Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова
Некрасовского района Ярославской области
Утверждена.
Директор МБОУ средней общеобразовательной
школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова
Приказ № ____ от «____»________________2021г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
2 класс
Учитель начальных классов
Качалова Надежда Александровна
д. Грешнево
2021-2022 уч.год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2020-2021 учебный год;
Основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова»;
Учебного плана МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова»;
Положения о рабочей программе МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова»;
Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» в 2Ч. – М.: Просвещение, 2016г;
На основе авторской программы «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова.
С учетом программы воспитания.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана РП
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В рабочей программе дается распределение учебных часов по разделам курса. Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение окружающего мира во 2 классе выделяется 2 ч в неделю, (34 учебные недели), 68 часов в год.
Обоснование выбора авторской программы
Выбрана авторская программа по окружающему миру А.А. Плешакова, так как она является завершенной предметной линией «Окружающий мир». По методическим подходам может быть использована в системе учебников «Школа России». УМК «Школа России», построен на единых для всех учебных предметах, концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана по ФГОС.
Цели и задачи изучения предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Наличие обоснования отступления от авторской программы
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу в содержательной части из авторской программы изменений не внесено.
Сведения о формах и методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся:
Входной контроль, промежуточный, итоговый
Проверочные работы по учебнику «Проверим себя и оценим свои достижения» - 6
Ведущие формы, методы, методики, технологии для организации учебного процесса
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Общая характеристика организации учебного процесса
При организации учебного процесса используются:
информационно - коммуникационные технологии;
проблемно-диалогическая технология;
организации учебного сотрудничества;
проектно-исследовательская деятельность.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры, защита проектов), обобщающих уроков
Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах
Методы:
методы организации учебно-познавательной деятельности:
– словесные, наглядные, практические;
– репродуктивные, проблемно-поисковые;
– методы самостоятельной работы и работы под руководством;
методы стимулирования и мотивации:
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии,
создание эмоционально-нравственных ситуаций);
методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований,
«упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).
методы контроля и самоконтроля
интерактивные методы обучения
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный методы:
– рассказ, объяснение, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером;
проблемный метод:
– метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.
Средства обучения:
для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.);
технические средства обучения (ноутбук, экран, принтер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные, дидактические средства;
для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании само ценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
№ п\п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность? | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
| ИТОГО | 68 |
Цифровые образовательные ресурсы |
Родная страна. Город и село. Проектное задание «Родной город (село)» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6071/start/154856/ |
Природа и рукотворный мир | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5625/start/154922/ |
Итоговый урок по теме «Где мы живем?» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4277/start/223522/ |
Живая и неживая природа. Явления природы. Что такое погода | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5531/start/155077/ |
В гости к осени | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4278/start/223553/ |
Звёздное небо и кладовые земли | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3687/start/223584/ |
Про воздух и воду | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4272/start/156576/ |
Какие бывают растения и животные. Невидимые связи человека и природы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156764/ |
Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3708/start/223682/ |
Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156826/ |
Красная книга. Проектное задание «Красная книга» или «Возьмем под защиту» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/start/156857/ |
Итоговый урок по разделу «Природа» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3698/start/156888/ |
Что такое экономика | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5961/start/156919/ |
Из чего всё сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5527/start/156949/ |
Культура и образование. Все профессии важны. Проектное задание «Профессии» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/156980/ |
В гости к зиме | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4274/start/157105/ |
Итоговый урок по разделу «Жизнь города и села» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5962/start/157136/ |
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4275/start/157167/ |
Берегись автомобиля! | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3499/start/157198/ |
Домашние опасности. Пожар! | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/start/157229/ |
Правила безопасности на воде и в лесу. Опасные незнакомцы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5534/start/157260/ |
Итоговый урок по разделу «Здоровье и безопасность» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5537/start/223713/ |
Наша дружная семья. Проектное задание «Родословная» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157330/ |
В школе. Правила вежливости | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/start/157361/ |
Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3773/start/157392/ |
Итоговый урок по разделу «Общение» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3749/start/157424/ |
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4307/start/223749/ |
Формы земной поверхности. Водные богатства | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5535/start/157548/ https://mosobr.tv/release/7845 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Библиотечный фонд Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Москва, Просвещение |
Примерная программа по окружающему миру. Москва, Просвещение Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.- М.: Просвещение |
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. |
Окружающий мир: учебник. Для 2 кл. нач. шк./ А.А.Плешаков. – 11 изд. - М.: Просвещение |
Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А.А.Плешаков. – 11-е изд.- М.: Просвещение |
Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир/ Сост.И.Ф. Яценко изд.М:ВАКО |
Печатные пособия: Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.) Географические и исторические настенные карты |
Технические средства обучения (ТСО) Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Термометры для измерения температуры воздуха Лупа Компас Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения |
Натуральные объекты: Коллекции полезных ископаемых Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения) Живые объекты (комнатные растения) |
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования |
Оборудование класса: Ученические парты 2 местные Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
Получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
Приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
Получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
Примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | |
Раздел «Где мы живем?» 4 ч | |
1 | Родная страна. Государственная символика Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Разнообразие народов России. Урок разработан с учетом программы воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание. | 1 | 03.09 | |
2 | Город и село. Характерные особенности города и села. Краеведение: Родной край – частица России. Наш город (наше село). Проект «Родной город (село). Пр.р.№1: Нахождение родного края на карте России. | 1 | 08.09 | |
3 | Природа и рукотворный мир. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Классификация объектов природы. | 1 | 10.09 | |
4 | Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Где мы живём?» | 1 | 15.09 | |
Раздел «Природа» 20 ч. | | |
5 | Живая и неживая природа. Сравнение объектов неживой и живой природы на основе предложенного плана. | 1 | 17.09 | |
6 | Явления живой и неживой природы. Виды термометров и правила их использования. Пр.р. №2: Измерение температуры воздуха, воды и тела человека. | 1 | 22.09 | |
7 | Погода, ее составляющие. Знаки для обозначения погодных явлений. Предсказания погоды и его значение в жизни людей. Краеведение: Наблюдение за погодой родного края. | 1 | 24.09 | |
8 | Урок-экскурсия: Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе осенью. Правила бережного отношения к природе. Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание. | 1 | 29.09 | |
9 | Обобщение материала. Проект «Осенние изменения в природе» (устные или письменные высказывания). | 1 | 01.10 | |
10 | Звезды и созвездия. Общее представления о знаках зодиака. Пр.р. №3: Работа с картой звездного неба. Изготовление модели изученных созвездий. | 1 | 06.10 | |
11 | Полезные ископаемые (гранит), значение в хозяйстве человека, бережное отношение к ним. Пр.р.№4: Работа с энциклопедией. Краеведение: Полезные ископаемые родного края. | 1 | 13.10 | |
12 | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека. Правила бережного отношения к природе. Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание. | 1 | 14.10 | |
13 | Вода. Свойства и состояние воды. Значение для растений, животных и человека. Правила бережного отношения к природе. Л.р. №1: Три состояния воды. Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание. | 1 | 15.10 | |
14 | Растения, их разнообразие. Классификация растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к ним. Пр.р.№5: Работа с атласом – определителем растений. Краеведение: Растения родного края. Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание. | 1. | 20.10 | |
15 | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение к ним. Пр.р.№ 6: Работа с атласом – определителем животных. Краеведение: Животные родного края. | 1 | 22.10 | |
16 | Экологические связи между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. Невидимые нити. Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание. | 1 | 10.11 | |
17 | Дикорастущие и культурные растения, их отличительные особенности. Краеведение: Разнообразие культурных растений. | 1 | 12.11 | |
18 | Дикие и домашние животные, их сходства и различия. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение к ним. Краеведение: Животные родного края | 1 | 17.11 | |
19 | Комнатные растения, их роль в жизни человека. Условия, необходимые для жизни растений. Проект «Правила ухода за комнатными растениями». | 1 | 19.11 | |
20 | Животные живого уголка, их значение в жизни человека. Правила ухода за животными. Проект «Мой домашний питомец». | 1 | 24.11 | |
21 | Домашние животные и их роль в жизни людей. Бережное отношение человека к животным, правила безопасного поведения. | 1 | 26.11 | |
22 | Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Краеведение: Красная книга Ярославской области. | 1 | 01.12 | |
23 | Правила поведения в природе. Охрана природных богатств. Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмем под защиту» (устные или письменные высказывания). Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание. | 1 | 03.12 | |
24 | Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Природа». | 1 | 08.12 | |
Раздел «Жизнь города и села» 10 ч. | |
25 | Понятие «экономика» и её составные части. Связи между составными частями экономики. Краеведение: Предприятия родного города. | 1 | | |
26 | Использование природных материалов для изготовления предметов. Составление несложных производственных цепочек. Что из чего сделано. | 1 | | |
27 | Технология строительства городских и сельских домов. Виды строительной техники и материалов. | 1 | | |
28 | История развития транспорта. Классификация транспортных средств. Правила поведения в транспорте. | 1 | | |
29 | Профессии людей. Разнообразие профессий, их роль в экономике и жизни людей. Проект «Профессии родителей» (устные или письменные высказывания). | 1 | | |
30 | Урок-экскурсия: Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе зимой. Правила бережного отношения к природе. Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание. | 1 | | |
31 | Культурные и образовательные учреждения страны, их роль в жизни людей. Разнообразие музеев. Краеведение (экскурсия): музеи родного края. | 1 | | |
32 | Закрепление материала. Проект «Природа зимой». | 1 | | |
33 | Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села». | 1 | | |
34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии». | 1 | | |
Раздел «Здоровье и безопасность» 9 ч. | |
35 | Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Пр.р. №7: Работа с энциклопедией. | 1 | | |
36 | Признаки здорового состояния человека. Правила сохранения и укрепления собственного здоровья. Пр.р.№8: Составление режима дня школьника. | 1 | | |
37 | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Пр.р.№9: Выполнение рисунка дорожных знаков. | 1 | | |
38 | Урок – экскурсия «Безопасная дорога в школу». Алгоритм перехода улицы. Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | | |
39 | Безопасное поведение дома. Основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Пр.р.№10: Составление памятки безопасного поведения дома. | 1 | | |
40 | Правила пожарной безопасности. Причины возникновения пожара. Урок – экскурсия: Экскурсия в пожарную часть. | 1 | | |
41 | Правила поведения на водоемах и в лесу. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора ягод и грибов. Пр.р.№11: Работа с атласом – определителем. Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | | |
42 | Общение с незнакомыми людьми. Соблюдение правил безопасного поведения. | 1 | | |
43 | Обобщение материала. Проверочная работа по разделу: «Здоровье и безопасность». | 1 | | |
Раздел «Общение» 7 ч. | |
44 | Семья. Семейные традиции. Взаимоотношение в семье и взаимопомощь членов семьи. Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | | |
45 | Имена и фамилии членов семьи. Пр.р.№12: Составление схемы родословного древа, история семьи. Проект «Родословная» | 1 | | |
46 | Школа в жизни младшего школьника. Правила поведения в школе, на уроке. Пр.р.№13: Моделирование ситуаций общения на уроке. | 1 | | |
47 | Школа в жизни младшего школьника. Правила поведения в школе, на уроке. Пр.р.№13: Моделирование ситуаций общения на уроке. | 1 | | |
48 | Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила поведения в гостях и за столом. | 1 | | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах. Пр.р. №14: Выход в театр. | 1 | | |
50 | Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Общение». | 1 | | |
Раздел «Путешествия» 18 ч. | |
51 | Горизонт. Линия горизонта. Различие сторон горизонта и обозначение их на схеме. | 1 | | |
52 | Ориентирование на местности. Приемы ориентирования с помощью компаса. Пр.р.№15: Определение сторон горизонта с помощью компаса. | 1 | | |
53 | Ориентирование на местности по местным природным признакам. Пр.р.№16: Определение сторон горизонта по местным природным признакам. | 1 | | |
54 | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы и овраги. Сравнение холмов и гор по схеме. Краеведение: Особенности поверхности родного края. | 1 | | |
55 | Водоёмы, их разнообразие и использование человеком. Составные части реки. Краеведение: Водоемы родного края. | 1 | | |
56 | Урок-экскурсия: Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе весной. Правила бережного отношения к природе. Проект «Природа весной». Урок разработан с учетом программы воспитания. Экологическое воспитание. | 1 | | |
57 | Географическая карта и план. Пр.р. №17: Правила чтения карты и плана. Нахождение Российской Федерации на карте. | 1 | | |
58 | Города России. Пр.р. №18: Сбор материала по теме на бумажных и электронных носителях. Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | | |
59 | Столица России – Москва. Её достопримечательности и расположение на карте. Пр.р. №19: Нахождения города на карте России. | 1 | | |
60 | Московский Кремль, как символ России. Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади. | 1 | | |
61 | Санкт-Петербург, история его основания и достопримечательности. Герб и план города, архитектурные памятники. Пр.р. №20: Нахождения города на карте России. | 1 | | |
62 | Итоговая контрольная работа. | | | |
63 | Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус, как модель Земли. Пр.р.№21:. Сравнение глобуса и карты, нахождение материков и океанов. | 1 | | |
64 | Части света – Европа и Азия. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Пр.р. №22: Нахождение частей света на глобусе и карте полушарий. | 1 | | |
65 | Физические и политические карты мира. Проект «Страны мира» (устные и письменные высказывания). | 1 | | |
66 | Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. | 1 | | |
67 | Обобщение материала. Проверочная работа по разделу: «Путешествия». | 1 | | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Урок разработан с учетом программы воспитания. | 1 | | |