МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Учебного плана образовательного учреждения.
4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (13-й год – 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Формы и методы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения:
1.Педагогические технологии ориентированы:
- на формирование положительной мотивации к учебному труду.
- интенсификацию коммуникативной среды
- развитие личности, способной к учебной деятельности
2.Классно-урочная технология обучения
- обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков
3.Интерактивные технологии ( ИКТ ) или групповые технологии обучения ( работа в парах, группах, фронтальная работа в кругу )
- формирование личности коммуникабельной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала
4.Игровая технология (дидактическая игра)
- освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
5.Личностно-ориентированная технология обучения
- развитие личности ученика, выявление его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. При реализации данного подхода процесс обучения согласовывается с учетом мыслительных и поведенческих особенностей учащихся.
Основные подходы личностно-ориентированного образования
- разноуровневый - ориентация на разный уровень сложности программного материала
- дифференцированный - выделение групп обучаемых на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям
- индивидуальный - распределение учащихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности
6.Здоровьесберегающие технологии
- совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Сроки реализации программы - на ступень (11-4 классы).
Рабочая программа предназначена для 4 класса и рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Учебно- тематическое планирование «Математические представления»
№п/п | Содержание программного материала |
1. | Повторение изученного во 3 классе |
2. | Устная и письменная нумерация в пределах 10 |
3. | Обратный счет . |
4. | Пример на вычитание. |
5. | Сравнение чисел. Решение примеров с пропущенным числом |
6. | Увеличение всех однозначных чисел на единицу и десяток. |
7. | Решение примеров на сложение и вычитанием на единицу |
8. | Решение примеров и задач. |
9. | Точка. Линии |
10. | Овал. |
11. | Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр. |
12. | Решение примеров с окошками. |
13. | Сравнение чисел. |
14. | Уменьшение всех чисел на единицу и десяток.Соотнесение количества предметов с числом. |
15. | Понятие о следующем числе |
16 | Повторение по итогам четверти |
17 | Решение примеров с окошками, обратный счет. |
18 | Понятие о предыдущем числе. |
19 | Решение примеров и задач |
20 | Сравнение чисел. |
21 | Счет равными числовыми группами ( по 2, по 3). |
22 | Счет в прямой и обратной последовательности. |
23 | Решение примеров и задач по теме «Сравнение чисел» |
24 | Построение прямой линии через одну, две точки |
25 | Обводка геометрической фигуры ( треугольник, квадрат). |
26 | Как получить предыдущие и следующее числа. |
27 | Сравнение предметов по ширине.Различение предметов по высоте Сравнение предметов по высоте. |
28 | Решение примеров и задач. Присчитывание и отсчитывание по 2 единицы. |
29 | Сутки, неделя. |
30 | Отрезок |
31 | Работа со счетным материалом (решение примеров) |
32 | Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. |
33 | Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. |
34 | Решение примеров с пропущенными знаками. |
35 | Обратный счет. Соседи чисел. |
36 | Длина отрезка. Измерение длины отрезков |
37 | Узнавание циркуля, его назначение. Рисование круга произвольной ( заданной ) величины. |
38 | Решение примеров более легким способом. |
39 | Решение примеров и задач в пределах первого десятка |
40 | Присчитывание и отсчитывание по 2,3 единицы. |
41 | Построение квадрата, треугольника, прямоугольника. |
42 | Составление ряда из предметов ( изображений ) : слева направо, снизу вверх, сверху вниз. |
43 | Обратный счет. |
44 | Сравнение чисел. |
45 | Понятия ( больше-шире, меньше-уже) |
46 | Правило вычитания. |
47 | Присчитывание и отсчитывание по 3 единицы. |
48 | Присчитывание и отсчитывание по 3 единицы. |
49 | Мера длины – сантиметр. |
50 | Решение примеров и задач в пределах 10 |
51 | Понятие о десятке. |
52 | Сравнение чисел. |
53 | Состав числа 10. |
54 | Состав числа 10. |
55 | Решение примеров и задач. |
56 | Мера стоимости. |
57 | Мера массы – килограмм . |
58 | Мера ёмкости - литр |
59 | Решение задач с мерами стоимости, массы, ёмкости |
60 | Решение задач с мерами стоимости, массы, ёмкости |
61 | Второй десяток. Числа 11-20. |
62 | Второй десяток. Числа 11-20. |
63 | Второй десяток. Числа 11-20. |
64 | Второй десяток. Числа 11-20. |
65 | Второй десяток. Числа 11-20. |
66 | Нумерация в пределах 20. Последующее, предыдущее число. |
67 | Нумерация в пределах 20. Последующее, предыдущее число. |
68 | Повторение |