СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир»

Рабочая программа

Начального общего образования по окружающему миру для 2 класса,

авторы-составители: учителя начальных классов

Бондарь Е.В., Разумеева О.А, Онюховская А.М.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 15785 от 22.12.2009 (с последующими изменениями), утвержденного федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ), с Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова, авторской программой курса «Окружающий мир» И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина.


II. Общая характеристика учебного предмета.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и места человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребёнка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;

  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

формирование основ экологической культуры;

патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.


При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Историко-обществоведческие знания необходимы для фор­мирования каждого человека как культурного и об­разованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание» и изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов.

В соответствии с учебным планом Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 1 предмет «Окружающий мир» в 2016-2017 учебном году во 2 «А» классе изучается 2 часа в неделю, 68 часов в год. 

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

окружающего мира.


2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

  • понимание значения взаимопомощи в семье;

  • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;

  • понимание ценности семейных отношений;

  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;

  • приводить примеры приборов и инструментов;

  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;

  • различать тела природы и изделия;

  • приводить примеры тел и веществ;

  • приводить примеры источников энергии;

  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

  • рассказывать об исследованиях космоса;

  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;

  • рассказывать о значении камня в жизни человека;

  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда) на материале по Вологодской области (региональный компонент);

  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

  • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;

  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;

  • называть планеты Солнечной системы;

  • отличать планету от звезды;

  • показывать на глобусе материки и океаны;

  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);

  • рассказывать об использовании электрической энергии;

  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;

  • понимать, что такое окружающая среда;

  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд) на материале по Вологодской области (региональный компонент);

  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;

  • понимать значение науки и труда в жизни общества;

  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;

  • понимать значение общества в жизни человека;

  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;

  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);

  • понимать значение искусства как способа познания мира.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;

  • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

  • оценивать правильность выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;

  • ставить цели проведения наблюдений и опытов;

  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

  • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;

  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;

  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

  • пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся могут научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

  • осуществлять описание объектов природы;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;

  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

  • осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;

  • ставить вопросы друг другу.

Учащиеся могут научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;

  • выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).


VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2 класс

Как люди познают мир

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Мы живём на планете Земля

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Природа вокруг нас

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса в Хабаровском крае (региональный компонент).

Растения и животные — обитатели водоёмов Хабаровского края, признаки их приспособленности к условиям жизни (региональный компонент).

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.

VII. Тематическое планирование с указанием деятельноси учащихся.


Наименование

раздела

Характеристика деятельности

учащихся

Как люди познают мир

Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки .

Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека

Мы живём на планете Земля

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления.

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время

экскурсии.

Извлекать (позаданию учителя) необходимуютинформацию из учебника и

дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии,

справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и

обсуждение полученных сведений, проводить наблюдения явлений природы.

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет.

Природа вокруг нас

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам.

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные; культурные дикорастущие растения.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности).

Люди вокруг нас

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями. Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Практическая работа по освоению правил поведения в доме. Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу.

Находить на карте России родной регион.


Учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование изучения учебного материала, по предмету «Окружающий мир» для 2 «А», «Б», «В» класса (приложения 1,2,3)


VIII. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы, методические рекомендации для учителя.


2 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.

И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова. Окружающий мир. 2 класс. Проверочные и диагностические работы.


IX Список литературы:


  1. Авторская программа по курсу «Окружающий мир» УМК «Планета знаний», авторы: И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин., Издательство: М., АСТ, Астрель.

  2. «Оценка достижения планируемых результатов», часть 1, 3-е издание, под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, М. «Просвещение», 2011год;

  3. Примерная программа по учебным предметам часть 1, 5-е издание, М. «Просвещение», 2011 год.

  4. «Планируемые результаты начального общего образования», 3-е издание, под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, М. «Просвещение», 2011год.






















Приложение 1


Тематическое планирование по окружающему миру 2 «А» класс

Учитель: Кабузенко Инесса Валерьевна

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

К-во часов

Как люди познают мир

15

Мы живём на планете Земля

14

Природа вокруг нас

23

Люди вокруг нас

12

Повторение изученного во 2 классе.

4

Итого:

68



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)


П./№

№ темы

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов




Как люди познают мир

15

1.

1.

03.09.2016

О науке.

3

2.

2.

05.09.2016

3.

3.

10.09.2016

4.

4.

12.09.2016

Р./к. Экскурсия в лес.

1

5.

5.

17.09.2016

Р./к. Экскурсия к водоёму.

1

6.

6.

19.09.2016

Как учёные изучают мир.

2

7.

7.

24.09.2016

8.

8.

26.09.2016

Умей видеть.

2

9.

9.

01.10.2016

10.

10.

03.10.2016

Приборы и инструменты.

1

11.

11.

08.10.2016

Измерение температуры и времени.

2

12.

12.

10.10.2016

13.

13.

15.10.2016

Справочники, словари, энциклопедии.

2

14.

14.

17.10.2016

15.

15.

22.10.2016

Об искусстве.

Проверочная работа по тем «Как люди познают мир».

1




Мы живём на планете Земля

14

16.

1.

24.10.2016

Что такое космос. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.


2

17.

2.

29.10.2016

18.

3.

07.11.2016

Солнечная

система.

2

19.

4.

12.11.2016

20.

5.

14.11.2016

Голубая планета Земля

2

21.

6.

19.11.2016

22.

7.

21.11.2016

Р./к. Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей

1

23.

8.

26.11.2016

Спутник Земли — Луна

1

24.

9.

28.11.2016

Исследование космоса

1

25.

10.

03.12.2016

Что такое глобус

1

26.

11.

05.12.2016

Почему день сменяет ночь

1

27.

12.

10.12.2016

Как изучали земной шар

2

28.

13.

12.12.2016

29.

14.

17.12.2016

Исследование глубин морей и океанов. Проверочная работа по теме «Мы живём на планете Земля»

1




Природа вокруг нас

23

30.

1.

19.12.2016

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе .

Тела и вещества.

2

31.

2.

24.12.2016

32.

3.

09.01.2017

Об энергии

2

33.

4.

14.01.2017

Об энергии

34.

5.

16.01.2017

Свет и цвет

2

35.

6.

21.01.2017

Свет и цвет

36.

7.

23.01.2017

Зеркала

1

37.

8.

28.01.2017

О цвете

1

38.

9.

30.01.2017

В мире звука

2

39.

10.

04.02.2017

В мире звука

40.

11.

06.02.2017

В мире камня

2

41.

12.

11.02.2017

В мире камня

42.

13.

13.02.2017

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей

1

43.

14.

18.02.2017

Р./к. В мире живой природы. На опушке

2

44.

15.

20.02.2017

Р./к. В мире живой природы. На опушке

45.

16.

25.02.2017

Р./к. В берёзовой роще

2

46.

17.

27.02.2017

Р./к. В берёзовой роще

47.

18.

04.03.2017

Р./к. В ельнике

2

48.

19.

06.03.2017

Р./к. В ельнике

49.

20.

11.03.2017

Р./к. У лесного озера

2

50.

21.

13.03.2017

Р./к. У лесного озера

51.

22.

18.03.2017

Р./к. В сосновом лесу

1

52.

23.

20.03.2017

Р./к. Берегите лес! Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас»

1




Люди вокруг нас

12

53.

1.

25.03.2017

Человек в обществе. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

2

54.

2.

03.04.2017

Человек в обществе

55.

3.

08.04

Труд в жизни человека

1

56.

4.

10.04

Семья

2

57.

5.

15.04

Семья

58.

6.

17.04

Бюджет семьи

2

59.

7.

22.04

Бюджет семьи

60.

8.

24.04

Будем вежливы!

2

61.


9.

29.04

Будем вежливы!

62.

10

06.05.2017

О друзьях-товарищах. Проверочная работа по теме «Люди вокруг нас»


1

63.

11

08.05.2017

О друзьях-товарищах. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

1

64.

12.

13.05.2017

Р./к. Обобщение

наблюдений

за весенними изменениями

в природе и труде людей. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.


1




Повторение изученного во 2 классе.

4

65.

1

15.05

Повторение изученного во 2 классе.


4

66.

2

20.05

Повторение изученного во 2 классе.

67.

3

22.05

Повторение изученного во 2 классе.

68.

4

27.05

Повторение изученного во 2 классе.

.













































Приложение 2


Тематическое планирование по окружающему миру 2 «Б» класс

Учитель: Разумеева Оксана Алекандровна


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

К-во часов

Как люди познают мир

15

Мы живём на планете Земля

14

Природа вокруг нас

23

Люди вокруг нас

16

Итого:

68


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)


П./№

№ темы

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов




Как люди познают мир

15

1.

2.

3.

1.

2.

3.

03.09

05.09

10.09

О науке

3

4.

4.

12.09

Р./к. Экскурсия в лес

1

5.

5.

17.09

Р./к. Экскурсия к водоёму

1

6.

7.

6.

7.

19.09

24.09

Как учёные изучают мир

2

8.

9.

8.

9.

26.09

01.10

Умей видеть

2

10.

10.

03.10

Приборы и инструменты

1

11.

12.

11.

12.

08.10

10.10

Измерение температуры и времени

2

13.

14.

13.

14.

15.10

17.10

Справочники, словари, энциклопедии

2

15.

15.

22.10

Об искусстве. Проверочная работа по тем «Как люди познают мир».

1




Мы живём на планете Земля

14

16.

17.

1.

2.

24.10

29.10

Что такое космос. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.


2

18.

19.

3.

4.

07.11

12.11

Солнечная

система

2

20.

21.

5.

6.

14.11

19.11

Голубая планета Земля

2

22.

7.

21.11

Р./к. Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей

1

23.

8.

26.11

Спутник Земли — Луна

1

24.

9.

28.11

Исследование космоса

1

25.

10.

03.12

Что такое глобус

1

26.

11.

05.12

Почему день сменяет ночь

1

27.

28.

12.

13.

10.12

12.12

Как изучали земной шар

2

29.

14.

17.12

Исследование глубин морей и океанов. Проверочная работа по теме «Мы живём на планете Земля»

1




Природа вокруг нас

23

30.

31.

1.

2.

19.12

24.12

Тела и вещества. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

2

32.

33.

3.

4.

09.01

14.01

Об энергии

2

34.

35.

5.

6.

16.01

21.01

Свет и цвет

2

36.

7.

23.01

Зеркала

1

37.

8.

28.01

О цвете

1

38.

39.

9.

10.

30.01

04.02

В мире звука

2

40.

41.

11.

12.

06.02

11.02

В мире камня


2

42.

13.

13.02

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей

1

43.

44.

14.

15.

18.02

20.02

Р./к. В мире живой природы. На опушке

2

45.

46.

16.

17.

25.02

27.02

Р./к. В берёзовой роще

2

47.

48.

18.

19.

04.03

06.03

Р./к. В ельнике

2

49.

50.

20.

21.

11.03

13.03

Р./к. У лесного озера

2

51.

22.

18.03

Р./к. В сосновом лесу

1

52.

23.

20.03

Р./к. Берегите лес! Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас»

1




Люди вокруг нас

16

53.

54.

1.

2.

25.03

03.04

Человек в обществе. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

2

55.

3.

08.04

Труд в жизни человека

1

56.

57.

58.

4.

5.

6.

10.04

15.04

17.04

Семья


3

59.

60.

7.

8.

22.04

24.04

Бюджет семьи

2

61.

62.

9.

10.

29.04

06.05

Будем вежливы!

2

63.

11.

08.05

О друзьях-товарищах. Проверочная работа по теме «Люди вокруг нас»

1

64.

12.

13.05

О друзьях-товарищах. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

1

65.

66.

13.

14.

15.05

20.05

Р./к. Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

2

67.

68.

15.

16.

22.05

27.05

Обобщение и закрепление знаний по курсу окружающего мира за 2 класс

2























































Приложение 3


Тематическое планирование по математике 2 «В» класс

Учитель: Онюховская Ангелина Марьяновна


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

К-во часов

Как люди познают мир

15

Мы живём на планете Земля

14

Природа вокруг нас

23

Люди вокруг нас

16

Итого:

68


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)


П./№

№ темы

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов




Как люди познают мир

15

1.

03.09

О науке

3

2.

05.09

3.

10.09

4.

12.09

Р./к. Экскурсия в лес

1

5.

17.09

Р./к. Экскурсия к водоёму

1

6.

19.09

Как учёные изучают мир

2

7.

24.09

8.

26.09

Умей видеть

2

9.

01.10

10.

03.10

Приборы и инструменты

1

11.

08.10

Измерение температуры и времени

2

12.

10.10

13.

15.10

Справочники, словари, энциклопедии

2

14.

17.10

15.

22.10

Об искусстве

Проверочная работа по тем «Как люди познают мир».

1




Мы живём на планете Земля

14

1.

24.10

Что такое космос. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

2

2.

29.10

3.

07.11

Солнечная

система

2

4.

12.11

5.

14.11

Голубая планета Земля

2

6.

19.11

7.

21.11

Р./к. Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей

1

8.

26.11

Спутник Земли — Луна

1

9.

28.11

Исследование космоса

1

10.

03.12

Что такое глобус

1

11.

05.12

Почему день сменяет ночь

1

12.

10.12

Как изучали земной шар

2

13.

12.12

14.

17.12

Исследование глубин морей и океанов. Проверочная работа по теме «Мы живём на планете Земля»

1




Природа вокруг нас

23

1.

19.12

Тела и вещества. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

2

2.

24.12

3.

09.01

Об энергии

2

4.

14.01

5.

16.01

Свет и цвет

2

6.

21.01

7.

23.01

Зеркала

1

8.

28.01

О цвете

1

9.

30.01

В мире звука

2

10.

04.02

11.

06.02

В мире камня


2

12.

11.02

13.

13.02

Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей

1

14.

18.02

Р./к. В мире живой природы. На опушке

2

15.

20.02

16.

25.02

Р./к. В берёзовой роще

2

17.

27.02

18.

04.03

Р./к. В ельнике

2

19.

06.03

20.

11.03

Р./к. У лесного озера

2

21.

13.03

22.

18.03

Р./к. В сосновом лесу

1

23.

20.03

Р./к. Берегите лес! Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас»

1




Люди вокруг нас

15

1.

25.03

Человек в обществе. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

2

2.

03.04

3.

08.04

Труд в жизни человека

1

4.

10.04

Семья


2

5.

15.04

6.

17.04

Бюджет семьи

3

7.

22.04

8.

24.04

9.

29.04

Будем вежливы!

3

10

06.05

11

08.05

12.

13.05

О друзьях-товарищах. Проверочная работа по теме «Люди вокруг нас»

1

13

15.05

О друзьях-товарищах. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

1

14

20.05

Р./к. Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

1

15

22.05

Обобщение изученного материала.

2

16

27.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!