 1 |
В Приложении представлены календарно-тематические планирования (Приложение 1) и КИМ итоговых работ по биологии для учащихся 8 класса (Приложение 2).
Материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса
Нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ «Адаптивная школа №18» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021-22 учебный год.
Учебно-методическая литература:
Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год, переиздание 2014 г.
Биология. Животные. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./ А.И.Никишов, А.В. Теремов. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. - 231 с.
Биология. Животные. 8 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./ А.И.Никишов.
Литература для учащихся:
Биология. Животные. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./ А.И.Никишов, А.В. Теремов. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. - 231 с.
Биология. Животные. 8 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./ А.И.Никишов.
Энциклопедия «Красная книга России».
Интернет-ресурсы:
Видеоуроки на канале «Инфоурок»: Биология 5-11 класс - https://www.youtube.com/c/infourok/playlists?view=50&sort=dd&shelf_id=8
Видеоурокина канале «Видеоурок»: Биология 7 класс - https://www.youtube.com/playlist?list=PLAUhrtAMVO-96--tMwd06hl_LnVfYjY41
Видеоурокина канале «LiameloNSchool»: Биология 7 класс https://www.youtube.com/playlist?list=PLHYZenZg0FRkK91VwGplz2b2pPUnfSBgR
Видеоуроки на канале «Видеоуроки»: Биология 7 класс https://www.youtube.com/playlist?list=PLAUhrtAMVO-96--tMwd06hl_LnVfYjY41
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1. Влажные препараты «Внутреннее строение рыбы» и пр.
2. Скелет «Рыбы», «Птицы» и пр.
3. Коллекция «Насекомые».
4. Карточки «Насекомые», «Птицы», «Рыбы» и пр.