СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 11 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 11 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 11 класса разработана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы

Цель данной программы - воспитание грамотного компетентного читателя, создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения.

Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

- обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;

- сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру обучающихся;

- обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;

- развивать умение работать с различными источниками информации;

- обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста;

- развивать функциональную грамотность (способность обучающихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);

- развивать творческие и познавательные способности;

- развивать чувство языка, навыки связной речи, речевую культуру.

Планируемые предметные результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


— самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;

— предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов;

- быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;

— быть способным к рефлексии, саморегулированию интеллектуальной и эмоциональной сферы;

— определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;

— работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

— быть способным к осмыслению любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;

— понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией;

— понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению, самосозиданию:

— быть патриотом; умея идентифицировать себя по национальности, уважать национальную самобытность представителей других наций; понимать национальное многообразие своей родной страны России как её величайшую ценность.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;

- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа или анализа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.

- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

Познавательные УУД:

- Пользоваться в практической деятельности литературоведческими терминами.

- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические).

- Составлять цитатный план для пересказа художественного произведения.

- Выполнять задания творческого характера (сочинение, рецензия на художественное произведение)

Коммуникативные УУД:

- владеть ораторскими умениями, приёмами публичного выступления, уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

- быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в паре или группе;

- быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;

- полемизировать, защищать собственную точку зрения в рамках толерантных отношений.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) в познавательной сфере:

— читать на высоком техническом уровне;

— использовать текст изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;

— понимать ключевые проблемы изученных произведений;

— понимать связь изученных произведений с эпохой их написания, выявлять вневременное значение;

— уметь анализировать литературное произведение (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);

— определять в произведении элементы сюжета, композиции;

— понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— читать научно-популярные и художественные тексты;

— владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

— приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;

— формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;

— интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;

— уметь характеризовать темы (вечные, национальные,

исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.);

3) в коммуникативной сфере:

— осмысленно читать и адекватно воспринимать

прочитанное;

— пересказывать прозаический текст с использованием образных средств языка и цитированием;

— отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

— создавать устные монологические высказывания разного типа;

— создавать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;

— создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы;

— писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5—10 предложений), так и развернутое сочинение; писать и защищать рефераты;

4) в эстетической сфере:

— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

— формировать эстетический вкус;

— развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;

— понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

Формы организации учебных занятий: программа предусматривает моделирование уроков с позиции личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов: уроки открытия нового знания, уроки закрепления, уроки повторения и обобщения, уроки контроля (викторина, тест, сочинение).

Виды учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни в 2 частях/ С.А Зинин, В. А. Чалмаев – 3-е изд – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2021.

Данная программа рассчитана на 108 часов (3 часа в неделю).

Содержание программы учебного курса

«Литература». 11 класс


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Введение

Литература XX века и история

Русская литература начала XX века

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Писатели-реалисты начала XX века

И.А. Бунин

Биография писателя. «Антоновские яблоки» - лирическая новелла воспоминаний. Раздумья о судьбах России. Повесть «Деревня». Тема одиночества в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Эпитафия ускользающей красоте в рассказе «Лёгкое дыхание». «Чистый понедельник». История духовного преображения.

М.Горький

Максим Горький. Путь в литературу. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» - романтические рассказы-легенды. Повесть «Фома Гордеев»: голос правды в мире наживы. Спор о нравственном восхождении человека в пьесе «На дне».

А.И. Куприн

Жизненный и творческий путь А.И. Куприна. Повесть «Олеся» - история расцвета и крушения «природной личности». Поединок, в котором все проиграли. «Гранатовый браслет» - печальная красота неразделённой любви.

Л.Н. Андреев

Жизненный и творческий путь Л.Н. Андреева. Рассказы «Баргамот и Гараська», «Ангелочек». Ранняя проза Л.Н. Андреева. Рассказ «Первый гонорар» как программа неореализма Л.Н. Андреева. «Жизнь Василия Фивейского» - повесть о «горделивом попе». Повесть «Иуда Искариот».

У литературной карты России

    Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского.

«Серебряный век» русской поэзии

      Основные черты символизма.

Символизм и русские поэты-символисты

А.А. Блок

Жизнь и творчество А.А. Блока. Любовная лирика А.А. Блока. Тема и идея поэмы «Двенадцать». Кризис символизма. Иннокентий Анненский. Акмеизм и футуризм. Новокрестьянские поэты. Н. А. Клюев.

Н.С. Гумилев

Жизнь и творчество Н.С. Гумилёва. Ранняя поэзия Н.С. Гумилёва. «Заблудившийся трамвай» - полёт через эпохи.

А.А. Ахматова

Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Любовная лирика А.А. Ахматовой. Стихи периода революции. «Реквием» - скорбная летопись утрат.

М.И. Цветаева

Вехи трагической жизни М.И. Цветаевой. Тема дома и России в поэзии М.И. Цветаевой. Сочинение по теме «Поэты серебряного века».

У литературной карты России

     Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина, АВ.К. рсеньева

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

   Тема Родины и революции в произведениях Д. Фурманова, А. Фадеева, И. Бабеля. Развитие жанра антиутопии в 20-е годы. Юмор и сатира в рассказах М.М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова.

В.В. Маяковский

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Дооктябрьское творчество поэта. «Облако в штанах». Особенности любовной лирики Маяковского. Смысл поэмы «Про это».


С.А. Есенин

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Тема революции в творчестве С.А. Есенина. Поэма «Анна Снегина».

Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов

Особенности лирической поэзии М.А. Светлова, М.В. Исаковского. Тема коллективизации в литературе. Эмигрантская ветвь русской литературы. Историзм А.Н. Толстого в романе «Пётр Первый».

М.А. Шолохов

Жизненный путь М.А. Шолохова. «Донские рассказы» - новеллистический пролог «Тихого Дона». История создания романа «Тихий Дон». Художественное своеобразие. Идея Дома, святости семейного очага Пантелея Прокофьевича. Женские и мужские образы в романе «Тихий Дон».

У литературной карты России

       Обзор творчества Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова

М.А. Булгаков

Жизненный путь М.А. Булгакова. Тема революции в повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Тема Дома и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». История создания, жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Б.Л. Пастернак

   

Жизнь и творчество Б. Пастернака. Своеобразие лирики Пастернака. Анализ стихотворений. Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».

А.П. Платонов

Слово об А. Платонове. Рассказы Платонова разных лет. Темы, сюжет, композиция повести «Котлован».

В.В. Набоков

Биография и творческий путь Набокова. Лирика В.В. Набокова. Начало бездорожья в романе «Машенька».

Литература периода Великой Отечественной войны

 Публицистика времён войны: И. Эренбург, А. Толстой. Основные мотивы лирики военных лет. Проза о войне 1941-1945гг.

А.Т. Твардовский

     Творческая биография А.Т. Твардовского. Лирика.

Н.А.Заболоцкий

Н.А. Заболоцкий «Душа обязана трудиться…». Анализ стихотворений.

Литературный процесс 50 — 80-х годов

40-50-е гг 20 века – осмысление Великой победы (В.П. Некрасов, Л.М. Леонов). Литература периода «оттепели». «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов. Деревенская проза. Городская проза. Историческая романтика и авторская песня.

Н.М. Рубцов

Главный смысл духовного пути Н.М. Рубцова. Есенинские традиции в лирике поэта.

В.М. Шукшин

    В.М. Шукшин. Путь в большую литературу. Шукшинские «чудики». Обзор рассказов.

В.П. Астафьев

Жизнь и творчество В.П. Астафьева. «Царь-рыба». Природа и человек в произведениях писателя. Анализ отдельных эпизодов повести «Последний поклон» В. Астафьева. Обзор повести «Пастух и пастушка» и романа «Прокляты и убиты».

В.Г. Распутин

Жизненный путь В.Г. Распутина. Повесть «Живи и помни». Нравственные уроки повести В.Г. Распутина «Последний срок». Деревенская проза. Повесть «Прощание с Матёрой».

А.И. Солженицын

Жизнь и творчество А.И. Солженицына. «Лагерные университеты». Тип героя-праведника в повести «Один день Ивана Денисовича». Обзор рассказа «Матрёнин двор».

Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов

Реалистическая проза. Поэзия и судьба Иосифа Бродского.

Календарно-тематическое планирование по литературе

(11 класс)

Учебник: Зинин С.А., ЧалмаевВ.А. в 2 ч.

3 часа в неделю, за год – 108 часов.


п/п

Тема урока.

Кол-во час.

Дата по плану

Дата факт.


Введение.

1



1

Литература XX века и история.

1




Русская литература начала XX века.




2

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве.

1



3

Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого

1



4

Достижения русского реализма в творчестве А.П. Чехова

1




Писатели-реалисты начала XX века.





И.А. Бунин




5

И.А. Бунин. Биография писателя.

1



6

«Антоновские яблоки» - лирическая новелла воспоминаний.

1



7

Раздумья о судьбах России. Повесть «Деревня».

1



8

Тема одиночества в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1



9

Эпитафия ускользающей красоте в рассказе «Лёгкое дыхание».

1



10

«Чистый понедельник». История духовного преображения.

1




М. Горький




11

Максим Горький. Путь в литературу.

1



12

«Макар Чудра», «Старуха Изергиль» - романтические рассказы-легенды.

1



13

Повесть «Фома Гордеев»: голос правды в мире наживы.

1



14

Спор о нравственном восхождении человека в пьесе «На дне».

1




А.И. Куприн




15

Жизненный и творческий путь А.И. Куприна.

1



16

Повесть «Олеся» - история расцвета и крушения «природной личности».

1



17

Поединок, в котором все проиграли.

1



18

«Гранатовый браслет» - печальная красота неразделённой любви.

1




Л.Н. Андреев




19

Жизненный и творческий путь Л.Н. Андреева.

1



20

Рассказы «Баргамот и Гараська», «Ангелочек».

1



21

Ранняя проза Л.Н. Андреева.

1



22

Рассказ «Первый гонорар» как программа неореализма Л.Н. Андреева.

1



23

«Жизнь Василия Фивейского» - повесть о «горделивом попе».

1



24

Повесть «Иуда Искариот».

1




У литературной карты России




25

А.П. Чапыгин, В.Я. Шишков, С.Н. Сергеев-Ценский. Обзор творчества.

1




«Серебряный век» русской поэзии.




26

Основные черты символизма.

1




А.А. Блок




27

Жизнь и творчество А.А. Блока.

1



28

Любовная лирика А.А. Блока.

1



29

Тема и идея поэмы «Двенадцать».

1



30

Кризис символизма. Иннокентий Анненский.

1



31

Акмеизм и футуризм.

1



32

Новокрестьянские поэты. Н. А. Клюев.

1




Н.С. Гумилёв




33

Жизнь и творчество Н.С. Гумилёва.

1



34

Ранняя поэзия Н.С. Гумилёва.

1



35

«Заблудившийся трамвай» - полёт через эпохи.

1




А.А. Ахматова




36

Жизнь и творчество А.А. Ахматовой.

1



37

Любовная лирика А.А. Ахматовой.

1



38

Стихи периода революции.

1



39

«Реквием» - скорбная летопись утрат.

1




М.И. Цветаева




40

Вехи трагической жизни М.И. Цветаевой.

1



41

Тема дома и России в поэзии М.И. Цветаевой.

1



42

М.М. Пришвин, М.А. Волошин, В.К. Арсеньев. Обзор творчества.

1



43-44

Сочинение по теме «Поэты серебряного века»

2




Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов




45

Тема Родины и революции в произведениях Д. Фурманова, А. Фадеева, И. Бабеля.

1



46

Развитие жанра антиутопии в 20-е годы

1



47

Юмор и сатира в рассказах М.М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова.

1




В.В. Маяковский




48

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.

1



49

Дооктябрьское творчество поэта. «Облако в штанах».

1



50

Особенности любовной лирики Маяковского.

1



51

Смысл поэмы «Про это».

1




С.А. Есенин




52

С.А. Есенин. Жизнь и творчество.

1



53

Тема революции в творчестве С.А. Есенина.

1



54

Поэма «Анна Снегина».

1




Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов




55

Особенности лирической поэзии М.А. Светлова, М.В. Исаковского.

1



56

Тема коллективизации в литературе.

1



57

Эмигрантская ветвь русской литературы.

1



58

Историзм А.Н. Толстого в романе «Пётр Первый».

1




М.А. Шолохов




59

Жизненный путь М.А. Шолохова.

1



60

«Донские рассказы» - новеллистический пролог «Тихого Дона».

1



61

История создания романа «Тихий Дон». Художественное своеобразие.

1



62

Идея Дома, святости семейного очага Пантелея Прокофьевича.

1



63

Женские и мужские образы в романе «Тихий Дон».

1



64

С.Н. Марков, Б.В. Шергин, А.А. Прокофьев. Обзор творчества.

1




М.А. Булгаков




65

Жизненный путь М.А. Булгакова.

1



66

Тема революции в повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

1



67

Тема Дома и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

1



68

История создания, жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

1



69

Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

1



70

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».

1



71-72

Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2




Б. Пастернак




73

Жизнь и творчество Б. Пастернака

1



74

Своеобразие лирики Пастернака. Анализ стихотворений.

1



75

Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».

1




А. Платонов




76

Слово об А. Платонове. Рассказы Платонова разных лет.

1



77

Темы, сюжет, композиция повести «Котлован»

1




В.В. Набоков




78

Биография и творческий путь Набокова

1



79

Лирика В.В. Набокова.

1



80

Начало бездорожья в романе «Машенька».

1




Литература периода Великой Отечественной войны




81

Публицистика времён войны: И. Эренбург, А. Толстой.

1



82

Основные мотивы лирики военных лет.

1



83

Проза о войне 1941-1945гг

1



84

Творческая биография А.Т. Твардовского. Лирика.

1



85

Н.А. Заболоцкий «Душа обязана трудиться…». Анализ стихотворений.

1




Литературный процесс 50-80-х годов




86

40-50-е гг 20 века – осмысление Великой победы (В.П. Некрасов, Л.М. Леонов)

1



87

Литература периода «оттепели».

1



88

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов.

1



89

Деревенская проза. Городская проза.

1



90

Историческая романтика и авторская песня.

1




М.В. Шукшин




91

В.М. Шукшин. Путь в большую литературу.

1



92

Шукшинские «чудики». Обзор рассказов.

1




Н.М. Рубцов




93

Главный смысл духовного пути Н.М. Рубцова

1



94

Есенинские традиции в лирике поэта.

1




В.П. Астафьев




95

Жизнь и творчество В.П. Астафьева.

1



96

«Царь-рыба». Природа и человек в произведениях писателя.

1



97

Анализ отдельных эпизодов повести «Последний поклон» В. Астафьева.

1



98

Обзор повести «Пастух и пастушка» и романа «Прокляты и убиты».

1




В.Г. Распутин




99

Жизненный путь В.Г. Распутина. Повесть «Живи и помни».

1



100

Нравственные уроки повести В.Г. Распутина «Последний срок».

1



101

Деревенская проза. Повесть «Прощание с Матёрой».

1




А.И. Солженицын




102

Жизнь и творчество А.И. Солженицына. «Лагерные университеты»

1



103

Тип героя-праведника в повести «Один день Ивана Денисовича».

1



104

Обзор рассказа «Матрёнин двор».

1




Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов




105

Реалистическая проза.

1



106

Поэзия и судьба Иосифа Бродского.

1



107

Промежуточная итоговая аттестация. Тест по теме «Литература XXвека»

1



108

Анализ тестирования. Подведение итогов.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!