Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова»
«Утверждаю»
Директор школы № 3
_________________Е К Истратий
Приказ_____от__________
Рабочая программа по учебному предмету
Информатика
на 2021 – 2022 учебный год
для 7а и 7б класса
Учитель:
Калинович Е.С.
г. Ярославль
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета Информатика и ИКТ в 2021 – 2022 учебном году осуществляется на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее ПООП ООО), включенной в государственный реестр примерных основных образовательных программ;
- примерной основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова»;
- Программы по информатике и ИКТ к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2013 год.
- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, с изменениями на 26 января 2016 года;
- письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Программа рассчитана на 34 учебные недели ,1 час в неделю, за год – 34 часа.
Цели обучения
Основной целью курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявленных |
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г). |
Цели обучения:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Информация и информационные процессы | 8 |
2 | Компьютер – как универсальное средство обработки информации | 12 |
3 | Обработка графической информации | 6 |
4 | Технология мультимедиа | 8 |
| Итого: | 34 |
№ | Название темы | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Информация и информационные процессы | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | Решение задач по темам |
2 | Компьютер – как универсальное средство обработки информации | Контрольная работа №2 по теме «Компьютер – как универсальное средство обработки информации» | 1. Решение задач 2. Практическая работа №1 «Операции над файлами и папками». 3. Клавиатурный тренажер |
3 | Обработка графической информации | Контрольная работа №3 по теме «Обработка графической информации» | 1. Практическая работа №1 "Создание изображения с помощью фигур, кистей" 2. Практическая работа №2 "Создание надписей" 3. Практическая работа №3 "Копирование и преобразование объектов" |
4 | Технология мультимедиа | Контрольная работа №4 по теме «Технология мультимедиа» | 1. Практическая работа №1 «Создание презентации Power Point» 2. Практическая работа №2 «Создание презентации Power Point. Работа с анимацией, звуком» 3. Практическая работа №3 «Создание триггеров» 4. Практическая работа №4 «Создание гиперссылок» |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Содержание учебного материала(тема урока) | Тип урока | | | № параграфа | Дата |
Цели | Планируемые результаты освоения материала |
план | факт |
Информация и информационные процессы (8ч) | |
1 | Техника безопасности в кабинете информатики и ИКТ. Человек и информация. Информация в неживой и живой природе. Информатика. Информационные процессы. | Изучение нового материала | Ввести понятие техники безопасности, Ввести понятие информация и свойства, Ввести понятие информационные процессы | предметные – общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и её свойствах; общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; метапредметные – целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации; личностные – умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ; понимание значимости информационной деятельности для современного человека | § 1.1. § 1.2. | | |
2 | Единицы измерения информации (бит, байт). | Изучение нового материала | Ввести понятие единицы измерения информации | предметные – знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими; метапредметные – понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения; личностные – навыки концентрации внимания. | § 1.4 | | |
3 | Измерение информации. Содержательный подход. Решение задач (ГИА Часть 2(15)) | Изучение нового материала | предметные – обобщённые представления о различных способах представления информации; метапредметные – понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации; личностные – представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми. | § 1.5 | | |
4 | Измерение информации. Алфавитный подход. Решение задач (ГИА Часть 1(1)) | Изучение нового материала | Алфавитный подход к измерению информации. Алфавит. Мощность алфавита. | § 1.6. Задачи и записи в тетради | | |
5 | Решение задач на тему Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. | Комбинированный | Решение задач | предметные – представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации; метапредметные – основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | Задачи и записи в тетради | | |
6 | Кодирование и декодирование информации. Решение задач по теме "Кодирование информации" (ГИА Часть 2 (7), Часть 2(16)) | Изучение нового материала | Ввести понятие кодирование, декодирование. Решение задач | Задачи и записи в тетради | | |
7 | Решение задач по теме "Кодирование информации" (ГИА Часть 2 (7), Часть 2(16)) | Комбинированный | Решение задач | Задачи и записи в тетради | | |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | К/Р | Контроль знаний, умений, навыков | Задачи и записи в тетради | | |
Компьютер – как универсальное средство обработки информации (12ч) | | | |
9 | История развития вычислительной техники. | Изучение нового материала | Ввести понятия поколений ЭВМ | предметные – компьютер как модель человека, работающего с информацией; схема информационного обмена в компьютере; различие программы и данных; персональный компьютер – компьютер для личного пользования; основные устройства ПК; минимальный комплект устройств; магистральный принцип взаимодействия устройств ПК, характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность; понятия ОП, ОС. Метапредметные - умение подключать внешние устройств компьютера: монитора, клавиатуры, мыши. Различать ОП и ОС. личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека. Уметь использовать знания ОП и ОС в жизни. | Записи в тетради | | |
10 | Основные компоненты компьютера и их функции | Изучение нового материала | Ввести понятия устройства компьютера | § 2.1 | | |
11 | Программное обеспечение компьютера. | Изучение нового материала | Ввести понятие и виды ПО компьютера | § 2.2 | | |
12 | Системное программное обеспечение | Изучение нового материала | Ввести понятие и виды ОС компьютера | § 2.3. | | |
13 | Файлы и файловые структуры | Изучение нового материала | Ввести понятие файл и файловая структура | § 2.4 | | |
14 | Файлы и файловые структуры. Решение задач (ГИА Часть 1 (4)) | Изучение нового материала | Правила создания, именования, сохранения, переноса и удаления объектов. Иметь представление о файловой системе Windows. Иерархическая система папок. | предметные –файл; файловая система как часть OS; имя файла, правила формирования имени; понятие логического диска; файловая структура диска, понятие каталога, путь к файлу – координата местоположения файла на диске; назначение таблицы размещения файлов метапредметные- смена устройства (логического диска); смена папки, создание папок; копирование, перемещение, переименование, удаление файлов и папок; изменение вида содержимого папки; сортировка файлов и папок; использование КОРЗИНЫ для удаления файлов и её очистка запуск приложений, изменение размеров окна, перемещение окна, переключение между запущенными приложениями, сворачивание окна и его восстановление, закрытие окна и завершение работы приложения, использование встроенной справочной системы. личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека. | § 2.4. | | |
15 | Пользовательский интерфейс | Изучение нового материала | Ввести понятие интерфейс, Основные элементы рабочего стола. Папки. Окна. | § 2.5 | | |
16 | Пользовательский интерфейс. Операции с окнами, файлами и папками. | предметные – интерфейс, основные элементы Рабочего стола, принципы работы с ними, управление и использование метапредметные – основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | § 2.5 | | |
17 | Практическая работа №1 «Операции над файлами и папками». | Практическая работа | Закрепить полученные знания и навыки | Записи в тетради | | |
18 | Состав и функции клавиатуры | Практическая работа | Ввести понятие клавиатуры и назначение клавиш | предметные – основные группы клавиш клавиатуры и их назначение, метапредметные- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации. | Записи в тетради | | |
19 | Состав и функции клавиатуры. Клавиатурный тренажер. | Записи в тетради | | |
20 | Контрольная работа №2 по теме «Компьютер – как универсальное средство обработки информации» | Комбинированный | Закрепить полученные знания и навыки | предметные –отработка полученных знаний и навыков метапредметные- использование инструментов и приемов личностные -способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | Записи в тетради | | |
Обработка графической информации (6ч) |
21 | Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерное представление цвета. | Изучение нового материала | Ввести понятия обработки графической информации, разрешение монитора, кодировка цвета | предметные –принцип формирования цвета пикселя на экране; связь между количеством цветов в палитре и количеством битов для кодирования одного пикселя (формула); формула определения объёма видеопамяти для хранения изображения заданного размера метапредметные- использование инструментов для рисования прямоугольника, окружности, линии, многоугольника; использование различных типов заливки; копирование, удаление и перемещение объектов изображения; изменение размеров объектов; изменение толщины линии личностные -способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | § 3.1 | | |
22 | Компьютерная графика | Ввести понятие компьютерная графика | предметные – история компьютерной графики; области применения компьютерной графики; два принципа представления изображения; растровая графика; векторная графика возможности графических редакторов; среда графического редактора; режимы работы графического редактора метапредметные- использование инструментов для рисования прямоугольника, окружности, линии, многоугольника; использование различных типов заливки; копирование, удаление и перемещение объектов изображения; изменение размеров объектов; изменение толщины линии личностные - способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; | § 3.2 | | |
23 | Работа с графическим редактором Paint. Создание графических изображений. | Изучение нового материала | Ввести понятие форматирование рисунка | § 3.3 | | |
24 | Практическая работа №1 "Создание изображения с помощью фигур, кистей" | Изучение нового материала | Ввести понятие создание графики. Интерфейс программы. Инструменты. Палитра. Приемы работы в графическом редакторе | предметные –отработка полученных знаний и навыков в графическом редакторе, использование инструментов для создания изображения; метапредметные- использование инструментов и приемов; основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; личностные - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | Записи в тетради | | |
25 | Практическая работа №2 "Создание надписей" | Практическая работа | Закрепить полученные знания и навыки | Записи в тетради | | |
26 | Практическая работа №3 "Копирование и преобразование объектов" | Практическая работа | Закрепить полученные знания и навыки | | |
27 | Контрольная работа №3 по теме «Обработка графической информации» | Комбинированный | Закрепить полученные знания и навыки | предметные –отработка полученных знаний и навыков метапредметные- использование инструментов и приемов личностные -способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | Записи в тетради | | |
Технология мультимедиа (8ч) |
28 | Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. | Изучение нового материала | Ввести понятие мультимедиа. Создание мультимедийной презентации в среде Power Point. Ввести понятие презентации, интерфейс программы Power Point. | предметные –мультимедиа, функции, использование. метапредметные- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; личностные - формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; | § 5.1 § 5.2 | | |
29 | Практическая работа №1 «Создание презентации Power Point» | Практическая работа | Закрепить полученные знания и навыки | предметные –отработка полученных знаний и умений в среде Power Point., использование инструментов, анимации, звука для создания презентаций; метапредметные- использование инструментов и приемов; основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; личностные - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | Записи в тетради | | |
30 | Практическая работа №2 «Создание презентации Power Point. Работа с анимацией, звуком» | Практическая работа | Закрепить полученные знания и навыки | | |
31 | Практическая работа №3 «Создание триггеров» | Практическая работа | Закрепить полученные знания и навыки | Записи в тетради | | |
32 | Практическая работа №4 «Создание гиперссылок» | Практическая работа | Закрепить полученные знания и навыки | Записи в тетради | | |
33 | Контрольная работа №4 по теме «Технология мультимедиа» | Комбинированный | Контроль знаний, умений, навыков | предметные –отработка полученных знаний и навыков метапредметные- использование инструментов и приемов личностные -способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | Записи в тетради | | |
34 | Общее повторение | | |