СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету Информатика 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету Информатика 9 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова»







«Утверждаю»

Директор школы № 3

_________________Е К Истратий

Приказ_____от__________



Рабочая программа по учебному предмету

Информатика

на 2021 – 2022 учебный год

для 9а,б класса



Учитель:

Калинович Е.С.







г. Ярославль


Пояснительная записка


Преподавание учебного предмета Информатика и ИКТ в 2021 – 2022 учебном году осуществляется на основе:


- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);


- примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее ПООП ООО), включенной в государственный реестр примерных основных образовательных программ;


- примерной основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова»;


- Программы по информатике и ИКТ к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2014 год.


- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, с изменениями на 26 января 2016 года;


- письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».


Программа рассчитана на 34 учебные недели ,1 час в неделю, за год – 34 часа.



Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики;

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Планируемые результаты

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

































Тематическое планирование


раздела

Наименование темы

Всего часов

Кол-во контрольных и практических работ

1

Моделирование и формализация

9

Контрольная работа – 1

практических работ – 4

2

Алгоритмизация и программирование

10

Контрольная работа – 1

практических работ – 3

3

Обработка числовой информации в электронных таблицах

9

Контрольная работа – 1

практических работ – 7

4

Коммуникационные технологии

5

практических работ – 2

5

Итоговое повторение

1


ИТОГО:

34




Название темы

Контрольные работы

Практические работы

1

Моделирование и формализация

Контрольная работа №1 «Моделирование и формализация».

  1. Решение задач

  2. Практическая работа №1 «Построение графа, дерева»

  3. Практическая работа №2 «Таблица как представление отношения»

  4. Практическая работа №1 «Создание простой БД»

  5. Практическая работа №2 «Создание запросов»

2

Алгоритмизация и программирование

Контрольная работа №2 по теме «Алгоритмизация и программирование»

  1. Практическая работа №1 «Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива»

  2. Практическая работа №2 «Нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива»

  3. Практическая работа №3 «Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму»

3

Обработка числовой информации в электронных таблицах

Контрольная работа №3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

  1. Практическая работа №1 «Основные режимы работы в ЭТ. Автозаполнение»

  2. Практическая работа №2 «Основные режимы работы в ЭТ. Формулы»

  3. Практическая работа №3 «Встроенные функции»

  4. Практическая работа №4 «Применение абсолютных ссылок в ЭТ»

  5. Практическая работа №5 «Применение условной функции в ЭТ»

  6. Практическая работа №6 «Сортировка и поиск информации в готовой таблице»

  7. Практическая работа №7 «Построение диаграмм и графиков»

4

Коммуникационные технологии


  1. Практическая работа №1 «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения»

  2. Практическая работа №2 «Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов»



Календарно-тематическое планирование учебного материала

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Моделирование и формализация (9часов)

1



Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Моделирование как метод познания

Урок обобщения и систематизации знаний.

Изучение нового материала

знание основных этапов моделирования; понимание

сущности этапа формализации при построении информационной

модели;

целостные представления о роли ИКТ при

изучении школьных предметов и в повседневной жизни;

способность увязать учебное содержание с собственным

жизненным опытом, понять значимость подготовки в области

информатики в условиях развития информационного

общества; в

ладение информационным моделированием

как важным методом приобретения знаний;

умения и навыки безопасного и целесообразного

поведения при работе в компьютерном классе; способность и

готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет

знания основных гигиенических, эргономических и технических

условий безопасной эксплуатации средств ИКТ,

понимание роли информационного моделирования в

условиях развития информационного общества.

Техника безопасности, правила поведения в кабинете информатики.

§ 1.1

2



Знаковые модели.

Графические информационные модели

Комбинированный урок. Лекция, демонстрация.

представление о сущности и разнообразии

знаковых информационных моделей; представление о сущности и разнообразии

графических информационных моделей;

владение информационным моделированием

как важным методом приобретения знаний;

представление о сферах применения

информационного моделирования

§1.2

§ 1.3

3



Практическая работа №1 «Построение графа, дерева»

(Решение задач (ГИА Часть 1 (3))

Комбинированный урок. Практикум решения задач

Задачи и записи в тетради

4



Табличные информационные модели.

Практическая работа №2 «Таблица как представление отношения»

(Решение задач (ГИА Часть 2(11))

Проверочная работа по теме «Информационные модели (графические и табличные)»

представление о сущности и разнообразии

табличных информационных моделей;

§ 1.4

Задачи и записи в тетради

5



База данных как модель предметной области.

Реляционные базы данных.

Комбинированный урок.

Изучение нового материала. Лекция, демонстрация.

представление о сущности и разнообразии

информационных систем и баз данных;

владение информационным моделированием

как важным методом приобретения знаний; представление о сферах применения

информационных систем и баз данных;

представление о сферах применения

информационного моделирования, понимание роли информационных систем и баз

данных в жизни современного человека

§ 1.5


6



Система управления базами данных.


представление о функциях СУБД, простейшие

умения создания однотабличной базы данных;

представление о сферах применения

информационных систем и баз данных;


понимание роли информационных систем и баз

данных в жизни современного человека

§ 1.6.1,

§ 1.6.2

7



Работа с базой данных.

Практическая работа №1 «Создание простой БД»

Комбинированный урок

простейшие умения создания и использования

однотабличной базы данных;

§ 1.6.3

8



Запросы на выборку данных.

Практическая работа №2 «Создание запросов»

Решение задач ГИА часть 2(12)

§ 1.6.4

9



Контрольная работа №1 «Моделирование и формализация».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Повторить

Глава 1

Алгоритмизация и программирование (10 часов)

10


















Решение задач на компьютере.

(Основные средства языка программирования Pascal (алфавит, типы данных))

Урок обобщения и систематизации знаний.

Лекция, демонстрация

представление об основных этапах решения задачи

на компьютере;

умение самостоятельно планировать пути

достижения целей; умение соотносить свои действия с

планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности, определять способы действий в рамках

предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи; владение основами

самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

алгоритмическое мышление, необходимое для

профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§ 2.1

11



Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

(Структура программы)

Комбинированный урок

представления о понятиях «одномерный массив»,

«значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение

исполнять готовые и записывать на языке программирования

простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива

чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование

элементов массива с определёнными индексами; суммирование

элементов массива, с заданными свойствами; определение

количества элементов массива с заданными свойствами; поиск

наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);

умение самостоятельно планировать пути

достижения целей; умение соотносить свои действия с

планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности, определять способы действий в рамках

предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи;

алгоритмическое мышление, необходимое для

профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§ 2.2.1-2.2.3

12



Вычисление суммы элементов массива

(простые операторы)

Решение задач

(ГИА часть 2 (8) – команда присваивания)

§ 2.2.4

13



Последовательный поиск в массиве

Практическая работа №1 «Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива»

(ввод-вывод)

§ 2.2.5

14



Сортировка массива

(Условный оператор)

Решение задач

(ГИА часть 2 (9) – команда присваивания)

Изучение нового материала. Лекция, демонстрация

§ 2.2.6

15



Конструирование алгоритмов.

Практическая работа №2 «Нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива»

(п/р условный оператор)

Урок обобщения и систематизации знаний. Применение знаний на практике

§ 2.3

16



Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры.

(циклы)

Комбинированный урок

представления о способах записи вспомогательных

алгоритмов в языке Паскаль;

умение самостоятельно планировать пути

достижения целей; умение соотносить свои действия с

планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности, определять способы действий в рамках

предложенных условий, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать

правильность выполнения учебной задачи

алгоритмическое мышление, необходимое для

профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§ 2.4.1

17



Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Функции.

Практическая работа №3 «Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму»

(п/р циклы)

Урок обобщения и систематизации знаний. Применение знаний на практике

владение начальными умениями программирования

на языке Паскаль;


§ 2.4.2

18



Алгоритмы управления.

Решение задач (ГИА часть 2 (10 - массивы))

Изучение нового материала. Урок систематизации знаний. Лекция, демонстрация

владение начальными умениями программирования

на языке Паскаль;

умение самостоятельно планировать пути

достижения целей; умение соотносить свои действия с

планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности, определять способы действий в рамках предложенных

условий, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность

выполнения учебной задачи;

алгоритмическое мышление, необходимое для

профессиональной деятельности в современном обществе;

представление о программировании как сфере возможной

профессиональной деятельности

§ 2.5

19



Контрольная работа №2 по теме «Алгоритмизация и программирование»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Повторить

Глава 2

Обработка числовой информации в электронных таблицах (9 часов)

20



Электронные таблицы.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

Изучение нового материала.

Лекция, демонстрация.


наличие представлений об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах;


общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки анализа поль­зовательского интерфейса используемого программного средства; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типо­вых задач; навыки выявления общего и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для ре­шения одного класса задач;

представление о сферах применения электронных

таблиц в различных сферах деятельности человека

§ 3.1.1

§ 3.1.2

21



Основные режимы работы.

Практическая работа №1 «Основные режимы работы в ЭТ. Автозаполнение»

Комбинированный урок.

Урок систематизации знаний. Применение знаний на практике

§ 3.1.3


22



Практическая работа №2 «Основные режимы работы в ЭТ. Формулы»

Задачи и записи в тетради

23



Встроенные функции.

Практическая работа №3 «Встроенные функции»

навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам;

§ 3.2.2


24



Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Практическая работа №4 «Применение абсолютных ссылок в ЭТ»

Комбинированный урок.

Урок систематизации знаний. Применение знаний на практике

наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках;


общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения ус­ловий и возможностей применения программного средст­ва для решения типовых задач;


представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.


§ 3.2.1


25



Логические функции.

Практическая работа №5 «Применение условной функции в ЭТ»

Комбинированный урок.

Урок систематизации знаний. Применение знаний на практике


навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам;

общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения ус­ловий и возможностей применения программного средст­ва для решения типовых задач; понимание связи между условной функцией и алгоритмической конструкцией «ветвление»;

представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

§ 3.2.3


26



Сортировка и поиск данных.

Практическая работа №6 «Сортировка и поиск информации в готовой таблице»

Комбинированный урок.

Урок систематизации знаний. Применение знаний на практике


навыки выполнения в электронных таб­лицах расчетов по вводимым пользователем и встроен­ным формулам, выполнения операций сортировки и по­иска данных в электронных таблицах;

общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения ус­ловий и возможностей применения программного средст­ва для решения типовых задач (на примере баз данных и электронных таблиц);

представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

§ 3.3.1

27



Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа №7 «Построение диаграмм и графиков»

навыки построения диаграмм и графиков в электронных таблицах;

общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки визуализации данных;

представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

§ 3.3.2

28



Контрольная работа №3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Урок обобщения и систематизации знаний.

использования электронных таб­лиц;

навыки выполнения расчетов и ви­зуализации числовых данных;

представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Повторить

Глава 3

Коммуникационные технологии (5 часов)

29



Локальные и глобальные компьютерные сети.

Решение задач ГИА часть 2 (15)

Изучение нового материала.

Лекция, демонстрация


— наличие основных представлений об ор­ганизации и функционировании компьютерных сетей;

представления о компьютерных се­тях распространения и обмена информацией, об исполь­зовании информационных ресурсов общества с соблю­дением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

понимание роли информационных про­цессов в современном мире; представление о сферах при­менения компьютерных сетей в различных сферах дея­тельности человека

§ 4.1

30



Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

Решение задач ГИА часть 2 (17)

Комбинированный урок.

Лекция, демонстрация. Применение знаний на практике

наличие основных представлений об ор­ганизации и функционирования компьютерной сети Ин­тернет.

Наличие основных представлений об ор­ганизации и функционирования компьютерной сети Ин­тернет; общие представления о доменной системе имен, о протоколах передачи данных;

представления о компьютерных се­тях распространения и обмена информацией, об исполь­зовании информационных ресурсов общества с соблю­дением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

понимание роли информационных про­цессов в современном мире; представление о сферах при­менения компьютерных сетей в различных сферах дея­тельности человека,

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§ 4.2

31



Всемирная паутина. Файловые архивы. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Электронная почта.

Практическая работа №1 «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения»

общие представления о файловых архивах, о структуре адреса документа в Интернете; общие представления о схеме работы электрон­ной почты;

представления о компьютерных се­тях распространения и обмена информацией, об исполь­зовании информационных ресурсов общества с соблю­дением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

§ 4.3

32



Технологии создания сайта.

Содержание и структура сайта.

Оформление сайта Размещение сайта в Интернете.


Изучение нового материала

Лекция, демонстрация

представления о компьютерных се­тях распространения и обмена информацией, об исполь­зовании информационных ресурсов общества с соблю­дением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

§ 4.4

33



Практическая работа №2 «Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов»

Комбинированный урок.

Применение знаний на практике

наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет;

Записи в тетради

Итоговое повторение (1 час)

34



Основные понятия курса.

Урок обобщения и систематизации знаний.

систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 7-9 классах;

навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ;

понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека.

Беседа, демонстрация







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!