СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Перспектива" по учебнику   Т.Я.Шпикаловой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Кирсанова Тамбовской области



Утверждена приказом по школе

от 31.08.2017 № 164

Директор школы

_______________/С.Ю. Волынкина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

для 3 г класса

по учебнику Т.Я.Шпикаловой

на 2017-2018 учебный год

Составила учитель начальных классов : Небываева С.С.



г.Кирсанов

2017 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ .



Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  6. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.


Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.


В результате изучения изобразительного искусства в 3 классе ученик должен:


знать / понимать:

• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;

• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

• основы традиционной технологии художественной обработки и конс-труирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование); глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

уметь:

• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,

ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

• выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;

• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;

• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию


Содержание учебной программы.


ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ (17часов)



      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.

Формирование эстетических представлений и художественных умений

 в работе:  с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства.

      с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.).

Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);

по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.

Опыт художественно-творческой деятельности:

  изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);

 изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);

изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;

  составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА (16часов)



      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.

Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).

Опыт художественно-творческой деятельности:

 ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;

  ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда

  ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;

 ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);

ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);

продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;

знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»)

 ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;

ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Ком-позиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ» (17 ЧАСОВ)

Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство».

Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства.


«Земля одна, а цветы на ней разные.»

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Знакомство с понятием «форма».

«В жостовском подносе - все цветы России.»


Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Роль воображения и фантазии

«О чем может рассказать русский поднос.»

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской

Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, объемные объекты в природе.

«Каждый художник урожай своей земли хвалит».

Натюрморт.

«Славный урожай»

Придумать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг

«Лети, лети бумажный змей» Орнамент народов мира.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).


Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

«Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела.»

 

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Цвет и краски

в произведениях художников

«Живописные просторы Родины.» Пейзаж.


Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников.

«Родные края в росписи гжельской майолики.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

«Двор, что город. Изба, что терем.»

В мире народного творчества

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе

«То ли терем, то ли царев дворец.»

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности .

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

«Каждая птица своим пером красуется.»

Живая природа.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Симметрия, фантазийный узор.

Графические материалы, Выразительность фактуры. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека

«Каждая изба удивительных вещей полна.»

Натюрморт.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д.

Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

«Русская зима.» Пейзаж в графике.

«Зима не лето, в шубу одета.»

Орнамент народов мира.

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.


«Зима за морозы, а мы за праздники.»

Карнавальные фантазии

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

«Всякая красота фантазии да умения требует»

Маски

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

«В каждом посаде в своём наряде» Узоры -обереги в русском народном костюме.

РАЗДЕЛ 2. «ОСНОВЫ  НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО –ПРИК-ЛАДНОГО  ИСКУССТВА» (16ЧАСОВ)

Первичное знакомство с дизайном. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую

«Жизнь костюма в театре.»

Сценический костюм героев.

Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов,

предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм.

«Россия державная»

В мире народного зодчества.

Памятники архитектуры.

 Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей они состоят


Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций.

Понятие сюжетная композиция

«Город чудный…»

Памятники архитектуры.

Наблюдать постройки в городских форму, конструкцию, пропорции.

«Защитники земли русской»

Сюжетная композиция

Понятие «портрет»; творчество некоторых художников – портретистов

«Дорогие любимые, родные.»

Женский портрет.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

«Широкая Масленица»

Сюжетно-декоративная композиция.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

Конструкция предмета. Любое изображение —  взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

«Красота и мудрость народной игрушки.»

Зарисовка игрушек.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. 

Выразительность размещения элементов коллективного панно.

«Герои сказки глазами художника»

Декоративно-сюжетная композиция.

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно.

«Водные просторы России»

Морской пейзаж: линия горизонта, колорит.

Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания  произведения; у каждого своя социальная функция.


«Цветы России на Павловских платках и шалях».

Русская набойка: традиции мастерства.

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

«В весеннем небе салют Победы»

Декоративно-сюжетная композиция.

Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Основы символики

«Гербы городов Золотого кольца.»

Символические изображения: состав герба.

Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты.

«Сиреневые перезвоны»

Натюрморт

Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы

Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности

Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.

Образ лета в творчестве российских художников.

Картина и скульптура. Репродукция.

«У всякого мастера свои затеи» Орнамент народов мира.

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.


Создание композиции по впечатлениям от летней природы.


Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

«Наши достижения

Наш проект. «Я знаю. Я могу»




Календарно-поурочное планирование


Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и

выработки умений)

К – урок контроля, оценки и коррекции знаний

КР – контрольная работа



с/к - самокон­троль

и/к - итоговый контроль

и- индивидуальный

ф - фронтальный


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования

к уровню

подготовки

учащихся






Элементы

содержания

Формы контро-ля

УУД

Дата проведения

Дата фактического

проведения

РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ» (17 ЧАСОВ)


1

1 четверть( 8 ч.)

«Земля одна, а цветы на ней разные.»

1

ОНЗ

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства.

И

Научиться: организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой


4.09


2.

«В жостовском подносе - все цветы России.»

1

ОНЗ

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма».

И

Научиться: рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи.

11.09


3.

4.

«О чем может рассказать русский поднос.»

2

ОНЗ

Р

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Роль воображения и фантазии


И

Научиться понимать сведения о памятниках культуры и истории, быта и жизни своего народа, понятие декоративно-прикладное иск-во, уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве.

18.09

25.09


5.

«Каждый художник урожай своей земли хвалит».

1

ОНЗ

Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе.

И

Научиться определять

«натюрморт», организовать свое рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя

2.10


6.

«Лети, лети бумажный змей»

1

ОНЗ

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).


Придумать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг


И

Научиться видеть орнамент, познакомиться с основами орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи), организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

9.10


7.

«Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела.»

1

ОНЗ

Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания раз

личных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

И

Научиться: выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастерами; понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи).

16.10


8.

«Живописные просторы Родины.»

1

ОНЗ

Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Цвет и

краски в произведениях

художников

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не

только предметный мир, но и мир наших чувств .Изображать радость или грусть (работа гуашью).

И


размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения

ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; при

менять основные средства художественной выразительности в рисунке

23.10



9.

2 четверть(7 ч.)

Родные края в росписи гжельской майолики.

1

ОНЗ

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Цвет и краски в картинах художников.


Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

И

Научиться: правильно работы с акварелью; понимать народное декоративно-прикладное искусство, знать особенности изображения гжельского пейзажа, выполнять рисунок кистью без предварительного рисунка растяжение цвета в гжельском мазке.

13.11


10.

Двор, что город, изба, что терем. В мире народного зодчества: традиции мастерства

1

ОНЗ

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор).



Научиться: смешению красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета.


И

Научиться:  понимать пейзаж; отдельные произведения выдающихся художников; приемы смешения красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета.

20.11


11.

То ли терем, то ли царев дворец.

1

ОНЗ

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор).


Научится: правилам работы с акварелью.


И

Научится: правилам работы с акварелью.


27.11


12

Каждая птица своим пером красуется.

1

ОЕЗ

Отличие изображения

в пространстве от изображения на плоскости.

Объем, образ в трехмерном пространстве.


Научится придумывать свой натюрморт; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг

И

Научится придумывать свой натюрморт; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг


4.12


13

Каждая изба удивительных вещей полна.

1

ОНЗ

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных-

изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д.Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

И

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Симметрия, фантазийный узор. Графические материалы, Выразительность фактуры.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека

11.12


14

Русская зима.

1

ОЕЗ

18.12


15

Зима не

лето, в

шубу

одета.

1

ОНЗ

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека

25.12



16

3 четверть

Зима за морозы, а мы за праздники.

1

ОНЗ

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

И

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы


15.01




17

Всякая красота фантазии да умения требует.

1

ОНЗ

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.)

И

Научится различать отдельные произведения выдающихся художников; разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа. Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет.

22.01



18

В каждом по

саде в своем наряде.

1

ОНЗ

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения

характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.)


Научиться различать разнообразные приёмы работы кистью при рисовании декоративных элементов узора. Уметь

 последовательно работать красками над декоративными фигурками орнаментальной полосы

(от общего к деталям, от

раскраски полоски фигурок к декоративной разделке и украшению фигурок узорами).

29

24.01

29.01


19

Жизнь костюма в театре.

1

ОНЗ

Первичное знакомство с дизайном. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую

Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

И

Научиться выполнять эскиз театрального костюма красками, пастелью, мелками.


05.02


20

Россия Дер-жавная. В мире народного зодчества: традиции мастерства.

1

ОНЗ

Многообразие архитектурных построек и их

назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей они сос-


И

Научиться распознавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народасамостоятельно выбирать сю


12.02









жет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.



21

Город чудный.. Памятники архитектуры.

1

ОНЗ

Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций.

Наблюдать постройки в городе, их форму, конструкцию, пропорции.

И

Научиться узнавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа.

Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке

19


22

Защитники земли Русской.

1

ОНЗ

Понятие сюжетная композиция

Научиться правила работы с акварелью; понятие народное декоративно-прикладное искусство, разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа

И

Научиться понятию

«живопись» Уметь при

менять основные средства художественной выразительности в рисунке по представлению, в сюжетно-тематических ком

позициях с учётом замысла.

26


23

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет.

1

ОНЗ

Понятие «портрет»; творчество некоторых художников – портретистов

5.03


24

Широкая Масленица.

1

ОНЗ

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики

12


25

Красота и мудрость народной игрушки.

1

ОНЗ

Конструкция предмета.

Любое изображение —взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

19


26-27

4 четверть

Герои сказки глазами художника.

2

ОНЗ

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и во

Создать его.  Выразительность размещения элементов коллективного панно.

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи

И

Научиться самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства

2.04

9.04


28

Герои сказки глазами художника.

1

ОНЗ

Первоначальные навыки коллективной работы над панно.

И



29-30

Водные про-сторы Рос-сии. Мор-ской пейзаж. линия

2

ОНЗ


И



Научиться сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художест-


Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мас-



венные материалы.

Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и даль

них планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке


тера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).




31

Цветы России на павловских платках и шалях.

1

ОНЗ

Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания

практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания  произведения; у каждого своя социальная функция.


Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских, выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Постройки Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

И

Научиться получать сведения о памятниках культуры и истории, быта

своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство. Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементами повтора, импровизации и вариации по мотивам цветочной композиции павловских узоров, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве.










32

33





34

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.

Итоговый урок.

2

ОНЗ

И








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!