СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса по программе Беленького на 2016-2017 уч. г. (по ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 5 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Козловская средняя общеобразовательная школа



«Рассмотрено»

На заседании МО учителей

русского языка и литературы

Протокол №_____от

«____»_____________20___г

Руководитель МО

_________ Манькова Т.Н.



«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________ Мерзликина Г.В


«_____»____________20____г

«Утверждаю»

Приказ №_____

от «_____» __________20__г

Директор школы


_________ Щербатых А.И.










Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

для 5 класса










Состав ил: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Ряховская Марина Борисовна















2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основе:

- Содержания образовательного стандарта основного общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности с Примерными программами для начального общего образования;

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Авторской про­граммы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г. И. Беленького к учебнику-хрестоматии для 5 кл. в 2- х частях [авт.-сост:. М. А. Снежневская, О. М. Хренова, Э. Э. Кац] под редакцией Г. И. Беленького. – 15 изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013 г. в соответствии с основными по­ложениями ФГОС нового поколения.

-УМК по литературе для 5-9 классов под редакцией члена-корреспондента РАО профессора Г. И. Беленького, выдержавший многолетнюю проверку школьной практикой, модернизирован с учётом требований ФГОС и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

- Учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2016 – 2017 учебный год

Учебники ориентированы на достижение учащимися реальных результатов в литературном образовании, эмоционально-ценностной творческой деятельности, общекультурном развитии; создают основу для изучения литературы в старшей школе.

В учебник-хрестоматию включены произведения в соответствии с учебной программой и стандартами по литературе для школ с русским языком обучения.

Материал построен по жанрово-тематическому и хронологическому принципам. В задания вводятся вопросы сравнительного характера, которые помогут учащимся анализировать текст. Отвечая на вопросы, ребята смогут решить и собственные нравственно-психологические проблемы.

Отличительной особенностью УМК является сочетание литературоведческого и психолого-педагогического, «человековедческого» подходов к школьному изучению литературы: чтение и освоение художественных произведений органически связывается с работой по формированию духовно-нравственного мира школьников. Учитывается эстетическая ценность, обучающий и развивающий потенциал, возрастная доступность и актуальность художественных текстов.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение основных целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных ис­точников обогащения речи учащихся, формирования их рече­вой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию уча­щимися эстетической функции слова, овладению ими стили­стически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искус­ства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

В  5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы. Пятиклассники уже имеют определенный запас читательских впечатлений. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта. Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными формальными признаками. Подробно рассматриваются жанры басни и литературной сказки. Основное внимание уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания.

Пятиклассники активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на занятиях с ними важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсцени­рованию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художе­ственного произведения и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащихся. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

В программу включены произведения устного народного творчества и литературы 19-20 веков, причем, не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи…», «сравни…», «найди…». Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух, про себя, классному и домашнему.

Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрическо­го, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса 5 класса включает в себя про­изведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, ве­ликодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из веду­щих проблем, в 5 классе — внимание к книге.

В разделах программы даются: перечень про­изведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.

Описание Места учебного предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5 классе 3 учебных часа в неделю, всего 105 уроков в год.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В Примерной программе для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы по литературе.

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

  • потребность в самовыражении через слово;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты состоят в следующем:

В познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней

В коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы

В эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведен.

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Содержание тем учебного предмета

1. Введение

О художественной литературе и чтении. Художественная литература как учебный предмет.

Цель: сформировать умения работать с книгой; дать представление об отличии художественной литературы от научной; выделять специфику художественной литературы и содержание.

2. Мифы

Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед. О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Подвиги Геракла. Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Особенности стихотворной речи поэмы.

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа

Для самостоятельного чтения Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; В. В. Смирно­ва. «Герои Эллады».

Цель: познакомить учащихся с понятием «мифы», происхождением, особенностями содержания и художественным своеобразием мифов; выработать умение работать с книгой. Находить отличительные особенности мифа и фольклора. Особенности жизни и творчества собирателя мифов Древней Греции, герои мифов, основная идея и содержание.

3. Устное народное творчество

Народные сказки

Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бы­товые). Для чтения и бесед «Белая уточка», «Кот и лиса».

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора (загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха. Для чтения и бесед «Петрушка Уксусов». Для самостоятельного чтения (к разделу)

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных ска­зок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

Цель: сформировать умения различать виды народных сказок, создавать жанры фольклора, учитывая специфику их своеобразия.

4. Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от на­родной

А. С. Пушкин. Сведения о жизни поэта. Для чтения и изучения «Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и моти­вы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.

X. К. Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника

Для чтения и изучения «Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение ав­торского отношен. к героям в их портретах.

Е. Л. Шварц. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е. Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е. Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П. П. Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра. Для чтения и бесед «Каменный цветок». Герой сказа Бажова — труженик и ху­дожник.

Для самостоятельного чтения (к разделу)

X. К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла»; Ш. Перро. Сказки

Цель: выработать умения отличать литературную сказку от народной; создавать монологический текст-рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.

5. Басни

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному на­родному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И. А. Крылов. Сведения о жизни баснописца. Для чтения и изучения «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Яг­ненок». Для чтения и бесед «Лжец», «Две Бочки», «Свинья под Дубом», «Осел и Соло­вей», «Кукушка и Петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Петух и Жем­чужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и ви­ноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.

Цель: сформировать навыки на основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста; включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.

6.Человек перед лицом жизненных испытаний

М. Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отече­ственной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и срав­нение.

Для чтения и бесед М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII);

А.С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI—XXXVII. «Как часто в горестной разлуке...»); Д. В. Да­выдов. «Партизан».

В. Кольцов. Сведения о жизни поэта

Для чтения и изучения «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Карти­ны степи, свободного крестьянского труда как выражение воль­ного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливо­сти в стихотворении.

И. С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения «Муму». История создания рассказа. Непримиримое отноше­ние писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудо­любие, широта души, чувство собственного достоинства Гераси­ма, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского от­ношения к героям.

Л. Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кав­казе.

Для чтения и изучения «Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жи­лин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естест­венном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Л. Н. Андреев. Сведения о жизни писателя

Для чтения и изучения «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что — осудить дач­ников.

А. И. Куприн. Сведения о жизни писателя

Для чтения и изучения «Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний об­лик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу)

А. В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка»; А. И. Куп­рин. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л. Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».

Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К. М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов. «Мальчики», «Беглец»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

Цель: формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества. Работать над изложением по произведению, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное. Свободно работать с текстом изученного произведения.

7.Поэзия природы

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патрио­тических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения А. С. Пушкин. «Обвал»; Ф. И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К. Д. Бальмонт. «Где б я ни странство­вал, везде припоминаю...»; Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дым­ке...».

К. Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения «Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гар­монии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя

Для чтения и бесед «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

А. Фет. «Ласточки пропали...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»; А. Н. Майков. «Весна» («Уходи, зима седая!..»), «Вес­на! Выставляется первая рама...», «Осень» (отрывок); К. Г. Паустовский. Рас­сказы (в издании для детей), сборник рассказов. «Летние дни».

Цель: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. Расширить представление о том, какие средства выразительности речи помогают увидеть красоту природы глазами поэта.

8.«Идет война народная, священная война!..»

Для чтения и бесед К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; М. Джалиль. «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов. «Тонкая российская береза...»; Р. Гамзатов. «Журав­ли», А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Цель: дать представление о том, каково было значение поэзии в годы Великой Отечественной войны; формирование оценочного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам персонажей на основе личностных ценностей

9.Рассказы о твоих сверстниках

Ю. П. Казаков. Сведения о жизни писателя

Для чтения и изучения «Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.

В. А. Солоухин. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Мститель».

Рассказ как жанр литературы.

В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. Картины сибирской природы и их нравственный смысл. Художественная зоркость писателя в изображении мира природы

Для самостоятельного чтения Ю. П. Казаков. «Арктур — гончий пес», «Ночь», «Тедди»

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

Кир Булычев. Рассказы, П. Гайдар. «Тимур и его команда»; Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»; Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш», Кир Булычев. Рассказы; А. П. Гайдар. «Тимур и его команда»; Ю. Драгунский. «Девочка на шаре», Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (в изд. для детей); Свифт. «Путешествия Гулливера» (в издании для детей);

Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш»; В. Гюго. «Козетта»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; Р. Брэдбери. «Мальчик-Невидимка»

Цель: формирование познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.

Повторение

Повторение и обобщение изученного. Задания для летнего чтения.

Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по курсу литературы

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)


Введение

1

Определять роль книги в жизни человека

Различать произведения разных жанров и форм

1

О художественной литературе и чтении

1


Мифы

12

Научится различать мифы,

владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, составлять пересказы мифов;

выявлять характерные художественные мифологические приемы

Пересказывать содержание мифа, работать с текстом.

Выразительно читать эпизоды, выделять основную идею и находить отличительн. черты мифа и легенды.

Отвечать на поставленные вопросы по содержанию поэмы, оценивать поступки и поведение героев: определять роль гиперболы как средства создания образа

Выразительно читать масленичные песни, потешки, прибаутки, сказки; рассказывать о праздновании масленицы

2

Мифы.

Мифы Древней Греции

1

3

Олимп

1

4

Орфей и Эвридика

1

5

Пигмалион

1

6

Подвиги Геракла

1

7

Подвиги Геракла

1

8

Гомер. Одиссея

1

9

Гомер. Одиссея

1

10

Мифы древних славян

1

11

Мифы древних славян

1

12

Н. А. Кун «Двенадцать подвигов Геракла»

1

13

Проекты по разделу «Мифы»

1


Устное народное творчество

13

Различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать характерные речевые обороты

Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок

Определять мораль сказки, композиционные части, использовать при высказывании характерные речевые обороты

Выявлять особенности загадок разных видов, развивать творческие способности

Сопоставлять произведения малых жанров, находить художественно-выразительные средства

выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы)

Научиться создавать текст по пословице

14

Народ. сказки. Сказка и миф

1

15

Виды народных сказок

1

16

Сказка «Горшеня»

1

17

Сказка «Белая уточка»

1

18

Русск. народная сказка «Царевна-лягушка»

1

19

В гостях у сказки

1

20

Сочиняем сказку

1

21

Легенда и предание

1

22

Загадки

1

23

Пословицы и поговорки

1

24

О пьесе и народном кукольном театре

1

25

Петрушка Уксусов

1

26

Проект по разделу «УНТ»

1


Сказочные события и герои в литературе

18

Определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки

Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства

Отвечать на поставленные вопросы по содержанию поэмы, оценивать поступки и поведение героев

Дифференцировать двусложные размеры стиха

Видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев. Понимать ценность дружбы и силу любви близких Каю людей.

Понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!” Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям. Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики.

Находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Читать по ролям сказку. пересказывать любимый отрывок. Характеризовать героев и их поступки; сопоставлять героев разных произведений разных авторов

Строить связное высказывание (текст) по нравственной проблематике произведения

Определять нравственный смысл произведения, выразительно читать отрывки из сказки, давать характеристику героя произведения

Выразительно пересказывать фрагменты сказа, давать характеристики героям сказа, выяснять значения диалектных слов. Различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, использовать навыки проектной деятельности. Анализировать текст, составлять план и подбирать материал по теме работы

27

Литературные сказки

1

28

А. С. Пушкин

«Руслан и Людмила»

1

29

Сказочные образы в поэме «Руслан и Людмила

1

30

Пушкин «Руслан и Людмила» Богатство выраз. средст

1

31

О стихотворной речи

1

32

Х. Андерсен – великий сказочник

1

33

Г. Х. Андерсен» Снежная королева»

1

34

Победа любви и дружбы над эгоизмом

1

35

Сказки Андерсена

1

36

«Золушка» Шарля Перро

1

37

«Золушка»

Е.Л. Шварца

1

38

Над чем и почему иронизирует и смеется Шв арц

1

39

О пьесе и театре

1

40

П. П. Бажов. «Каменный цветок»

1

41

Герой сказа Бажова – труженик и художник

1

42

Сказы Бажова

1

43

Литературная сказка и народн

1

44

Защита проекта «Сказочные события и герои в литерат.»

1


Басни

4

Выразит. читать басни по ролям, понимать иносказат. подтекст басен и их мораль. Сопоставлять сюжеты басен разных авторов, находить общее и отличия. Опред. особенности басни, выразит. чит. тексты басен, иллюстрировать произв. Понимать информацию, представленную в баснях, сост. текст с использ. отрыв. из басен

45

И.Крылов. «Волк на псарне»

1

46

«Демьянова уха», «Квартет»

1

47

«Волк и Яг­ненок», «Свинья под дубом»

1

48

Проекты по разделу «Басни»

1


Человек перед лицом жизненных испытаний

31

Определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника

Понимать стихотворный текст и выразительно читать, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки

Выразительно читать стихотворный текст наизусть

Понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения.

Выделять основные факты биографии писателя; выявлять основную проблематику произведения

Словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать свое отношение к героям произведения

Понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи

Определять роль пейзажа в произведении,

роль портрета, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами

Строить связное высказывание (текст)

Понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи

Выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними

Выявлять идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев

Определять композиционно-языковые особенности повествования

Проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов

Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

Характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию.

Сопоставлять по­ступки героев, ис­пользовать срав­нительные характеристики.

49

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

1

50

Тема Отечественной войны 1812 г. в поэзии Лермонтова

1

51

Значение рассказчика-солдата в поэтич. повествов.

1

52

О теме и идее худ. произвед.

1

53

А. В. Кольцов «Косарь»

2

54

55

Кольцов. Стихотворения

1

56

И.С. Тургенев «Муму»

1

57

Непримиримое отношение писателя к угнетению

1

58

Трудолюбие, широта души Герасима

1

59

Роль описаний природы в рас

1

60

Изложение

1

61

Некрасов «Крестьянск. дети»

1

62

Н. А. Некрасов «Школьник»

1

63

Толстой «Кавказский пленник»

1

64

Жилин и Костылин

1

65

Быль как литературный жанр

1

66

Изложение

2

67

68

Сюжет и герои худ. произвед

1

69

Л. Н. Андреев «Кусака»

1

70

Идея ответственного отн. к окружающему миру

1

71

Сочинение

1

72

Андреев. «Петька на даче»

1

73

А. Куприн. «Белый пудель»

1

74

Причина столкновения персонажей в рассказе

1

75

Верность и отвага против эгоизма

1

76

Средства изображен. героев

1

77

Куприн «Чудесный доктор»

1

78

Вн. чт. по разд. «Человек перед лицом жизн. испытаний»

1

79

Внеклассное чт. по разделу

1


Поэзия природы

10

Научится выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, анализировать стихотворения

Сопоставлять поэтические тексты один с другим

Выделять в текстах приём параллелизма и определять его роль

Анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания, выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков

Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

Выделять в описательном тексте ключевые слова и выражения, помогающие отличить этот текст от научных описаний

Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка

80

Пушкин «Обвал», Тютчев «Есть в осени первонач...»

1

81

Майков «Пейзаж», «Ласточки». Бальмонт «Где б я ни странство­вал…»

1

82

Н. И. Рыленков «Всё в тающей дым­ке...»

1

83

Внеклассное чтение по разделу «Поэзия природы»

1

84

Проекты по разделу

1

85

Паустовский «Мещерская сторона» Оч. «Мшары», «Леса»

1

86

Паустовский. Очерк «Луга»

1

87

Оч. «Мой дом», «Бескорыстие»

1

88

Носов «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась»

1

89

Внеклассное чтение по разд.

1


«Идет война народная, священная война!..»

4

Выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим, развивать патриотические чувства. Выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков

Искать и выделять нужную для ответа информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы

Строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию

90

Стихи о войне

К. Симонов

1

91

Стихи о войне А. А. Сурков.

А. Т. Твардовский

1

92

Стихи о войне Муса Джалиль, С. Орлов

1

93

Р. Гамзатов «Журав­ли»

1


Рассказы о твоих

сверстниках

11

Выразительно пересказывать текст, находить в тексте изобразительно-выразительные средства (юмористические приёмы); давать характеристику героев и их поступков; определять особенности рассказа как литературного жанра

Понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи

Подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать свой ответ

Строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

94

Ю. П. Казаков. «Тихое утро»

1

95

«Тихое утро» Смысл заглавия

1

96

В. А. Солоухин. «Мститель»

1

97

Астафьев.«Васюткино озеро»

1

98

Юный герой в экстремальной ситуации

1

99

«Открытие» Васюткой нового озера. О рассказе

1

100

1

101

Проекты  «Любимые книги, любимые авторы»

2

102

103

Внекл. чтение по разд. «Рассказы о твоих сверстниках»

2

104


Повторение

1

Работа со статьёй литературоведческих терминов.

105

Повторение и обобщение

1

учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

  1. Занимательные материалы по литературе. – Сост. Н. И. Ерёменко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96с.

  2. Компакт – диск №1 «Репетитор по литературе», изд. «Учитель», 2008г.

  3. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. Литература. Начальный курс: Пособие для учителя / под ред. Снежневской М. А. – Мнемозина, 2009.

  4. По страницам литературных произведений. Викторины. 5-11 классы. – Л. А. Курганова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 201с.;

  5. Про­грамма для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г. И. Беленького /

  6. Русские писатели. Библиографический словарь А – Я в 2-х частях Под редакцией П. А. Николаева – М.: «Просвещение», 2003.

  7. «Универсальные поурочные разработки по лит-ре», 5 кл., О.Ерёмина, изд. «ВАКО», 2007г.;

  8. Учебник-хрестоматия для 5 кл. в 2- х частях [авт.-сост:. М. А. Снежневская, О. М. Хренова, Э. Э. Кац] под редакцией Г. И. Беленького. – 15 изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013 г.

9. www. feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

10. www. myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ учебного ПРЕДМЕТА

1. Введение

2. Мифы

Ученик научится:

различать мифы; владеть изученной терминологией по теме;

• навыкам устной монологической речи;

• составлять пересказы мифов; отвечать на поставленные вопросы по содержанию мифов,

• оценивать поступки и поведение героев.

Ученик получит возможность научиться:

• выявлять характерные художественные мифологические приемы;

• определять роль гиперболы как средства создания образа.

3. Устное народное творчество

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

4. Сказочные события и герои в литературе

Ученик научится:

• определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки;

• находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства;

• отвечать на поставленные вопросы по содержанию, оценивать поступки и поведение героев;

• дифференцировать двусложные размеры стиха;

• видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев;

• сопоставлять героев разных произведений разных авторов;

• строить связное высказывание (текст) по нравственной проблематике произведения;

• определять нравственный смысл произведения;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; 

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

• анализировать текст, составлять план и подбирать материал по теме работы

выбирать произведения для самостоятельного чтения.

Ученик получит возможность научиться:

• определять роль метафоры и аллегории в произведении;

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

5. Басни

Ученик научится:

• понимать иносказательный подтекст басен и их мораль;

• сопоставлять сюжеты басен разных авторов, находить общее и отличия;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

6.Человек перед лицом жизненных испытаний

Ученик научится:

• определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника;

• понимать стихотворный текст и выразительно читать, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать свое отношение к героям произведения

•  адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; отбирать произведения для чтения;

• определять роль пейзажа в произведении;

• выявлять идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

использовать литературные термины в устной речи;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

7. Поэзия природы

Ученик научится:

• выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразитель-но-выразительные средства;

• выделять в текстах приём параллелизма и определять его роль;

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания;

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

8.«Идет война народная, священная война!..»

Ученик научится:

• выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим;

• давать характеристику героев и их поступков;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

9.Рассказы о твоих сверстниках

Ученик научится:

• выразительно пересказывать текст, находить в тексте изобразительно-выразительные средства;

• определять особенности рассказа как литературного жанра;

• использовать литературные термины в устной речи;

• определять особенности фантастического сюжета рассказа, смысл финала;

развивать навыки анализа художественного текста;

Ученик получит возможность научиться:

• планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно;

• выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы;

• проводить исследование поэтического текста.