СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»»

Министерство образования и науки Алтайского края


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа №2»




РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол от

____________№____

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

______________О.В.Ломова

________________________


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы______И.Ю.Зубкова

приказ от ____________________

№____________




Рабочая программа

учебного предмета

«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

2а класс

на 2021-2022 учебный год






Составитель:

Т.В. Липова, учитель -логопед








г. Барнаул, 21

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Учебного плана КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа №2»

Цель и задачи коррекционного курса

Цель - формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.

Задачи:

  • формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы

восприятия устной речи;

  • формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;

  • коррекция дефектного произношения звуков родного языка;

  • развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи; формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);

  • развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои действия.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

  • Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

- оптимального для речи типа физиологического дыхания;

- речевого дыхания;

- голоса;

- артикуляционной моторики;

- чувства ритма;

- слухового восприятия;

- функций фонематической системы.

  • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, акустической характеристики, характера дефекта.

  • Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.

  • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

  • Профилактика нарушений чтения и письма.

Общая характеристика курса

Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.

Место коррекционного курса в учебном плане

Курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия ) учебного плана КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа №2». Рабочая программа рассчитана во 2 классе на 136 ч, 4 ч в неделю, 33 учебных недели.

Планируемый уровень подготовки обучающихся учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-доброжелательное отношение к учителю и товарищам;

-умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;

-осознание собственных возможностей в устном общении;

-наличие мотивации к овладению устной речью;

- желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты.

-учебно-познавательный интерес к предмету;

Метапредметные результаты.

Обучающиеся научатся:

-уметь работать на успех;

-овладевать мыслительными действиями;

-соблюдать основы речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;

- уметь участвовать в диалоге;

- развивать познавательную и эмоционально – волевую сферы;

- развивать способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение;

- использовать при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевой материал, отработанный на индивидуальных занятиях;

- развивать умения сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др., выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника;

- развивать умения выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.

Обучающие получат возможность научиться:

-проявлять активность во взаимодействии с учителем;

-адекватно использовать речевые средства для организации собственной деятельности;

Предметные результаты.

  • развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;

  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;

  • формирование правильного звукопроизношения;

  • умение правильно использовать поставленные звуки;

  • развитие умения контролировать собственную речь.







Личностные и предметные результаты освоения учебного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:

Личностными результатами являются:

  • развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;

  • желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;

  • умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

  • наличие мотивации к овладению устной речью

Предметными результатами являются следующие умения:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;

  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.




Содержание тем учебного курса 2 класс


Наименование разделов

Количество часов

1

Обследование

12

2

Звуковой анализ

14

3

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

14

4

Дифференциация сонорных согласных

2

5

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

14

6

Дифференциация свистящих и шипящих согласных

8

7

Дифференциация согласных по акустически и артикуляционным признакам

8

8

Слоговая структура слова

10

9

Слова, обозначающие предметы

10

10

Слова, обозначающие действия предметов

10

11

Работа с предлогами

26

13

Обследование

10


Итого

136








Календарно – тематическое планирование учебного курса

«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» 2а класс


Название раздела, темы логопедического занятия

Часы

Дата

1

Обследование


8 ч.


1.1

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии

2


1.2

Обследование импрессивной речи


2



1.3



Обследование экспрессивной речи

2


1.4

Обследование словарного запаса и связной речи

2




2

Звуковой анализ

14 ч.


2.1

Органы речи


2



2.2


Образование звуков речи


2


2.3

Знакомство с предложением


2


2.4


Деление слов на части (слоги)

2


2.5

Ударение. Ударные и безударные гласные

2



2.6

Пространственные представления

2


2.7

Временные представления

2


3.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

14 ч.


3.1

Дифференциация звуков [п] - [б]

2


3.2.

Дифференциация звуков [в] - [ф]

2


3.3

Дифференциация звуков

[т] - [д]

2


3.4

Дифференциация звуков [к] - [г]

2


3.5

Дифференциация звуков [с] - [з]

2


3.6

Дифференциация звуков [ш] - [ж]

2


3.7


Итоговое занятие по теме: «Звонкие и глухие согласные»

2



4.

Дифференциация сонорных согласных

2 ч.


4.1

Дифференциация звуков

[р] - [л]

2


5.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

14 ч.


5.1

Дифференциация звуков [и] – [ы]

2


5.2

Дифференциация звуков [а] - [я]

2


5.3

Дифференциация звуков [у] – [ю]

2


5.4

Дифференциация звуков [o] – [ё]

2


5.5

Обозначение мягкости согласных буквой «е»

2


5.6

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова

2


5.7

Итоговое занятие «Твёрдые и мягкие согласные»

2


6.


Дифференцирование свистящих и шипящих согласных

8 ч.


6.1

Дифференциация звуков [с] - [ш]

2


6.2

Дифференциация звуков [з] - [ж]

2


6.3

Дифференциация звуков [с] - [щ]

2


6.4

Диктант

2


7

Слоговая структура слова

10ч.


7.1

Анализ односложных слов

2


7.2

Анализ двусложных слов

2


7.3

Анализ трёхсложных слов

2


7.4

Деление на слоги слов со стечением согласных

2


7.5

Определение ударного слога в словах

2


8.

Дифференциация согласных по акустическим и артикуляционным признакам

8 ч.


8.1

Дифференциация звуков [с] - [ц]

2


8.2

Дифференциация звуков [ч] - [ц]

2


8.3

Дифференциация звуков [ч] - [щ]

2


8.4

Дифференциация звуков [ш] - [щ]

2


9

Слова, обозначающие предметы

10 ч.


9.1

Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов

2


9.2

Слова, обозначающие один и много предметов

2


9.3

Определение предмета по названию его составных частей

2


9.4

Сравнение двух предметов

2


9.5

Различение слов, обозначающих обобщённые понятия

2


10

Слова, обозначающие действия предметов

10ч.


10.1

Различение животных по их действиям

2


10.2

Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов

2


10.3

Различение профессии людей по их действиям

2


10.4

Определение действий в режиме дня

2


10.5

Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия

2


11

Работа с предлогами


26 ч.


11.1

Различение предложение и словосочетаний

2


11.2

Предложения с предлогом «на»

2


11.3

Предложения с предлогом «в»

2


11.4

Дифференциация предлогов «на – в»

2


11.5

Предложения с предлогом «с»

2


11.6

Предложения с предлогом «из»

2


11.7

Дифференциация предлогов «с – из»

2


11.8

Предложения с предлогом «от»

2


11.9

Предложения с предлогом «к»

2


11.10

Дифференциация предлогов «от – к»

2


11.11

Предложения с предлогом «над»

2


11.12

Предложения с предлогом «под»

1


11.13

Дифференциация предлогов «над – под»

1


11.14

Предложения с предлогом «за»

1


11.15

Предложения с предлогом «из-за»

1


12.


Обследование в конце года

12ч.


12.1

Фронтальное обследование

2


12.2

Фронтальное обследование

2


12.3

Фронтальное обследование

2


12.4

Фронтальное обследование

2


12.5


Фронтальное обследование

2


12.6

Фронтальное обследование

2



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016

  • Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016

  • Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016

  • Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011

  • М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006

  • Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016

  • Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016

  • Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;

  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;

  • формирование правильного звукопроизношения;

  • умение правильно использовать поставленные звуки;

  • развитие умения контролировать собственную речь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!