Калинович Е.С.
г. Ярославль
Преподавание учебного предмета Информатика и ИКТ в 2021 – 2022 учебном году осуществляется на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее ПООП ООО), включенной в государственный реестр примерных основных образовательных программ;
- примерной основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова»;
- Программы по информатике и ИКТ к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2014 год.
- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, с изменениями на 26 января 2016 года;
- письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Программа рассчитана на 34 учебные недели ,1 час в неделю, за год – 34 часа.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание |
план | факт | предметные | метапредметные | личностные |
Моделирование и формализация (9часов) |
1 | | | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Моделирование как метод познания | Урок обобщения и систематизации знаний. Изучение нового материала | знание основных этапов моделирования; понимание сущности этапа формализации при построении информационной модели; | целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; в ладение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний; | умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ, понимание роли информационного моделирования в условиях развития информационного общества. | Техника безопасности, правила поведения в кабинете информатики. § 1.1 |
2 | | | Знаковые модели. Графические информационные модели | Комбинированный урок. Лекция, демонстрация. | представление о сущности и разнообразии знаковых информационных моделей; представление о сущности и разнообразии графических информационных моделей; | владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний; | представление о сферах применения информационного моделирования | §1.2 § 1.3 |
3 | | | Практическая работа №1 «Построение графа, дерева» (Решение задач (ГИА Часть 1 (3)) | Комбинированный урок. Практикум решения задач | Задачи и записи в тетради |
4 | | | Табличные информационные модели. Практическая работа №2 «Таблица как представление отношения» (Решение задач (ГИА Часть 2(11)) Проверочная работа по теме «Информационные модели (графические и табличные)» | представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей; | § 1.4 Задачи и записи в тетради |
5 | | | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | Комбинированный урок. Изучение нового материала. Лекция, демонстрация. | представление о сущности и разнообразии информационных систем и баз данных; | владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний; представление о сферах применения информационных систем и баз данных; | представление о сферах применения информационного моделирования, понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека | § 1.5 |
6 | | | Система управления базами данных. | представление о функциях СУБД, простейшие умения создания однотабличной базы данных; | представление о сферах применения информационных систем и баз данных; | понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека | § 1.6.1, § 1.6.2 |
7 | | | Работа с базой данных. Практическая работа №1 «Создание простой БД» | Комбинированный урок | простейшие умения создания и использования однотабличной базы данных; | § 1.6.3 |
8 | | | Запросы на выборку данных. Практическая работа №2 «Создание запросов» Решение задач ГИА часть 2(12) | § 1.6.4 |
9 | | | Контрольная работа №1 «Моделирование и формализация». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Повторить Глава 1 |
Алгоритмизация и программирование (10 часов) |
10 | | | Решение задач на компьютере. (Основные средства языка программирования Pascal (алфавит, типы данных)) | Урок обобщения и систематизации знаний. Лекция, демонстрация | представление об основных этапах решения задачи на компьютере; | умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности | § 2.1 |
11 | | | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. (Структура программы) | Комбинированный урок | представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.); | умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности | § 2.2.1-2.2.3 |
12 | | | Вычисление суммы элементов массива (простые операторы) Решение задач (ГИА часть 2 (8) – команда присваивания) | § 2.2.4 |
13 | | | Последовательный поиск в массиве Практическая работа №1 «Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива» (ввод-вывод) | § 2.2.5 |
14 | | | Сортировка массива (Условный оператор) Решение задач (ГИА часть 2 (9) – команда присваивания) | Изучение нового материала. Лекция, демонстрация | § 2.2.6 |
15 | | | Конструирование алгоритмов. Практическая работа №2 «Нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива» (п/р условный оператор) | Урок обобщения и систематизации знаний. Применение знаний на практике | § 2.3 |
16 | | | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры. (циклы) | Комбинированный урок | представления о способах записи вспомогательных алгоритмов в языке Паскаль; | умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности | § 2.4.1 |
17 | | | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Функции. Практическая работа №3 «Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму» (п/р циклы) | Урок обобщения и систематизации знаний. Применение знаний на практике | владение начальными умениями программирования на языке Паскаль; | | § 2.4.2 |
18 | | | Алгоритмы управления. Решение задач (ГИА часть 2 (10 - массивы)) | Изучение нового материала. Урок систематизации знаний. Лекция, демонстрация | владение начальными умениями программирования на языке Паскаль; | умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности | § 2.5 |
19 | | | Контрольная работа №2 по теме «Алгоритмизация и программирование» | Урок обобщения и систематизации знаний. | Повторить Глава 2 |
Обработка числовой информации в электронных таблицах (9 часов) |
20 | | | Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. | Изучение нового материала. Лекция, демонстрация. | наличие представлений об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах; | общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; | представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека | § 3.1.1 § 3.1.2 |
21 | | | Основные режимы работы. Практическая работа №1 «Основные режимы работы в ЭТ. Автозаполнение» | Комбинированный урок. Урок систематизации знаний. Применение знаний на практике | § 3.1.3 |
22 | | | Практическая работа №2 «Основные режимы работы в ЭТ. Формулы» | Задачи и записи в тетради |
23 | | | Встроенные функции. Практическая работа №3 «Встроенные функции» | навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам; | § 3.2.2 |
24 | | | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №4 «Применение абсолютных ссылок в ЭТ» | Комбинированный урок. Урок систематизации знаний. Применение знаний на практике | наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках; | общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; | представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека. | § 3.2.1 |
25 | | | Логические функции. Практическая работа №5 «Применение условной функции в ЭТ» | Комбинированный урок. Урок систематизации знаний. Применение знаний на практике | навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам; | общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; понимание связи между условной функцией и алгоритмической конструкцией «ветвление»; | представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека. | § 3.2.3 |
26 | | | Сортировка и поиск данных. Практическая работа №6 «Сортировка и поиск информации в готовой таблице» | Комбинированный урок. Урок систематизации знаний. Применение знаний на практике | навыки выполнения в электронных таблицах расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам, выполнения операций сортировки и поиска данных в электронных таблицах; | общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач (на примере баз данных и электронных таблиц); | представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека. | § 3.3.1 |
27 | | | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №7 «Построение диаграмм и графиков» | навыки построения диаграмм и графиков в электронных таблицах; | общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки визуализации данных; | представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека. | § 3.3.2 |
28 | | | Контрольная работа №3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | Урок обобщения и систематизации знаний. | использования электронных таблиц; | навыки выполнения расчетов и визуализации числовых данных; | представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека. | Повторить Глава 3 |
Коммуникационные технологии (5 часов) |
29 | | | Локальные и глобальные компьютерные сети. Решение задач ГИА часть 2 (15) | Изучение нового материала. Лекция, демонстрация | — наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерных сетей; | представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека | § 4.1 |
30 | | | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера Доменная система имён. Протоколы передачи данных. Решение задач ГИА часть 2 (17) | Комбинированный урок. Лекция, демонстрация. Применение знаний на практике | наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет. Наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет; общие представления о доменной системе имен, о протоколах передачи данных; | представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | § 4.2 |
31 | | | Всемирная паутина. Файловые архивы. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Электронная почта. Практическая работа №1 «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения» | общие представления о файловых архивах, о структуре адреса документа в Интернете; общие представления о схеме работы электронной почты; | представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | § 4.3 |
32 | | | Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта Размещение сайта в Интернете. | Изучение нового материала Лекция, демонстрация | представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | § 4.4 |
33 | | | Практическая работа №2 «Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов» | Комбинированный урок. Применение знаний на практике | наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; | Записи в тетради |
Итоговое повторение (1 час) |
34 | | | Основные понятия курса. | Урок обобщения и систематизации знаний. | систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 7-9 классах; | навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ; | понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. | Беседа, демонстрация |