СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, А.А.Плешаков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова

Некрасовского района Ярославской области


Утверждена.

Директор МБОУ средней общеобразовательной

школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова

Приказ № ____ от «____»________________2021г.


Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

2 класс

Учитель начальных классов

Качалова Надежда Александровна


д. Грешнево

2021-2022 уч.год

Пояснительная записка


Данная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021г.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2020-2021 учебный год;

  • Основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова»;

  • Учебного плана МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова»;

  • Положения о рабочей программе МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова»;

  • Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» в 2Ч. – М.: Просвещение, 2016г;

  • На основе авторской программы «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова.

  • С учетом программы воспитания.

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана РП

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В рабочей программе дается распределение учебных часов по разделам курса. Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение окружающего мира во 2 классе выделяется 2 ч в неделю, (34 учебные недели), 68 часов в год.

Обоснование выбора авторской программы

Выбрана авторская программа по окружающему миру А.А. Плешакова, так как она является завершенной предметной линией «Окружающий мир». По методическим подходам может быть использована в системе учебников «Школа России». УМК «Школа России», построен на единых для всех учебных предметах, концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана по ФГОС.

Цели и задачи изучения предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Наличие обоснования отступления от авторской программы

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу в содержательной части из авторской программы изменений не внесено.

Сведения о формах и методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся: 

Входной контроль, промежуточный, итоговый

Проверочные работы по учебнику «Проверим себя и оценим свои достижения» - 6

Ведущие формы, методы, методики, технологии для организации учебного процесса

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Общая характеристика организации учебного процесса

При организации учебного процесса используются:

  • информационно - коммуникационные технологии;

  • проблемно-диалогическая технология;

  • организации учебного сотрудничества;

  • проектно-исследовательская деятельность.


Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры, защита проектов), обобщающих уроков

  • Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах

Методы:

методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • – словесные, наглядные, практические;

  • – репродуктивные, проблемно-поисковые;

  • – методы самостоятельной работы и работы под руководством;

  • методы стимулирования и мотивации:

методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии,

  • создание эмоционально-нравственных ситуаций);

  • методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований,

  • «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

методы контроля и самоконтроля

  • интерактивные методы обучения

  • объяснительно – иллюстративный, репродуктивный методы:

  • – рассказ, объяснение, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером;

  • проблемный метод:

– метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.


Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.);

  • технические средства обучения (ноутбук, экран, принтер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные, дидактические средства;

  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование.


Общая характеристика учебного предмета


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании само ценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета


п\п

Наименование раздела

Количество часов

1

Где мы живём?

4

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность?

9

5

Общение

7

6

Путешествия

18


ИТОГО

68



Цифровые образовательные ресурсы

Родная страна. Город и село. Проектное задание «Родной город (село)»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6071/start/154856/

Природа и рукотворный мир

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5625/start/154922/

Итоговый урок по теме «Где мы живем?»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4277/start/223522/

Живая и неживая природа. Явления природы. Что такое погода

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077/

В гости к осени

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4278/start/223553/

Звёздное небо и кладовые земли

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3687/start/223584/

Про воздух и воду

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4272/start/156576/

Какие бывают растения и животные. Невидимые связи человека и природы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/

Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3708/start/223682/

Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156826/

Красная книга. Проектное задание «Красная книга» или «Возьмем под защиту»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/start/156857/

Итоговый урок по разделу «Природа»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3698/start/156888/

Что такое экономика

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5961/start/156919/

Из чего всё сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5527/start/156949/

Культура и образование. Все профессии важны. Проектное задание «Профессии»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/156980/

В гости к зиме

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4274/start/157105/

Итоговый урок по разделу «Жизнь города и села»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5962/start/157136/

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4275/start/157167/

Берегись автомобиля!

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3499/start/157198/

Домашние опасности. Пожар!

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/start/157229/

Правила безопасности на воде и в лесу. Опасные незнакомцы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5534/start/157260/

Итоговый урок по разделу «Здоровье и безопасность»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5537/start/223713/

Наша дружная семья. Проектное задание «Родословная»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157330/

В школе. Правила вежливости

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/start/157361/

Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3773/start/157392/

Итоговый урок по разделу «Общение»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3749/start/157424/

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4307/start/223749/

Формы земной поверхности. Водные богатства

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5535/start/157548/

https://mosobr.tv/release/7845



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


Библиотечный фонд

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Москва, Просвещение

Примерная программа по окружающему миру. Москва, Просвещение

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.- М.: Просвещение

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А.

Окружающий мир: учебник. Для 2 кл. нач. шк./ А.А.Плешаков. – 11 изд. - М.: Просвещение

Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А.А.Плешаков. – 11-е изд.- М.: Просвещение

Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир/ Сост.И.Ф. Яценко изд.М:ВАКО

Печатные пособия:

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

Географические и исторические настенные карты


Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха

Лупа

Компас

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

Натуральные объекты:

Коллекции полезных ископаемых

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Живые объекты (комнатные растения)

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Оборудование класса:

Ученические парты 2 местные

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

  1. Получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  2. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

  3. Приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

  4. Получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  5. Познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  6. Получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

  7. Примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  8. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.


Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

















Календарно-тематическое планирование по окружающему миру


п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата проведения


Раздел «Где мы живем?» 4 ч


1

Родная страна. Государственная символика Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Разнообразие народов России.

Урок разработан с учетом программы воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание.

1

03.09


2

Город и село. Характерные особенности города и села.

Краеведение: Родной край – частица России. Наш город (наше село). Проект «Родной город (село).

Пр.р.№1: Нахождение родного края на карте России.

1

08.09


3

Природа и рукотворный мир. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Классификация объектов природы.

1

10.09


4

Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Где мы живём?»

1

15.09


Раздел «Природа» 20 ч.



5

Живая и неживая природа. Сравнение объектов неживой и живой природы на основе предложенного плана.

1

17.09


6

Явления живой и неживой природы. Виды термометров и правила их использования.

Пр.р. №2: Измерение температуры воздуха, воды и тела человека.

1

22.09


7

Погода, ее составляющие. Знаки для обозначения погодных явлений. Предсказания погоды и его значение в жизни людей.

Краеведение: Наблюдение за погодой родного края.

1

24.09


8

Урок-экскурсия: Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе осенью. Правила бережного отношения к природе.

Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание.

1

29.09


9

Обобщение материала. Проект «Осенние изменения в природе» (устные или письменные высказывания).

1

01.10


10

Звезды и созвездия. Общее представления о знаках зодиака.

Пр.р. №3: Работа с картой звездного неба. Изготовление модели изученных созвездий.

1

06.10


11

Полезные ископаемые (гранит), значение в хозяйстве человека, бережное отношение к ним.

Пр.р.№4: Работа с энциклопедией.

Краеведение: Полезные ископаемые родного края.

1

13.10


12

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека. Правила бережного отношения к природе.

Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание.

1

14.10


13

Вода. Свойства и состояние воды. Значение для растений, животных и человека. Правила бережного отношения к природе.

Л.р. №1: Три состояния воды.

Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание.

1

15.10


14

Растения, их разнообразие. Классификация растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к ним.

Пр.р.№5: Работа с атласом – определителем растений.

Краеведение: Растения родного края.

Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание.

1.

20.10


15

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение к ним.

Пр.р.№ 6: Работа с атласом – определителем животных.

Краеведение: Животные родного края.

1

22.10


16

Экологические связи между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. Невидимые нити.

Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание.

1

10.11


17

Дикорастущие и культурные растения, их отличительные особенности.

Краеведение: Разнообразие культурных растений.

1

12.11


18

Дикие и домашние животные, их сходства и различия. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение к ним.

Краеведение: Животные родного края

1

17.11


19

Комнатные растения, их роль в жизни человека.

Условия, необходимые для жизни растений.

Проект «Правила ухода за комнатными растениями».

1

19.11


20

Животные живого уголка, их значение в жизни человека. Правила ухода за животными.

Проект «Мой домашний питомец».

1

24.11


21

Домашние животные и их роль в жизни людей. Бережное отношение человека к животным, правила безопасного поведения.

1

26.11


22

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Краеведение: Красная книга Ярославской области.

1

01.12


23

Правила поведения в природе. Охрана природных богатств. Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или возьмем под защиту» (устные или письменные высказывания).

Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание.

1

03.12


24

Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Природа».

1

08.12


Раздел «Жизнь города и села» 10 ч.


25

Понятие «экономика» и её составные части. Связи между составными частями экономики.

Краеведение: Предприятия родного города.

1



26

Использование природных материалов для изготовления предметов. Составление несложных производственных цепочек. Что из чего сделано.

1



27

Технология строительства городских и сельских домов. Виды строительной техники и материалов.

1



28

История развития транспорта. Классификация транспортных средств. Правила поведения в транспорте.

1



29

Профессии людей. Разнообразие профессий, их роль в экономике и жизни людей.

Проект «Профессии родителей» (устные или письменные высказывания).

1



30

Урок-экскурсия: Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе зимой. Правила бережного отношения к природе.

Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание.

1



31

Культурные и образовательные учреждения страны, их роль в жизни людей. Разнообразие музеев.

Краеведение (экскурсия): музеи родного края.

1



32

Закрепление материала. Проект «Природа зимой».

1




33

Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села».

1




34

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии».

1



Раздел «Здоровье и безопасность» 9 ч.


35

Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма.

Пр.р. №7: Работа с энциклопедией.

1



36

Признаки здорового состояния человека. Правила сохранения и укрепления собственного здоровья.

Пр.р.№8: Составление режима дня школьника.

1



37

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах и улицах.

Пр.р.№9: Выполнение рисунка дорожных знаков.

1



38

Урок – экскурсия «Безопасная дорога в школу». Алгоритм перехода улицы.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1



39

Безопасное поведение дома. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Пр.р.№10: Составление памятки безопасного поведения дома.

1



40

Правила пожарной безопасности. Причины возникновения пожара.

Урок – экскурсия: Экскурсия в пожарную часть.

1



41

Правила поведения на водоемах и в лесу. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора ягод и грибов.

Пр.р.№11: Работа с атласом – определителем.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1



42

Общение с незнакомыми людьми. Соблюдение правил безопасного поведения.

1



43

Обобщение материала. Проверочная работа по разделу: «Здоровье и безопасность».

1



Раздел «Общение» 7 ч.



44

Семья. Семейные традиции. Взаимоотношение в семье и взаимопомощь членов семьи.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1



45

Имена и фамилии членов семьи.

Пр.р.№12: Составление схемы родословного древа, история семьи. Проект «Родословная»

1



46

Школа в жизни младшего школьника. Правила поведения в школе, на уроке.

Пр.р.№13: Моделирование ситуаций общения на уроке.

1



47

Школа в жизни младшего школьника. Правила поведения в школе, на уроке.

Пр.р.№13: Моделирование ситуаций общения на уроке.

1



48

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила поведения в гостях и за столом.

1



49

Мы – зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах.

Пр.р. №14: Выход в театр.

1



50

Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Общение».

1



Раздел «Путешествия» 18 ч.


51

Горизонт. Линия горизонта. Различие сторон горизонта и обозначение их на схеме.

1



52

Ориентирование на местности. Приемы ориентирования с помощью компаса.

Пр.р.№15: Определение сторон горизонта с помощью компаса.

1



53

Ориентирование на местности по местным природным признакам.

Пр.р.№16: Определение сторон горизонта по местным природным признакам.

1



54

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы и овраги. Сравнение холмов и гор по схеме.

Краеведение: Особенности поверхности родного края.

1



55

Водоёмы, их разнообразие и использование человеком. Составные части реки.

Краеведение: Водоемы родного края.

1



56

Урок-экскурсия: Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе весной. Правила бережного отношения к природе. Проект «Природа весной».

Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание.

1



57

Географическая карта и план.

Пр.р. №17: Правила чтения карты и плана. Нахождение Российской Федерации на карте.

1



58

Города России.

Пр.р. №18: Сбор материала по теме на бумажных и электронных носителях.

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1



59

Столица России – Москва. Её достопримечательности и расположение на карте.

Пр.р. №19: Нахождения города на карте России.

1



60

Московский Кремль, как символ России. Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади.

1



61

Санкт-Петербург, история его основания и достопримечательности. Герб и план города, архитектурные памятники.

Пр.р. №20: Нахождения города на карте России.

1



62

Итоговая контрольная работа.




63

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус, как модель Земли.

Пр.р.№21:. Сравнение глобуса и карты, нахождение материков и океанов.

1



64

Части света – Европа и Азия. Особенности природы и жизни людей на разных материках.

Пр.р. №22: Нахождение частей света на глобусе и карте полушарий.

1



65

Физические и политические карты мира. Проект «Страны мира» (устные и письменные высказывания).

1



66

Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время.

1



67

Обобщение материала. Проверочная работа по разделу: «Путешествия».

1



68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Урок разработан с учетом программы воспитания.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!