ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) Ф –фронтальный опрос
КУ – комбинированный урок К – урок контроля, оценки и коррекции знании ПР – практическая Э – -экскурсия И – индивидуальный опрос
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Формы контроля | УУД | Дата про- ведения | Дата фактического проведения |
Раздел 1. «Радость познания» (13 часов) |
1. | Свет знания. | 1 | Ф, И | Формулировать мысль о том, что стремление к тво рческому познанию окру-жающего мира есть от-личная черта человека. Определять сферы поз-нания: природа и куль-тура.Выявлять особен-ности познания. Выска-зывать мотивированное суждение об ответствен-ности познающего чело-века за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения. | | |
2. | Как изучают окружающий мир. | 1 | ПР | Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы ис-следования (от поста-нов-ки цели до вывода). Различать виды обору-дования для изучения ок-ружающего мира, узна-вать и называть предме-ты оборудования, объяс-нять их назначение. Оце-нивать свои успехи при выполнении практичес-ких работ. | | |
3. | Как изучают окружающий мир. | 1 | ПР | | |
4. | Книга – источник знаний. | 1 | Ф, И | Определять тип справоч-ной и научно-познава-тельной литературы. На-ходить необходимые све-дения в словаре, справоч-нике, путеводителе. Правильно называть ав-тора и название, обоб-щать и раскрывать со-держание, де-монстрир-овать иллюстрации по теме. | | |
5. 6. | Отправимся на экскурсию. | 2 | Ф, И | Характеризовать различ-ные научно-просвети-тельские учреждения, находить необходимые сведения о них в путево-дителях и других источ-никах.Обсуждать пра-вила поведения на экс-курсии.Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в со ответст-вии с личными интере-сами, обобщать и рас крывать ее содержание, | | |
7. | О чём рассказывает план? | 1 | Ф, И | Сравнивать рисунок и план местности, изучать условные знаки плана ме-стности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни.. | | |
8. | Планета на листе бумаги. | 1 | Ф, И | Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изу-чать условные знаки кар-ты, применять их для чтения карты мира Узна-вать материки и части света по силуэтам. С по-мощью карты учебника приводить примеры мо-рей, рек, островов. Об-суждать роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни, оце-нивать впечатления от мысленных путешествий по карте | | |
9. | Страны и народы на политической карте мира. | 1 | Ф, И | Сравнивать политичес-кую карту мира с физи-ческой картой, опреде- лять ее отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать ее границы, определять столицу, называть сосед-ние страны. Соотносить название страны с на-званием языка и нао-борот. | | |
10. | Путешествуя, познаём мир. | 1 | Ф, И | Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спут-ников, находить необ-ходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник пу-тешествия, оцени-вать результаты путешествия.Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям. | | |
11. | Транспорт. | 1 | Ф, И | Различать старинные и современные средства передвижения. Система-тизировать транспортные средства по видам, участ-вовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспор-том, определять виды транспорта, необходимые дляпроектируемого пу-тешествия по городу (селу), рассказывать сю-жет из истории одного из видов транспорта (по выбору) | | |
12. | Средства ин-формации и связи. | 1 | Ф, И | Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидак-тической игре. Расска-зывать о сюжетах теле- и радиопередачи, публика-ций в прессе о природе, культуре, вы-дающихся людях России и мира (по выбору в соответствии с личными интересами). | | |
13. | Систематиза-ция и обобще-ние знаний. | 1 | К/Р | Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из нескольких вариантов. | | |
Раздел 2. «Мир как дом» (21 час) |
14. | Мир природы в народном творчестве. | 1 | Ф, И | Определять образ еди-ного дома-мира в про-изведениях словестного и изобразительно-приклад-ного народного твор-чества.Характеризовать изображения окружаю-щего мира как дома в произведениях народно-го творчества своего края. Воспроизводить об-раз дома-мира в соб-ственном произведении. | | |
15. | Из чего состо- ит всё. | 1 | Ф, И | Различать природные объекты и созданные че-ловеком предметы, объ-екты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы. Запол-нять таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». Приводить примеры ве-ществ, узнавать вещ-ва по описанию | | |
16. | Мир небесных тел. | 1 | Ф, И | как одно из небесных тел, раскрывать его зна-чение для жизни на Земле.Извлекать из текс-та учебника цифровые данные о Солнце. Ана-лизировать иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Сравнивать звезды, планеты по различным признакам, моделировать строение Солнечной системы. | | |
17. | Невидимое сокровище. | 1 | ПР | Анализировать диаг-рамму в учебнике, с ее помощью определять состав воздуха. Расска-зывать о способах об-наружения воздуха вокруг себя, демонстри-ровать их. Раскрывать значение воздуха для растений, животных, че-ловека. | | |
18. | Самое главное вещество. | 1 | Ф, И | Высказывать предпо-ложения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать сос-тояния воды. Расска-зывать о распростране-нии воды в природе. Раскрывать значение во-ды для живых организ-мов и хозяйственной жизни человека. | | |
19. | Свойства во-ды, круговорот воды в приро-де. | 1 | ПР | Исследовать свойства во-ды в ходе практической работы в группах. На-блюдать опыт, моде-лирующий круговорот воды в природе. Харак-теризовать круговорот воды с опорой на схеме в учебнике. | | |
20. | Природные стихии в народном творчестве. | 1 | Ф, И | Узнавать образы воздуха, огня, воды в произ-ведениях словестного и изобразительно-приклад-ного народного твор-чества. Предлагать для совместной игры не-сколько загадок об огне, воде или воздухе из тво рчества народов своего края; находить и харак-теризовать эти об-разы в словестных и изоб-разительно-прикладных произведениях народного творчества своего края. Различать разные прояв-ления этих стихий | | |
21. | Кладовые Земли. | 1 | ПР | Исследовать состав гра-нита в ходе практической работы в группах. Рас-сказывать по схеме о сос-таве гранита. Оценивать эмоционально-эстетичес-кое впечатление от восп-риятия горных пород и минералов. Различать полезные ископаемые. Приводить примеры по-лезных ископаемых сво-его края. Раскрывать зна-чение полезныхископае мых в хозяйстве челове-ка, доказывать на приме-рах. | | |
22. | Чудо под ногами. | 1 | ПР | Раскрывать значение почвы для живой приро-ды и хозяйственной жиз-ни человека. Устанавли-вать связь между соста-вом почвы и ее плодоро-дием. Моделировать свя-зи почвы и растения. Ана лизировать рисунок уче-бника, определять живот-ных, обитающих в почве, высказывать предполо- жения об их влиянии на плодородные почвы, | | |
23. | Систематиза-ция и обобще-ние знаний. | 1 | К/Р | Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из несколь ких вариантов. | | |
24. | Мир растений. . | 1 | Ф, И | Знакомиться с группами растений; классифициро-вать растения, Узнавать группы растений по опи-саниям. Различать виды растений. Сравнивать схемы дыхания и пита-ния растений, на этой ос-нове раскрывать осо-бую роль растений в приро де и жизни людей, делать вывод о необходи-мости бережного отно-шения к растениям. Моделиро-вать дыхание и питание растений с помощью схем-аппликаций. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений. | | |
25. | Плодородная земля и расте-ния в народ- ном творчес-тве. | 1 | Ф, И | Узнавать образы плодо-родной земли и растений в произведениях словест-ного и изобразительно-прикладного народного творчества. | | |
26. | Мир животных. | 1 | Ф, И | Знакомиться с группами животных, классифици-ровать животных, предс-тав-ленных на иллюстра-ции учебника. Различать виды животных. Сравни-вать размножение и раз-витие животных разных групп, моделировать раз-витие животных с помо-щью схем-аппликаций, определять животных устанавливать их принад лежность к изу-чаемым группам. Высказывать аргументированные суж-дения о роли животных в природе и жизни людей. Формулировать соответ-ствующие нормы эколо-гической этики. | | |
27. | Животные в народном творчестве. | 1 | Ф, И | Узнавать образы живот-ных в произведениях сло вестного и изобразитель-но-прикладного народно- го творчества. Подбирать загадки о животных в тво рчестве народов своего края для совместной иг- ры. Находить и характе-ризовать образы живот- ных в словестных и изоб- разительно-прикладных произведениях народного искусства своего края (в том числе и в городской архитектуре), использо-вать приемы словестного и изобразительно-прик-ладного народного искус-ства для сочинения своих загадок о животных, в том числе и животных своего края. | | |
28. | Невидимые нити в живой природе. | 1 | Ф И | Классифицировать живот ных по особенностям пи-тания, приводить приме-ры растительноядных и хищных животных. Ис-пользовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообще-ний о таких животных. Прослеживать по схемам цепи питания, моделиро-вать цепи питания с по-мощью схем-аппликаций. Применять знания об особенностях питания жи вотных для самостоятель ногосоставления схем цепей питания. | | |
29. | Лес – волшеб-ный дворец. | 1 | Ф, И | Оцениватьэмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса. Зна-комиться с разнообра-зием организмов в лесу. Обнаруживать взаимо-связи в лесном сообщест-ве. Составлять цепи пи-тания, характерные для лесного сообщества, мо-делировать их освоенны-ми способами. | | |
30. | Луг – царство цветов и насе-комых. | 1 | Ф, И | Оценивать эмоциональ-но-эстетическое впечат-ление от восприятия лу-га. с разнообразием ор- ганизмов на лугу, срав-нивать луговое сообщест-во с лесным. Обнаружи-вать взаимосвязи в луго-вом сообществе. Состав-лять цепи питания,ха- рактерные для луга, мо-делировать их освоенны- ми способами. Рисовать схему круговорота вещ-в на лугу, формулировать соответствующие нормы экологической этики. | | |
31. | Водоём – дом из воды. Проект: фоторассказ о жизни живот-ных родного края. | 1 | П | Оценивать эмоциональ-но-эстетическое впечат-ление от восприятия во-доема, знакомиться с раз-нообразием организмов пресного водоема, срав-нивать водное сообщест-во с лесным и луговым. Обнаруживать взаимо-связи в водном сообщест-ве. Рисовать схему круго-ворота веществ в водном сообществе, распозна-вать пресноводные орга-низмы своего края , фор-мулировать,соответствующие нормы экологигии | | |
32. | Как сохранить богатства при-роды. | 1 | Ф, И | Соотносить отрицатель-ное влияние человека на природу и меры по ее ох-ране, рассказывать об ох-ране природных бо-гатств. предлагать услов-ные знаки, демонстриру-ющие охрану изученных природных сообществ, рассказывать по услов-ным знакамоб охране природных сообществ,формулировать соответ-ствующие нормы эколо-гической этики. Выска-зывать оргументирован-ные суждения о возмож-ности своего участия в охране природных бо-гатств, о личной ответст-венности за сохранность природы. | | |
33. | Охрана при-роды в культу-ре народов Рос сии и мира. | 1 | Ф, И | Анализировать послови-цы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам. Узнавать с помощью средств массо-вой информации, Интер- нета, дополнительной литературы о современ-ных способах экологи-чески чистого образа жизни. Рисовать схему воображаемого эколо-гически чистого поселе-ния. Осуществлять в по-вседневной жизни прави-ла раздельного сбора пи-щевых и бытовых отхо-дов. Преобразовывать не-нужные вещи, бросовый материал в полезные и красивые предметы. | | |
34. | Систематиза-ция и обобще-ние знаний. | 1 | ПР | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. | | |
Раздел 3. «Дом как мир» (23 часа) |
35. | Родной дом – уголок Отчизны. | 1 | Ф, И | Объяснять значения сло-ва «мир» на русском язы-ке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать си-туации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и со-временной общественной жизни. | | |
36. | Свой дом – свой простор. | 1 | Ф, И | Сравнивать устройство старинного и современ-ного домов. Объяснять роль и назначение поро-га, матицы, печи, женс-кого и мужского углов в старин-ном доме; нахо-дить их аналоги в устрой-стве старинного жилища народов своего края, а также названия в мест-ных языках.Выявлять нравственный смысл кон-структивных особеннос-тей жилища в соотнесе- нии с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопостав-лять особенности внут-реннего устройства ста-ринного и современного дома, находить общее и различное. | | |
37 | Свой дом – свой простор. | 1 | Ф, И |
38. | В красном углу сесть – великая честь. | 1 | Ф, И | Выявлять роль и назначе-ние красного угла как по-четного места в старин-ном доме; находить его аналог в устройстве ста-ринного жилища народов своего края, а также наз-вания в местных языках. Моделировать функции духовного центра в со-временном доме, презен-товать традиции госте-приимства. | | |
39. | Побываем в гостях. | 1 | Ф, И | Сопоставлять особеннос-ти старинного жилища разных народов; отме-чать общие и различные черты. Моделировать ситуации приема гостей и прихода в гости.Участ- вовать в дидактической игре с применением ста-ринных и современных традиций гостеприим-ства народовсвоего края. | | |
40. | На свет появил ся – с людьми породнился. | 1 | Ф, И | Применять терминоло-гию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать тер-минологию родства в применении к членам другой семьи, устанав-ливать различие между терминами родства и свойства.. | | |
41. | Родословное древо. | 1 | Ф, И | Различать способы со-ставления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех-че-тырех поколений. Расска-зывать о профессиях старших членов семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность. | | |
42. | Муж и жена – одна душа. | 1 | Ф, И | Творчески выражать мысль о крепости брач-ных уз в рукотворной иг-рушке – подарке молодо-женам. Оформлять позд-равление родителям во Всероссийский день се-мьи, любви и верности (8 июля). Высказывать мо-тивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены. | | |
43. | Святость отцовства и материнства. | 1 | Ф, И | Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в руко-творной игрушке, выска-зывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравст-венной норме всех наро-дов России и мира. | | |
44. | Добрые дети – дому венец. | 1 | Ф, И | Сравнивать и различать особенности в воспита-нии девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и под-ростков народов своего края. Находить в допол-нительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и дея-тельности знаменитого соотечественника – свое- го тезки. Творчески вы-ражать нравственный смысл личного имени как образец для самовоспи-тания; характеризовать личностные качества че-ловека, выбранного в ка-честве образца для под-ражания. | | |
45.
| Детские игры – школа здоровья. | 1 | Ф, И | Презентовать несколько народных игр, опреде-лять их назначение в сво-ем развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, не-обходимый для самово-спитания. Излагать пра-вила игры и организовы-вать ее в среде сверстни-ков. | | |
46. | Систематиза-ция и обобще-ние знаний. | 1 | К/Р | Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из несколь ких вариантов. | | |
47. | Строение тела человека. | 1 | Ф, И | Рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определения органа и системы органов.Обозна-чать внутренние органы на схеме. Работая в груп-пе, изучать строение и роль в организме различ- ных систем органов. Высказывать обоснован-ные суждения о том, по-чему важно знать строе-ние и работу своего орга-низма.. | | |
48. | Как работает наш организм. | 1 | ПР | С помощью иллюстраций и схемы в учебнике рас-сказывать о работе опорно-двигательной и пище-варительной систем. Обо значать на схеме последо вательность прохожде-ния пищи по органам пи-щеварительной системы. Характеризовать работу дыхательной и крове-носной систем,учиться измерять пульс у себя и другого человека, фикси-ровать результаты изме-нений, оценивать свои успехи.Высказывать обо снованные суждения о том, почему организм че-ловека – единоецелое. Раскрывать связь между работой различных сис-тем органов. | | |
49. | Что такое гигиена. | 1 | ПР | Формулировать правила выработки хорошей осан-ки.Корректировать собст-венное поведение с уче-том этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приемы ухода за зубами, оцени-вать свои успехи. Класси- фицировать продукты по происхождению (расти-тельно и животного про-исхождения). Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды (фастфуда), составлять меню для сво-ей семьи, доказывать его соответствие правилам здорового питания, гото-вить одно из блюд. | | |
| | | | | | |
50. | Наши органы чувств. | 1 | Ф, И | Понакомиться со строе-нием органов чувств, осу ществлять взаимопровер- ку. Подписывать на схе-мечасти глаза и уха. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов. Оцени-вать свое отношение к | | |
51 | Школа первой помощи. | 1 | ПР | Сравнивать устройство медицинских термомет-ров (ртутного и электрон-ного). В ходе групповой практической работы учи ться измерять температу-ру тела с помощью ртут-ного и электронного тер-мометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи, запи сывать номера теле-фонов экстренной по-мощи, запоминать их. Высказывать обоснован-ные суждения о том, как избежать обморажива-ния зимой и перегрева-ния летом. | | |
52 | Систематиза-ция и обобще-ние знаний. | 1 | К/Р | Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из не-скольких вариантов. | | |
53. | Здоровью цены нет. | 1 | Ф | Различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здо-ровье» выступает как триединство; приводить при-меры уважительного, внимательного, милосер-дного отношения к инва-лидам. Высказывать мо-тивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного. | | |
54. | Дом не велик, а стоять не велит. | 1 | Ф, И | Моделировать в форме дидактической игры при-менение правил повсед-невной жизнедеятель-ности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил за-стольного этикета. | | |
55. | Семейный бюджет. | 1 | Ф, И | Характеризовать состав ные части семейных до-ходов и расходов. Опре-делять свои потребности и составлять приблизи-тельную смету расходов на эти потребности. Рас-сказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом общест-ве, приводить примеры денежных единиц разных стран, различать монеты и банкноты Российской Федерации разного до-стоинства. | | |
56. | Мудрость старости. | 1 | Ф, И | С помощью ключевых слов выражать свое впе-чатление от образа старо-го человека в произведе-нии живописи. Высказы-вать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира. | | |
57. | Путешествие к А.С. Пушкину. | 1 | Ф, И | Характеризовать семей-ные предания и летопис-ные сведения о родона-чальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать 1-2 стихотво-рения (или отрывки из сказок) А.С. Пушкина; выразительно читать их. Высказывать мотивиро-ванное суждение о совре-менных читателях А.С. Пушкина как его духов-ных потомках. | | |
58. | Систематиза-ция и обобще-ние знаний. | 1 | К/Р | Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из нескольких вариантов. | | |
«В поисках Всемирного наследия» (12 часов) |
59. | Всемирное наследие. | 1 | Ф, И | Объяснять смысл эмбле-мы Всемирного наследия, различать объекты при-родного и культурного Всемирного наследия. Рассказывать об 1-2 объ-ектах всемирного насле-дия (по выбору – в Рос-сии, в том числе и в своем крае, и в мире). | | |
60. | Московский Кремль. | 1 | Ф, И | По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); | | |
61. | Озеро Байкал. | 1 | Ф, И | Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформлять наглядный материал для презентации рассказа. | | |
62. | Путешествие в Египет. | 1 | Ф, И | Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации | | |
63. | Путешествие в Грецию. | 1 | Ф, И | Показывать на карте местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору | | |
64. | Путешествие в Иерусалим. | 1 | Ф, И | Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа. | | |
65. | Путешествие в Китай. | 1 | Ф, И | Показывать на карте мес-тоположение Китая и Пе-кина. Узнавать на фото-графии облик Великой Китайской стены, расска-зывать о наиболее понра- вившихся достопримеча-тельностях и великих культурных изобрете-ниях Древнего Китая (по выбору. | | |
66. | Всемирные духовные сокровища. | 1 | Ф, И | Обобщать полученные знания о многих достой-ных людях – худож-никах, писателях, уче-ных, исторических деяте-лях (с 1 по 3 класс). Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответ-ствующие фрагменты из текстов Священных книг. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах | | |
67 | Итоговая контрольная за 3 класс. | 1 | К/Р | Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. | | |
68. | Систематиза-ция и обобще-ние знаний. | 1 | Ф | Применять полученные знания, выбирать пра-вильный ответ из нескольких вариантов. | | |