Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Учебного плана МБОУ «Карлинская средняя школа»
- «Инструктивно-методического письма о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой, М,: Когито-центр.- 1996 г.
- Инструктивного письма Министерства Образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.02. 2000г, № 2,
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с
Цель и задачи коррекционного курса
Цель - формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
Задачи:
формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы
восприятия устной речи;
формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи; формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои действия.
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
- оптимального для речи типа физиологического дыхания;
- речевого дыхания;
- голоса;
- артикуляционной моторики;
- чувства ритма;
- слухового восприятия;
- функций фонематической системы.
Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, акустической характеристики, характера дефекта.
Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Профилактика нарушений чтения и письма.
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
Место коррекционного курса в учебном плане
Курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия и ритмика) учебного плана МБОУ «Карлинская средняя школа».
Рабочая программа рассчитана во 2 классе на 70 ч, 2 ч в неделю, 35 учебных недель
Планируемый уровень подготовки обучающихся учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-доброжелательное отношение к учителю и товарищам;
-умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;
-осознание собственных возможностей в устном общении;
-наличие мотивации к овладению устной речью;
- желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты.
-учебно-познавательный интерес к предмету;
Метапредметные результаты.
Обучающиеся научатся:
-уметь работать на успех;
-овладевать мыслительными действиями;
-соблюдать основы речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;
- уметь участвовать в диалоге;
- развивать познавательную и эмоционально – волевую сферы;
- развивать способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение;
- использовать при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевой материал, отработанный на индивидуальных занятиях;
- развивать умения сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др., выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника;
- развивать умения выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.
Обучающие получат возможность научиться:
-проявлять активность во взаимодействии с учителем;
-адекватно использовать речевые средства для организации собственной деятельности;
Предметные результаты.
развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
формирование правильного звукопроизношения;
умение правильно использовать поставленные звуки;
развитие умения контролировать собственную речь.
Содержание программы в 3 классе
Предложение. Построение простого предложения. Составление предложения на заданную тему. Дополнение предложений. Работа с деформированным текстом.
Звуки и буквы
Сравнение пар слов. Алфавит. Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Гласные буквы в начале слов и после гласных. Ударные и безударные гласные. Перенос слов. Твердые и мягкие согласные, и их различия. Мягкий знак в середине и на конце слова. Шипящие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные согласные. Звонкие и глухие согласные на конце слов. Разделительный твердый и мягкий знаки.
Составление предложений. Сочетание гласных с шипящими. Правописание имен собственных. Алфавит. Мягкие и твердые согласные. Парные, звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.
Результаты изучения курса обучающимися 3 класса
К концу 3 класса учащиеся должны :
уметь:
-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
-анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
-определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить часть слова при письме;
-списывать текст целыми словами;
-писать под диктовку текст (20-25 сл.), включающий изученные орфограммы.
знать:
- алфавит.
Распределение тем и проверочных работ по разделам
Раздел | Количество тем | Количество проверочных работ | Всего |
Раздел 1. Предложение. | 7 | 1 | 8 |
Раздел.2 Звуки и буквы | 5 | - | 5 |
Раздел 3.Звуко-буквенный и слоговой состав слова 1. Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию. | 16 | 1 | 17 |
2. Звуки согласные твёрдые - мягкие парные (1-й способ смягчения) | 7 | 1 | 8 |
3. Звуки согласные твёрдые - мягкие парные (2-й способ смягчения). | 5 | 1 | 6 |
4. Звуки согласные твёрдые - мягкие непарные. | 10 | 1 | 11 |
5. Звуки согласные звонкие – глухие парные, непарные. Буквы, сходные по написанию. | 14 | 1 | 15 |
Итого: | 64 | 6 | 70 |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
№ п/п | Сроки проведения занятия | Тема занятия | Количество часов |
| плановые | скорректированные | | |
| | | Раздел 1 Предложение. | 8 |
1 | | | Предложение (простое распространённое). Связь слов (согласование в числе и роде) | 1 |
2 | | | Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление беспредложное ( Р.п., В.п., Д.п., Т.п.) | 1 |
3 | | | Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление предложное. Предлоги места (у, над, под, на, в и др.) | 1 |
4 | | | Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление предложное. Предлоги направления ( из, от, из-под, к, по, по и др.) | 1 |
5 | | | Предложение ( деформированное) | 1 |
6 | | | Подготовка к проверочной работе | 1 |
7 | | | Проверочная работа по теме « Предложение.» | 1 |
| Раздел.2 Звуки и буквы – 5 ч. | |
8 | | | Звуки и буквы. Различение звуков и букв | 1 |
9 | | | Слова сходные по звучанию. | 1 |
10 | | | Сходные по буквам слова. | 1 |
11 | | | Алфавит | 1 |
12 | | | Расположение слов в алфавитном порядке | 1 |
| | | Раздел 3. Звуко-буквенный и слоговой состав слова. | |
| | | А) Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию | 17 |
13 | | | Вводная тема. Состав слова. Слоги. Письмо под диктовку | 1 |
14 | | | Состав слова. Звуки и буквы | 1 |
15 | | | Звуки гласные. Ударение | 1 |
16 | | | Звуки гласные. Звуки [А], [О] и буквыА.о | 1 |
17 | | | Звуки гласные. Дифференциация А-О | 1 |
18 | | | Звуки гласные. Звук [У] и буква У | 1 |
19 | | | Звуки гласные. Дифференциация О-У | 1 |
20 | | | Звуки гласные. Звуки [Э] [Ы] [И] и буквы Э, Ы, И | 1 |
21 | | | Звуки гласные. Дифференциация И-У | 1 |
22 | | | Звуки гласные. Звук [Й] и буква Й | 1 |
23 | | | Звуки гласные. Дифференциация И-Й | 1 |
24 | | | Буквы Я, Ё, Ю, Е | 1 |
25 | | | Дифференциация Я-Е | 1 |
26 | | | Дифференциация Е-И | 1 |
27 | | | Дифференциация Ё-Ю | 1 |
28 | | | Подготовка к проверочной работе | 1 |
29 | | | Проверочная работа по теме «Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию» | 1 |
| | | В) Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (первый способ смягчения: гласные второго ряда) | 8 |
30 | | | Вводная тема. Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (первый способ смягчения: гласные второго ряда). Письмо под диктовку | 1 |
31 | | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Я | 1 |
32 | | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Ё | 1 |
33 | | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Ю | 1 |
34 | | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Е | 1 |
35 | | | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква И | 1 |
36 | | | Подготовка к проверочной работе | 1 |
37 | | | Проверочная работа по теме « Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (первый способ смягчения: гласные второго ряда)» | 1 |
| | | В) Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (2-й способ смягчения: буква Ь | 6 |
38 | | | Вводная тема. Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (2-й способ смягчения). Письмо под диктовку | 1 |
39 | | | Буква Ь (функция смягчения) | 1 |
40 | | | Буква Ь (функция разделения) | 1 |
41 | | | Буква Ь (различение функций) | 1 |
42 | | | Подготовка к проверочной работе | 1 |
43 | | | Проверочная работа по теме « Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (2-й способ смягчения: буква Ь)» | 1 |
| | | Г) Звуки согласные твёрдые-мягкие (непарные) | 11+1 |
44 | | | Вводная тема. Звуки согласные твёрдые (непарные). Буквы Ж, Ш, Ц. Письмо под диктовку | 1 |
45 | | | Вводная тема. Звуки согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. Письмо под диктовку | 1 |
46 | | | Дифференциация Ц-С | 1 |
47 | | | Дифференциация Ш-С | 1 |
48 | | | Дифференциация Ж-З | 1 |
49 | | | Дифференциация Ч-ТЬ | 1 |
50 | | | Дифференциация Ч-Щ | 1 |
51 | | | Дифференциация Ч-Ц | 1 |
52 | | | Дифференциация Ч-Ш | 1 |
53 | | | Дифференциация Ш-Щ | 1 |
54 | | | Дифференциация Ц-Й Подготовка к проверочной работе | 1 |
55 | | | Проверочная работа по теме « Звуки согласные твёрдые-мягкие непарные | 1 |
| | | Д) Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию | 15 |
56 | | | Вводная тема. Звуки согласные звонкие-глухие (парные). Буквы Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш. Письмо под диктовку | 1 |
57 | | | Звук [Б] и буква Б. Звук [П] и буква П. Дифференциация Б-П | 1 |
58 | | | Звук [Д] и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д-Т | 1 |
59 | | | Звук [В] и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В-Ф | 1 |
60 | | | Звук [Г] и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г-К | 1 |
61 | | | Звук [З] и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З-С | 1 |
62 | | | Звук [Ж] и буква Ж. Звук [Ш] и буква Ш. Дифференциация Ж-Ш | 1 |
63 | | | Вводная тема. Звуки согласные звонкие-глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н, Р, Х, Щ, Ц. Письмо под диктовку | 1 |
64 | | | Дифференциация Б-Д | 1 |
65 | | | Дифференциация Б-В | 1 |
66 | | | Дифференциация П-Т | 1 |
67 | | | Дифференциация Л-М | 1 |
68 | | | Дифференциация Х-Ж | 1 |
69 | | | Дифференциация Ц-Щ | 1 |
70 | | | Проверочная работа по теме « Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию» | 1 |
Система оценки результатов
Оценка динамики индивидуальных достижений в развитии устной речи и сформированности письма проводиться на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики.
Обследование устной речи проводиться дважды: первичное – в сентябре (1-15 сентября), контрольное – в мае (15-30 мая). Для обследования устной речи используется тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой. Обследование письма проводиться циклично в каждом классе: в мае (15 – 30 мая) и в сентябре (1 – 15 сентября). Обследование письма первоклассников проводится один раз в конце учебного года. Для этого используется методика обследования письма младших школьников О.Б.Иншаковой.
Условия реализации коррекционно – педагогической работы
Материально - техническое обеспечение. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении, позволяющем организовать деятельность, коммуникацию детей в группах, двигательную активность.
Обеспечение здоровьесберегающих условий. Во время занятия чередуются различные виды деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности не превышает 7-10 минут. Занятия проводятся с детьми во второй половине дня не чаще, чем 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия не превышает 40 минут. Занятия проводятся с соблюдением санитарно – гигиенических правил и норм. С целью предупреждения утомляемости и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей проводятся физкультурные минутки.
Методическое и дидактическое обеспечение. Программно – методические материалы с тетрадями по письму для учащихся начальных классов составляют учебно – методический комплекс:
1. Для логопеда: О.А. Ишимова С.Н.Шаховская А.А. Алмазова « Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» Письмо.Чтение. Москва «Просвещение» 2014г.
2. Для учащихся:
Класс | УМК по письму | УМК по чтению |
2-4 кл. | 1.Тетрадь-помощница « Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово» О.А.Ишимова, И.Е.Юсов, Москва « Просвещение» 2014 2.Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пищу» О.А.Ишимова, Е.В. Дерябина, Москва « Просвещение» 2014 3.Тетрадь-помощница «Письмо.Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных» О.А.Ишимова, Н.Н.Алипченкова, Москва « Просвещение» 2014 4.Тетрадь-помощница «Письмо.Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Пишу правильно» О.А.Ишимова, В.Д.Подотыкина, Москва « Просвещение» 2014 5.Тетрадь-помощница «Письмо.Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу», О.А.Ишимова, Е.Х.Заббарова, Москва « Просвещение» 2014г. | 1. Тетрадь-помощница « Чтение. От слога к слову» О.А.Ишимова, Москва « Просвещение» 2014 2. Тетрадь-помощница « Чтение. Читаю словами» » О.А.Ишимова, Москва « Просвещение» 2014 3.Тетрадь-помощница « Чтение.Читаю и понимаю» О.А.Ишимова,С.И.Сабельникова, Москва « Просвещение» 2014 |