СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" (базовый уровень) для 8 класса.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 8-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2016г.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" (базовый уровень) для 8 класса.»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением английского языка

г. Жуковского Московской области




«Утверждаю»

Директор МОУ школа № 3

____________Е.В.Лукашова

Приказ № от 02.09.2019 г.









Рабочая программа

по учебному предмету «Музыка»

(базовый уровень)

для 8 класса









Составитель программы:

Коровина Е.С.

учитель музыки

высшей квалификационной категории













2019 -2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 8-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской рабочей программы «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений по музыке авторов Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2016г.)

Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.


Реализация учебной программы обеспечивается:

  • Музыка: учебник для 8 класса / Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой – М.: Просвещение, 2016г.

Учебник по данной программе входит в Федеральный перечень на 2019 – 2020 уч. год

В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 курс «Музыка» изучается в 8 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год (34 учебные недели).


Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


Предметные результаты:

  • степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Ученик научится:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;

  • высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

  • разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;

  • применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.


Содержание учебного предмета.


Основное содержание темы/курса

Основные виды учебной деятельности

(характеристика основных видов деятельности ученика)

Тема №1 «Классика и современность» (16 часов)

Тема «Что значит современность музыки?» раскрывается в двух разделах «Сказочно-мифологические темы в музыке» и «Мир человеческих чувств». Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся вечные темы искусства – мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется двояко - и как новое в искусстве, и как вечная актуальность высоких традиций.

Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества. Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. Понимать закономерности и приёмы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы и обобщать. Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общезначимого, общечеловеческого. Находить и классифицировать информацию о музыке, её создателях и исполнителях, критически её оценивать. Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Осознавать духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной музыкальной классики и её значение для развития мировой музыкальной культуры.

Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного). Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний. Использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск информации о симфониях и их создателях в Интернете, переписывать (скачивать) полюбившиеся фрагменты с целью пополнения домашней фонотеки и подготовки проекта «Есть ли у симфонии будущее?»). Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах, выражать своё отношение в письменных высказываниях. Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. Раскрывать драматургию развития музыкальных образов симфонической музыки на основе формы сонатного allegro. Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургического развития в симфонии. Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов. Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы

Тема №2 «Традиции и новаторство в музыке» (18 часов)

Новые краски музыки ХХв. Музыка «легкая» и музыка «серьезная». «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке. Раскрыть тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке одного жанра – польки на примерах «Польки-пиццикато» И. Штрауса и «Польки» С. Рахманинова. Познакомить с классическими образцами французской песенной эстрады. «Легкое» и «серьезное» в песне. Ансамбль – значит вместе. Дать представление о сложности понятия «поп-музыка», ВИА на примере творчества групп «Битлз»; показать характерные черты ансамблевого исполнения. Музыка – язык, понятный всем. Показать, как народная тема может обрести новую жизнь и современный дух. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке XX века. Джаз: спиричуэлс, блюз. Симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее.

Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей. Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства. Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять особенности драматургии классической оперы. Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства. Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов. Анализировать особенности интерпретации произведений различных жанров и стилей. Оценивать современные ис полнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их. Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и особенности развития музыкального материала инструментально-симфонической музыки. Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусства на основе анализа музыкальных образов. Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства. Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского общества и российской государственности. Самостоятельно осуществлять музыкально-практическую, творческую деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов музыкальных спектаклей, программных сочинений. Общаться и сотрудничать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе музыкально-образовательной, общественно полезной, исследовательской и других видов деятельности. Понимать свою ответственность за достижение общего художественно-эстетического результата. Участвовать в концертных представлениях для одноклассников и родителей, в подготовке и защите исследовательских проектов. Активно применять информационно-коммуникационные технологии в целях самообразования


Тематическое планирование с указанием количества часов.


п/п

Разделы авторской программы

Разделы авторской программы

1.

Классика и современность

16

2.

Традиции и новаторство в музыке

18


ИТОГО

34


Календарно-тематическое планирование


п/п

урока в триместре

Название раздела (количество часов), темы/урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I триместр (10 недель/ 10 часов)

Тема №1 «Классика и современность» (17 часов)

1

1

Классика в нашей жизни

02.09-06.09


2

2

В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь».

9.09-13.09


3

3

Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны»

16.09-20.09


4

4

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва»

23.09-27.09


5

5

В музыкальном театре. Мюзикл.

30.09-04.10


6

6

Рокопера. Человек есть тайна.

14.10-18.10


7

7

Рок-опера «Преступление и наказание».

21.10-25.10


8

8

Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до

любви»

28.10-01.11


9

9

Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму «Властелин колец»

05.11-08.11


10

10

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».

11.11-15.11


II триместр (11 недель/ 11 часов)

11

1

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.

25.11-29.11


12

2

Музыка Э. Грига к драме

Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».

02.12-06.12


13

3

Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты»

9.12-13.12


14

4

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

16.12-20.12


15

5

Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева.

23.12-27.12, 30.12


16

6

Музыка — это огромный мир, окружающий человека...

09.01-10.01


Тема №2 «Традиции и новаторство в музыке» (18 часов)

17

7

Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном театре… Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин.

13.01-17.01


18

8

Развитие традиций оперного спектакля

20.01-24.01


19

9

Опера «Кармен» (фрагменты).

27.01-31.01


20

10

Ж. Бизе.

03.02-07.02


21

11

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

10.02-14.02


III триместр (13 недель/ 13 часов)

22

1

Балет «Кармен-сюита» (фрагменты).

25.02-28.02


23

2

Р. Щедрин.

02.03-06.03


24

3

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая

10.03-13.03


25

4

Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.

16.03-20.03


26

5

Классика в современной обработке

23.03-27.03


27

6

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты).

30.03-03.04


28

7

Д. Шостакович.

13.04-17.04


29

8

Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата

20.04-24.04


30

9

Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Стихи русских поэтов.

27.04-30.04


31

10

Галерея религиозных образов.

06.05-.08.05


32

11

Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм…» Запевка, слова И. Северянина.

12.05-15.05


33

12

Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов. Свет фресок Дионисия – миру («Фрески Дионисия». Р. Щедрин).

18.05-22.05


34

13

Музыкальные завещания потомкам. («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». Р.Щедрин)

25.05-29.05



Лист согласования


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

___________________________________/_____________/