СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету окружающий социальный мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету окружающий социальный мир»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О у/о)Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Министерства просвещения РФ, приказ от 24 ноября 2022 года № 1026, адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8,4) МБОУС(К)Ш № 18.

Цель - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи предмета:

  1. знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

  2. формирование представлений о предметном мире;

  3. созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Учебный предмет "Окружающий социальный мир" входит в предметную область "Окружающий мир"

Учебники и пособия адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития не предусмотрены.

Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий социальный мир» с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа опирается на концентрический способ, что позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения, имеющихся между ними связей и зависимостей. Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов.

Учебный предмет "Окружающий социальный мир" входит в предметную область "Окружающий мир" и рассчитан на 34 часа, 1 часа в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).

На уроках «Окружающий социальный мир» используются следующие технологии:

  • Личностно - ориентированная технология обучения;

  • Технология разноуровневого обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Игровые технологии;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • ЭОР и др.

Основной формой работы по предмету является урок-занятие. Так же, на всех уроках есть необходимость использования принципов наглядности, доступности, практической направленности, коррекции.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

  • адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия;

  • устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения;

  • эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;

  • зрительный контакт «глаза в глаза»;

  • фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации.


Предметные результаты:

  • выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;

  • использование пишущего предмета по назначению;

  • проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;

  • рассматривание иллюстраций;

  • использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия;

  • проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;

  • элементарные графо-моторные умения, соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.


 Базовые учебные действия:


1. Подготовку ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения: 

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  •  умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,

  • от начала до конца,

  •  с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.


Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ориентирует образовательный процесс на введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.

Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися АООП и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Учитываются следующие факторы и проявления:

− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;

− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;

− при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.


Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):

«выполняет действие самостоятельно» (с),

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),

«выполняет действие по образцу» (о),

«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),

«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),

«действие не выполняет» (!),

«узнает объект» (у),

«не всегда узнает объект» (нву),

«не узнает объект» (н).

Инструменты мониторинга, оценка уровня подготовки на каждого учащихся прописана в индивидуальной специальной программе развития (СИПР)


«Содержание учебного предмета»

Содержание учебного предмета "Окружающий социальный мир" представлено следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".

"Квартира, дом, двор".

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом): включение, использование (связь, игра), выключение.

"Продукты питания".

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено, крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.

"Предметы быта".

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.

Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

"Школа".

Узнавание (различение) помещений образовательной организации. Знание назначения помещений образовательной организации. Нахождение помещений образовательной организации. Знание профессий людей, работающих в образовательной организации. Соотнесение работника образовательной организации с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории образовательной организации. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

"Предметы и материалы, изготовленные человеком".

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон), по фактуре (глянцевая, бархатная). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки).

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки). Знание свойств металла (прочность, твёрдость - трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).

Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры).

"Населенный пункт".

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы (проспекты, переулки), площади, здания, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак ("Пешеходный переход"), разметка ("зебра"), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (например, Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник героям).

"Транспорт".

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического аппарата. Знание назначения космического аппарата. Узнавание (различение) составных частей космического аппарата. Знание (называние) профессий людей, работающих в космической отрасли. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета).

"Страна".

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание Президента Российской Федерации (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.

Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание выдающихся людей России.

"Традиции, обычаи".

Знание традиций и атрибутов праздников. Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов различных религий. Знание нравственных традиций, принятых в различных религиях.


Учебно-тематическое планирование.


п/п


Наименование разделов и тем


Количество

часов

В том числе на:


Практические, лабораторные работы, экскурсии

Контрольные работы

1

I четверть "Квартира, дом, двор"


4ч.



2

"Продукты питания"

4 ч.

1 ч.


3

II четверть. "Предметы быта",

4 ч.

1 ч.


4

"Школа"

4 ч.



5

Ш четверть. "Предметы и материалы, изготовленные человеком"

2 ч.



6

"Город"

4 ч.



7

"Транспорт"

5 ч.

1 ч.


8

IV четверть "Страна"


1 ч.



9

«Семья»

2 ч.



10

«Традиции и обычаи»

4 ч.

1 ч.



Итого

34 ч.

4 ч.


Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий социальный мир" предметной области "Окружающий мир" и. рассчитана на 34 часа, 1 часа в неделю (исходя из 34 учебных недель в году).



Календарно-тематическое планирование


п\п

урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

план

факт



I четверть

Вторник

1

1

Дом, в котором я живу. Мой дом (квартира).

1

03.09


2

2

Назначение комнат. 

1

10.09


3

3

Мебель (диван, стул, стол).

1

17.09


4

4

Посуда (тарелка, чашка, ложка).

1

24.09


5

5

Овощи.

1

01.10


6

6

Фрукты.

1

08.10


7

7

Первые и вторые блюда.

1

15.10


8

8

Практическая работа. Игра «полезна не полезна».

1

22.10




II четверть

Вторник

9

1

Электроприборы (утюг, телевизор, лампа).

1

05.11


10

2

Предметы мебели (стол, стул, кровать).

1

12.11


11

3

Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка.

1

19.11


12

4

Практическая работа. Различие.

1

26.11


13

5

Школьные принадлежности (действия с ними).

Тетрадь, карандаш.

1

03.12


14

6

Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене).

1

10.12


15

7

Игра: «Мой класс».

1

17.12


16

8

Мой класс.  Моя парта.

1

24.12




III четверть

11 ч

Вторник

17,18

1,2

Предметы (созданные человеком) вокруг нас.

2

14.01

21.01


19, 20

3,4

Улица. Двор. Игровая и спортивная площадки.

2

28.01


21, 22

5,6

Уличное движение. Светофор.

2

04.02

11.02


23, 24

7,8

Транспорт. Виды и значение транспорта.

2

18.02

25.02


25, 26

9,10

Автобус.

2

04.03

11.03


27

11,12

Практическая работа. Транспорт.

2

18.03

25.03




IV четверть

8 ч

Вторник


28, 29

1,2

Традиции, обычаи страны.

2

08.04

15.04


30

3

Школьные традиции и праздники. Традиции и атрибуты.

1

22.04


31

4

Практическая работа. «Устрой свой праздник».

1

29.04


32

5

Кем работают наши родители.

1

06.05


33

6

Игра: в профессии.

1

13.05


34,35

7,8

Россия наш дом.

2

20.05

27.05





Требования к уровню подготовки учащихся:

Инструменты мониторинга, оценка уровня подготовки на каждого учащихся прописана в индивидуальной специальной программе развития (СИПР)

Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение

      • адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);

      • комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.

      • «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. И следующее пособие -  «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.

      • натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения.

      • используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах;

      • рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.

      • Предметные картинки: «Продукты питания», «Режим дня».

      • Дидактические игры.

Лист корректировки



Класс

Предмет



Количество проведенных уроков

Отклонение

Причина отклонений

Корректирующие

мероприятия

По плану

По факту