Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура. 1-4 классы» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Указа Главы Донецкой Народной Республики «О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «ГТО» Донецкой Народной Республики», с целью поэтапного внедрения Государственного физкультурно-спортивного комплекса (ГФСК «ГТО ДНР») в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в рамках воспитательной работы и совершенствования физической и спортивной подготовки обучающихся № 304 от 16 сентября 2016 г.; на основе программы: Физическая культура: 1-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций / сост. Мельничук Ю.В., Хрип К.В., Киселева Л.Л., Макущенко И.В., Москалец Т.В., Сидорова В.В., Тарапата Н.В., Хромых Н.И. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. – 364 с.
Структура, содержание, цели, задачи и результаты обучения физической культуре на ступени начального общего образования полностью соответствуют Рабочей программе по учебному предмету «Физическая культура» для 1-4 классов РООП НОО Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 3 города Докучаевска».
Предметом обучения физической культуре в начальной общеобразовательной организации является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 102 учебных часа из расчета 3 урока в неделю, в соответствии с учебным планом для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, не предусмотрен резерв свободного времени.
Учитывая материально-техническую базу общеобразовательного учреждения из вариативного компонента для 4 класса были добавлены такие дисциплины, как кроссфит, бадминтон.
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
| | Тема 1. Легкая атлетика | 17 часов | | | |
1 | 1 | Вводный инструктаж по ТБ на уроках физической культуры. ОЗ: Здоровье и здоровый образ жизни. | 1 | 01.09 | | |
2 | 2 | Правила безопасности занятий на уроках легкой атлетики. Правила безопасного использования спортивного инвентаря и оборудования. Виды легкой атлетики. Легкоатлетические соревнования в программе Олимпийских игр. | 1 | 02.09 | | |
3 | 3 | Строевые, общеразвивающие упражнения, разновидности ходьбы, бега, прыжковые упражнения. | 1 | 03.09 | | |
4 | 4 | Разновидности ходьбы. Прыжковые упражнения. Прыжки «по классам» попеременно на одной или на двух ногах. | 1 | 09.09 | | |
5 | 5 | Прыжки через короткую и длинную скакалку на двух и на одной ноге. Прыжок в длину с места (см). | 1 | 10.09 | | |
6 | 6 | Техника бега на дистанции 30 метров (старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование). | 1 | 15.09 | | |
7 | 7 | Разновидности ходьбы. Спец. бег. упражнения. Повторный бег 3х30 м | 1 | 16.09 | | |
8 | 8 | Разновидности ходьбы. Спец. бег. упражнения. Челночный бег 4х9 м. | 1 | 17.09 | | |
9 | 9 | Разновидности ходьбы. Спец. бег. упражнения. Чередование ходьбы и бега на дистанции 600-800 м. | 1 | 22.09 | | |
10 | 10 | Разновидности ходьбы. Спец. бег. упражнения. Равномерный бег на расстояние до 600 – 800 м | 1 | 23.09 | | |
11 | 11 | Спец. бег. упражнения. Прыжковые упражнения. Равномерный бег на расстояние до 6 мин. | 1 | 24.09 | | |
12 | 12 | Техника метания малого мяча с места из исходного положения стоя лицом в сторону, метания на дальность, в цель | 1 | 29.09 | | |
13 | 13 | Броски набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди и из-за головы вперёд-вверх | 1 | 30.09 | | |
14 | 14 | Броски набивного мяча (0,5 кг) двумя руками снизу вперёд-вверх на дальность и на заданное расстояние. | 1 | 01.10 | | |
15 | 15 | Метание теннисного мяча с места на дальность | 1 | 06.10 | | |
16 | 16 | Метание теннисного мяча с места в горизонтальную и вертикальную цели (гимнастический обруч, мишень) с расстояния 4-5 метров | 1 | 07.10 | | |
17 | 17 | Спец. бег. упражнения. Прыжковые упражнения. Эстафеты и подвижные игры с элементами лёгкой атлетики.. | 1 | 08.10 | | |
| | Тема 2. Подвижные и спортивные игры (подвижные игры) | 10 часов | | | |
18 | 1 | ОЗ: История развития физической культуры и первых соревнований. Роль подвижных игр в укреплении и сохранении здоровья, развитии способностей. Правила безопасности во время занятий подвижными играми. | 1 | 13.10 | | |
19 | 2 | Бег по размеченной линиями площадке, расстояние между линиями 50 см. Игры и игровые задания с элементами ходьбы и бега. | 1 | 14.10 | | |
20 | 3 | Пробег под длинной вращающейся скакалкой. Игры и игровые задания с элементами ходьбы и бега. | 1 | 15.10 | | |
21 | 4 | Прыжки на одной ноге с небольшим продвижением вперёд и назад. Игры и игровые задания с элементами прыжков. | 1 | 20.10 | | |
22 | 5 | Прыжки на двух ногах с поворотом направо и налево. Игры и игровые задания с элементами прыжков. | 1 | 21.10 | | |
23 | 6 | Метание мяча в цель с минимального расстояния с постепенным увеличением расстояния цели. Игры и игровые задания с элементами метания. | 1 | 22.10 | | |
24 | 7 | Метание мяча в цель сидя. Игры и игровые задания с элементами метания. | 1 | 30.11 | | |
25 | 8 | Упражнения на сопротивление. Игры и игровые задания для развития координационных способностей. | 1 | 05.11 | | |
26 | 9 | Упражнения силового характера. Игры и игровые задания для развития координационных способностей. | 1 | 10.11 | | |
27 | 10 | Игры с выполнением тестовых упражнений. Эстафеты. | 1 | 11.11 | | |
| | Тема 3. Гимнастика с элементами акробатики | 19 часов | | | |
28 | 1 | ОЗ: Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. | 1 | 12.11 | | |
29 | 2 | Правила безопасности занятий на уроках гимнастики. Правила обращения со спортивными снарядами, инвентарем и оборудованием. Значение гимнастики в развитии физических качеств. Гимнастика как олимпийский вид спорта. | 1 | 17.11 | | |
30 | 3 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения на развитие координационных способностей. | 1 | 18.11 | | |
31 | 4 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения на развитие координационных способностей. | 1 | 19.11 | | |
32 | 5 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 | 24.11 | | |
33 | 6 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Комбинация для совершенствования и контрольного урока. | 1 | 25.11 | | |
34 | 7 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Комбинация для совершенствования и контрольного урока. | 1 | 26.11 | | |
35 | 8 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения на освоение навыков лазанья, подтягивание. | 1 | 01.12 | | |
36 | 9 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения на освоение навыков лазанья, подтягивание. | 1 | 02.12 | | |
37 | 10 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения на гимнастической лестнице. Упражнения на освоение танцевальных упражнений. | 1 | 03.12 | | |
38 | 11 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения на освоение навыков равновесия | 1 | 08.12 | | |
39 | 12 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения на освоение навыков равновесия. | 1 | 09.12 | | |
40 | 13 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения на освоение танцевальных упражнений. | 1 | 10.12 | | |
41 | 14 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения на освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. | 1 | 15.12 | | |
42 | 15 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения на освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. | 1 | 16.12 | | |
43 | 16 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Упражнения на освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей. | 1 | 17.12 | | |
44 | 17 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. Упражнения на освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей. | 1 | 22.12 | | |
45 | 18 | ОРУ в движении. ОРУ на месте. Прыжки через натянутую верёвочку (высота 30-40 см), через длинную и качающуюся скакалку. | 1 | 23.12 | | |
46 | 19 | Комбинация для совершенствования и контрольного урока. | 1 | 24.12 | | |
| | Тема 4. Кроссфит | 12 часов | | | |
47 | 1 | Правилах ТБ на уроках физической культуры. ОЗ: Гигиенические нормы соблюдения двигательного режима дня, требования к одежде для занятий физическими упражнениями в различных условиях. | 1 | 12.01 | | |
48 | 2 | Правила безопасности на уроках физической культуры во время занятий кроссфитом. Характеристика занятий кроссфитом. Организация и проведение занятий кроссфитом. | 1 | 13.01 | | |
49 | 3 | Упражнения в висах и упорах, лазание и перелазание. | 1 | 14.01 | | |
50 | 4 | Медленный бег, специальные беговые и прыжковые упражнения броски мяча в парах из различных положений. | 1 | 19.01 | | |
51 | 5 | Броски мяча на точность, гоблет-приседания с волейбольным мячом. | 1 | 20.01 | | |
52 | 6 | Эстафеты, подвижные игры с элементами бега, прыжков, метания. | 1 | 21.01 | | |
53 | 7 | Понятие о базовых упражнениях кроссфита с собственным весом; правильная техника выполнения: «воздушные приседания». | 1 | 26.01 | | |
54 | 8 | Степ-апы на гимнастической скамейке; сит-апы; бурпи. | 1 | 27.01 | | |
55 | 9 | Степ-апы на гимнастической скамейке; сит-апы; бурпи. | 1 | 28.01 | | |
56 | 10 | Прыжки со скакалкой; напрыгивания в упор на низкой перекладине; бег по «кочкам», «лесенкам». | 1 | 02.02 | | |
57 | 11 | Прыжки «звезда», выполнение раундов. | 1 | 03.02 | | |
58 | 12 | Выполнение комплексов кроссфит раундами. | 1 | 04.02 | | |
| | Тема 5. Бадминтон | 10 часов | | | |
59 | 1 | ОЗ: Значение правильной осанки для здоровья человека; значение напряжения и расслабления мышц. Техника безопасности на занятиях по бадминтону. Требование к одежде и инвентарю. | 1 | 09.02 | | |
60 | 2 | Подводящие упражнения к игре. | 1 | 10.02 | | |
61 | 3 | Упражнения с воланом, с ракеткой. Способы держания ракетки, волана (хватки). | 1 | 11.02 | | |
62 | 4 | Подвижные игры и эстафеты с теннисным мячом. Игровые стойки во время подачи. | 1 | 16.02 | | |
63 | 5 | Набивание воздушного шарика ракеткой. | 1 | 17.02 | | |
64 | 6 | Понятие о точке удара. Набивание и перенос волана на ракетке в заданное направление. Техника выполнения ударов: сбоку, снизу, открытой и закрытой стороной ракетки с близкого расстояния. | 1 | 18.02 | | |
65 | 7 | Игры с воланом и ракеткой: «Гонка волана», «Гонка волана подачей», «Гонка волана ракеткой», «Парная гонка волана», «Убеги от водящего». Техника передвижения по площадке, удары на сетке, подачи. | 1 | 24.02 | | |
66 | 8 | СУ в движении, перестроения. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Игры с воланом и ракеткой: «Унеси волан», «Четные и нечетные», «Сбей волан», «Кто выше и быстрее?», «Кто выше и быстрее с ракеткой? Техника передвижения по площадке, удары на сетке, подачи. | 1 | 25.02 | | |
67 | 9 | Игры с воланом и ракеткой: «Вратарь», «Отгони мух», «БаскетВол», «Бадминтон левыми руками», «Школьный бадминтон». Серия ударов справа и слева в произвольной последовательности. | 1 | 02.03 | | |
68 | 10 | Техника подачи – плоская, открытой и закрытой стороной ракетки, высокая. Игровые действия в парах. Набивание (жонглирование) волана (кол-во раз). | 1 | 03.03 | | |
| | Тема 6. Подвижные и спортивные игры (элементы спортивных игр) | 25 часов | | | |
69 | 1 | ОЗ: Требования к спортивной одежде и обуви в соответствии с погодными условиями. Правила безопасности занятий на уроках спортивных игр. Общие сведения и основные понятия спортивных игр. | 1 | 04.03 | | |
70 | 2 | Элементы спортивных игр (волейбол). Подбрасывание волейбольного мяча и ловля двумя руками с одним-двумя хлопками, с отскоком от пола. | 1 | 09.03 | | |
71 | 3 | Упражнения с набивными мячами. Подбрасывание волейбольного мяча и ловля двумя руками с одним-двумя хлопками, с отскоком от пола. | 1 | 10.03 | | |
72 | 4 | Упражнения с набивными мячами. Подбрасывание волейбольного мяча и ловля двумя руками с одним-двумя хлопками, с отскоком от пола. | 1 | 11.03 | | |
73 | 5 | Подбрасывание волейбольного мяча и ловля двумя руками с одним-двумя шагами в правую и левую стороны, с приседанием, с поворотами на 180 и 360. | 1 | 16.03 | | |
74 | 6 | Подбрасывание волейбольного мяча и ловля двумя руками с одним-двумя шагами в правую и левую стороны, с приседанием, с поворотами на 180 и 360. | 1 | 17.03 | | |
75 | 7 | Перебрасывание мяча в парах через сетку двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от плеча с ловлей двумя руками и быстрым броском обратно. | 1 | 18.03 | | |
76 | 8 | Перебрасывание мяча в парах через сетку двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от плеча с ловлей двумя руками и быстрым броском обратно. | 1 | 30.03 | | |
77 | 9 | Игра по упрощённым правилам. | 1 | 31.03 | | |
78 | 10 | Элементы спортивных игр (баскетбол). Подбрасывание и ловля мяча. Удары мячом об пол одной рукой с высоким, средним и низким отскоком стоя, в полуприседе и сидя на полу. | 1 | 01.04 | | |
79 | 11 | Подбрасывание и ловля мяча. Удары мячом об пол одной рукой с высоким, средним и низким отскоком стоя, в полуприседе и сидя на полу. | 1 | 06.04 | | |
80 | 12 | Перебрасывание мяча в парах двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от плеча с ловлей двумя руками и быстрым броском обратно. | 1 | 07.04 | | |
81 | 13 | Перебрасывание мяча в парах двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от плеча с ловлей двумя руками и быстрым броском обратно. | 1 | 08.04 | | |
82 | 14 | Броски мяча одной и двумя руками в вертикальную цель (гимнастический обруч, нижний край которого находится на высоте 1,5 - 2 метра от пола). | 1 | 13.04 | | |
83 | 15 | Броски мяча одной и двумя руками в вертикальную цель (гимнастический обруч, нижний край которого находится на высоте 1,5 - 2 метра от пола). | 1 | 14.04 | | |
84 | 16 | Эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнёру. | 1 | 15.04 | | |
85 | 17 | Игра по упрощённым правилам. | 1 | 20.04 | | |
86 | 18 | Элементы спортивных игр (футбол). Передвижения: соединение бега с прыжками, остановками, поворотами. Остановка катящегося мяча. | 1 | 21.04 | | |
87 | 19 | Передвижения: соединение бега с прыжками, остановками, поворотами. Остановка катящегося мяча. | 1 | 22.04 | | |
88 | 20 | Передвижения: соединение бега с прыжками, остановками, поворотами. Учебная игра: ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма по прямой. | 1 | 27.04 | | |
89 | 21 | Передвижения: соединение бега с прыжками, остановками, поворотами. Ведение мяча по дуге. | 1 | 28.04 | | |
90 | 22 | Ведение мяча с остановками по сигналу. Удары по неподвижному футбольному мячу в указанную половину ворот одним из изученных способов с расстояния 5 м, количество попаданий. | 1 | 29.04 | | |
91 | 23 | Удар ногой с места по неподвижному мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м на расстояние до 7-8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м на расстояние 7-8 м) мишень. | 1 | 04.05 | | |
92 | 24 | Ведение мяча между стойками, с обводкой стоек. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель». | 1 | 05.05 | | |
93 | 25 | Игра по упрощённым правилам. | 1 | 06.05 | | |
| | Тема 7. Физическое совершенствование | 8 часов | | | |
94 | 1 | Влияние занятий физическими упражнениями на здоровье и двигательные способности обучающихся. СУ. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Бег на 30м (с) | 1 | 12.05 | | |
95 | 2 | СУ. ОРУ в движении. ОРУ на месте. Прыжок в длину с места (см). | 1 | 13.05 | | |
96 | 3 | Разновидности ходьбы и бега. Комплекс ОРУ. Бег 300м или смешанное передвижение 600м. | 1 | 18.05 | | |
97 | 4 | Разновидности ходьбы и бега. Комплекс ОРУ. Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол. раз за 30 сек.). | 1 | 19.05 | | |
98 | 5 | Разновидности ходьбы и бега. Комплекс ОРУ. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа или подтягивание. | 1 | 20.05 | | |
99 | 6 | Разновидности ходьбы и бега. Комплекс ОРУ. Челночный бег 4х9 м (с). | 1 | 25.05 | | |
100 | 7 | Разновидности ходьбы и бега. Комплекс ОРУ. Наклон вперёд из положения сидя. | 1 | 26.05 | | |
101 | 8 | Обобщение и систематизация за год | 1 | 27.05 | | |
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС)
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. № 119-НП.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года № 1182).
Указ Главы Донецкой Народной Республики «О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «ГТО» Донецкой Народной Республики», с целью поэтапного внедрения Государственного физкультурно-спортивного комплекса (ГФСК «ГТО ДНР») в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в рамках воспитательной работы и совершенствования физической и спортивной подготовки обучающихся № 304 от 16 сентября 2016г.;
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №843 от 03.08.2016г.);
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 322от 17.07.2015г.);
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 832 от 16.08.2017г.);
Концепция развития дополнительного образования детей (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 310 от 04.04.2016г.);
Концепция развития инклюзивного образования Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 318 от 11.04.2018г.);
Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ № 725 от 23.08.2018 г.).
Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе, утверждённые решением научно-методического совета Донецкого ИППО, протокол № 1 от 29.01.2015 г.
Лях В. И. Физическая культура. 1–4 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение. (Электронное издание).