Калинович Е.С.
г. Ярославль
Преподавание учебного предмета Информатика и ИКТ в 2021 – 2022 учебном году осуществляется на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее ПООП ООО), включенной в государственный реестр примерных основных образовательных программ;
- примерной основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова»;
- Программы по информатике и ИКТ к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2013 год.
- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, с изменениями на 26 января 2016 года;
- письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Программа рассчитана на 34 учебные недели ,1 час в неделю, за год – 34 часа.
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
№ урока | Тема урока | Результаты обучения | Домашнее задание | Дата проведения урока |
личностные | Метапредметные Уметь: | Предметные Знать/понимать: | план | факт |
Математические основы информатики (14ч) | | | |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Системы счисления. Общие сведения о системах счисления. | - способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. | - представлять о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; - увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | - общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ; - умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; Уметь определять основание и алфавит системы счисления, | §1.1.1 | | |
2 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | - понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. | - анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; | - общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; - определение основания и алфавита системы счисления, переход от свѐрнутой формы записи числа к его развѐрнутой записи; | §1.1.2, §1.1.6 | | |
3 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | - перевод небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления; | §1.1.3-1.1.4, §1.1.7 | | |
4 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | - перевод небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием | §1.1.5 | | |
5 | Представление целых чисел | Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | - понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях; | - представление о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). - анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; | §1.2.1 | | |
6 | Представление вещественных чисел | Создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК; | - понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях; | - представление о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд) | §1.2.2 | | |
7 | Контрольная работа №1 по теме «Системы счисления» | ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. Формирование информационной и алгоритмической культуры. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. Формирование информационной и алгоритмической культуры. | - основные понятия темы «Математические основы информатики». - определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм. | Записи в тетради | | |
8 | Элементы алгебры логики. Высказывание. | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | - выполнять анализ логической структуры высказываний; - понимать связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами | - о разделе математики алгебре логики, высказывании как еѐ объекте, об операциях над высказываниями. Определение понятий высказывание, уметь определять логические операции | §1.3.1 | | |
9 | Логические операции. | §1.3.2 | | |
10 | Построение таблиц истинности для логических выражений. | осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | - проводить формализацию и анализ логической структуры высказываний; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах. | - о таблице истинности для логического выражения. - преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; | §1.3.3 | | |
11 | Свойства логических операций. | создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. | - проводить анализ и преобразования логических выражений; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел); | - о свойствах логических операций (законах алгебры логики); - преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами | §1.3.4 | | |
12 | Решение логических задач. Решение задач ГИА часть 1(2) | Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера; | - проводить формализацию высказываний, анализ и преобразования логических выражений; - выбирать метод для решения конкретной задачи. | - составление и преобразование логических выражений в соответствии с логическими законами. | §1.3.5 | | |
13 | Логические элементы. Решение задач ГИА часть 2(18) | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено того, что ещё неизвестно. Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | - представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема). | - о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; - анализ электронных схем. | §1.3.6 | | |
14 | Контрольная работа №2 по теме «Элементы алгебры логики» | - понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информаци-онного общества.. | - выполнять анализ различных объектов; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах; | - основные понятия темы «Математические основы информатики». - определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм. | Глава 1 | | |
Основы алгоритмизации (9ч) | | | |
15 | Алгоритмы и исполнители. алгоритма. | Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях. | - понимать смысл понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; - понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем. | - смысл понятия «алгоритм»; - умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них свойств алгоритма. | §2.1 | | |
16 | Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. | Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера | - анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них свойств алгоритма, - понимать сущность понятия «величина»; | - различные способов записи алгоритмов, - представление о величинах, с которыми работают алгоритмы; - правила записи выражений на алгоритмическом языке; | §2.2 §2.3 | | |
17 | Основные алгоритмические конструкции. Алгоритмическая конструкция «Следование». | Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. | - выделять линейные алгоритмы в различных процессах; - понимать ограниченности возможностей линейных алгоритмов. | - представление об алгоритмической конструкции «следование»; - исполнение линейного алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых (коротких) линейных алгоритмов. | §2.4.1 | | |
18 | Алгоритмическая конструкция «Ветвление». | Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Умение определять понятия, создавать обобщения. Строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | - выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; - понимать ограниченность возможностей линейных алгоритмов. | - представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; - исполнение алгоритма с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд. - составление простых (коротких) алгоритмов с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд. | §2.4.2 | | |
19 | Алгоритмическая конструкция «Повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | Внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства. | - выделять циклические алгоритмы в различных процессах. | - представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; - исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; | §2.4.3 | | |
20 | Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений. | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием окончания работы. - представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным числом повторений | §2.4.3 | | |
21 | Решение задач на тему Основы алгоритмизации. Исполнитель Робот. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. | - выделять различные виды алгоритмов в процессах. | - основные понятия темы «Основы алгоритмизации». | Задачи в тетради | | |
22 | Практическая работа №1 «Разработка алгоритма для исполнителя Робот» | | |
23 | Контрольная работа №3 по теме «Основы алгоритмизации» | Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. Формирование информационной и алгоритмической культуры | - самостоятельно планировать пути достижения целей; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | - основные понятия темы «Основы алгоритмизации». | Глава 2. | | |
Обработка текстовой информации (10ч) | | | |
24 | Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Microsoft Word . Правила набора текста | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; | - преимущества компьютерного хранения документов; -понятия текстового редактора и текстового процессора; структурные единицы текста; среда текстового редактора; назначение программ-переводчиков; системы распознавания текстов | Задачи и записи в тетради | | |
25 | Редактирование текста. Практическая работа №1 «Редактирование текста. Правописание» | – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | - владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи | –задание параметров страницы; орфографическая проверка текста с использованием встроенного словаря; выделение фрагментов текста; задание шрифта, его размера и начертания; установка параметров абзаца и его форматирование; выравнивание абзацев, списков. | Задачи и записи в тетради | | |
26 | Практическая работа №2 «Редактирование текста. Работа с фрагментами текста» | Задачи и записи в тетради | | |
27 | Форматирование текста. Практическая работа №3«Форматирование текста» | – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества | Задачи и записи в тетради | | |
28 | Практическая работа №4«Форматирование текста. Абзацы» | Задачи и записи в тетради | | |
29 | Практическая работа №5«Форматирование текста. Списки» | Задачи и записи в тетради | | |
30 | Практическая работа №6 «Форматирование текста. Текст в рамке» | Задачи и записи в тетради | | |
31 | Вставка графических объектов. Практическая работа №7 «Вставка графических объектов» | – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; | - основные приемы работы с текстовым процессором MS Word для создания и редактирования графических изображений и блок-схем в текстовом документе. | Задачи и записи в тетради | | |
32 | Создание таблиц. Практическая работа №8 «Создание и редактирование таблиц» | - основные приемы работы с текстовым процессором MS Word для создания и редактирования таблиц | Задачи и записи в тетради | | |
33 | Контрольная работа №4 по теме «Обработка текстовой информации. MS Word» | – владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | – основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; | - основные приемы работы с текстовым процессором MS Word. | Задачи и записи в тетради | | |
34 | Повторение учебного материала за год. | Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ – компетенции). | - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | - систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 8 классе. | Задачи и записи в тетради | | |