Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 11 класса разработана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы
Цель данной программы - воспитание грамотного компетентного читателя, создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения.
Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
- обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
- сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру обучающихся;
- обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;
- развивать умение работать с различными источниками информации;
- обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста;
- развивать функциональную грамотность (способность обучающихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);
- развивать творческие и познавательные способности;
- развивать чувство языка, навыки связной речи, речевую культуру.
Планируемые предметные результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;
— предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов;
- быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;
— быть способным к рефлексии, саморегулированию интеллектуальной и эмоциональной сферы;
— определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;
— работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
— быть способным к осмыслению любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
— понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией;
— понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению, самосозиданию:
— быть патриотом; умея идентифицировать себя по национальности, уважать национальную самобытность представителей других наций; понимать национальное многообразие своей родной страны России как её величайшую ценность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа или анализа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию.
Познавательные УУД:
- Пользоваться в практической деятельности литературоведческими терминами.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические).
- Составлять цитатный план для пересказа художественного произведения.
- Выполнять задания творческого характера (сочинение, рецензия на художественное произведение)
Коммуникативные УУД:
- владеть ораторскими умениями, приёмами публичного выступления, уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
- быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в паре или группе;
- быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;
- полемизировать, защищать собственную точку зрения в рамках толерантных отношений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) в познавательной сфере:
— читать на высоком техническом уровне;
— использовать текст изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;
— понимать ключевые проблемы изученных произведений;
— понимать связь изученных произведений с эпохой их написания, выявлять вневременное значение;
— уметь анализировать литературное произведение (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);
— определять в произведении элементы сюжета, композиции;
— понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
— читать научно-популярные и художественные тексты;
— владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
— приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;
— формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;
— интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;
— уметь характеризовать темы (вечные, национальные,
исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.);
3) в коммуникативной сфере:
— осмысленно читать и адекватно воспринимать
прочитанное;
— пересказывать прозаический текст с использованием образных средств языка и цитированием;
— отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
— создавать устные монологические высказывания разного типа;
— создавать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;
— создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы;
— писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5—10 предложений), так и развернутое сочинение; писать и защищать рефераты;
4) в эстетической сфере:
— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
— формировать эстетический вкус;
— развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции;
— понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Формы организации учебных занятий: программа предусматривает моделирование уроков с позиции личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов: уроки открытия нового знания, уроки закрепления, уроки повторения и обобщения, уроки контроля (викторина, тест, сочинение).
Виды учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни в 2 частях/ С.А Зинин, В. А. Чалмаев – 3-е изд – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2021.
Данная программа рассчитана на 108 часов (3 часа в неделю).
Содержание программы учебного курса
«Литература». 11 класс
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Введение
Литература XX века и история
Русская литература начала XX века
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
Писатели-реалисты начала XX века
И.А. Бунин
Биография писателя. «Антоновские яблоки» - лирическая новелла воспоминаний. Раздумья о судьбах России. Повесть «Деревня». Тема одиночества в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Эпитафия ускользающей красоте в рассказе «Лёгкое дыхание». «Чистый понедельник». История духовного преображения.
М.Горький
Максим Горький. Путь в литературу. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» - романтические рассказы-легенды. Повесть «Фома Гордеев»: голос правды в мире наживы. Спор о нравственном восхождении человека в пьесе «На дне».
А.И. Куприн
Жизненный и творческий путь А.И. Куприна. Повесть «Олеся» - история расцвета и крушения «природной личности». Поединок, в котором все проиграли. «Гранатовый браслет» - печальная красота неразделённой любви.
Л.Н. Андреев
Жизненный и творческий путь Л.Н. Андреева. Рассказы «Баргамот и Гараська», «Ангелочек». Ранняя проза Л.Н. Андреева. Рассказ «Первый гонорар» как программа неореализма Л.Н. Андреева. «Жизнь Василия Фивейского» - повесть о «горделивом попе». Повесть «Иуда Искариот».
У литературной карты России
Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского.
«Серебряный век» русской поэзии
Основные черты символизма.
Символизм и русские поэты-символисты
А.А. Блок
Жизнь и творчество А.А. Блока. Любовная лирика А.А. Блока. Тема и идея поэмы «Двенадцать». Кризис символизма. Иннокентий Анненский. Акмеизм и футуризм. Новокрестьянские поэты. Н. А. Клюев.
Н.С. Гумилев
Жизнь и творчество Н.С. Гумилёва. Ранняя поэзия Н.С. Гумилёва. «Заблудившийся трамвай» - полёт через эпохи.
А.А. Ахматова
Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Любовная лирика А.А. Ахматовой. Стихи периода революции. «Реквием» - скорбная летопись утрат.
М.И. Цветаева
Вехи трагической жизни М.И. Цветаевой. Тема дома и России в поэзии М.И. Цветаевой. Сочинение по теме «Поэты серебряного века».
У литературной карты России
Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина, АВ.К. рсеньева
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов
Тема Родины и революции в произведениях Д. Фурманова, А. Фадеева, И. Бабеля. Развитие жанра антиутопии в 20-е годы. Юмор и сатира в рассказах М.М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова.
В.В. Маяковский
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Дооктябрьское творчество поэта. «Облако в штанах». Особенности любовной лирики Маяковского. Смысл поэмы «Про это».
С.А. Есенин
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Тема революции в творчестве С.А. Есенина. Поэма «Анна Снегина».
Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов
Особенности лирической поэзии М.А. Светлова, М.В. Исаковского. Тема коллективизации в литературе. Эмигрантская ветвь русской литературы. Историзм А.Н. Толстого в романе «Пётр Первый».
М.А. Шолохов
Жизненный путь М.А. Шолохова. «Донские рассказы» - новеллистический пролог «Тихого Дона». История создания романа «Тихий Дон». Художественное своеобразие. Идея Дома, святости семейного очага Пантелея Прокофьевича. Женские и мужские образы в романе «Тихий Дон».
У литературной карты России
Обзор творчества Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова
М.А. Булгаков
Жизненный путь М.А. Булгакова. Тема революции в повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Тема Дома и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». История создания, жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Б.Л. Пастернак
Жизнь и творчество Б. Пастернака. Своеобразие лирики Пастернака. Анализ стихотворений. Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».
А.П. Платонов
Слово об А. Платонове. Рассказы Платонова разных лет. Темы, сюжет, композиция повести «Котлован».
В.В. Набоков
Биография и творческий путь Набокова. Лирика В.В. Набокова. Начало бездорожья в романе «Машенька».
Литература периода Великой Отечественной войны
Публицистика времён войны: И. Эренбург, А. Толстой. Основные мотивы лирики военных лет. Проза о войне 1941-1945гг.
А.Т. Твардовский
Творческая биография А.Т. Твардовского. Лирика.
Н.А.Заболоцкий
Н.А. Заболоцкий «Душа обязана трудиться…». Анализ стихотворений.
Литературный процесс 50 — 80-х годов
40-50-е гг 20 века – осмысление Великой победы (В.П. Некрасов, Л.М. Леонов). Литература периода «оттепели». «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов. Деревенская проза. Городская проза. Историческая романтика и авторская песня.
Н.М. Рубцов
Главный смысл духовного пути Н.М. Рубцова. Есенинские традиции в лирике поэта.
В.М. Шукшин
В.М. Шукшин. Путь в большую литературу. Шукшинские «чудики». Обзор рассказов.
В.П. Астафьев
Жизнь и творчество В.П. Астафьева. «Царь-рыба». Природа и человек в произведениях писателя. Анализ отдельных эпизодов повести «Последний поклон» В. Астафьева. Обзор повести «Пастух и пастушка» и романа «Прокляты и убиты».
В.Г. Распутин
Жизненный путь В.Г. Распутина. Повесть «Живи и помни». Нравственные уроки повести В.Г. Распутина «Последний срок». Деревенская проза. Повесть «Прощание с Матёрой».
А.И. Солженицын
Жизнь и творчество А.И. Солженицына. «Лагерные университеты». Тип героя-праведника в повести «Один день Ивана Денисовича». Обзор рассказа «Матрёнин двор».
Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов
Реалистическая проза. Поэзия и судьба Иосифа Бродского.
Календарно-тематическое планирование по литературе
(11 класс)
Учебник: Зинин С.А., ЧалмаевВ.А. в 2 ч.
3 часа в неделю, за год – 108 часов.
№ п/п | Тема урока. | Кол-во час. | Дата по плану | Дата факт. |
| Введение. | 1 | | |
1 | Литература XX века и история. | 1 | | |
| Русская литература начала XX века. | | | |
2 | Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. | 1 | | |
3 | Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого | 1 | | |
4 | Достижения русского реализма в творчестве А.П. Чехова | 1 | | |
| Писатели-реалисты начала XX века. | | | |
| И.А. Бунин | | | |
5 | И.А. Бунин. Биография писателя. | 1 | | |
6 | «Антоновские яблоки» - лирическая новелла воспоминаний. | 1 | | |
7 | Раздумья о судьбах России. Повесть «Деревня». | 1 | | |
8 | Тема одиночества в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». | 1 | | |
9 | Эпитафия ускользающей красоте в рассказе «Лёгкое дыхание». | 1 | | |
10 | «Чистый понедельник». История духовного преображения. | 1 | | |
| М. Горький | | | |
11 | Максим Горький. Путь в литературу. | 1 | | |
12 | «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» - романтические рассказы-легенды. | 1 | | |
13 | Повесть «Фома Гордеев»: голос правды в мире наживы. | 1 | | |
14 | Спор о нравственном восхождении человека в пьесе «На дне». | 1 | | |
| А.И. Куприн | | | |
15 | Жизненный и творческий путь А.И. Куприна. | 1 | | |
16 | Повесть «Олеся» - история расцвета и крушения «природной личности». | 1 | | |
17 | Поединок, в котором все проиграли. | 1 | | |
18 | «Гранатовый браслет» - печальная красота неразделённой любви. | 1 | | |
| Л.Н. Андреев | | | |
19 | Жизненный и творческий путь Л.Н. Андреева. | 1 | | |
20 | Рассказы «Баргамот и Гараська», «Ангелочек». | 1 | | |
21 | Ранняя проза Л.Н. Андреева. | 1 | | |
22 | Рассказ «Первый гонорар» как программа неореализма Л.Н. Андреева. | 1 | | |
23 | «Жизнь Василия Фивейского» - повесть о «горделивом попе». | 1 | | |
24 | Повесть «Иуда Искариот». | 1 | | |
| У литературной карты России | | | |
25 | А.П. Чапыгин, В.Я. Шишков, С.Н. Сергеев-Ценский. Обзор творчества. | 1 | | |
| «Серебряный век» русской поэзии. | | | |
26 | Основные черты символизма. | 1 | | |
| А.А. Блок | | | |
27 | Жизнь и творчество А.А. Блока. | 1 | | |
28 | Любовная лирика А.А. Блока. | 1 | | |
29 | Тема и идея поэмы «Двенадцать». | 1 | | |
30 | Кризис символизма. Иннокентий Анненский. | 1 | | |
31 | Акмеизм и футуризм. | 1 | | |
32 | Новокрестьянские поэты. Н. А. Клюев. | 1 | | |
| Н.С. Гумилёв | | | |
33 | Жизнь и творчество Н.С. Гумилёва. | 1 | | |
34 | Ранняя поэзия Н.С. Гумилёва. | 1 | | |
35 | «Заблудившийся трамвай» - полёт через эпохи. | 1 | | |
| А.А. Ахматова | | | |
36 | Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. | 1 | | |
37 | Любовная лирика А.А. Ахматовой. | 1 | | |
38 | Стихи периода революции. | 1 | | |
39 | «Реквием» - скорбная летопись утрат. | 1 | | |
| М.И. Цветаева | | | |
40 | Вехи трагической жизни М.И. Цветаевой. | 1 | | |
41 | Тема дома и России в поэзии М.И. Цветаевой. | 1 | | |
42 | М.М. Пришвин, М.А. Волошин, В.К. Арсеньев. Обзор творчества. | 1 | | |
43-44 | Сочинение по теме «Поэты серебряного века» | 2 | | |
| Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов | | | |
45 | Тема Родины и революции в произведениях Д. Фурманова, А. Фадеева, И. Бабеля. | 1 | | |
46 | Развитие жанра антиутопии в 20-е годы | 1 | | |
47 | Юмор и сатира в рассказах М.М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова. | 1 | | |
| В.В. Маяковский | | | |
48 | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. | 1 | | |
49 | Дооктябрьское творчество поэта. «Облако в штанах». | 1 | | |
50 | Особенности любовной лирики Маяковского. | 1 | | |
51 | Смысл поэмы «Про это». | 1 | | |
| С.А. Есенин | | | |
52 | С.А. Есенин. Жизнь и творчество. | 1 | | |
53 | Тема революции в творчестве С.А. Есенина. | 1 | | |
54 | Поэма «Анна Снегина». | 1 | | |
| Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов | | | |
55 | Особенности лирической поэзии М.А. Светлова, М.В. Исаковского. | 1 | | |
56 | Тема коллективизации в литературе. | 1 | | |
57 | Эмигрантская ветвь русской литературы. | 1 | | |
58 | Историзм А.Н. Толстого в романе «Пётр Первый». | 1 | | |
| М.А. Шолохов | | | |
59 | Жизненный путь М.А. Шолохова. | 1 | | |
60 | «Донские рассказы» - новеллистический пролог «Тихого Дона». | 1 | | |
61 | История создания романа «Тихий Дон». Художественное своеобразие. | 1 | | |
62 | Идея Дома, святости семейного очага Пантелея Прокофьевича. | 1 | | |
63 | Женские и мужские образы в романе «Тихий Дон». | 1 | | |
64 | С.Н. Марков, Б.В. Шергин, А.А. Прокофьев. Обзор творчества. | 1 | | |
| М.А. Булгаков | | | |
65 | Жизненный путь М.А. Булгакова. | 1 | | |
66 | Тема революции в повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце». | 1 | | |
67 | Тема Дома и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». | 1 | | |
68 | История создания, жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». | 1 | | |
69 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита». | 1 | | |
70 | Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». | 1 | | |
71-72 | Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | 2 | | |
| Б. Пастернак | | | |
73 | Жизнь и творчество Б. Пастернака | 1 | | |
74 | Своеобразие лирики Пастернака. Анализ стихотворений. | 1 | | |
75 | Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго». | 1 | | |
| А. Платонов | | | |
76 | Слово об А. Платонове. Рассказы Платонова разных лет. | 1 | | |
77 | Темы, сюжет, композиция повести «Котлован» | 1 | | |
| В.В. Набоков | | | |
78 | Биография и творческий путь Набокова | 1 | | |
79 | Лирика В.В. Набокова. | 1 | | |
80 | Начало бездорожья в романе «Машенька». | 1 | | |
| Литература периода Великой Отечественной войны | | | |
81 | Публицистика времён войны: И. Эренбург, А. Толстой. | 1 | | |
82 | Основные мотивы лирики военных лет. | 1 | | |
83 | Проза о войне 1941-1945гг | 1 | | |
84 | Творческая биография А.Т. Твардовского. Лирика. | 1 | | |
85 | Н.А. Заболоцкий «Душа обязана трудиться…». Анализ стихотворений. | 1 | | |
| Литературный процесс 50-80-х годов | | | |
86 | 40-50-е гг 20 века – осмысление Великой победы (В.П. Некрасов, Л.М. Леонов) | 1 | | |
87 | Литература периода «оттепели». | 1 | | |
88 | «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов. | 1 | | |
89 | Деревенская проза. Городская проза. | 1 | | |
90 | Историческая романтика и авторская песня. | 1 | | |
| М.В. Шукшин | | | |
91 | В.М. Шукшин. Путь в большую литературу. | 1 | | |
92 | Шукшинские «чудики». Обзор рассказов. | 1 | | |
| Н.М. Рубцов | | | |
93 | Главный смысл духовного пути Н.М. Рубцова | 1 | | |
94 | Есенинские традиции в лирике поэта. | 1 | | |
| В.П. Астафьев | | | |
95 | Жизнь и творчество В.П. Астафьева. | 1 | | |
96 | «Царь-рыба». Природа и человек в произведениях писателя. | 1 | | |
97 | Анализ отдельных эпизодов повести «Последний поклон» В. Астафьева. | 1 | | |
98 | Обзор повести «Пастух и пастушка» и романа «Прокляты и убиты». | 1 | | |
| В.Г. Распутин | | | |
99 | Жизненный путь В.Г. Распутина. Повесть «Живи и помни». | 1 | | |
100 | Нравственные уроки повести В.Г. Распутина «Последний срок». | 1 | | |
101 | Деревенская проза. Повесть «Прощание с Матёрой». | 1 | | |
| А.И. Солженицын | | | |
102 | Жизнь и творчество А.И. Солженицына. «Лагерные университеты» | 1 | | |
103 | Тип героя-праведника в повести «Один день Ивана Денисовича». | 1 | | |
104 | Обзор рассказа «Матрёнин двор». | 1 | | |
| Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов | | | |
105 | Реалистическая проза. | 1 | | |
106 | Поэзия и судьба Иосифа Бродского. | 1 | | |
107 | Промежуточная итоговая аттестация. Тест по теме «Литература XXвека» | 1 | | |
108 | Анализ тестирования. Подведение итогов. | 1 | | |