СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с ОВЗ.»

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:


1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Учебного плана образовательного учреждения.

4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»


В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (13-й год – 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

Формы и методы организации учебного процесса

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.


Технологии обучения:

1.Педагогические технологии ориентированы:

- на формирование положительной мотивации к учебному труду.

- интенсификацию коммуникативной среды

- развитие личности, способной к учебной деятельности


2.Классно-урочная технология обучения

- обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков


3.Интерактивные технологии ( ИКТ ) или групповые технологии обучения ( работа в парах, группах, фронтальная работа в кругу )

- формирование личности коммуникабельной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала


4.Игровая технология (дидактическая игра)

- освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.


5.Личностно-ориентированная технология обучения

- развитие личности ученика, выявление его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. При реализации данного подхода процесс обучения согласовывается с учетом мыслительных и поведенческих особенностей учащихся.

Основные подходы личностно-ориентированного образования

- разноуровневый - ориентация на разный уровень сложности программного материала

- дифференцированный - выделение групп обучаемых на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям

- индивидуальный - распределение учащихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности


6.Здоровьесберегающие технологии

- совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью


Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Сроки реализации программы - на ступень (11-4 классы).


Рабочая программа предназначена для 4 класса и рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.


К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Учебно- тематическое планирование «Математические представления»

№п/п

Содержание программного материала

1.

Повторение изученного во 3 классе

2.

Устная и письменная нумерация в пределах 10

3.

Обратный счет .

4.

Пример на вычитание.

5.

Сравнение чисел. Решение примеров с пропущенным числом

6.

Увеличение всех однозначных чисел на единицу и десяток.

7.

Решение примеров на сложение и вычитанием на единицу

8.

Решение примеров и задач.

9.

Точка. Линии

10.

Овал.

11.

Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр.

12.

Решение примеров с окошками.

13.

Сравнение чисел.

14.

Уменьшение всех чисел на единицу и десяток.Соотнесение количества предметов с числом.

15.

Понятие о следующем числе

16

Повторение по итогам четверти

17

Решение примеров с окошками, обратный счет.

18

Понятие о предыдущем числе.

19

Решение примеров и задач

20

Сравнение чисел.

21

Счет равными числовыми группами ( по 2, по 3).

22

Счет в прямой и обратной последовательности.

23

Решение примеров и задач по теме

«Сравнение чисел»

24

Построение прямой линии через одну, две точки

25

Обводка геометрической фигуры ( треугольник, квадрат).

26

Как получить предыдущие и следующее числа.

27

Сравнение предметов по ширине.Различение предметов по высоте Сравнение предметов по высоте.

28

Решение примеров и задач. Присчитывание и

отсчитывание по 2 единицы.

29

Сутки, неделя.

30

Отрезок

31

Работа со счетным материалом (решение примеров)

32

Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.

33

Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.

34

Решение примеров с пропущенными знаками.

35

Обратный счет. Соседи чисел.

36

Длина отрезка. Измерение длины отрезков

37

Узнавание циркуля, его назначение. Рисование круга произвольной ( заданной ) величины.

38

Решение примеров более легким способом.

39

Решение примеров и задач в пределах первого десятка

40

Присчитывание и отсчитывание по 2,3 единицы.

41

Построение квадрата, треугольника, прямоугольника.

42

Составление ряда из предметов ( изображений ) : слева направо, снизу вверх, сверху вниз.

43

Обратный счет.

44

Сравнение чисел.

45

Понятия ( больше-шире, меньше-уже)

46

Правило вычитания.

47

Присчитывание и отсчитывание по 3 единицы.

48

Присчитывание и отсчитывание по 3 единицы.

49

Мера длины – сантиметр.

50

Решение примеров и задач в пределах 10

51

Понятие о десятке.

52

Сравнение чисел.

53

Состав числа 10.

54

Состав числа 10.

55

Решение примеров и задач.

56

Мера стоимости.

57

Мера массы – килограмм .

58

Мера ёмкости - литр

59

Решение задач с мерами стоимости, массы, ёмкости

60

Решение задач с мерами стоимости, массы, ёмкости

61

Второй десяток. Числа 11-20.

62

Второй десяток. Числа 11-20.

63

Второй десяток. Числа 11-20.

64

Второй десяток. Числа 11-20.

65

Второй десяток. Числа 11-20.

66

Нумерация в пределах 20. Последующее, предыдущее число.

67

Нумерация в пределах 20. Последующее, предыдущее число.

68

Повторение