СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРА» (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Примерной с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРА» (8 класс)»





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 113 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла

Протокол от 30.08.2021 № 1


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________ В.Л. Жолудь

30.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ «ШКОЛА №113 Г.ДОНЕЦКА»

____________________ Е.И. Верещак

Приказ от 30.08.2021 г.№ 215





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ЛИТЕРАТУРА»

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

8 класс

на 2021 – 2022 учебный год

Составитель рабочей программы

учитель русского языка и литературы

О.В. Афанасьева




Донецк

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» составлена на основании

Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)),

в соответствии с требованиями

Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682) и предназначена для обучающихся 5–9 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Примерной рабочей программы по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 7-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 178 с.

Рабочего учебного плана МОУ «ШКОЛА №113 Г.ДОНЕЦКА» на 2021-2022 учебный год.


Настоящая Рабочая программа предназначена для учащихся 8 класса МОУ ««ШКОЛА №113 Г.ДОНЕЦКА».


Ориентирована на учебник:

Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. // Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2016 г.


Главной идеей предлагаемой примерной программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, ХХ и XXI веков. В 8 классе курс литературы строится на основе объединения жанрового и историко-литературного подходов, затронута одна из ведущих проблем - взаимосвязь литературы и истории.


Требования к объёму сочинений

Примерный объем текста

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Классное сочинение

(количество страниц)

0,5-1,0

1,0-1,5

1,5-2,0

2,0-3,0

3,0-4,0





8 класс

(2 часа в неделю; за год – 70 часов)



В рабочей программе курс литературы 8 класса представлен разделами:



  1. Устное народное творчество.

  2. Древнерусская литература.

  3. Русская литература 18 - 19 веков.

  4. Русская литература 20 века.

  5. Зарубежная литература.

  6. Обзоры.

Сведения по теории и истории литературы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание

Кол-во часов

Кол-во

КР

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение

1




Тема 1. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА XVIII ВЕКА.

5

1

1


Тема 2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века.





2.1. Поэзия пушкинской эпохи. А. С. Пушкин

11

2

1

1

2.2. М.Ю. Лермонтов. Л.Н. Толстой. Поэзия второй половины XIX века

18

3

1

1

Тема 3. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА





3.1. Проза и поэзия 1п. ХХ века

8

2



3.2. Поэзия и проза о Великой Отечественной войне

6

1



3.3. М. Булгаков. Поэзия 2 п. ХХ века

6

1



Тема 4. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

15

2

1

2

ВСЕГО

70

12

4

4








Распределение учебного материала

Класс

Всего часов

Урок развития речи


Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Развернутый ответ на проблемный вопрос

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

Сочинение на литературную тему

Текстуальное изучение произведений

Резерв

8 класс

70

4

4

4

2

2

4

46

2


График проведения контрольных работ в 8 классе

I полугодие

Вид контроля

Дата

1

Контрольная тестовая работа № 1

20.09

2

Контрольная тестовая работа № 2

07.10

3

Контрольное сочинение

25.10

4

Развернутый ответ на проблемный вопрос

18.11

5

Контрольное сочинение

06.12

6

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

20.12


Кол-во часов в неделю

2

Всего часов

32 ч (17+18)

Урок развития речи

2

Внеклассное чтение

2

II полугодие

Вид контроля

Дата

1

Развернутый ответ на проблемный вопрос

31.01

2

Контрольная тестовая работа № 3

14.02

3

Контрольное сочинение

03.03

4

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

17.03

5

Контрольное сочинение

21.04

6

Контрольная тестовая работа № 3

16.05


Кол-во часов в неделю

2

Всего часов

38 ч (17+21)

Урок развития речи

2

Внеклассное чтение

2




Календарное планирование по литературе

8 класс

I четверть

Тема урока

Дата

Дата факт.

Примечания

1

Введение. Образная природа художественной литературы. Русская литература и история.

02.09



Тема 1. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА XVIII ВЕКА. (5 ч.)

2

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий врагов. Бранные подвиги А. Невского

06.09



3

Д. И. ФОНВИЗИН. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.

07.09


Понятие о классицизме

4

Д. И. ФОНВИЗИН. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина.

09.09


5

РР 1. Характеристика героя литературного произведения.

13.09



6

Контрольная тестовая работа № 1.

20.09



Тема 2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

2.1 Поэзия пушкинской эпохи. А. С. Пушкин (11 ч.)

7

Поэзия пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 стихотворения).

23.09


ТЛ. Лирика как литературный род.

8

А.С.ПУШКИН. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Отклик на десятилетие восстания декабристов.

27.09


Развитие понятия о рифме

Наизусть


9

А.С.ПУШКИН. «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года». Жанр послания. Преданность идеалам дружбы. К*** («Я помню чудное мгновенье...»).

30.09


Наизусть Тетрадь

10

А.С.ПУШКИН. «Бесы». Проблематика и особенности сюжета повести «Метель».

04.10



11

Контрольная тестовая работа № 2.

07.10


Роман. Повесть.

12

А.С.ПУШКИН. Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера.

11.10


Наизусть

13

А.С.ПУШКИН. «Капитанская дочка». Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Савельич.

14.10


ТЛ. Реализм


14

А.С.ПУШКИН. «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел в романе. Образ Пугачева.

Роль эпиграфов.

18.10



15

РР 2. Подготовка к контрольному сочинению

21.10



16

Контрольное сочинение

25.10



17

ВЧ 1. Л.Н. Толстой «Утро помещика».

28.10


Тетрадь


II четверть





2.2. М.Ю. Лермонтов. Л.Н. Толстой. Поэзия второй половины XIX века (18 ч.)

18

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Годы учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Родина»

08.11


Наизусть «Родина»

19

«Мцыри». Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев.

11.11


ТЛ. Реализм. Понятия о поэме.

20

«Мцыри». Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма.

15.11


Наизусть

21

Развернутый ответ на проблемный вопрос

18.11


ТЛ. Драма. Диалог и монолог, гипербола

22

Н. В. ГОГОЛЬ. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории. «Ревизор». История создания и история постановки комедии.

22.11



23

Н. В. ГОГОЛЬ. «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества.

25.11


ТЛ. Комедия. Сатира и юмор.

24

Н. В. ГОГОЛЬ. «Ревизор». Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы.

29.11


Тетрадь

25

Н. В. ГОГОЛЬ. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление.

02.12



26

Контрольное сочинение

06.12



27

Н. В. ГОГОЛЬ «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Противостояние мелкого чиновника бездушию общества.

09.12



28

Л.Н. Толстой. «После бала» — казанский эпизод из жизни брата писателя. Реальная основа рассказа.

13.12



29

«После бала». Особенности сюжета и композиции рассказа. Нравственность в основе поступков героя.

16.12



30

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

20.12



31

ВЧ 2. Михаил Андреевич ОСОРГИН. «Пенсне».

23.12



32

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь» или «Медведь на воеводстве». Сатирическое изображение социальных и нравственных пороков общества.

27.12


Тетрадь


III четверть

33

Ф.И. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке, родине и мироздании. Поэзия

10.01


Наизусть

34

А.А. Фет «Шепот, робкое дыханье», «Я тебе ничего не скажу...» Поэзия АА. Фета как выражение красоты и идеала.

13.01


Наизусть

35

РР 3. Выразительное чтение наизусть стихотворных текстов.

17.01



Тема 3. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

3.1 Проза и поэзия 1п. ХХ века (8 ч.)




36

ПРОЗА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ. И. С. ШМЕЛЕВ. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

20.01



37

А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

24.01



38

А.И. Куприн. «Куст сирени». Самоотверженность и находчивость главной героини.

27.01


Тетрадь

39

Развернутый ответ на проблемный вопрос

31.01



40

А.А. Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

03.02


Наизусть

41

Н.С. Гумилев. «Слово». Мир

человеческой культуры в творчестве поэта.

07.02


Наизусть

42

М.И. Цветаева. Из цикла «Стихи о Москве». Своеобразие стиля и языка. Особенности образа лирического героя Цветаевой.

10.02


Наизусть

43

Контрольная тестовая работа № 3.

14.02




3.2 Поэзия и проза о Великой Отечественной войне (6 ч.)




44

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. Краткий рассказ о писателе. «Я знаю, никакой моей вины...».

17.02


Наизусть

45

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине.

21.02


Наизусть

46

Новаторский характер Василия Теркина. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы.

24.02



47

В.П. АСТАФЬЕВ. «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени.

28.02


Тетрадь

48

Проза о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов (обзор произведений Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие», В.В. Быков «Сотников», В.О. Богомолов «Иван»).

Инт. 1



49

Контрольное сочинение 3

03.03




3.3. М. Булгаков. Поэзия 2п. ХХ века (6 ч.)




50

М.А.БУЛГАКОВ. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести.

07.03



51

«Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения.

10.03



52

«Собачье сердце». Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства».

14.03



53

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

17.03



54

Поэзия второй половины ХХ века. Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего.

21.03


Наизусть

55

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего.

24.03


Тетрадь


IV четверть





Тема 4. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15 ч.)




56

Вильям ШЕКСПИР «Ромео и Джульетта». Краткая характеристика эпохи Возрождения.

04.04



57

«Вечная» тема любви в трагедии. Трагическая судьба влюблённых в жестоком мире.

07.04



58

«Вечные» образы Ромео и Джульетты в трагедии В. Шекспира

11.04


Наизусть

59

Вильям ШЕКСПИР. Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы.

14.04


Наизусть

60

РР 4. Развёрнутое устное монологическое высказывание о художественном произведении.

18.04



61

Контрольное сочинение

21.04



62

Жан Батист МОЛЬЕР - знаменитый комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве».

28.04


Тетрадь

63

«Мещанин во дворянстве». Особенности комедийной интриги и изображения характеров (герои одной страсти).

02.05



64

Зарубежная романистика ХIХ-ХХвв. (обзор произведений А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс)

Инт. 2



65

Зарубежная романистика ХIХ-ХХвв. (обзор произведений М. Рид, Ж. Верн, Г. Уэллс, Э.М. Ремарк)

05.05



66

ВЧ 3. Джек Лондон «Сердца трёх»

12.05



67

Контрольная тестовая работа № 4.

16.05



68

ВЧ 4. А.Н. и Б.Н. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Обитаемый остров»

19.05



69

Повторение изученного материала.

23.05



70

Итоговый урок

26.05


Тетрадь







Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. «Во глубине сибирских руд». «Я помню чудное мгновенье». «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). «Капитанская дочка» (отрывок по выбору учителя).

М.Ю. Лермонтов. «Родина». «Мцыри» (отрывок по выбору обучающихся).

Н.В. Гоголь. «Ревизор» (один монолог по выбору обучающихся).

Ф.И. Тютчев. 2 стихотворения (по выбору обучающихся)

А.А. Фет. «Шепот, робкое дыханье», «Я тебе ничего не скажу...»

А.А. Блок «Россия»

Н.С. Гумилев. «Слово»

М.И. Цветаева. «Москве»

А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины», «Василий Теркин» (отрывок по выбору обучающихся)

Одно-два стихотворения русских поэтов второй половины ХХ века.

Шекспир В. Сонет (по выбору учителя). «Ромео и Джульетта» (один монолог по выбору обучающихся).

Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).

Основные виды устной и письменной речи обучающихся 8 класса

  • осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • выразительное чтение произведений, в том числе драматических, с соблюдением норм литературного произношения;

  • различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с комментарием, с творческим заданием);

  • устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • развернутые устные монологические высказывания и участие в обсуждении художественного произведения;

  • составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;

  • различные высказывания с использованием выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • участие в инсценировке драматического художественного произведения;

  • устная и письменная характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) изучаемого произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • составление собственного устного или письменного высказывания на литературную тему;

  • устный и письменный отзыв (рецензия) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;

  • устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 8 класса

Обучающиеся должны знать:

  • авторов, названия прочитанных произведений;

  • сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

  • идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;

  • характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;

  • тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;

  • основные признаки изученных теоретических понятий: лирика, эпос и драма как роды литературы, трагедия, комедия, вечные образы, монолог, диалог, лирический герой, сатира, гротеск, подтекст, образ повествователя.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно, осознанно, бегло и выразительно читать художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;

  • раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;

  • выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • различать лирические, эпические и драматические произведения, аргументировать принадлежность произведений литературы к определённому жанру;

  • обосновывать смысл названия произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) произведения;

  • составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения,

  • составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев;

  • сравнивать художественное произведение с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;

  • участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;

  • высказывать собственное суждение о популярности или актуальности изученного художественного произведения в наши дни;

  • готовить сообщение, доклад на заданную тему, используя рассказ учителя, статьи учебника, самостоятельно подобранные дополнительные источники;

  • давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме по мотивам литературного произведения;

  • готовить письменное сочинение-рассуждение на литературную тему проблемного характера по изученному произведению.







Учебно-методическая литература

  1. Сборник ценностно–деятельностных задач. Литература. 5–11 классы / сост. Данилова И.Н., Болгаров М.В., Бондаренко А.Ю., Филиппская Е.М., Бережная Н.В., Дейна Н.А., Дейнеко С.В., Ельникова И.А., Журавлева А.Ю., Зятьева И.А., Истомина А.Ю., Кайдаш Н.Н., Криворучко А.В., Лихтанская Т.Е., Ржесик С.А. // под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2017. – 270 с.


  1. Литература родного края: Хрестоматия. 5–11 классы / сост.: Король Г.Н., Мельникова Л.В., Коняшина Н.А., Пеньков В.Н., Верланова Т.А. – Донецк: Истоки, 2017. – 458 с.


  1. Литература. Сборник авторских программ (факультативные курсы, спецкурсы, элективные курсы, курсы по выбору, кружковая работа): для общеобразоват. организаций: 5-11 кл. Под общей редакцией Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2019. – 100 с.


  1. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для обучающихся «Книжное путешествие»: для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть I. – Донецк: Истоки, 2020. – 116 с.


  1. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для обучающихся «Книжное путешествие»: для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть II. – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.


  1. Литература родного края. Учебное пособие. 8 класс / сост. Король Г.Н., Пеньков В.Н., Чёрная Г.Л., Савченко Е.А. – Донецк: Истоки, 2020. – 165 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!