Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО протокол от ____________№____ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ______________О.В.Ломова ________________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы______И.Ю.Зубкова приказ от ____________________ №____________ |
Рабочая программа
учебного предмета
«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»
2а класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Т.В. Липова, учитель -логопед
г. Барнаул, 21
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Учебного плана КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа №2»
Цель и задачи коррекционного курса
Цель - формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
Задачи:
формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы
восприятия устной речи;
формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи; формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои действия.
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
- оптимального для речи типа физиологического дыхания;
- речевого дыхания;
- голоса;
- артикуляционной моторики;
- чувства ритма;
- слухового восприятия;
- функций фонематической системы.
Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, акустической характеристики, характера дефекта.
Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Профилактика нарушений чтения и письма.
Общая характеристика курса
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
Место коррекционного курса в учебном плане
Курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия ) учебного плана КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа №2». Рабочая программа рассчитана во 2 классе на 136 ч, 4 ч в неделю, 33 учебных недели.
Планируемый уровень подготовки обучающихся учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-доброжелательное отношение к учителю и товарищам;
-умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;
-осознание собственных возможностей в устном общении;
-наличие мотивации к овладению устной речью;
- желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты.
-учебно-познавательный интерес к предмету;
Метапредметные результаты.
Обучающиеся научатся:
-уметь работать на успех;
-овладевать мыслительными действиями;
-соблюдать основы речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;
- уметь участвовать в диалоге;
- развивать познавательную и эмоционально – волевую сферы;
- развивать способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение;
- использовать при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевой материал, отработанный на индивидуальных занятиях;
- развивать умения сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др., выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника;
- развивать умения выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.
Обучающие получат возможность научиться:
-проявлять активность во взаимодействии с учителем;
-адекватно использовать речевые средства для организации собственной деятельности;
Предметные результаты.
развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
формирование правильного звукопроизношения;
умение правильно использовать поставленные звуки;
развитие умения контролировать собственную речь.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:
Личностными результатами являются:
развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
наличие мотивации к овладению устной речью
Предметными результатами являются следующие умения:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.
Содержание тем учебного курса 2 класс
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Обследование | 12 |
2 | Звуковой анализ | 14 |
3 | Дифференциация звонких и глухих парных согласных | 14 |
4 | Дифференциация сонорных согласных | 2 |
5 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными | 14 |
6 | Дифференциация свистящих и шипящих согласных | 8 |
7 | Дифференциация согласных по акустически и артикуляционным признакам | 8 |
8 | Слоговая структура слова | 10 |
9 | Слова, обозначающие предметы | 10 |
10 | Слова, обозначающие действия предметов | 10 |
11 | Работа с предлогами | 26 |
13 | Обследование | 10 |
| Итого | 136 |
Календарно – тематическое планирование учебного курса
«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» 2а класс
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Часы | Дата |
1 | Обследование | 8 ч. | |
1.1 | Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии | 2 | |
1.2 | Обследование импрессивной речи | 2 | |
1.3 | Обследование экспрессивной речи | 2 | |
1.4 | Обследование словарного запаса и связной речи | 2 | |
2 | Звуковой анализ | 14 ч. | |
2.1 | Органы речи | 2 | |
2.2 | Образование звуков речи | 2 | |
2.3 | Знакомство с предложением | 2 | |
2.4 | Деление слов на части (слоги) | 2 | |
2.5 | Ударение. Ударные и безударные гласные | 2 | |
2.6 | Пространственные представления | 2 | |
2.7 | Временные представления | 2 | |
3. | Дифференциация звонких и глухих парных согласных | 14 ч. | |
3.1 | Дифференциация звуков [п] - [б] | 2 | |
3.2. | Дифференциация звуков [в] - [ф] | 2 | |
3.3 | Дифференциация звуков [т] - [д] | 2 | |
3.4 | Дифференциация звуков [к] - [г] | 2 | |
3.5 | Дифференциация звуков [с] - [з] | 2 | |
3.6 | Дифференциация звуков [ш] - [ж] | 2 | |
3.7 | Итоговое занятие по теме: «Звонкие и глухие согласные» | 2 | |
4. | Дифференциация сонорных согласных | 2 ч. | |
4.1 | Дифференциация звуков [р] - [л] | 2 | |
5. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными | 14 ч. | |
5.1 | Дифференциация звуков [и] – [ы] | 2 | |
5.2 | Дифференциация звуков [а] - [я] | 2 | |
5.3 | Дифференциация звуков [у] – [ю] | 2 | |
5.4 | Дифференциация звуков [o] – [ё] | 2 | |
5.5 | Обозначение мягкости согласных буквой «е» | 2 | |
5.6 | Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова | 2 | |
5.7 | Итоговое занятие «Твёрдые и мягкие согласные» | 2 | |
6. | Дифференцирование свистящих и шипящих согласных | 8 ч. | |
6.1 | Дифференциация звуков [с] - [ш] | 2 | |
6.2 | Дифференциация звуков [з] - [ж] | 2 | |
6.3 | Дифференциация звуков [с] - [щ] | 2 | |
6.4 | Диктант | 2 | |
7 | Слоговая структура слова | 10ч. | |
7.1 | Анализ односложных слов | 2 | |
7.2 | Анализ двусложных слов | 2 | |
7.3 | Анализ трёхсложных слов | 2 | |
7.4 | Деление на слоги слов со стечением согласных | 2 | |
7.5 | Определение ударного слога в словах | 2 | |
8. | Дифференциация согласных по акустическим и артикуляционным признакам | 8 ч. | |
8.1 | Дифференциация звуков [с] - [ц] | 2 | |
8.2 | Дифференциация звуков [ч] - [ц] | 2 | |
8.3 | Дифференциация звуков [ч] - [щ] | 2 | |
8.4 | Дифференциация звуков [ш] - [щ] | 2 | |
9 | Слова, обозначающие предметы | 10 ч. | |
9.1 | Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов | 2 | |
9.2 | Слова, обозначающие один и много предметов | 2 | |
9.3 | Определение предмета по названию его составных частей | 2 | |
9.4 | Сравнение двух предметов | 2 | |
9.5 | Различение слов, обозначающих обобщённые понятия | 2 | |
10 | Слова, обозначающие действия предметов | 10ч. | |
10.1 | Различение животных по их действиям | 2 | |
10.2 | Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов | 2 | |
10.3 | Различение профессии людей по их действиям | 2 | |
10.4 | Определение действий в режиме дня | 2 | |
10.5 | Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия | 2 | |
11 | Работа с предлогами | 26 ч. | |
11.1 | Различение предложение и словосочетаний | 2 | |
11.2 | Предложения с предлогом «на» | 2 | |
11.3 | Предложения с предлогом «в» | 2 | |
11.4 | Дифференциация предлогов «на – в» | 2 | |
11.5 | Предложения с предлогом «с» | 2 | |
11.6 | Предложения с предлогом «из» | 2 | |
11.7 | Дифференциация предлогов «с – из» | 2 | |
11.8 | Предложения с предлогом «от» | 2 | |
11.9 | Предложения с предлогом «к» | 2 | |
11.10 | Дифференциация предлогов «от – к» | 2 | |
11.11 | Предложения с предлогом «над» | 2 | |
11.12 | Предложения с предлогом «под» | 1 | |
11.13 | Дифференциация предлогов «над – под» | 1 | |
11.14 | Предложения с предлогом «за» | 1 | |
11.15 | Предложения с предлогом «из-за» | 1 | |
12. | Обследование в конце года | 12ч. | |
12.1 | Фронтальное обследование | 2 | |
12.2 | Фронтальное обследование | 2 | |
12.3 | Фронтальное обследование | 2 | |
12.4 | Фронтальное обследование | 2 | |
12.5 | Фронтальное обследование | 2 | |
12.6 | Фронтальное обследование | 2 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006
Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
формирование правильного звукопроизношения;
умение правильно использовать поставленные звуки;
развитие умения контролировать собственную речь.