ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат № 25"
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения начальных классов Протокол от 30 августа 2021 года №1 Руководитель МО Губанова М. М. ____________ | "УТВЕРЖДЕНО" Директор ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25" ______________ Жваков А.Ю. Приказ № 200 от "31" августа 2021 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
"Изобразительное искусство"
6 "с" класс
на 2021 - 2022 учебный год
учитель Лыкова Светлана Викторовна
высшая квалификационная категория
с. Красногвардейское
2021 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».
1.1 Личностные результаты:
положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой деятельности;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие эстетических потребностей и чувств;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи.
1.2 Предметные результаты:
первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека;
интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве;
практические умения и навыки в восприятии произведений искусства;
элементарные практические умения и навыки изобразительной деятельности;
понятия и представления по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.
1.3 Контрольно — измерительные материалы.
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Изобразительное искусство» нет. Так как ведется безотметочное обучение. В конце года проходят выставки детских работ, где у обучающих появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать вывод. В курсе «Изобразительное искусство» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников.
1.4 Основной инструментарий для оценивания.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение
всего года обучения. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по цветоведению, выполнение аппликации из различных материалов. Особое внимание уделяется работам, которые выполяются в цвете красками. Выполняя работу ученики учатся пользоваться красками, смешивать нужные цвета, аккуратно закрашивать предметы не заступая за контур. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
Оценка результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.
Уровни усвоения (выполнения действий / операций) | Оценочные показатели |
1 пассивное участие/соучастие. Действие выполняется взрослым(ребёнок позволяет что-либо делать с ним) | _ |
2 активное участие. Действие выполняется ребёнком: | |
-со значительной помощью взрослого | дд |
-с частичной помощью взрослого | д |
-по последовательной инструкции(изображения или вербально) | ди |
-по подражанию или по образцу | до |
-самостоятельно с ошибками | сш |
-самостоятельно | с |
Сформированность представлений |
1. представления отсутствуют | _ |
2. не выявить наличие представлений | ? |
3. представления на уровне: | |
-использования по прямой подсказке | пп |
-использование с косвенной подсказкой(изображение) | п |
-самостоятельное использование | + |
Изобразительная деятельность | Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности:(лепка, рисование, аппликация) |
| Умение пользоваться красками |
| Умение пользоваться карандашами |
| Умение смешивать нужные цвета |
| Умение аккуратно закрашивать предметы, не заступая за контур. |
| Умение соблюдать аккуратность при выполнении работы |
| Умение экономить в использовании материалов(краски, бумага); |
| Умение получать удовольствие, радость от изобразительной деятельности |
| Умение продемонстрировать результат своей работы |
| Умение выражать своё отношение к результатам собственной творческой деятельности |
| Умение выражать своё отношение к результатам чужой творческой деятельности. |
| Умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовлении творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков. |
2. Содержание учебного предмета.
На изучение изобразительного искусства во 6 классе отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год.
Раздел 1. Образ цветущей природы-вечная тема в искусстве. (6 ч.)
Тема этого цикла уроков нацелена на продолжение знакомства учащихся с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в которых «главным героем» являются цветы. Первые два урока посвящены искусству натюрморта. Если в предыдущих классах речь шла о натюрморте как жанре, отражающем предметно-бытовой мир человека или воспевающем плодородие Земли, обилие плодов, овощей, фруктов, то на этих уроках диалог об искусстве будет посвящён другому типу натюрморта, называемому «живописью цветов», или цветочному натюрморту. На уроках 2—4 учащиеся рассмотрят цветочную роспись на подносах Жостова и Нижнего Тагила, создадут собственную композицию росписи на подносе.Уроки 5 и 6 знакомят учащихся с приёмами трансформации цветочных мотивов в декоративно-прикладном искусстве народов России, стран Западной Европы и Востока.
Раздел 2. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур. (10 ч.)
Цикл из пяти уроков посвящён орнаментальному искусству Древнего Египта, Древней Греции и Индии. На уроке 7 знакомим школьников с декоративными орнаментальными системами народов Древнего мира, их мотивами и художественными достоинствами. Урок 8 знакомит шестиклассников с изображением зверей и птиц в древнеегипетском орнаментальном искусстве.На уроке 9 в ходе восприятия греческой вазописи чёрнофигурного и краснофигурного стилей — выдающихся памятников мировой художественной культуры шестиклассники знакомятся с вазописью Древней Греции и особенностью её декора. Уроки 10—11 отведены для творческой работы шестиклассников по выполнению эскиза-проекта современной керамической вазы с использованием орнаментальных мотивов Древнего мира и начинаются с восприятия произведений искусства керамики (Балхары, Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербурга, чёрнолощёная керамика). Основной целью 12-13 уроков является обобщение знаний учащихся об орнаментальных мотивах в декоративно-прикладном искусстве разных народов и показ культурного взаимодействия народов мира на примере хорошо известного мотива — «индийской пальметты», или так называемого «восточного огурца», широко распространённого на Востоке и в России. На уроках 14-16 школьники знакомятся с традициями встречи Нового года в культуре разных народов, делают зарисовки атрибутов новогоднего карнавала и готовятся к созданию коллективной композиции по мотивам весёлого новогоднего праздника.
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов. (10 ч.)
Цикл четырёх уроков (17—20) посвящён защите Отечества от захватчиков в Средние века, воинскому мужеству простых людей, заслонявших родную землю от агрессоров, стремившихся её поработить. Обращаем внимание учителя на то, что с этим периодом в жизни нашей Родины шестиклассники знакомились на уроках истории, интеграция с которыми «значительно обогатит уроки изобразительного искусства. Урок 21 знакомит учащихся с произведениями иконописи разных эпох (искусство Византии, Древней Руси) и образом женщины в светском искусстве Западной Европы и России. На уроке 22 рассматриваются произведения портретного жанра отечественных и западноевропейских художников XIX — начала XX в. На уроках 23—24 учитываются преемственные связи по раскрытию темы праздничного женского и мужского костюмов конца в разных регионах России в начальной и основной школе. Тема цикла из двух уроков (25-26) продолжает начатый на предыдущих уроках разговор о народных традициях. Особенность этих занятий — в рассмотрении традиционной народной культуры как живого явления, развивающегося в современном мире, в новых условиях.
Раздел 4. Образ времени года в искусстве. Весна - утро года. (8 ч.)
Начало четвёртого раздела открывает новый цикл из двух уроков, продолжающий знакомство учащихся с различными видами изобразительного искусства, отражающими вечное обновление природы. Первая тема цикла уроков (27-30) посвящена тем образам в искусстве, которые олицетворяют начало весны. Уроки (31-32)начинаются с восприятия учащимися произведений мастеров живописи, отразивших в своём творчестве настроение пасхального, весеннего праздника; произведений народного и декоративно-прикладного искусства — пасхальных яиц К. Фаберже, пасхальных яиц,украшенных в технике скани, украинских писанок — одних из главных атрибутов праздника. Цикл из двух уроков (33-34)завершает весеннюю тему. На дворе — май. Состояние в природе какое-то необыкновенно звонкое, с каждым днём добавляющее новые краски, запахи, звуки. Соответственно этому состоянию выстраиваются и уроки по теме.
2.1 Тематическое планирование.
№/№ | Наименование темы урока | Вид урока | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Введение новых знаний. Знакомство с целями этого учебного года. | | 1 |
| И снова осень к нам пришла (1четверть)24 часов | | |
2 | Прощаемся с теплым летом | Рисование по памяти и представлению | 2 |
3-4 | Осенние листья сложной формы | Рисование с натуры | 2 |
5 | Дары осеннего сада и огорода | Рисование с натуры | 3 |
6 | Бабочки и цветы | Декоративное рисование | 2 |
7-8 | Ткани для платья. Придумай осенний узор для платья. | Декоративное рисование | 2 |
9 | Наблюдение за природой. «Наблюдай, как все изменяется» | Экскурсия в парк | 3 |
10-11 | Коллаж из пластилина и красок. «Дует ветер» | Гуаш, мелки, пластилин | 2 |
12-14 | Цвет и образы. Осень. | Рисуем произвольно | 3 |
15-16 | Осень .журавли летят клином | Рисование по памяти и представлению | 2 |
17-18 | Мандала «Я осенью» | Произвольное рисование | 2 |
| В мире сказок (2 четверть) 24 часов | |
19-21 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина | Рисование сказочных сюжетов | 3 |
22-24 | В сказочном подводном царстве | Тематическое рисование | 3 |
25-26 | Готовим наряд для сказочной елки | Декоративное рисование | 2 |
27-29 | Елочные игрушки | Тематическое рисование | 3 |
30-31 | Звуки музыки. Рисуем настроение. | Произвольное рисование | 2 |
32-34 | Вспоминаем, повторяем, тренируемся | Рисуем акварельными красками | 3 |
35-38 | Сказочные герои | Рисунки с натуры | 4 |
39-40 | Рисуем мандалу | Произвольный рисунок | 2 |
41-44 | Мы готовимся к встрече Нового года - праздника радости и сказок | Декоративное рисование | 4 |
45-47 | Изображаем бабочек разными способами. Готовим подарки к Новому году. | Декоративное рисование | 3 |
| Люди зимой и весной.(3 четверть) 33 часа | |
48 | Поиграй с цветом.Изменицвет. | Произвольное рисование | 1 |
49-50 | Сказочный букет | Декоративное рисование | 2 |
51-53 | Игрушка «Золотая рыбка» | Рисование с натуры | 3 |
54-56 | Человек в движении. Спорт зимой | Рисование с плаката | 3 |
57-58 | Городские и сельские дома зимой | Рисуем по памяти и представлению | 2 |
59-60 | Дорисуй чего не хватает | Рисуем по трафарету | 2 |
61-62 | Работа с пластилином | Лепим человечков в движении | 2 |
63-64 | Зимние игры детей | Рисуем гуашью. | 2 |
65-66 | Зимние деревья | Рисуем карандашом | 2 |
67-68 | Зимний пейзаж | Рисуем угольком | 2 |
69 | Лошадка из Каргополя | Работа с пластилином | 1 |
70-71 | Рисуем лошадку | Рисуем акварелью | 2 |
72-73 | Лошадка в зимнем лесу | Рисуем гуашью | 2 |
74-75 | Наблюдай, думай, потом изображай | Рисуем акварелью | 2 |
76-77 | Предметы на кухонном столе. | Декоративное рисование | 2 |
78-80 | Создаем красивые узоры для подарка маме. | Декоративное рисование | 3 |
| В каждом рисунке - солнце. (4 четверть) 27 часов. | |
81-82 | Полет на другую планету | Тематическое рисование | 2 |
83-84 | Ветка вербы | Рисование с натуры | 2 |
85-87 | Иллюстрирование сказки Д.Родари «Чиполино» | Рисование выбранного сюжета | 3 |
88 | Весна в произведениях русских художников | Беседа | 1 |
89-91 | Пусть всегда будет солнце | Тематическое рисование | 3 |
92-93 | Готовимся к летним каникулам. | Произвольное рисование | 2 |
94 | Морской пейзаж | Тематическое рисование | 1 |
95 | Наблюдаем за окружающим миром | Экскурсия в парк | 1 |
96 | Лето в произведениях художников | Беседа | 1 |
97 | Рисуем узоры Украшаем рамку для картин. | Тематический рисунок | 3 |
98 | Орнамент с помощью картофельного штампа | Тематические рисунки | 2 |
99 | Украшение посуды орнаментом | Тематические рисунки | 3 |
| Всего часов: | | 99 |
2.2 Формы организации.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, парные, урочные и дистанционные.
2.3 Виды учебной деятельности.
Овладеть навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.
Овладеть приёмами конструктивной работы с бумагой.
Выражать в изобразительных работах свои впечатления.
Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами.
Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Расширять знания о художественных материалах.
Понимать роль цвета и декора в создании образа.
Обретать опыт творчества и художественно – практические навыки.
Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.
3