Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП; в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года, с учётом учебно-методического комплекса «Школа России», ««Литературное чтение» 1-4 классы / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2016».
Структура, содержание, цели, задачи и результаты обучения литературному чтению на ступени начального общего образования полностью соответствуют Рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов РООП НОО Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 3 города Докучаевска».
Содержание предмета направлено на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом, пробуждение интереса к чтению художественной литературы, общего развития ребёнка, его духовно-нравственного и эстетического воспитания.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 102 учебных часа из расчета 3 урока в неделю, в соответствии с учебным планом для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, при этом в ней не предусмотрен резерв свободного времени.
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
| | Тема 1. Летописи, былины, жития | 10 часов | | | |
1 | 1 | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом | 1 | 02.09 | | |
2 | 2 | Введение. Знакомство с учебником Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | 04.09 | | |
3 | 3 | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников | 1 | 07.09 | | |
4 | 4 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | 1 | 09.09 | | |
5 | 5 | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 1 | 11.09 | | |
6 | 6 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | 1 | 14.09 | | |
7 | 7 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | 1 | 16.09 | | |
8 | 8 | Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | 1 | 18.09 | | |
9 | 9 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». | 1 | 21.09 | | |
10 | 10 | Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий» | 1 | 23.09 | | |
| | Тема 2. Чудесный мир классики | 13 часов | | | |
11 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | 25.09 | | |
12 | 2 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» | 1 | 28.09 | | |
13 | 3 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | 30.09 | | |
14 | 4 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Характеристика героев | 1 | 02.10 | | |
15 | 5 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» (наизусть) | 1 | 05.10 | | |
16 | 6 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев | 1 | 07.10 | | |
17 | 7 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | 1 | 09.10 | | |
18 | 8 | Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина | 1 | 12.10 | | |
19 | 9 | М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб» | 1 | 14.10 | | |
20 | 10 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». Басня «Как мужик камень убрал» | 1 | 16.10 | | |
21 | 11 | Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого | 1 | 19.10 | | |
22 | 12 | А.П. Чехов «Мальчики» | 1 | 21.10 | | |
23 | 13 | Оценка достижений | 1 | 23.10 | | |
| | Тема 3. Поэтическая тетрадь | 8 часов | | | |
24 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...» (наизусть) | 1 | 02.11 | | |
25 | 2 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | 1 | 06.11 | | |
26 | 3 | Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» | 1 | 09.11 | | |
27 | 4 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями..... | 1 | 11.11 | | |
28 | 5 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 | 13.11 | | |
29 | 6 | И.А. Бунин «Листопад» (наизусть). Картина осени в стихах И.А. Бунина | 1 | 16.11 | | |
30 | 7 | Внеклассное чтение. Родные поэты | 1 | 18.11 | | |
31 | 8 | Оценка достижений | 1 | 20.11 | | |
| | Тема 4. Литературные сказки | 11 часов | | | |
32 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | 23.11 | | |
33 | 2 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Подробный пересказ | 1 | 25.11 | | |
34 | 3 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Текст-описание в содержании художественного произведения. | 1 | 27.11 | | |
35 | 4 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста | 1 | 30.11 | | |
36 | 5 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте | 1 | 02.12 | | |
37 | 6 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | 1 | 04.12 | | |
38 | 7 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. Деление текста на части | 1 | 07.12 | | |
39 | 8 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование | 1 | 09.12 | | |
40 | 9 | Контроль техники чтения вслух | 1 | 11.12 | | |
41 | 10 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. | 1 | 14.12 | | |
42 | 11 | Оценка достижений. Контрольная работа | 1 | 16.12 | | |
| | Тема 5. Делу время – потехе час | 9 часов | | | |
43 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 | 18.12 | | |
44 | 2 | Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Чтение молча | 1 | 21.12 | | |
45 | 3 | В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка» | 1 | 23.12 | | |
46 | 4 | В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка» | 1 | 25.12 | | |
47 | 5 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | 11.01 | | |
48 | 6 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 | 13.01 | | |
49 | 7 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе | 1 | 15.01 | | |
50 | 8 | Обобщающий урок «Делу время - потехе час» | 1 | 18.01 | | |
51 | 9 | Оценка достижений | 1 | 20.01 | | |
| | Тема 6. Страна детства | 7 часов | | | |
52 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | 22.01 | | |
53 | 2 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | 25.01 | | |
54 | 3 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте | 1 | 27.01 | | |
55 | 4 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои. Музыкальное сопровождение произведения | 1 | 29.01 | | |
56 | 5 | М.М. Зощенко «Елка». Герои произведения. Составление плана. пересказ | 1 | 01.02 | | |
57 | 6 | Обобщающий урок «Страна детства» | 1 | 03.02 | | |
58 | 7 | Оценка достижений Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение? | 1 | 05.02 | | |
| | Тема 7. Поэтическая тетрадь | 5 часов | | | |
59 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 | 08.02 | | |
60 | 2 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» (наизусть) | 1 | 10.02 | | |
61 | 3 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства» | 1 | 12.02 | | |
62 | 4 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений | 1 | 15.02 | | |
63 | 5 | Внеклассное чтение. Устный журнал «Поэтическая тетрадь» | 1 | 17.02 | | |
| | Тема 8. Природа и мы | 9 часов | | | |
64 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка | 1 | 19.02 | | |
65 | 2 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. | 1 | 22.02 | | |
66 | 3 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных | 1 | 24.02 | | |
67 | 4 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | 1 | 26.02 | | |
68 | 5 | М. Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Характеристика героя на основе поступка | 1 | 01.03 | | |
69 | 6 | Е.И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков | 1 | 03.03 | | |
70 | 7 | В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части | 1 | 05.03 | | |
71 | 8 | В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Составление плана. Выборочный пересказ. | 1 | 10.03 | | |
72 | 9 | Внеклассное чтение. Проект «Природа и мы». Оценка достижений | 1 | 12.03 | | |
| | Тема 9. Поэтическая тетрадь | 3 часа | | | |
73 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Б. Пастернак. «Золотая осень». | 1 | 15.03 | | |
74 | 2 | С.Клычков. Весна в лесу Д. Кедрин. «Бабье лето». | 1 | 17.03 | | |
75 | 3 | Н. Рубцов. «Сентябрь» Есенин. «Лебёдушка». Оценка достижений | 1 | 19.03 | | |
| | Тема 10. Родина | 8 часов | | | |
76 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 1 | 29.03 | | |
77 | 2 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 1 | 30.03 | | |
78 | 3 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | 1 | 02.04 | | |
79 | 4 | А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» (наизусть) Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому | 1 | 05.04 | | |
80 | 5 | А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» Поэтический вечер | 1 | 07.04 | | |
81 | 6 | Обобщающий урок «Родина» | 1 | 09.04 | | |
82 | 7 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | 1 | 12.04 | | |
83 | 8 | Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений | 1 | 14.04 | | |
| | Тема 11. Страна Фантазия | 6 часов | | | |
84 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра | 1 | 16.04 | | |
85 | 2 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. | 1 | 19.04 | | |
86 | 3 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | 1 | 21.04 | | |
87 | 4 | Путешествие по стране Фантазии. Чтение молча | 1 | 23.04 | | |
88 | 5 | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) | 1 | 26.04 | | |
89 | 6 | Оценка достижений | 1 | 28.04 | | |
| | Тема 12. Зарубежная литература | 11 часов | | | |
90 | 1 | Изучение темы 3 класса. Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | 1 | 30.04 | | |
91 | 2 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | 1 | 05.05 | | |
92 | 3 | Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. | 1 | 07.05 | | |
93 | 4 | Контроль техники чтения вслух | 1 | 12.05 | | |
94 | 5 | Контрольная работа | 1 | 14.05 | | |
95 | 6 | Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. | 1 | 17.05 | | |
96 | 7 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. | 1 | 19.05 | | |
97 | 8 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков | 1 | 21.05 | | |
98 | 9 | С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете». Святое Писание. Иисус и Иуда. | 1 | 24.05 | | |
99 | 10 | Внеклассное чтение. Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг. Оценка достижений | 1 | 26.05 | | |
100 | 11 | Обобщение и систематизация за год. Список литературы на лето | 1 | 28.05 | | |
А. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»
Ф. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…»
И. Бунин. «Листопад»
С. Есенин. «Бабушкины сказки»
А. Жигулин «О, Родина!»
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС)
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. № 119-НП.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года № 1182)
Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ № 725 от 23.08.2018 г.).
Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе, утверждённые решением научно-методического совета Донецкого ИППО, протокол № 1 от 29.01.2015 г.
Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.
Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.