СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе представлены индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми умственной отсталости

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»»

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Учебного плана МБОУ «Карлинская средняя школа»

- «Инструктивно-методического письма о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой, М,: Когито-центр.- 1996 г.

- Инструктивного письма Министерства Образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.02. 2000г, № 2,

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с

Цель и задачи коррекционного курса

Цель - формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.

Задачи:

  • формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы

восприятия устной речи;

  • формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;

  • коррекция дефектного произношения звуков родного языка;

  • развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи; формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);

  • развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои действия.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

  • Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

- оптимального для речи типа физиологического дыхания;

- речевого дыхания;

- голоса;

- артикуляционной моторики;

- чувства ритма;

- слухового восприятия;

- функций фонематической системы.

  • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, акустической характеристики, характера дефекта.

  • Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.

  • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

  • Профилактика нарушений чтения и письма.


Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.

Место коррекционного курса в учебном плане

Курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия и ритмика) учебного плана МБОУ «Карлинская средняя школа».

Рабочая программа рассчитана во 2 классе на 70 ч, 2 ч в неделю, 35 учебных недель

Планируемый уровень подготовки обучающихся учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-доброжелательное отношение к учителю и товарищам;

-умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;

-осознание собственных возможностей в устном общении;

-наличие мотивации к овладению устной речью;

- желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты.

-учебно-познавательный интерес к предмету;

Метапредметные результаты.

Обучающиеся научатся:

-уметь работать на успех;

-овладевать мыслительными действиями;

-соблюдать основы речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;

- уметь участвовать в диалоге;

- развивать познавательную и эмоционально – волевую сферы;

- развивать способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение;

- использовать при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевой материал, отработанный на индивидуальных занятиях;

- развивать умения сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др., выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника;

- развивать умения выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.

Обучающие получат возможность научиться:

-проявлять активность во взаимодействии с учителем;

-адекватно использовать речевые средства для организации собственной деятельности;

Предметные результаты.

  • развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;

  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;

  • формирование правильного звукопроизношения;

  • умение правильно использовать поставленные звуки;

  • развитие умения контролировать собственную речь.


Содержание программы в 3 классе

Предложение.     Построение простого предложения. Составление предложения на заданную тему. Дополнение предложений. Работа с деформированным текстом.

Звуки и буквы

    Сравнение пар слов. Алфавит. Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Гласные буквы в начале слов и после гласных. Ударные и безударные гласные. Перенос слов. Твердые и мягкие согласные, и их различия. Мягкий знак в середине и на конце слова. Шипящие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные согласные. Звонкие и глухие согласные на конце слов. Разделительный твердый и мягкий знаки.

    Составление предложений. Сочетание гласных с шипящими. Правописание имен собственных. Алфавит. Мягкие и твердые согласные. Парные, звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.

 Результаты изучения курса обучающимися 3 класса

К концу 3 класса учащиеся должны :

 уметь:

-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста,  восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

-анализировать слова по звуковому составу;

- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и  безударные;

-определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить часть слова при письме;

-списывать текст целыми словами;

    -писать под диктовку текст (20-25 сл.), включающий изученные орфограммы.

знать:

- алфавит.

Распределение тем и проверочных работ по разделам

Раздел

Количество тем

Количество проверочных работ

Всего

Раздел 1. Предложение.

7

1

8

Раздел.2 Звуки и буквы

5

-

5

Раздел 3.Звуко-буквенный и слоговой состав слова 

1. Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию.





16





1





17

2. Звуки согласные твёрдые - мягкие парные (1-й способ смягчения)

7

1

8

3. Звуки согласные твёрдые - мягкие парные (2-й способ смягчения).

5

1

6

4. Звуки согласные твёрдые - мягкие непарные.

10

1

11

5. Звуки согласные звонкие – глухие парные, непарные. Буквы, сходные по написанию.

14

1

15

Итого:

64

6

70



Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

п/п

Сроки проведения занятия

Тема занятия

Количество часов


плановые

скорректированные






Раздел 1 Предложение.

8

1



Предложение (простое распространённое). Связь слов (согласование в числе и роде)

1

2



Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление беспредложное ( Р.п., В.п., Д.п., Т.п.)

1

3



Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление предложное. Предлоги места (у, над, под, на, в и др.)

1

4



Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление предложное. Предлоги направления ( из, от, из-под, к, по, по и др.)

1

5



Предложение ( деформированное)

1

6



Подготовка к проверочной работе

1

7



Проверочная работа по теме « Предложение.»

1


Раздел.2 Звуки и буквы – 5 ч.


8



Звуки и буквы. Различение  звуков и букв   

1

9



Слова сходные по звучанию.

1

10



Сходные по буквам слова.

1

11



Алфавит

1

12



Расположение слов в   алфавитном порядке   

1




Раздел 3. Звуко-буквенный и слоговой состав слова.





А) Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию

17

13



Вводная тема. Состав слова. Слоги. Письмо под диктовку

1

14



Состав слова. Звуки и буквы

1

15



Звуки гласные. Ударение

1

16



Звуки гласные. Звуки [А], [О] и буквыА.о

1

17



Звуки гласные. Дифференциация А-О

1

18



Звуки гласные. Звук [У] и буква У

1

19



Звуки гласные. Дифференциация О-У

1

20



Звуки гласные. Звуки [Э] [Ы] [И] и буквы Э, Ы, И

1

21



Звуки гласные. Дифференциация И-У

1

22



Звуки гласные. Звук [Й] и буква Й

1

23



Звуки гласные. Дифференциация И-Й

1

24



Буквы Я, Ё, Ю, Е

1

25



Дифференциация Я-Е

1

26



Дифференциация Е-И

1

27



Дифференциация Ё-Ю

1

28



Подготовка к проверочной работе

1

29



Проверочная работа по теме «Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию»

1




В) Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (первый способ смягчения: гласные второго ряда)

8

30



Вводная тема. Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (первый способ смягчения: гласные второго ряда). Письмо под диктовку

1

31



Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Я

1

32



Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Ё

1

33



Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Ю

1

34



Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Е

1

35



Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква И

1

36



Подготовка к проверочной работе

1

37



Проверочная работа по теме « Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (первый способ смягчения: гласные второго ряда)»

1




В) Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (2-й способ смягчения: буква Ь

6

38



Вводная тема. Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (2-й способ смягчения). Письмо под диктовку

1

39



Буква Ь (функция смягчения)

1

40



Буква Ь (функция разделения)

1

41



Буква Ь (различение функций)

1

42



Подготовка к проверочной работе

1

43



Проверочная работа по теме « Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (2-й способ смягчения: буква Ь)»

1




Г) Звуки согласные твёрдые-мягкие (непарные)

11+1

44



Вводная тема. Звуки согласные твёрдые (непарные). Буквы Ж, Ш, Ц. Письмо под диктовку

1

45



Вводная тема. Звуки согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. Письмо под диктовку

1

46



Дифференциация Ц-С

1

47



Дифференциация Ш-С

1

48



Дифференциация Ж-З

1

49



Дифференциация Ч-ТЬ

1

50



Дифференциация Ч-Щ

1

51



Дифференциация Ч-Ц

1

52



Дифференциация Ч-Ш

1

53



Дифференциация Ш-Щ

1

54



Дифференциация Ц-Й

Подготовка к проверочной работе

1

55



Проверочная работа по теме « Звуки согласные твёрдые-мягкие непарные

1




Д) Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию

15

56



Вводная тема. Звуки согласные звонкие-глухие (парные). Буквы Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш. Письмо под диктовку

1

57



Звук [Б] и буква Б. Звук [П] и буква П. Дифференциация Б-П

1

58



Звук [Д] и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д-Т

1

59



Звук [В] и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В-Ф

1

60



Звук [Г] и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г-К

1

61



Звук [З] и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З-С

1

62



Звук [Ж] и буква Ж. Звук [Ш] и буква Ш. Дифференциация Ж-Ш

1

63



Вводная тема. Звуки согласные звонкие-глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н, Р, Х, Щ, Ц. Письмо под диктовку

1

64



Дифференциация Б-Д

1

65



Дифференциация Б-В

1

66



Дифференциация П-Т

1

67



Дифференциация Л-М

1

68



Дифференциация Х-Ж

1

69



Дифференциация Ц-Щ

1

70



Проверочная работа по теме « Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию»

1



Система оценки результатов

Оценка динамики индивидуальных достижений в развитии устной речи и сформированности письма проводиться на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики.

Обследование устной речи проводиться дважды: первичное – в сентябре (1-15 сентября), контрольное – в мае (15-30 мая). Для обследования устной речи используется тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой. Обследование письма проводиться циклично в каждом классе: в мае (15 – 30 мая) и в сентябре (1 – 15 сентября). Обследование письма первоклассников проводится один раз в конце учебного года. Для этого используется методика обследования письма младших школьников О.Б.Иншаковой.

Условия реализации коррекционно – педагогической работы

Материально - техническое обеспечение. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении, позволяющем организовать деятельность, коммуникацию детей в группах, двигательную активность.

Обеспечение здоровьесберегающих условий. Во время занятия чередуются различные виды деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности не превышает 7-10 минут. Занятия проводятся с детьми во второй половине дня не чаще, чем 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия не превышает 40 минут. Занятия проводятся с соблюдением санитарно – гигиенических правил и норм. С целью предупреждения утомляемости и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей проводятся физкультурные минутки.

Методическое и дидактическое обеспечение. Программно – методические материалы с тетрадями по письму для учащихся начальных классов составляют учебно – методический комплекс:

1. Для логопеда: О.А. Ишимова С.Н.Шаховская А.А. Алмазова « Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» Письмо.Чтение. Москва «Просвещение» 2014г.

2. Для учащихся:

Класс

УМК по письму

УМК по чтению

2-4 кл.

1.Тетрадь-помощница « Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово» О.А.Ишимова, И.Е.Юсов, Москва « Просвещение» 2014



2.Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пищу» О.А.Ишимова, Е.В. Дерябина, Москва « Просвещение» 2014



3.Тетрадь-помощница «Письмо.Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных» О.А.Ишимова, Н.Н.Алипченкова, Москва « Просвещение» 2014



4.Тетрадь-помощница «Письмо.Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Пишу правильно» О.А.Ишимова, В.Д.Подотыкина, Москва « Просвещение» 2014



5.Тетрадь-помощница «Письмо.Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу», О.А.Ишимова, Е.Х.Заббарова,

Москва « Просвещение» 2014г.




1. Тетрадь-помощница « Чтение. От слога к слову» О.А.Ишимова, Москва « Просвещение» 2014







2. Тетрадь-помощница « Чтение. Читаю словами» » О.А.Ишимова, Москва « Просвещение» 2014





3.Тетрадь-помощница « Чтение.Читаю и понимаю» О.А.Ишимова,С.И.Сабельникова, Москва « Просвещение» 2014









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!