СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы по окружающему миру для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по окружающему миру для учащихся 2-го класса А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая,  являющейся составной частью Образовательной системы «Перспектива», программы воспитания Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на учащихся 2класса.

Рабочая программа рассчитана на 68 ч, резервные часы распределены на изучение основных тем. Изменения в рабочей программе можно проследить по таблице.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир" 3 класс»

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) Ф –фронтальный опрос

КУ – комбинированный урок К – урок контроля, оценки и коррекции знании ПР – практическая Э – -экскурсия И – индивидуальный опрос


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы

контроля





УУД

Дата про-

ведения

Дата фактического проведения

Раздел 1. «Радость познания» (13 часов)

1.

Свет знания.


1

Ф,

И

Формулировать мысль о том, что стремление к тво

рческому познанию окру-жающего мира есть от-личная черта человека. Определять сферы поз-нания: природа и куль-тура.Выявлять особен-ности познания. Выска-зывать мотивированное суждение об ответствен-ности познающего чело-века за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.




2.





Как изучают окружающий мир.


1

ПР

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы ис-следования (от поста-нов-ки цели до вывода). Различать виды обору-дования для изучения ок-ружающего мира, узна-вать и называть предме-ты оборудования, объяс-нять их назначение. Оце-нивать свои успехи при выполнении практичес-ких работ.



3.


Как изучают окружающий мир.


1

ПР



4.

Книга – источник знаний.



1

Ф,

И

Определять тип справоч-ной и научно-познава-тельной литературы. На-ходить необходимые све-дения в словаре, справоч-нике, путеводителе. Правильно называть ав-тора и название, обоб-щать и раскрывать со-держание, де-монстрир-овать иллюстрации по теме.



5.

6.



Отправимся на экскурсию.

2

Ф,

И

Характеризовать различ-ные научно-просвети-тельские учреждения, находить необходимые сведения о них в путево-дителях и других источ-никах.Обсуждать пра-вила поведения на экс-курсии.Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в со ответст-вии с личными интере-сами, обобщать и рас

крывать ее содержание,



7.

О чём рассказывает план?


1

Ф,

И

Сравнивать рисунок и план местности, изучать условные знаки плана ме-стности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни..



8.

Планета на листе бумаги.


1

Ф,

И

Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изу-чать условные знаки кар-ты, применять их для чтения карты мира Узна-вать материки и части света по силуэтам. С по-мощью карты учебника приводить примеры мо-рей, рек, островов. Об-суждать роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни, оце-нивать впечатления от мысленных путешествий по карте



9.

Страны и народы на политической карте мира.

1

Ф,

И

Сравнивать политичес-кую карту мира с физи-ческой картой, опреде-

лять ее отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать ее границы, определять столицу, называть сосед-ние страны. Соотносить название страны с на-званием языка и нао-борот.








10.

Путешествуя, познаём мир.


1

Ф,

И

Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спут-ников, находить необ-ходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник пу-тешествия, оцени-вать результаты путешествия.Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям.



11.

Транспорт.


1

Ф,

И

Различать старинные и современные средства передвижения. Система-тизировать транспортные средства по видам, участ-вовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспор-том, определять виды транспорта, необходимые дляпроектируемого пу-тешествия по городу (селу), рассказывать сю-жет из истории одного из видов транспорта (по выбору)



12.

Средства ин-формации и связи.

1

Ф,

И

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидак-тической игре. Расска-зывать о сюжетах теле- и радиопередачи, публика-ций в прессе о природе, культуре, вы-дающихся людях России и мира (по выбору в соответствии с личными интересами).



13.

Систематиза-ция и обобще-ние знаний.


1

К/Р

Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из нескольких вариантов.



Раздел 2. «Мир как дом» (21 час)

14.

Мир природы в народном творчестве.


1

Ф,

И

Определять образ еди-ного дома-мира в про-изведениях словестного и изобразительно-приклад-ного народного твор-чества.Характеризовать изображения окружаю-щего мира как дома в произведениях народно-го творчества своего края. Воспроизводить об-раз дома-мира в соб-ственном произведении.



15.





Из чего состо-

ит всё.



1

Ф,

И

Различать природные объекты и созданные че-ловеком предметы, объ-екты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы. Запол-нять таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». Приводить примеры ве-ществ, узнавать вещ-ва по описанию



16.

Мир небесных тел.

1

Ф,

И

как одно из небесных тел, раскрывать его зна-чение для жизни на Земле.Извлекать из текс-та учебника цифровые данные о Солнце. Ана-лизировать иллюстрации

учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Сравнивать звезды, планеты по различным признакам, моделировать строение Солнечной системы.



17.

Невидимое сокровище.


1

ПР

Анализировать диаг-рамму в учебнике, с ее помощью определять состав воздуха. Расска-зывать о способах об-наружения воздуха

вокруг себя, демонстри-ровать их. Раскрывать значение воздуха для растений, животных, че-ловека.



18.





Самое главное вещество.

1

Ф,

И

Высказывать предпо-ложения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать сос-тояния воды. Расска-зывать о распростране-нии воды в природе. Раскрывать значение во-ды для живых организ-мов и хозяйственной жизни человека.



19.

Свойства во-ды, круговорот воды в приро-де.


1

ПР

Исследовать свойства во-ды в ходе практической работы в группах. На-блюдать опыт, моде-лирующий круговорот воды в природе. Харак-теризовать круговорот воды с опорой на схеме в учебнике.



20.


Природные стихии в народном творчестве.

1

Ф,

И

Узнавать образы воздуха, огня, воды в произ-ведениях словестного и изобразительно-приклад-ного народного твор-чества. Предлагать для совместной игры не-сколько загадок об огне, воде или воздухе из тво

рчества народов своего

края; находить и харак-теризовать эти об-разы в словестных и изоб-разительно-прикладных произведениях народного творчества своего края. Различать разные прояв-ления этих стихий



21.

Кладовые Земли.


1

ПР

Исследовать состав гра-нита в ходе практической работы в группах. Рас-сказывать по схеме о сос-таве гранита. Оценивать эмоционально-эстетичес-кое впечатление от восп-риятия горных пород и

минералов. Различать полезные ископаемые. Приводить примеры по-лезных ископаемых сво-его края. Раскрывать зна-чение полезныхископае

мых в хозяйстве челове-ка, доказывать на приме-рах.



22.


Чудо под ногами.


1

ПР

Раскрывать значение почвы для живой приро-ды и хозяйственной жиз-ни человека. Устанавли-вать связь между соста-вом почвы и ее плодоро-дием. Моделировать свя-зи почвы и растения. Ана

лизировать рисунок уче-бника, определять живот-ных, обитающих в почве, высказывать предполо- жения об их влиянии на плодородные почвы,



23.


Систематиза-ция и обобще-ние знаний.


1

К/Р

Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из несколь

ких вариантов.



24.

Мир растений.

.

1

Ф,

И

Знакомиться с группами растений; классифициро-вать растения, Узнавать группы растений по опи-саниям. Различать виды растений. Сравнивать схемы дыхания и пита-ния растений, на этой ос-нове раскрывать осо-бую роль растений в приро

де и жизни людей, делать вывод о необходи-мости бережного отно-шения к растениям. Моделиро-вать дыхание и питание растений с помощью схем-аппликаций. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений.



25.

Плодородная земля и расте-ния в народ-

ном творчес-тве.

1

Ф,

И

Узнавать образы плодо-родной земли и растений в произведениях словест-ного и изобразительно-прикладного народного творчества.



26.

Мир животных.

1

Ф,

И

Знакомиться с группами животных, классифици-ровать животных, предс-тав-ленных на иллюстра-ции учебника. Различать виды животных. Сравни-вать размножение и раз-витие животных разных групп, моделировать раз-витие животных с помо-щью схем-аппликаций, определять животных устанавливать их принад

лежность к изу-чаемым группам. Высказывать аргументированные суж-дения о роли животных в природе и жизни людей. Формулировать соответ-ствующие нормы эколо-гической этики.



27.

Животные в народном творчестве.

1

Ф,

И

Узнавать образы живот-ных в произведениях сло

вестного и изобразитель-но-прикладного народно-

го творчества. Подбирать загадки о животных в тво

рчестве народов своего

края для совместной иг-

ры. Находить и характе-ризовать образы живот-

ных в словестных и изоб-

разительно-прикладных произведениях народного искусства своего края (в том числе и в городской архитектуре), использо-вать приемы словестного и изобразительно-прик-ладного народного искус-ства для сочинения своих загадок о животных, в том числе и животных своего края.



28.

Невидимые нити в живой природе.





1

Ф

И

Классифицировать живот

ных по особенностям пи-тания, приводить приме-ры растительноядных и хищных животных. Ис-пользовать информацию из атласа-определителя

для подготовки сообще-ний о таких животных. Прослеживать по схемам цепи питания, моделиро-вать цепи питания с по-мощью схем-аппликаций. Применять знания об особенностях питания жи

вотных для самостоятель

ногосоставления схем цепей питания.




29.

Лес – волшеб-ный дворец.

1

Ф,

И

Оцениватьэмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса. Зна-комиться с разнообра-зием организмов в лесу. Обнаруживать взаимо-связи в лесном сообщест-ве. Составлять цепи пи-тания, характерные для лесного сообщества, мо-делировать их освоенны-ми способами.



30.

Луг – царство цветов и насе-комых.

1

Ф,

И

Оценивать эмоциональ-но-эстетическое впечат-ление от восприятия лу-га. с разнообразием ор- ганизмов на лугу, срав-нивать луговое сообщест-во с лесным. Обнаружи-вать взаимосвязи в луго-вом сообществе. Состав-лять цепи питания,ха-

рактерные для луга, мо-делировать их освоенны-

ми способами. Рисовать

схему круговорота вещ-в

на лугу, формулировать соответствующие нормы экологической этики.




31.

Водоём – дом из воды.

Проект: фоторассказ о жизни живот-ных родного края.

1

П

Оценивать эмоциональ-но-эстетическое впечат-ление от восприятия во-доема, знакомиться с раз-нообразием организмов пресного водоема, срав-нивать водное сообщест-во с лесным и луговым. Обнаруживать взаимо-связи в водном сообщест-ве. Рисовать схему круго-ворота веществ в водном сообществе, распозна-вать пресноводные орга-низмы своего края , фор-мулировать,соответствующие нормы экологигии



32.

Как сохранить богатства при-роды.

1

Ф,

И

Соотносить отрицатель-ное влияние человека на природу и меры по ее ох-ране, рассказывать об ох-ране природных бо-гатств. предлагать услов-ные знаки, демонстриру-ющие охрану изученных природных сообществ, рассказывать по услов-ным знакамоб охране природных сообществ,формулировать соответ-ствующие нормы эколо-гической этики. Выска-зывать оргументирован-ные суждения о возмож-ности своего участия в охране природных бо-гатств, о личной ответст-венности за сохранность природы.



33.


Охрана при-роды в культу-ре народов Рос

сии и мира.


1

Ф,

И

Анализировать послови-цы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам. Узнавать с помощью средств массо-вой информации, Интер- нета, дополнительной литературы о современ-ных способах экологи-чески чистого образа жизни. Рисовать схему воображаемого эколо-гически чистого поселе-ния. Осуществлять в по-вседневной жизни прави-ла раздельного сбора пи-щевых и бытовых отхо-дов. Преобразовывать не-нужные вещи, бросовый материал в полезные и красивые предметы.



34.


Систематиза-ция и обобще-ние знаний.


1

ПР

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.



Раздел 3. «Дом как мир» (23 часа)

35.

Родной дом – уголок

Отчизны.

1

Ф,

И

Объяснять значения сло-ва «мир» на русском язы-ке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать си-туации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и со-временной общественной жизни.



36.


Свой дом – свой простор.

1

Ф,

И

Сравнивать устройство старинного и современ-ного домов. Объяснять роль и назначение поро-га, матицы, печи, женс-кого и мужского углов в старин-ном доме; нахо-дить их аналоги в устрой-стве старинного жилища народов своего края, а также названия в мест-ных языках.Выявлять нравственный смысл кон-структивных особеннос-тей жилища в соотнесе-

нии с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопостав-лять особенности внут-реннего устройства ста-ринного и современного дома, находить общее и различное.



37

Свой дом – свой простор.

1

Ф,

И

38.

В красном углу сесть – великая честь.

1

Ф,

И

Выявлять роль и назначе-ние красного угла как по-четного места в старин-ном доме; находить его аналог в устройстве ста-ринного жилища народов своего края, а также наз-вания в местных языках. Моделировать функции духовного центра в со-временном доме, презен-товать традиции госте-приимства.




39.

Побываем в гостях.


1

Ф,

И

Сопоставлять особеннос-ти старинного жилища разных народов; отме-чать общие и различные черты. Моделировать ситуации приема гостей и прихода в гости.Участ-

вовать в дидактической игре с применением ста-ринных и современных традиций гостеприим-ства народовсвоего края.



40.

На свет появил

ся – с людьми породнился.

1

Ф,

И

Применять терминоло-гию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать тер-минологию родства в применении к членам другой семьи, устанав-ливать различие между терминами родства и свойства..



41.

Родословное древо.


1

Ф,

И

Различать способы со-ставления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех-че-тырех поколений. Расска-зывать о профессиях старших членов семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность.



42.

Муж и жена – одна душа.

1

Ф,

И

Творчески выражать мысль о крепости брач-ных уз в рукотворной иг-рушке – подарке молодо-женам. Оформлять позд-равление родителям во Всероссийский день се-мьи, любви и верности (8 июля). Высказывать мо-тивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены.



43.

Святость отцовства и материнства.


1

Ф,

И

Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в руко-творной игрушке, выска-зывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравст-венной норме всех наро-дов России и мира.




44.

Добрые дети – дому венец.

1

Ф,

И

Сравнивать и различать особенности в воспита-нии девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и под-ростков народов своего края. Находить в допол-нительной литературе,

Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и дея-тельности знаменитого соотечественника – свое-

го тезки. Творчески вы-ражать нравственный смысл личного имени как

образец для самовоспи-тания; характеризовать личностные качества че-ловека, выбранного в ка-честве образца для под-ражания.



45.




Детские игры – школа здоровья.


1

Ф,

И

Презентовать несколько народных игр, опреде-лять их назначение в сво-ем развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, не-обходимый для самово-спитания. Излагать пра-вила игры и организовы-вать ее в среде сверстни-ков.



46.


Систематиза-ция и обобще-ние знаний.


1

К/Р

Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из несколь

ких вариантов.



47.

Строение тела человека.

1

Ф,

И

Рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определения органа и системы органов.Обозна-чать внутренние органы на схеме. Работая в груп-пе, изучать строение и роль в организме различ-

ных систем органов. Высказывать обоснован-ные суждения о том, по-чему важно знать строе-ние и работу своего орга-низма..



48.

Как работает наш организм.



1

ПР

С помощью иллюстраций и схемы в учебнике рас-сказывать о работе опорно-двигательной и пище-варительной систем. Обо

значать на схеме последо

вательность прохожде-ния пищи по органам пи-щеварительной системы. Характеризовать работу дыхательной и крове-носной систем,учиться измерять пульс у себя и другого человека, фикси-ровать результаты изме-нений, оценивать свои успехи.Высказывать обо

снованные суждения о том, почему организм че-ловека – единоецелое. Раскрывать связь между работой различных сис-тем органов.




49.

Что такое гигиена.


1

ПР

Формулировать правила выработки хорошей осан-ки.Корректировать собст-венное поведение с уче-том этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приемы ухода за зубами, оцени-вать свои успехи. Класси-

фицировать продукты по происхождению (расти-тельно и животного про-исхождения). Обсуждать опасность для здоровья

быстрой еды (фастфуда), составлять меню для сво-ей семьи, доказывать его соответствие правилам

здорового питания, гото-вить одно из блюд.










50.

Наши органы чувств.

1

Ф,

И

Понакомиться со строе-нием органов чувств, осу

ществлять взаимопровер-

ку. Подписывать на схе-мечасти глаза и уха. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов. Оцени-вать свое отношение к



51

Школа первой помощи.


1

ПР


Сравнивать устройство медицинских термомет-ров (ртутного и электрон-ного). В ходе групповой практической работы учи

ться измерять температу-ру тела с помощью ртут-ного и электронного тер-мометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи, запи сывать номера теле-фонов экстренной по-мощи, запоминать их. Высказывать обоснован-ные суждения о том, как избежать обморажива-ния зимой и перегрева-ния летом.



52

Систематиза-ция и обобще-ние знаний.


1

К/Р

Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из не-скольких вариантов.



53.

Здоровью цены нет.

1

Ф

Различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здо-ровье» выступает как триединство; приводить при-меры уважительного,

внимательного, милосер-дного отношения к инва-лидам. Высказывать мо-тивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного.



54.

Дом не велик, а стоять не велит.

1

Ф,

И

Моделировать в форме дидактической игры при-менение правил повсед-невной жизнедеятель-ности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил за-стольного этикета.



55.

Семейный бюджет.

1

Ф,

И

Характеризовать состав

ные части семейных до-ходов и расходов. Опре-делять свои потребности и составлять приблизи-тельную смету расходов на эти потребности. Рас-сказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом общест-ве, приводить примеры денежных единиц разных стран, различать монеты и банкноты Российской Федерации разного до-стоинства.



56.

Мудрость старости.

1

Ф,

И

С помощью ключевых слов выражать свое впе-чатление от образа старо-го человека в произведе-нии живописи. Высказы-вать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира.



57.

Путешествие к А.С. Пушкину.







1

Ф,

И

Характеризовать семей-ные предания и летопис-ные сведения о родона-чальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С.

Пушкина, находить в них

общие родовые черты. Подбирать 1-2 стихотво-рения (или отрывки из сказок) А.С. Пушкина; выразительно читать их. Высказывать мотивиро-ванное суждение о совре-менных читателях А.С. Пушкина как его духов-ных потомках.



58.


Систематиза-ция и обобще-ние знаний.


1

К/Р

Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из нескольких вариантов.



«В поисках Всемирного наследия» (12 часов)

59.

Всемирное наследие.

1

Ф,

И

Объяснять смысл эмбле-мы Всемирного наследия, различать объекты при-родного и культурного Всемирного наследия. Рассказывать об 1-2 объ-ектах всемирного насле-дия (по выбору – в Рос-сии, в том числе и в своем крае, и в мире).




60.

Московский Кремль.

1

Ф,

И

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору);



61.

Озеро Байкал.

1

Ф,

И

Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформлять наглядный материал для презентации рассказа.



62.

Путешествие в Египет.



1

Ф,

И

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации



63.

Путешествие в Грецию.

1

Ф,

И

Показывать на карте местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору



64.

Путешествие в Иерусалим.

1

Ф,

И

Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей

и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.



65.

Путешествие в Китай.

1

Ф,

И

Показывать на карте мес-тоположение Китая и Пе-кина. Узнавать на фото-графии облик Великой Китайской стены, расска-зывать о наиболее понра-

вившихся достопримеча-тельностях и великих культурных изобрете-ниях Древнего Китая (по выбору.



66.

Всемирные духовные сокровища.

1

Ф,

И

Обобщать полученные знания о многих достой-ных людях – худож-никах, писателях, уче-ных, исторических деяте-лях (с 1 по 3 класс). Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответ-ствующие фрагменты из текстов Священных книг. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах



67

Итоговая контрольная за 3 класс.


1

К/Р

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.



68.

Систематиза-ция и обобще-ние знаний.


1

Ф

Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из нескольких вариантов.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!