ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением английского языка
г. Жуковского Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ школа № 3
____________Е.В.Лукашова
Приказ № 236 от 01.09.2021 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
(базовый уровень)
для 7 класса
Составитель программы:
Коровина Е.С.
учитель музыки
2021 -2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 7-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2017г.)
Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.
Реализация учебной программы обеспечивается:
Музыка: учебник для 7 класса / Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой – М.: Просвещение, 2021г.
Учебник по данной программе входит в Федеральный перечень на 2021 – 2022 уч. год
В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 курс «Музыка» изучается в 7 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Содержание учебного предмета.
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности обучающихся) |
Тема №1 «. Музыка как вид искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия» (17 часов) |
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — писатель —художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; сходство и различие выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы. Взаимодействие музыкальных образов, их драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до XXI в.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX—XXI вв. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). | Определять роль музыки в жизни человека. Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель). Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их про- изведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литера- туры и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими вида- ми искусства. Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. Собирать коллекции классических произведений. Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т. п. Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений |
Тема №2 «Музыка в современном мире: традиции и инновации» (17 часов) |
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX—XXI вв., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, дискомузыка. ИКТ в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. |
Тематическое планирование с указанием количества часов.
№ п/п | Разделы авторской программы | Разделы авторской программы |
1. | Музыка как вид искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия | 17 |
2. | Музыка в современном мире: традиции и инновации | 17 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование
7а класс
№ п/п | № урока в триместре | Название раздела (количество часов), темы/урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (10 недель/ 10 часов) |
Тема №1 «. Музыка как вид искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия» (17 часов) |
1 | 1 | «Классика и современность» | 01.09-03.09 | |
2 | 2 | «В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» | 06.09-10.09 | |
3 | 3 | «В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» | 13.09-17.09 | |
4 | 4 | Опера «Князь Игорь» | 20.09-24.09 | |
5 | 5 | Опера «Князь Игорь» | 27.09-01.10 | |
6 | 6 | В музыкальном театре. Балет «Ярославна» | 11.10-15.10 | |
7 | 7 | В музыкальном театре. Балет «Ярославна» | 18.10-22.10 | |
8 | 8 | Героическая тема в русской музыке. | 25.10-29.10 | |
9 | 9 | В музыкальном театре. | 01.11-03.11 | |
10 | 10 | В музыкальном театре. | 08.11-12.11 | |
II триместр (12 недель/ 12 часов) |
11 | 1 | Опера «Кармен», балет «Кармен» | 22.11-26.11 | |
12 | 2 | Опера «Кармен», балет «Кармен» | 29.11-03.12 | |
13 | 3 | Сюжеты и образы религиозной музыки | 06.12-10.12 | |
14 | 4 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» | 13.12-17.12 | |
15 | 5 | Музыка к драматическому спектаклю | 20.12-24.12 | |
16 | 6 | «Музыкальная драматургия — развитие музыки». | 27.12-29.12 | |
17 | 7 | «Музыкальная драматургия — развитие музыки». | 10.01-14.01 | |
Тема №2 «Музыка в современном мире: традиции и инновации» (17 часов) |
18 | 8 | «Камерная инструментальная музыка». | 18.01-22.01 | |
19 | 9 | «Камерная инструментальная музыка». | 25.01-29.01 | |
20 | 10 | «Циклические формы инструментальной музыки». | 01.02-05.02 | |
21 | 11 | «Циклические формы инструментальной музыки». | 08.02-12.02 | |
22 | 12 | «Циклические формы инструментальной музыки». | 14.02-18.02 | |
III триместр (12 недель/ 12 часов) |
23 | 1 | «Симфоническая музыка». | 28.02-04.03 | |
24 | 2 | «Симфоническая музыка». | 09.03-11.03 | |
25 | 3 | «Симфоническая музыка». | 14.03-18.03 | |
26 | 4 | «Симфоническая музыка». | 21.03-25.03 | |
27 | 5 | «Симфоническая музыка». | 28.03-01.04 | |
28 | 6 | «Симфоническая музыка». | 04.04-08.04 | |
29 | 7 | «Симфоническая музыка». | 18.04-22.04 | |
30 | 8 | «Симфоническая музыка». | 25.04-29.04 | |
31 | 9 | «Музыка народов мира». ≪Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер» | 04.05-.06.05 | |
32 | 10 | «Исследовательский проект» «Пусть музыка звучит!». | 10.05-13.05 | |
33 | 11 | «Исследовательский проект» «Пусть музыка звучит!». | 16.05-20.05 | |
34 | 12 | «Исследовательский проект» «Пусть музыка звучит!». | 23.05-27.05 | |
Календарно-тематическое планирование
7б класс
№ п/п | № урока в триместре | Название раздела (количество часов), темы/урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (10 недель/ 10 часов) |
Тема №1 «. Музыка как вид искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия» (17 часов) |
1 | 1 | «Классика и современность» | 01.09-03.09 | |
2 | 2 | «В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» | 06.09-10.09 | |
3 | 3 | «В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» | 13.09-17.09 | |
4 | 4 | Опера «Князь Игорь» | 20.09-24.09 | |
5 | 5 | Опера «Князь Игорь» | 27.09-01.10 | |
6 | 6 | В музыкальном театре. Балет «Ярославна» | 11.10-15.10 | |
7 | 7 | В музыкальном театре. Балет «Ярославна» | 18.10-22.10 | |
8 | 8 | Героическая тема в русской музыке. | 25.10-29.10 | |
9 | 9 | В музыкальном театре. | 01.11-03.11 | |
10 | 10 | В музыкальном театре. | 08.11-12.11 | |
II триместр (12 недель/ 12 часов) |
11 | 1 | Опера «Кармен», балет «Кармен» | 22.11-26.11 | |
12 | 2 | Опера «Кармен», балет «Кармен» | 29.11-03.12 | |
13 | 3 | Сюжеты и образы религиозной музыки | 06.12-10.12 | |
14 | 4 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» | 13.12-17.12 | |
15 | 5 | Музыка к драматическому спектаклю | 20.12-24.12 | |
16 | 6 | «Музыкальная драматургия — развитие музыки». | 27.12-29.12 | |
17 | 7 | «Музыкальная драматургия — развитие музыки». | 10.01-14.01 | |
Тема №2 «Музыка в современном мире: традиции и инновации» (17 часов) |
18 | 8 | «Камерная инструментальная музыка». | 18.01-22.01 | |
19 | 9 | «Камерная инструментальная музыка». | 25.01-29.01 | |
20 | 10 | «Циклические формы инструментальной музыки». | 01.02-05.02 | |
21 | 11 | «Циклические формы инструментальной музыки». | 08.02-12.02 | |
22 | 12 | «Циклические формы инструментальной музыки». | 14.02-18.02 | |
III триместр (12 недель/ 12 часов) |
23 | 1 | «Симфоническая музыка». | 28.02-04.03 | |
24 | 2 | «Симфоническая музыка». | 09.03-11.03 | |
25 | 3 | «Симфоническая музыка». | 14.03-18.03 | |
26 | 4 | «Симфоническая музыка». | 21.03-25.03 | |
27 | 5 | «Симфоническая музыка». | 28.03-01.04 | |
28 | 6 | «Симфоническая музыка». | 04.04-08.04 | |
29 | 7 | «Симфоническая музыка». | 18.04-22.04 | |
30 | 8 | «Симфоническая музыка». | 25.04-29.04 | |
31 | 9 | «Музыка народов мира». ≪Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер» | 04.05-.06.05 | |
32 | 10 | «Исследовательский проект» «Пусть музыка звучит!». | 10.05-13.05 | |
33 | 11 | «Исследовательский проект» «Пусть музыка звучит!». | 16.05-20.05 | |
34 | 12 | «Исследовательский проект» «Пусть музыка звучит!». | 23.05-27.05 | |
Лист согласования
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
___________________________________/_____________/
10