СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 11 класса

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет рабочую программу по предмету ОБЖ 11 клас. УМК: Учебник "Основы безопасности жизнедеятельности" 10 - 11 классы учебник для учащихся образовательных организаций С.В Ким, В.А.Горский М. Вентана - Граф, 2019 396с :ил. (Российский учебник)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 11 класса»









Рабочая программа

по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 11 класса

Количество часов в неделю – 1, в год – 34

УМК: учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11 классы учебник для учащихся общеобразовательных организаций С.В. Ким, В.А. Горский М. Вентана-Граф, 2019 396с.: ил. (Российский учебник)









  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия учащихся (организационные):

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели;


  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять и находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи или достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; -описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач;


  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии планируемого результата;

  • -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;


  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;


  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;



Познавательные универсальные учебные действия учащихся (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет или явление;

  • определять логические связи между предметами или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;

  • строить модель или схему на основе условий задачи и способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;



Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли или играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовал продуктивной коммуникации;

  • троить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;


  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;


Предметными результатами является овладение учащимися:

  • Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.

  • Знание законодательства РФ  и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.

  • Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.

  • Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.

  • Уяснение основных положений законодательства РФ  о противодействии терроризму и экстремизму.

  • Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.

  • Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.

  • Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.

  • Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния  человеческого фактора.

  • Сформированность негативного отношения к курению, употреблению  алкоголя и наркотиков  как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества  и демографическую ситуацию в государстве.

  • Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения  военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной организации государства.

  • Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.

  • Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.

  • Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях



Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности личности, общества и государства.

  • Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения.

  • Формировать личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать правила дорожного движения в повседневной жизни.

  • Анализировать информацию о возникновении пожара в жилом секторе и в общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствия.

  • Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в квартире.

  • Выполнять правила безопасного поведения при возникновении пожара в школе в соответствии с планом пожарной безопасности.

  • Обобщать знания по безопасному поведению на  водоемах в различное время года.

  • Соблюдать меры безопасного поведения на воде в различное время года.

  • Анализировать различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при пользовании бытовыми приборами в повседневной жизни.

  • Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила эксплуатации конкретного бытового прибора и соблюдать их при пользовании прибором.

  • Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни.

  • Самостоятельно добывать информацию о ЧС природного и техногенного характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях.

  • Формировать систему, личного безопасного поведения в условиях различных ЧС, если ЧС застала вас дома, на улице, в школе.

  • Раскрывать содержание понятий о военной угрозе национальной безопасности России и о национальной обороне.

  • Различать характер современных войн и Вооруженных конфликтов.

  • Анализировать и обобщать причины дорожно-транспортных происшествий в районе проживания, подготовить сообщение о влиянии человеческого фактора на безопасность дорожного движения.

  • Обобщать и обрабатывать статистку имевших место ЧС природного характера в регионе проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность возникновения ЧС природного характера  в вашем регионе в текущем году.

  • Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации последствий ЧС природного характера, наиболее часто случающихся в регионе.


Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

  • Уяснить сущность терроризма и экстремизма как  социального  противоправного явления, представляющего серьёзную угрозу национальной безопасности России.

  • Выявлять и анализировать причины вовлечения молодежи в  террористическую и экстремистскую деятельность.

  • Уяснить основное содержание и значение положений нормативно - правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму.

  • Формировать гражданскую нравственную позицию по негативному отношению к любым видам террористической и экстремистской деятельности.

  • Обосновывать и объяснять ключевую роль государства в противодействии терроризму и экстремизму и осуществлении защиты населения РФ от последствий террористической и экстремистской деятельности.

  • Формировать личные убеждения, качества и привычки, которые способствуют противодействию идеологии терроризма и экстремизма.

  • Характеризовать предназначение Национального антитеррористического комитета (НАК), его структуру и задачи по противодействию терроризму и экстремизму.

  • Формировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта для минимизации его последствий.

  • Обосновывать и подтверждать примерами из официальных источников информации следующие утверждения:

  • Терроризм во всех его формах проявления представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;

  • Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступления, независимо от их мотивации;

  • Любая террористическая деятельности неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;

  • Любая террористическая деятельности бесцельна, т.к. ни при каких условиях не обеспечит достижение поставленных целей и не способствует созданию благополучной жизни её участников.


Защита населения Российской  Федерации от чрезвычайных ситуаций

  • Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые акты РФ в области безопасности и формировать основные права и обязанности граждан по обеспечению национальной безопасности России в современном мире.

  • Анализировать и уяснять основные направления организации защиты населения Российской Федерации от ЧС.

  • Обосновывать основное предназначение и решаемые задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера.

  • Объяснить предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

  • Самостоятельно подбирать материал и готовить занятие по теме: «Организационные основы по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций».

  • Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС, её функциональные и территориальные подсистемы.


Военная безопасность государства

  • Характеризовать современные Вооруженные Силы Российской Федерации как основу военной организации государства, пути их реорганизации и повышения боевых возможностей.

  • Формировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества.

  • Формировать духовные и физические качества, необходимые для успешного выполнения воинского долга по вооруженной защите Отечества.

  • Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и воинском товариществе, являются основой высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.

  • Формировать понимание о значении символов воинской чести Вооружённых Сил РФ и их роли в военно-патриотическом воспитании военнослужащих, выработке у них чувства достоинства, преданности своей Родине и готовности самоотверженно с оружием в руках защищать суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации.

  • Формировать и объяснять общие понятия о воинской обязанности граждан РФ и о её предназначении.

  • Классифицировать составляющие воинской обязанности и раскрывать их содержание.

  • Уяснять свои права и обязанности в области воинского учёта и обязательной подготовке к военной службе.

  • Расширять кругозор в области развития военной организации государства в современных условиях.

  • Использовать положения Военной доктрины РФ для уяснения основных задач Вооружённых Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и военное время.

  • Готовить сообщения на данную тему.


Основы медицинских знаний и здорового  образа жизни.

  • Формировать убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни как надежной гарантии в подготовке к профессиональной деятельности, в том числе и к военной службе.

  • Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни и своевременно вносить в неё необходимые коррективы с учётом реальных жизненных обстоятельств.

  • Вырабатывать привычку в ежедневном соблюдении правил личной гигиены.

  • Анализировать основные факторы риска, пагубно влияющие на здоровье, соблюдать меры по их профилактике.

  • Формировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье.

  • Формировать убеждение в ключевой роли благополучной семьи в обеспечения здоровья личности и общества, а также демографической безопасности государства.

  • Уяснить и разбираться в основах семейно-брачных отношений, принятых в Российской Федерации в настоящее время

  • Формировать умения в оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах и неотложных состояниях.

  • Последовательно выполнять приёмы оказания первой помощи в различных неотложных состояниях.

  • Формировать умения в выполнении приёмов иммобилизации поврежденных частей тела и транспортировки пострадавшего.

  • Усваивать основные рекомендации по профилактике травм опорно-двигательного аппарата и способы оказания само- и взаимопомощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

  • Анализировать и оценивать состояние личного здоровья в повседневной жизни, определять в какой мере оно обеспечивает эффективность жизнедеятельности и вносить определённые коррективы в образ жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.

  • Формировать умения в системе самоконтроля за своим здоровьем, умения планировать индивидуальную нагрузку на день и неделю с учётом биологических режимов и индивидуальных возможностей.

  • Самостоятельно анализировать информационные источники в области здорового образа жизни, подбирать и реализовывать рекомендации по обеспечению духовного, физического и социального благополучия.

  • Самостоятельно расширять познания об острой сердечной недостаточности, используя соответствующую медицинскую литературу (справочники, медицинскую энциклопедию).

  • Прогнозировать по характерным признакам возникновения инсульта и оказывать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи.

Основы военной службы

  • Уяснять и обосновывать положение о том, что военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, которая требует от военнослужащего высокой профессиональной подготовки и особой ответственности за исполнение обязанностей по вооруженной защите Отечества.

  • Анализировать и уяснять смысл нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан к военной службе.

  • Формировать умения самостоятельно подбирать информацию, способствующую воспитанию убеждений, качества привычек для успешного прохождения военной службы по призыву.

  • Анализировать  содержание общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и характеризовать их как основные нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащего.

  • Обосновывать значение и методы осуществления военно-патриотического воспитания военнослужащих для обеспечения высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооружённых Сил РФ.

  • Уяснять и характеризовать общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих и значение воинской дисциплины для их успешного выполнения.

  • Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

  • Характеризовать особенности военной службы по контракту  и порядок отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту.

  • Уяснять и обоснованно излагать нормативно-правовые основы и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

  • Уяснять порядок подачи заявления на прохождение альтернативной гражданской службы.

  • Анализировать федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в которых определены правовые основы прохождения военной службы и характеризовать федеральную систему подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

  • Подбирать и анализировать информацию о правах и свободах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.

  • Подбирать и анализировать информацию о существующих в современном мире военных угрозах и военных опасностях РФ и характеризовать основные внешние военные угрозы и основные внутренние военные угрозы РФ.

  • Анализировать соответствующие источники информации и характеризовать основные пути совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан РФ в целях развития военной организации государства.

  • Формулировать основные требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и  индивидуальным качествам.





Темы проектной деятельности

- «Кому на Руси жить хорошо?» - социум и безопасность»

- «Научись говорить «нет» в проблемной ситуации»

- «Кризисные явления в экономике и здоровье россиян»

- «Тайны катастроф ХХ века»

- «Теория К. Марбе о наследственной предрасположенности к невезению»

- «Национальная культура как важный фактор национальной безопасности»

- «Таможня даёт добро»: задачи Пограничной службы ФСБ России»

- «Международный терроризм и его боевые организации»

- «Первый министр МЧС России: Герой России генерал армии С. К. Шойгу»

- « Союзники России по военной безопасности»

- «Мухи паутины»: жертвы преступлений в сети Интернет»

- «Пути, методы и средства противодействия терроризму: достижения и просчёты»

- «Наркомания – трагедия 21 века»

- «Компьютерный тренинг по освоению дорожных знаков»

- «Методы тренировки самообладания»

- «Реформы Российской армии и их значение для России»

- «Жизнь по уставу: история и современность (сравнение Устава внутренней службы Российской Федерации и Воинского устава 1716 г. Петра Первого)»

- «Основы военной подготовки в школе: «за» и «против»

- « Автомат Калашникова: судьба конструктора и его детища»

- « Российские миротворцы – герои Российской Федерации»

- «Терроризм и криминал: «братство по духу»

- «Взятие Берлина: последние дни войны»


Система оценки достижения планируемых результатов


Основной формой проверки успеваемости учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе являются практические, лабораторные и контрольные работы, а также подготовка и защита творческих проектов. Практические и лабораторные работы проводятся по отдельным темам учебных разделов, где помимо теоретических знаний необходимо овладение определенными практическими навыками. Контрольные работы в виде тестовых заданий проводятся по окончании изучения каждого раздела учебной программы. Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года.

В зависимости от своих интересов обучающиеся выбирают тему творческого проекта, в течение учебного года собирают необходимый теоретический материал, анализируют и систематизируют его. Итогом работы является защита творческого проекта.

Проверить свои знания и практические навыки учащиеся могут также участвуя во Всероссийской олимпиаде школьников по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», где при высоких результатах они могут пройти школьный, муниципальный, региональный и Всероссийский этапы.



2.Содержание курса.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства

Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».

Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности. Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

Глава 3. Экстремальные ситуации безопасность человека. Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.

Раздел 2. Военная безопасность государства

Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.

Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии. Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 6. Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.

Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.














3.Календарно-тематическое планирование 11 класс

Тематическое планирование


п/п

Раздел программы

Количество часов

Кол-во практ. и лаб. работ

Кол-во

к/р

ЦОР

1

Основы комплексной безопасности личности, общества, государства

14

4

3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3335/main/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3334/main/

https://interneturok.ru/lesson/obzh/10-klass/grazhdanskaya-oborona-sostavnaya-chast-oboronosposobnosti-strany/meropriyatiya-po-zaschite-naseleniya-pri-ugroze-chs-i-primeneniya-sovremennyh-sredstv-porazheniya

https://interneturok.ru/lesson/obzh/10-klass/grazhdanskaya-oborona-sostavnaya-chast-oboronosposobnosti-strany/opoveschenie-naseleniya-ob-opasnostyah-voznikayuschih-v-chs-voennogo-i-mirnogo-vremeni

2

Военная безопасность государства

10

3

2

http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/pravovye-osnovy-voinskoj-obyazannosti-i-voennoj-sluzhby


https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/61039

3

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

10

4

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4983/main/114027/
http://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/pervaya-pomoshch-otsutstvie-soznaniya

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4817/main/104479/

https://infourok.ru/videouroki/2065


Общее количество часов

34

11

7














Календарно – тематическое планирование


Тема урока

основные виды учебной деятельности

форма организации учебных занятий

Дата

проведения

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности личности, общества, государства» 14 часов

Глава 1. «Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания». 5часов

1

Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

Вопросы для обсуждения:

• причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества;

• образование и социальное воспитание — основы культуры безопасности жизнедеятельности;

• личная ответственность — условие повышения общей безопасности жизнедеятельности.

Ключевые понятия темы: институт социального воспитания; социальное взросление личности

Фронтальная работа, индивидуальная работа


2

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий

Вопросы для обсуждения:

• экологичность, биоэтичность, ориентиры и критерии развития науки и технологий;

• экологическая безопасность;

• биоэтика — комплексная оценка культуры безопасности жизнедеятельности объектов техносферы.

Ключевые понятия темы: научная картина мира; биоэтика; ключевые вопросы биоэтики

Фронтальная работа, групповая работа


3

Общенаучные методологические подходы к изучению глобальных проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

Вопросы для обсуждения:

• научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности;

• основные объекты общей теории безопасности жизнедеятельности и научные подходы к их изучению;

• закон сохранения жизни, энергии в системе «человек — среда обитания» и показатели благополучия и безопасности среды для человека.

Ключевые понятия темы: моделирование; методологические подходы: системный, средовой, экологический, аналитический, функциональный (объектный), синергетический

Фронтальная работа, индивидуальная работа


4

Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности

Вопросы для обсуждения:

• виды и источники антропогенных опасностей, критерии безопасности;

• антропогенные, техногенные, социогенные проблемы;

• система принципов и системный подход в обеспечении безопасности.

Ключевые понятия темы: безопасность; антропогенные опасности; потенциальная, реальная и реализованная опасности; идентификация; номенклатура опасностей; системный анализ безопасности

Фронтальная работа, практическая работа


5

Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания»

Контрольная работа

Вопросы для обсуждения:

• системный подход к проектированию систем управления безопасностью;

• система принципов обеспечения безопасности, стратегия управления безопасностью жизнедеятельности;

• эргономические и психологические основы проектирования систем безопасности.

Ключевые понятия темы: управление безопасностью жизнедеятельности; управление риском; уровни безопасности; виды совместимости; гигиеническое нормирование

Фронтальная работа, индивидуальная работа


Глава 2. «Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства» 5часов

6

Обеспечение национальной безопасности России

Вопросы для обсуждения:

• национальная безопасность России в современном мире;

• Стратегия национальной безопасности России.

Ключевые понятия темы: национальные интересы; национальная безопасность; Стратегия национальной безопасности; социальная безопасность; оборона

Фронтальная работа, индивидуальная работа


7

Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности

Вопросы для обсуждения:

• взаимосвязь социально-экономического развития и национальной безопасности: Стратегия социально-экономического развития России;

• социальная безопасность и меры ее обеспечения;

• государственная безопасность и меры ее обеспечения.

Ключевые понятия темы: глобализация; социальная безопасность; социальный институт; государственная безопасность

Фронтальная работа, практическая работа


8

Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России

Вопросы для обсуждения:

• роль государства в противодействии терроризму; ФСБ России;

• Национальный антитеррористический комитет (НАК): задачи;

• контртеррористическая операция и взаимодействие властных структур государства.

Ключевые понятия темы: Пограничная служба ФСБ России; пограничная деятельность; терроризм; экстремизм; Национальный антитеррористический комитет; контртеррористическая операция

Вопросы для обсуждения:

• государственные меры защиты населения и территорий: РСЧС;

• деятельность «чрезвычайного министерства»;

• профессиональные и моральные качества спасателей — специалистов поисково-спасательной службы МЧС России.

Ключевые понятия темы: поисково-спасательная служба МЧС; добровольная пожарная дружина; добровольчество

Фронтальная работа, индивидуальная работа


9

Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

Контрольная работа

Вопросы для обсуждения:

• документы международного права и внешняя политика России;

• гуманитарная помощь и миротворческая помощь; • участие России в деятельности Организации Объединенных Наций (ООН).

Ключевые понятия темы: национальные интересы России; Европейский союз (ЕС); Организация Объединенных Наций (ООН); гуманитарная помощь; волонтерское движение; гуманитарная миссия; гуманитарная катастрофа

Фронтальная работа, индивидуальная работа


Глава 3. «Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях» 4часов

10

Экстремальные ситуации криминогенного характера

Вопросы для обсуждения:

• характеристика чрезвычайных ситуаций криминогенного характера и уголовная ответственность несовершеннолетних;

• хулиганство, грабеж, разбой, воровство, насилие, вандализм;

• самооборона и меры предупреждения криминогенной опасности.

Ключевые понятия темы: криминальный; криминогенный; преступление; экстремальная ситуация криминогенного характера; самооборона

Фронтальная работа, практическая работа


11

Экстремизм, терроризм и безопасность человека

Вопросы для обсуждения:

• зоны повышенной криминогенной опасности в городе; толпа как скрытая опасность, меры спасения в толпе;

• уголовная ответственность за совершение ряда преступлений;

• меры безопасности человека и общества в криминогенной ситуации.

Ключевые понятия темы: зона повышенной криминогенной опасности; толпа; заложник; терроризм; психологическая готовность

Фронтальная работа, практическая работа


12

Наркотизм и безопасность человека

Вопросы для обсуждения:

• наркотизм как социальное зло, личная, общественная и государственная проблема;

• наркотизм и меры безопасности.

Ключевые понятия темы: наркотики; наркотизм; наркомания; токсикомания

Фронтальная работа, групповая работа


13

Дорожно-транспортная безопасность

Вопросы для обсуждения:

• культура безопасности дорожного движения; • роль государства в обеспечении безопасности дорожного движения: федеральные целевые программы;

• роль общественных организаций в повышении безопасности дорожного движения.

Ключевые понятия темы: дорожно-транспортное происшествие (ДТП); дорога; участники дорожного движения; Правила дорожного движения (ПДД); Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)

Фронтальная работа, индивидуальная работа


14




15

Вынужденное автономное существование в природных условиях.

Контрольная работа

Вопросы для обсуждения:

• причины и проблемы вынужденной автономии;

• меры преодоления страха, стресса, правила выживания;

• необходимые умения по обеспечению автономного существования в природной среде;

• подача сигналов бедствия.

Ключевые понятия темы: выживание; вынужденное автономное существование; факторы выживания; стресс; страх; НАЗ (носимый аварийный запас)

Фронтальная работа, практическая работа

Проверочная работа




Раздел 2. «Военная безопасность государства» 10часов

Глава 4. «Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность» 5часов

16

Основные задачи Вооруженных Сил

Вопросы для обсуждения:

• история армии: история побед и реформ;

• основные задачи Вооруженных Сил в мирное и военное время;

• другие войска, воинские формирования и органы.

Ключевые понятия темы: рекрутский набор; всеобщая воинская обязанность; Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»; Вооруженные Силы Российской Федерации

Фронтальная работа, индивидуальная работа


17

Правовые основы воинской обязанности

Вопросы для обсуждения:

• правовые основы воинской обязанности;

• воинский учет граждан России: назначение и содержание;

• военная служба по контракту;

• Военная присяга: социальное и военное назначение.

Ключевые понятия темы: воинская обязанность; воинский учет; военная служба по контракту; военный комиссариат; Военная присяга

Фронтальная работа, индивидуальная работа


18

Правовые основы военной службы

Вопросы для обсуждения:

• федеральные законы и воинские уставы;

• взаимосвязь единоначалия и воинской дисциплины;

• права и свободы военнослужащих;

• увольнение с военной службы и запас Вооруженных Сил.

Ключевые понятия темы: устав; мобилизация; запас Вооруженных Сил; воинский устав; внутренняя служба; увольнение с военной службы; военные сборы

Фронтальная работа, групповая работа


19

Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная

Вопросы для обсуждения:

• обязательная подготовка граждан к военной службе;

• добровольная подготовка граждан к военной службе;

• военно-учетные специальности.

Ключевые понятия темы: обязательная подготовка к военной службе; добровольная подготовка к военной службе; военно-учетная специальность

Фронтальная работа, практическая

работа


20

Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.

Контрольная работа

Вопросы для обсуждения:

• виды воинской деятельности и воинские обязанности;

• морально-психологические требования к военнослужащим;

• общие и специальные обязанности военнослужащих.

Ключевые понятия темы: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации; гарнизонная служба; караульная служба; боевое дежурство; коллективизм

Фронтальная работа, индивидуальная работа


Глава 5. «Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз». 5часов

21

Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы

Вопросы для обсуждения:

• прохождение военной службы по призыву;

• значение воинской дисциплины;

• значение принципа единоначалия в армии;

• альтернативная гражданская служба.

Ключевые понятия темы: военная служба по призыву; воинская дисциплина; единоначалие; исполнительность; альтернативная гражданская служба

Фронтальная работа, практическая работа


22

Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира

Вопросы для обсуждения:

• право войны и «горячие точки» в международной политике;

• гуманитарная помощь и миротворческие операции России.

Ключевые понятия темы: право войны; миротворцы; комбатант; «горячая точка»; гуманитарная помощь; гуманитарная катастрофа

Фронтальная работа, индивидуальная работа


23

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом

Вопросы для обсуждения:

• участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом;

• роль руководителя в обеспечении успеха контртеррористической операции;

• особый правовой режим контртеррористической операции.

Ключевые понятия темы: контртеррористическая операция; группировка сил контртеррористической операции; бандит; бандформирование

Фронтальная работа, индивидуальная работа


24

Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации

Вопросы для обсуждения:

• военные учения;

• военная стратегия и тактика.

Ключевые понятия темы: военные учения; стратегия; тактика; стратегическая цель; театр военных действий; геополитика

Фронтальная работа, индивидуальная работа


25

Боевая слава российских воинов.

Контрольная работа

Вопросы для обсуждения:

• «викториальные дни» России;

• Дни воинской славы Российской Федерации; • традиции памяти — духовная связь поколений.

Ключевые понятия темы: Дни воинской славы; «викториальные дни»

Фронтальная работа, индивидуальная работа


Раздел 3. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». 9часов

Глава 6. «Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания». 5часов

26

Демографическая ситуация в России

Вопросы для обсуждения:

• демография и здоровье россиян: причины, проблемы, решения;

• медицинское обеспечение населения России и культура здоровья.

Ключевые понятия темы: демография; депрессия; транквилизаторы; астения (астенический синдром)

Фронтальная работа, индивидуальная работа


27

Культура здорового образа жизни

Вопросы для обсуждения:

• компоненты культуры здорового образа жизни;

• рациональная организация режима труда и отдыха;

• принципы рациональности режима дня и биологические ритмы.

Ключевые понятия темы: режим труда и отдыха; подростковый возраст; усталость; утомление, биологические ритмы

Фронтальная работа, практическая работа


28

Культура питания

Вопросы для обсуждения:

• что означает понятие «культура питания»;

• главное правило рационального питания;

• основные принципы рационального питания.

Ключевые понятия темы: рациональное питание; культура питания; главное правило рационального питания; здоровое питание; основные принципы рационального питания; умеренность в питании; сбалансированность питания; четырехразовое питание; полноценное питание; качество продуктов; диетология

Фронтальная работа, практическая работа


29

Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье

Вопросы для обсуждения:

• подходы к пониманию сущности репродуктивного здоровья;

• биологическое и социальное взросление юноши и девушки;

• социальная обусловленность культуры в отношениях представителей противоположных полов.

Ключевые понятия темы: подростковый возраст; репродуктивное здоровье; репродуктивная система; целомудрие; духовность

Фронтальная работа, индивидуальная работа


30

Вредные привычки. Культура движения.

Контрольная работа

Вопросы для обсуждения:

• причины и последствия вредных привычек;

• двигательная активность и физическая культура — полезные привычки;

• как связаны культура движения и здоровье.

Ключевые понятия темы: привычка; вредная привычка; полезная привычка; кинезофилия; культура движения; физическая культура; спорт

Фронтальная работа, индивидуальная работа


Глава 7. «Оказание первой помощи при неотложных состояниях». 4часов

31

Медико-психологическая помощь

Вопросы для обсуждения:

• права и обязанности очевидцев происшествия по оказанию первой помощи;

• психотравмирующие ситуации и первая психологическая помощь;

• медицина катастроф и службы экстренной медицинской помощи.

Ключевые понятия темы: экстремальная ситуация; шок; травматический шок; первая помощь; кома; асфиксия; аспирация; первая психологическая помощь; медицина катастроф

Фронтальная работа, индивидуальная работа


32

Первая помощь при ранениях

Вопросы для обсуждения:

• виды ран, их причины и особенности;

• осложнения при ранениях: столбняк, сепсис, газовая гангрена;

• первая помощь при ранениях: обработка ран и наложение повязок.

Ключевые понятия темы: поверхностное ранение; глубокое ранение; раны: колотая, резаная, рубленая, ушибленная, укушенная, огнестрельная; сепсис; столбняк; газовая гангрена; повязка

Фронтальная работа, практическая работа


33

Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами

Вопросы для обсуждения:

• последствия радиации, взрывов, отравляющих веществ;

• первая помощь при комбинированных травмах, электротравмах;

• первая помощь при ожогах: термических, химических.

Ключевые понятия темы: комбинированная травма; ожог; ожоговый шок; отравление; яд; обморожение.

Вопросы для обсуждения:

• острое отравление и его причины;

• первая помощь при отравлении никотином;

• первая помощь при отравлении алкоголем и его суррогатами;

• первая помощь при отравлении лекарственными препаратами;

• первая помощь при отравлении наркотическими веществами.

Ключевые понятия темы: острое отравление; никотин; этанол; суррогат алкоголя; метанол (метиловый спирт); этиленгликоль

Фронтальная работа, практическая работа


34

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

Контрольная работа

Вопросы для обсуждения:

• правовые основы оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии;

• юридическая ответственность и безопасность очевидцев дорожно-транспортного происшествия;

• обязанности водителя при дорожно-транспортном происшествии и правило «золотого часа» при оказании первой помощи.

Ключевые понятия темы: участники дорожного движения; клиническая смерть; биологическая смерть; сердечно-легочная реанимация

Фронтальная работа, индивидуальная работа



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для преподавателя:

Основная:

  • учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 класса : базовый уровень: учебник / С.В. Ким; В.А. Горский – М.; Вентана - Граф, 2019 – 396, [4] c.: ил. – (Российский учебник).

  • Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации;

  • Каталог «Государственные награды Российской Федерации».

Дополнительная:

  • Безопасность на дорогах и на транспорте / М. В. Иашвили, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.

  • Гражданская защита: энциклопедический словарь С. К. Шойгу. — М.: ДЭКС-ПРЕСС.

  • Кисляков П. А., Петров С. В., Филанковский В. В. Социальная безопасность личности, общества, государства: учебное пособие. — М.: Русский журнал.

  • Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / Г. Г. Гумеров, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.

  • Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: Эксмо.

  • Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие / С. В. Петров, И. В. Омельченко, В. А. Макашѐв. — Новосибирск: АРТА.

  • Основы обороны государства и военной службы: учебное пособие / А. Д. Корощенко, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.

  • Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся 10—11 классов / А. А. Волокитин,Н. Н. Грачев, В. А. Жильцов и др. — М.: Дрофа.

  • Петров С. В., Кисляков П. А. Информационная безопасность: учебное пособие. — М.: Русский журнал.

  • Селиванов И. П., Конорева И. А. Локальные конфликты в XX веке: геополитика, дипломатия, войны. 10—11 классы:учебное пособие. — М.: Дрофа.

  • Энциклопедия педагогической валеологии (основные медико-психологические, экологические, педагогические и специальные термины, определения, понятия) / под ред. проф. Г. Я. Рябинина. — СПб.

  • Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5— 11 классы:методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности.Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности.Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Харьков Н. Г. Стрелковая подготовка в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Иашвили М. В., Петров С. В. Безопасность на дорогах и на транспорте: учебное пособие. — Новосибирск: 61 АРТА.

  • Хромов Н. И. Методика проведения практических занятий по основам военной службы. 10—11 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  • Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Петров С. В., Быструшкин С. К. Прикладная физическая подготовка и основы самообороны: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.

  • Вольхин С. Н., Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма: учебное пособие. — М.: Дрофа.

  • Петров С. В., Петрова А. С. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.__


Для учащихся:

Основная:

  • учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 класса : базовый уровень: учебник / С.В. Ким; В.А. Горский – М.; Вентана - Граф, 2019 – 396, [4] c.: ил. – (Российский учебник).

Дополнительная:

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. Ситников В.П. (1997, 447с.).

  • Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы: энциклопедический справочник. — М.: Дрофа.

  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. —М.: Дрофа.

  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при террористических актах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа


Мультимедийные издания:

  • CD и DVD - диски:

  • энциклопедия «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей и подростков;

  • ПДД в картинках;

  • «ПДД для подростков»;

  • «Пожары и наводнения»;

  • «Землетрясения»;

  • «Оказание первой медицинской помощи».


Экранно-звуковые пособия:

  • Видеофильмы по основным темам и разделам курса ОБЖ в основной школе. Аудиозаписи для проведения занятий.

  • Интерактивная доска.


Электронные ресурсы:

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство просвещения РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

http://www.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http://www.hardtime.ru



Материально техническое обеспечение учебного предмета

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Кол-во

1

Аптечка индивидуальна АИ

1

2

Аптечка универсальная «АППОЛО»

1

3

Дозиметр бытовой

1

4

Противогаз ГП-7

21

5

Противогаз ГП-5

3

6

Носилки

2

7

Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11

1

8

Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1

1

9

Сумка санинструктора (укомплектованная)

8

10

Макет автомата АК-74

2

11

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

1

12

Респиратор Фильтрующий Р-2У

5

13

ОЗК (Плащ, чулки, перчатки)

1

14

Компас «Азимут»

25

15

Шины лестничные

9

16

Макет автомата «Юнкер-2»

1

17

Сейф для хранения автоматов

1

18

Пневматический пистолет МР 654 К Макаров

1

19

Лазерный стрелковый комплекс «Рубин»

1

20

Индикатор радиоактивности «Radex»

1

21

Респиратор портативный «Алина-200 АВК»

1

22

Шина транспортировочная Дитерихса для нижних конечностей

1

23

Макет-тренажёр для реанимационных мероприятий

1

24

Перевязочные средства и шовные материалы лейкопластыри

16