СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Основы слушания музыки» (3 года обучения)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Основы слушания музыки» (3 года)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Основы слушания музыки» (3 года обучения)»




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»,

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»












Предметная область

ПО.02 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

ПО.02.УП.01 Учебный предмет

«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

Срок обучения 8 лет













р.п.Новая Майна

2018



«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ» Методическим советом Директор МКУ ДО «Новомайнская ДШИ» МКУ ДО «Новомайнская ДШИ» __________________ Л.Л.Яшева

«_____»___________________ г « _____»___________________ г







Составитель – преподаватель I квалификационной категории В.В.Шевкопляс



Рецензент __________Директор МКУ ДО «Новомайнская ДШИ» Л.Л. Яшева



Рецензент___________Преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ «ДМК» В.А.Котляренко























Структура программы учебного предмета

I.Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-Срок реализации учебного предмета;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-Цель и задачи учебного предмета;

-Обоснование структуры программы учебного предмета;

-Методы обучения;

-Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета;

II.Учебно-тематический план

III.Содержание учебного предмета

-Распределение учебного материала по годам;

-Годовые требования по классам.

IV.Требования к уровню подготовки обучающихся

V.Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-Критерии оценки промежуточной аттестации.

VI.Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации педагогическим работникам;

-Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VII.Список учебной и методической литературы

-Учебно-методическая литература;

-Методическая литература;

-Средства обучения.

















I.Пояснительная записка

1.Характеристика учебного предмета.

Программа по учебному предмету «Слушание музыки» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Хоровое пение» и написана на основе федеральных государственных требований, которые устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.

Программа направлена на:

-воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств , позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

-формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

-формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

-формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;

-выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации

-приобретению навыков творческой деятельности;

-умению планировать свою домашнюю работу;

-уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на освоение обучающимися азов теории музыки и позволяет охватить большое количество детей, имеющих разный уровень развития.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной программы - теория и история музыки.

2.Срок реализации.

Срок реализации 3 года. Возраст обучающихся с 6 — 9 лет.

3.Объём учебного времени на освоение предмета

Содержание

3 года обучения

(в часах)

максимальная учебная нагрузка обучающегося

147

аудиторная учебная нагрузка

98

внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося

49


Продолжительность учебных занятий в 1 классе — 32 недели, во 2-3 классах — 33 недели.

4.Форма проведения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий (уроков) мелкогрупповая. Количество уроков — 1 раз в неделю. Продолжительность аудиторных занятий с 1 - 3 класс — 40 минут.

-Изучение основных элементов музыкального языка, музыкальных инструментов, исполнительских коллективов, основных жанров;

-Обучение детей грамотно и эмоционально рассказывать о своих впечатлениях о прослушанных музыкальных произведениях;

-Изучение и объяснение новых терминов и понятий;

-Приобретение навыков определения на слух фрагментов изучаемого музыкального материала.

5.Цели и задачи.

Цель программы:

-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, а также выявление одарённых детей в области музыкального искусства и подготовку их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы.

Основные задачи данного курса:

-формирование первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, её основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах, основных жанрах;

-обучение эмоционально и осознанно слушать музыку, понимать ее язык, элементы музыкальной речи, чутко воспринимать стиль, образный и эмоциональный строй произведений;

-развитие навыка простейшего анализа и умения рассказывать о своём впечатлении от прослушанного произведения, проводить ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

-подготовить учащихся к систематическому изучению курса музыкальной литературы.

6.Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающихся;

-формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, рассказ, беседа);

-наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

-практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Предметным умением, которым ученики овладевают на уроках «Слушание музыки» (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке — значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять, применять знания на практике, связывая их со слуховыми впечатлениями. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыкального произведения.

В результате освоения программы учащиеся должны:

-иметь первичные знания о музыке, как виде искусства, её основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских хоровых и оркестровых коллективах, основных жанрах;

-проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

-уметь проанализировать и рассказать о своём впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактам своего жизненного опыта или произведениями других жанров искусств.

8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Слушание музыки»:

-обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана;

-укомплектование библиотечного фонда печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;

-наличие фонотеки, укомплектованной аудиозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

-обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Слушание музыки», оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (доска, столы, стулья, стеллаж, шкаф) и оформлены наглядными пособиями.

Основные навыки и знания приобретаются на уроке при фронтальной работе со всей группой, тем не менее закрепляется материал дома и домашние задания обязательны. В домашние задания входят: сочинение небольших историй по пройденным темам, подбор загадок, картинок, рисунки, сочинение небольших мелодий. Выполнение обучающимися домашних заданий контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими пособиями, учебниками в соответствии с программными требованиями.

Текущий контроль усвоения содержания предмета следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью обучающихся. Объектами повседневного контроля должны явиться:

-учебная работа в классе,

-уровень знаний и умений,

-динамика развития,

-общие успехи.

Основная форма текущего контроля на уроках слушание музыки — повседневное наблюдение за работой и устный опрос в индивидуальной или фронтальной форме.

При индивидуальном опросе преподаватель имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися учебного материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, определения музыки на слух.

Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в течение ограниченного времени осуществить проверку знаний большинства учеников.

Текущий контроль успеваемости, осуществляемый преподавателем на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определенным разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждом полугодии в виде контрольных уроков. Контрольные уроки входят в аудиторные занятия.

На контрольных уроках проверку знаний можно осуществлять в форме викторин, разгадывания кроссвордов, тестов, дискуссии и т.д.

Контроль за учебной работой учащихся по учебному предмету «Слушание музыки» предполагает наличие общепедагогических требований, основными из которых являются: всесторонность, объективность, индивидуальный характер и разнообразие форм проверки. При оптимальном контроле преподаватель следит за усвоением всего учебного материала каждым учеником группы. Эффективность любой формы контроля повышается, если собственно проверочные его функции умело сочетать с обучающими и воспитательными. Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику. Оценивается работа ученика по пятибалльной системе.

Полугодовые отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Промежуточная аттестация проводится в конце третьего года учебного года в форме контрольного урока. Отметка полученная на промежуточной аттестации в конце з года обучения идет в документ об окончании ДШИ. Контрольные уроки входят в аудиторные занятия.

II.Учебно-тематический план

1 год обучения

Название темы

Количество часов

1

Окружающий мир. Что такое музыка?

3

2

Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток.

6

3

Животные, птицы, рыбы в музыке.

5

4

Возраст, настроение, характер человека.

6

5

Фантастические персонажи

5

6

Движение под музыку. Марши. Танцы.

6


Контрольный урок

1


Всего:

32


2 год обучения

Название темы

Количество часов

1

Образы природы в музыке

4

2

Времена года в народном календаре

3

3

Зимние обряды, песни. Масленица.

2

4

Весна. Обряды и песни. Веснянки.

2

5

Летние праздники, обряды и песни (Егорьев день, семик, Иван Купала)

2

6

Осень. Жатва. Обряды и песни.

2

7

Детский фольклор.

3

8

Инструменты духового и эстрадного оркестра.

2

9

Инструменты симфонического оркестра.

3

10

Клавишные инструменты (орган)

2

11

Клавишные инструменты (клавесин, фортепиано)

2

12

Электронные инструменты.

2

13

Народные музыкальные инструменты.

3


Контрольный урок

1


Всего:

33


3 год обучения

Название тем

Количество часов

1

Тембры человеческих голосов

4

2

Виды хоров

2

3

Виды ансамблей

3

4

Язык музыки. Мелодия и ее разновидности.

4

5

Язык музыки. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Лад. Динамика. Штрихи.

7

6

Жанры вокальной музыки (песня, романс, ария)

Куплетная форма. Трёхчастная форма.

4

7

Жанры инструментальной музыки (Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации.

8


Контрольный урок

1


Всего:

33


III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Распределение учебного материала по годам

I год обучения

Тема1.Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?
План беседы: 1. Что такое музыка? 2. Когда она появилась? 3. Когда и где человек знакомится с музыкой? 4. Для чего нужна музыка людям?
Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.
Музыкальный материал: Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»; Е. Крылатое. «Откуда музыка берет начало?»; А. Гурилев. «Музыка».
Домашнее задание: сочинить небольшую историю на тему: «Мир, где нет музыки».

Тема 2. Времена года в музыке.

Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь
Начальный период занятий наиболее сложный и ответственный для педагога, вводящего детей в мир музыки. Главные задачи начального периода — развить наблюдательность детей, вызвать у них желание описывать в словах свои жизненные впечатления от окружающего мира природы, явлений времен года, смен состояний природы в течение суток.
Основная форма занятий начального периода обучения строится в виде бесед. От педагога требуется хорошее знание психологии детей, умение вызвать у них интерес к общению. Начиная слушать музыкальные фрагменты или небольшие произведения, можно предложить игру «музыкальные коллекции» (термин предложен Н. Л. Гродзенской). То есть коллекционировать звуковые изображения, запоминать характер музыки, выбирать каждому ребенку для себя наиболее понравившиеся произведения музыки. Полезной формой работы в начальный период может быть создание ассоциативных рядов с использованием живописных репродукций, стихов и музыкальных произведений. Для развития словарного запаса можно рекомендовать игру по принципу «коллективного разума», то есть каждый из детей должен назвать одно подходящее для определения характера музыки слово и внимательно слушать те, которые назвали его сотоварищи, чтобы не повторяться. Все названные слова записываются преподавателем на доску и переписываются в тетрадь после проговаривания всеми вместе.
После выяснения эмоционального содержания музыки можно обратить внимание на то, как композитор добился такого результата, с помощью каких приемов и средств выразительности. Для подготовки навыков восприятия и усвоения теоретических понятий можно пользоваться следующей таблицей:

Таблица 1

темп

регистр

фактура

лад

динамика

быстро

высоко

тяжело (густо)

весело

громко

умеренно

низко

легко (прозрачно)

грустно

тихо

медленно

в пределах

человеческого голоса





Слушая музыкальные произведения, дети по заданию педагога могут отмечать карандашом в своих таблицах в тетрадях подходящие на их взгляд параметры для определения характера звучания музыки. В процессе обсуждения результатов эти данные уточняются, обогащаются эмоциональными оттенками слов. На первых уроках можно не давать обобщающих теоретических понятий, но постепенно приучать к тому, что:

быстро-умеренно-медленно – темп; высоко-низко-в пределах человеческого голоса – регистр; тяжело-легко-грустно-прозрачно – фактура; весело-грустно – лад; громко-тихо – динамика.

В качестве заданий можно предложить детям рассказать о своем любимом времени года, времени дня, любимом дереве, цветке, описать словами пейзаж за окном дома или классной комнаты.

Музыкальный материал: П. Чайковский. «Времена года»; А. Вивальди. «Времена года»; А. Холминов. «Дождик»; Э. Григ. «Весной»; Н. Мясковский. «Весеннее настроение»; А. Самонов. «Дыхание осени»; И. С. Бах. «Весна»; Р. Леденев. «Ливень»; Г. Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»); К. Дебюсси. «Шаги на снегу»; Э. Григ. «Утро»; В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части); С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»; В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»).
Домашнее задание: подобрать загадки о временах года, найти картинки, стихи с изображениями времен года.

Тема 3. Животные, птицы, рыбы в музыке

Прежде чем начать слушать музыку, изображающую различных животных, следует провести беседу о том, каких диких и домашних животных, птиц, рыб дети знают, есть ли у них дома питомцы, как они о них заботятся, каковы их повадки и характер. Стоит обратить внимание на размеры животных, на то, где они обитают (на земле, под землей, в воде, в воздухе), как (в каком темпе, с какой скоростью) могут двигаться, какие по ширине (амплитуде) их движения (шаги, прыжки, бег, ползание). Знакомясь с музыкой, изображающей животных, птиц, рыб, можно обратить внимание детей на выразительную роль темпа, регистров, интервалов, штрихов. Подчеркнуть, что эти понятия — темп, регистр, интервал — аналогичны «скорости», «размеру», «амплитуде движений» животных. Систематизируя эти наблюдения, можно составить следующую таблицу:

Таблица 2

Животные

Крупные (примеры)

Средние (примеры)

Мелкие
(примеры)

темп

медленный

умеренный

быстрый

регистр

низкий

средний

высокий

интервалы

широкие

не широкие и не узкие

узкие


Для того чтобы систематизировать наблюдения над тем, где обитают животные, птицы и рыбы и как двигаются, можно составить следующую таблицу:



Таблица 3

Среда обитания

Тип движения

Музыкальные штрихи

земля

шаги

портаменто

прыжки

стаккато

ползание

легато

вода

плавание, ныряние

легато

воздух

полет, планирование

легато


Музыкальный материал: К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Финал); М. Журбин. «Косолапый мишка»; Г. Галынин. «Медведь»; Д. Шостакович. «Медведь»; Ф. Рыбицкий. «Кот и мышь»; Д. Кабалевский. «Ежик»; Э. Тамберг. «Кукуют кукушки»; Ж. Метпаллиди. «Воробушкам холодно»; Леммик. «Песня птиц»; Цагерейшвили. «Дятел»; Н. Рим-ский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»; В. Боя-шов. «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»).

Домашнее задание: подобрать загадки, картинки, стихи о животных, птицах и рыбах. Нарисовать свое любимое животное, птицу или рыбу или найти картинку с подходящим изображением. На фортепиано попробовать создать звуковые эскизы, изображающие крупных, средних или мелких животных, рыб и птиц с помощью подходящих темпов, регистров, интервалов и штрихов.

Тема 4. Возраст, настроение и характер человека в музыке

В начале изучения этой темы проводится беседа, в ходе которой детям предлагается подумать и дать ответы на такие вопросы: 1. Какими по возрасту могут быть люди? 2. Какие настроения бывают у человека?
Знакомясь с музыкой, мы обращаем внимание на качественную сторону интервалов (консонансы и диссонансы), на выразительные возможности лада, темпа, регистра, штрихов.

Музыкальный материал: Дм. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; С. Прокофьев. «Болтунья»; Г. Свиридов. «Упрямец»; С. Слонимский. «Ябедник»; П. Чайковский. «Мама», «Сладкая греза»; Ю. Геворкян. «Обидели»; Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»; А. Гречанинов. «Жалоба»; Д. Благой. «Хвастунишка»; Р. Шуман. «Веселый крестьянин».
Домашнее задание: изобразить на фортепиано диалог злого и доброго человека в виде небольших звуковых эскизов.

Тема 5. Фантастические и сказочные персонажи в музыке

Изучая эту тему, вспоминаем известные детям сказки и персонажей, которые в них изображаются. Любителей фантастики просим рассказать о фантастических существах, появившихся в новейших литературных произведениях. Слушая музыку, обращаем внимание на особые виды ладов (уменьшенный, увеличенный), интервалы, регистры, тембры.

Для лучшего запоминания закономерностей изображения разных по характеру персонажей делается следующая таблица:


Таблица 4

Злые фантастические персонажи

Добрые фантастические персонажи

Средства выразительности

Минор, уменьшенный лад, хроматизмы

Мажор, диатоника,
может быть целотонный лад
или причудливый.

лад

Низкий

Средний, высокий.

регистр

Диссонирующие (широкие или узкие)

Консонансы.

интервалы

Свистящие, грохочущие,
пугающие, холодные,
мрачные

Светлые, теплые, ласкающие, нежные.

тембры

Музыкальный материал: А.Даргомыжский. «Баба-яга, или С Волги на nach Riga»; П. Чайковский. «Баба-Яга»; А. Лядов. «Баба-яга»; М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», «Гном» (из цикла «Картинки с выставки»), «Ночь на Лысой горе»; Э. Григ. «Кобольд», «В пещере горного короля»; А. Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро»; С. Слонимский. «Марш Бармалея»; Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» (сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»); П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Р. Шуман. «Дед Мороз», Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза из оперы «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы.
Домашнее задание: нарисовать фантастический персонаж, чье изображение в музыке произвело наибольшее впечатление.

Тема 6. Движения под музыку.

Различные виды маршей.

Танцы (народные, старинные, современные)

Второй блок тем рассматривает первичные бытовые жанры и их проявления в музыке. При изучении тем второго блока внимание детей фиксируется на предназначении музыки в нашей повседнев-ной жизни и роли бытовых жанров, таких как марши, танцы. При выборе музыкальных произведений педагог должен показать детям разные виды маршей — детский, игрушечный, военный, пионерский, спортивный, траурный, сказочный.
Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы различных национальных танцев — русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (мазурка и полонез). При изучении танцев педагог должен показать детям картинки, изображающие национальные костюмы и движения танцев. Бели в школе искусств есть хореографическое отделение, то можно привлечь хореографов и с их помощью показать основные движения тех или иных танцев. Если дети изучают в школе ритмику, можно попробовать вместе с ними разучить эти движения. При прослушивании танцев и маршей обратите внимание детей на характер движения, создаваемый музыкой, и жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм). Виды контроля по второй теме: музыкальная викторина танцев и маршей. По картинкам нужно узнать изображения танцев, по показу движений вспомнить танцы, в предложенных стихах дать эмоциональную характеристику бытовых жанров.

Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Марш»; И. Дунаевский. «Марш футболистов»; П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»; Ф. Шопен. 3-я часть сонаты b-moll; Ф. Мендельсон. Свадебный марш из спектакля «Сон в летнюю ночь»; П. Чайковский. Камаринская, Полька (из цикла «Детский альбом»); М. Глинка. Полька; Я. Сибелиус. Грустный вальс; В. А. Моцарт. Менуэт; Л. Боккерини. Менуэт; М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»; Ф. Шопен. Полонез A-dur, Мазурка B-dur; А. Рубинштейн. Лезгинка из оперы «Демон»; А. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаянэ».
Домашнее задание: попробовать сочинить мелодию марша, польки, мазурки, вальса.

II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить вместе с ними народные праздники, которые они знают, обычаи, обряды, показать образцы декоративно-прикладного искусства, рассказать о промыслах, которыми славится их малая родина. Обязательно использовать изображения народных костюмов, характерных для того края, где живут дети.
Главная задача — создать ощущение единства и преемственности поколений, воспитать интерес к истории своего края, своего рода, гордость за свою Родину и любовь к ее национальному культурному достоянию.

Тема 1. Образы природы в музыке.Создание красочных «музыкальных пейзажей», русскими и зарубежными композиторами, их разнообразие. Большая роль изобразительных моментов (всплески волн, шум дождя, пение птиц) в произведениях, рисующих картины природы.

Тема 2. Времена года в народном календаре

Знакомство с фольклором можно предложить как путешествие по народному календарю. Здесь возникнет ретроспектива к теме I года обучения — «Времена года в музыке». Вспомнив, можно сравнить изображение времен года в народных календарных песнях и в музыке профессиональных композиторов.

Тема 3. Зимние народные обряды и песни. Масленица.

Святки. Рождество. Масленица. Календарные даты праздников, обычаи, виды гаданий, особые приготовления к праздникам.
Музыкальный материал: колядки, подблюдные песни, масленичные песни (на выбор преподавателя). Н. Римский-Корсаков. Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка».
Домашнее задание: найти описания святочных гаданий, нарисовать чучело Масленицы и ее проводы.

Тема 4. Весна. Обряды и песни. Веснянки

Встреча весны. Прилет птиц. Грачевник. Весенние заклички.
Музыкальный материал: песни-веснянки.
Домашнее задание: попробовать сочинить песню-веснянку.

Тема 5. Летние праздники, обряды и песни (Егорьев день, семик, Иван Купала)

Календарные даты, обряды и ход праздников, особые приготовления. Семицкие и купальские песни. Завиванье березки, кумовле-ние, гадание на венках.
Музыкальный материал: семицкие песни, купальские песни (по выбору педагога). Н. Римский-Корсаков. Хор девушек «Завью венки на все святки...». Сцена завиванья венков из оперы «Майская ночь».
Домашнее задание: нарисовать наиболее понравившийся обряд из летних праздников.

Тема 6. Осень. Жатва. Обряды и песни

Календарные даты, начало жатвы и ее ход, обряд завиванья бороды. Песни.

Тема 7. Детский фольклор

Разновидности детского фольклора: колыбельные, прибаутки, потешки, дразнилки,считалки.
Музыкальный материал: колыбельные песни, потешки, прибаутки(на выборпреподавателя).
Домашнее задание: сочинить колыбельную песню, вспомнить и записать считалки, которые использовали во время игр.

Тема 8. Инструменты духового и эстрадного оркестра

Сравнение состава духового и эстрадного оркестров с симфоническим. История возникновения оркестров. Репертуар.
Музыкальный материал: Б. Агапкин. Марш «Прощание славянки». Старинные вальсы в исполнении духового оркестра. Записи эстрадных оркестров Л. Утесова, О. Лундстрема.

Тема 9. Инструменты симфонического оркестра

Возникновение симфонического оркестра. Характеристика групп. Тембры и устройство инструментов. История пополнения оркестра различными инструментами.
Музыкальный материал: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»; С. Бажов. Песенка об оркестре.

Тема 10. Клавишные инструменты

(клавесин, орган, фортепиано)

Устройство инструментов, характер тембра. Назначение инструментов. Звуковые диапазоны и выразительные возможности.
Музыкальный материал: клавесинная музыка Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакена, Ф. Куперена в исполнении В. Ландовской, А. Любимова; органные хоральные прелюдии И. С. Баха; фортепианные миниатюры Шуберта, Шопена, Бетховена.

Тема 11. Электронные инструменты

Синтезатор, электроорган, электрогитара, электроскрипка, тер-менвокс. Характер звучания инструментов, выразительные возможности. История возникновения, сфера применения.
Музыкальный материал: записи электронной музыки в стилях рок- и академической музыки; Э.Денисов. «Пение птиц». Dream Theatre, Radiohead, Vangelis, Future sound of London.

Тема 12. Народные музыкальные инструменты

Возникновение оркестра народных инструментов. В. В. Андреев. Особенности звучания инструментов и приемы игры на них. Репертуар. Современный этап развития народных оркестров.
Музыкальный материал: в качестве музыкальных иллюстраций для изучения тембров инструментов можно использовать серию «Фонохрестоматия для уроков музыки в школе» и «Фонохре-стоматия по инструментоведению».

III. ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Тембры человеческих голосов (детские, женские, мужские)

Музыкальный материал: Дискант: итальянские песни, романсы и оперные арии в исполнении Робертино Лоретти. Сопрано яирико-кояоратурное: А. Алябьев. «Соловей» (в исполнении Н. Обуховой); И. Штраус. «Сказки Венского леса». Сопрано лирическое: ария Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Сопрано лирико-драматическое: ариозо Татьяны «Пускай погибну я...» из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». Меццо-сопрано: хабанера Кармен из оперы Ж. Визе «Кармен». Контральто: ария Ратмира «И жар, и зной сменила ночи тень» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Тенор-альтино: ариозо Звездочета из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Лирический тенор: песни и романсы в исполнении С. Лемешева. Лирико-драматический тенор: ария Германа «Что наша жизнь? — Игра!» из оперы П. Чайковского «Пиковая дама». Баритон: каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать..» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; романсы и итальянские песни в исполнении М. Магома-ева, Дм. Хворостовского. Бас: ария Игоря из оперы А. Бородина «Князь Игорь»; арии, романсы и песни в исполнении Ф. И. Шаляпина. Бас-апрофунд: негритянские спиричуэле в исполнении Поля Робсона.

Виды контроля по третьей теме: проводится музыкальная викторина на отгадывание тембров голосов. При возможности проводится иконографическая викторина (отгадывание по изображениям певцов их фамилий и имен).

Тема 2. Виды ансамблей и хоров

Вокальные ансамбли: дуэты (противоречия и согласия), терцет и трио, квартет,квинтет.
Хоры детские (однородные и смешанные), женские и мужские (однородные и смешанные).
Инструментальные ансамбли: дуэты для разных инструментов, трио, квартет.

Музыкальный материал: дуэт Графини и Сюзанны из 3-го действия оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; дуэт Папагено и Папагены из оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта»; дуэт Орфея и Эвридики «Следуй за мной, дорогая..» из 3-го действия оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»; трио «Не томи, родимый» из 1-го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»; терцет из 1-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка»; квартет оцепенения «Какое чудное мгновенье...» из 1-го действия оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»; квинтет контрабандистов из оперы Ж. Бизе «Кармен»; Л. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано F-dur, 1-я часть; М. Глинка. Соната для альта и фортепиано, «Патетическое трио»; квартеты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена (по выбору педагога). Хор мальчиков и девочек из 1-й картины оперы П. Чайковского «Пиковая дама»; хор мальчишек из 1-го действия оперы Ж. Бизе «Кармен»; хор девушек «Мы к тебе, княгиня...», хор бояр «Мужайся, княгиня» из 1-го действия оперы А. Бородина «Князь Игорь»; хор поселян из 4-го действия этой же оперы; «Вечерняя музыка» из симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны».

Тема 3. Язык музыки.

Мелодия и ее разновидности.

Ритм, метр, размер.

Регистры и фактура. Динамика. Штрихи.

Основное внимание акцентируется на осознании выразительной роли мелодии как основы музыкального образа произведения. В ходе бесед после прослушивания музыкальных произведений дети с помощью преподавателя должны понять, какое из средств выразительности позволяет нам запоминать то или иное музыкальное произведение, что именно мы чаще вспоминаем, когда хотим восстановить в памяти любимую музыку.
При рассматривании мелодии как выразительного средства музыки дается понятие вокальной, кантиленной мелодии и инструментальной. Дети, прослушивая разные музыкальные произведения, должны с помощью педагога научиться распознавать отличительные особенности вокальной и инструментальной мелодии.

Музыкальный материал: Ф. Шопен. Ноктюрн Es-dur; Ф. Шуберт. "Ave, Maria"; речитатив Сусанина «Чуют правду...» из 4-го действия оперы М. Глинки «Жизнь за царя»; Р. Шуман. «Во сне я горько плакал...» (из цикла «Любовь поэта»); речитатив Руслана «О поле, поле...» из 2-го действия оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»; Инструментальная кантилена: Л. Бетховен. Романс для скрипки F-dur, В. А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром.
Изучая ритм, следует дать понятия метра как пульса и ритма как заполнения основных пульсирующих долей. Ритм способен создавать своего рода орнаменты, благодаря которым мы лучше запоминаем музыку, отличаем один музыкальный жанр от другого. Дать ритмические формулы марша, вальса, мазурки, полонеза, польки, тарантеллы.

Тема 4. Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная и трехчастнаяформы.
Знакомясь с вокальными жанрами, нужно обращать внимание детей на роль музыки в выражении чувств человека и словесного содержания текста песен, сравнивать фольклорные и композиторские песни и романсы. Продолжая разговор о настроениях в музыке, знакомим детей с устоявшимися в оперной практике видами арий: ламенто, героической, лирической, гнева и мести, комической.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт. Песни «Форель», «Шарманщик», "Ave, Maria". Романсы русских композиторов (А. Варламов, А. Гурилев, А. Алябьев, М. Глинка, А. Даргомыжский). Ария ламенто: плач Ариадны «О, дайте мне умереть» из оперы К. Мон-теверди «Ариадна». Героическая ария: ария Маноа «Тебе я прежде славу пел» из оратории Г. Генделя «Самсон»; ария Руслана «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Лирическая ария: ария Микаэлы из оперы Ж. Бизе «Кармен». Комическая ария: ария Лепорелло «День и ночь изволь служить» из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан». Ария гнева и мести: ария Русалки из 4-го действия оперы А. Даргомыжского «Русалка».

Тема 5. Жанры инструментальной музыки.

Инструментальная миниатюра.

Прелюдия, пьеса, этюд.

Простые формы и рондо.

Сложная трехчастная форма.
Музыкальные материал: И. С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (по выбору), Хоральные прелюдии f-moll, g-moll; В. A. Моцарт. Соната A-dur, 3-я ч.; Й. Гайдн. Соната D-dur, 3-я ч.; Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»; Ф. Шопен. Прелюдии (по выбору), мазурки, вальсы, Этюд c-moll, op. 10 № 12; Я. Чайковский. «Времена года» (по выбору); М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору); С. Рахманинов. Прелюдия cis-moll, op. 3; К. Дебюсси. «Детский уголок», «Доктор Gradus et Parnassum».

IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

В результате освоения программы по предмету «Слушания музыки» обучающийся должен получить:

-наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, её основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

-способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

-умение проанализировать и рассказать о своём впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

V.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

1.Аттестация.

Виды аттестации по предмету «Слушание музыки»: текущая, промежуточная, итоговая.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения учебного материала. Основная форма текущего контроля на уроках слушания музыки — повседневное наблюдение за работой и устный опрос в индивидуальной или фронтальной форме.

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании учебного года.

Основными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На контрольных уроках проверку знаний можно осуществлять в форме викторин, разгадывания кроссвордов, тестов и т.д.

Промежуточная аттестация по предмету «Слушание музыки» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

-качества реализации образовательного процесса;

-сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения.

График проведения промежуточной аттестации: дифференцированные зачеты в полугодиях: 2, 4, 6, то есть в конце 1, 2, 3 классов. Итоговая оценка за последний (третий) год обучения идет в документ об окончании ДШИ.

Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

2.Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля по предмету «Слушание музыки».

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

Оценка «5» выставляется, если ученик:

-изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

-отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

-возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Оценка «4» выставляется, если:

-ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

Оценка «3» выставляется, если:

-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

-имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

Оценка «2» выставляется, если:

-не раскрыто основное содержание учебного материала;

-обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминов, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;

-нет ответа.

Тесты, состоящие  из 10 вопросов оцениваются:

 «5» – без ошибок;

 «4» – 2-3 ошибки;                

 «3» – 4-5 ошибки;

 «2» – 7 и более ошибок.

Музыкальные викторины, состоящие  из 10 вопросов оцениваются:

«5» - 1 – 2 негрубые ошибки;

«4» - 3-4 негрубые ошибки; 

«3» - 5-6 негрубые ошибки;

 «2» – 7 и более ошибок

Документация:

-Журналы, дневники.

-Творческие работы по предмету, рефераты.

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.Методические рекомендации

За основу программы по учебному предмету «Слушание музыки» взята программа О. А. Владимировой, изданная в 2006 году издательством «Композитор» (г. Санкт-Петербург) и предназначена для учащихся 1, 2 и 3 классов ДШИ и ДМШ.

В процессе усвоения программы в течение трёх лет учащиеся знакомятся с содержанием музыкальных произведений и со способностью музыки раскрывать широкий круг образов окружающего мира, сказок, мира чувств и переживаний, а также большое внимание уделяется средствам музыкальной выразительности, основным элементам музыкального языка.

Происходит знакомство с русскими народными песнями, музыкальными жанрами на основе лучших произведений композиторов-классиков. Параллельно с этим происходит усвоение признаков различных форм – куплетной, простой и сложной 3-х частных. Кроме того, учащиеся знакомятся с произведениями, созданными композиторами специально для детей, и с инструментами симфонического оркестра.

Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование эстетической культуры восприятия музыки, с одной стороны, и преподавания теоретических основ музыкального профессионализма, с другой.

На первых занятиях вопросы педагога касаются образной стороны произведения, его жанровых истоков, элементов музыкального языка и формы.

Например: характер музыки печальный или радостный; песни, танцы – быстрые или медленные; регистр – высокий или низкий; музыка похожа на песню или танец; сколько в пьесе частей; есть ли повторяющиеся темы и т.д. Полезно предлагать детям следующие задания. Педагог кратко характеризует 3-4 пьесы или дает их названия, после чего исполняет их в произвольном порядке. Дети должны определить, какая пьеса соответствует той или иной характеристике либо названия к исполняемым пьесам. В качестве домашнего задания дети могут подбирать к прослушанным на уроках произведения соответствующие их характеру стихи или выразить свои впечатления в рисунке.

Постепенно вопросы усложняются и требуют от детей самостоятельного анализа прослушиваемых произведений.

Прослушивание произведений необходимо предварять кратким и живым рассказом об их авторе: останавливаясь на наиболее ярких эпизодах из жизни композиторов-классиков. Полезно сопровождать рассказ демонстрацией картин известных художников. Это поможет детям более реально ощутить эпоху, в которую жил и творил композитор.

Обсуждая с детьми прослушанные произведения, нужно постепенно расширять их представления о музыкальной образности, обращать внимание на воплощение в музыке тончайших оттенков человеческих чувств и переживаний. На занятиях слушания музыки необходимо постоянно развивать и совершенствовать речь детей, обогащать и расширять их профессиональный словарный запас. Постепенно в их актив войдут такие определения характера музыки, как мечтательный, нежный, грациозный, шутливый, сосредоточенный, возвышенный, скорбный, лирический и другие.

Особенность психики детей младшего школьного возраста состоит в их непосредственной, ярко эмоциональной реакции на музыку. Эти качества нужно бережно сохранять и развивать. Необходимо с первых занятий создавать на уроках живую творческую атмосферу, поощрять в детях стремление к самостоятельному мышлению и точному выражению своего восприятия музыки. В то же время, поскольку маленькие дети не способны к длительной концентрации внимания, уроки слушания музыки должны быть разнообразными по содержанию и форме. Наиболее плодотворной формой урока является урок-беседа, который позволяет максимально активизировать внимание ребят, в которые, наряду с диалогом, педагог может вносить краткие объяснения, рассказы, практические задания, т. к. возраст детей требует разнообразия форм обучения и быстрой смены видов деятельности. Уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок-воспоминание, урок-сказка, урок-исследование с большой долей самостоятельной аналитической работы, урок-настроение, комплексный урок.

Однако в центре любого урока всегда стоит звучащая Музыка и эмоциональный отклик на нее — ребенка. Необходимо учесть эту существенную деталь при ознакомлении с поурочными планами.

Способы показа музыкального произведения могут быть различными:

-дети слушают музыкальное произведение (без комментариев педагога и без объявления названия), а затем дают характеристику темам и музыкальному образу в целом, пытаются определить название;

-до прослушивания музыкального произведения педагог обсуждает с детьми, какие именно средства музыкальной выразительности будут участвовать в создании образа, заданного в программе или в названии. После прослушивания произведения дети находят подтверждение или опровержение собственным предположениям.

В работе с маленькими детьми необходимо помнить о следующем: опираясь на яркое эмоционально-чувственное восприятие, нужно стремиться к обобщенной характеристике музыкального образа, не привязывать его к конкретной предметности.

Домашние задания должны быть увлекательными и нетрудными. Как вариант, можно предложить детям записать названия произведений и подобрать к ним эпитеты, принести на урок нотные примеры на пройденную тему из собственного исполнительского репертуара, найти в словарях или справочных изданиях какие-либо сведения о композиторах и музыкальных инструментах. Дети любят сочинять музыкальные примеры, и, конечно, рисовать.

2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Домашние задания часто связаны с сочинением музыкальных примеров, и здесь особую ценность, по верному замечанию Б. Яворского, представляет не столько продукт творчества, сколько сам процесс овладения музыкальной речью. Но еще важнее — суметь включить детей в этот процесс, что получается не сразу и не со всеми. Запустить механизм сочинения очень важно с самого начала обучения.

К практическим и творческим формам работы дома и в классе относятся краткие письменные работы, часто в форме тестов: необходимо выбрать нужное слово из данных (средства выразительности, эпитеты) или поставить правильный термин в нужном месте.

В 1 классе дети могут написать на уроке до 6 эпитетов печатными буквами. Во 2 классе они пишут более свободно и смогут не просто записать ряд эпитетов, но и отметить элементы музыкальной речи, создающие образ. К концу 2 класса свое впечатление о небольшом музыкальном произведении дети уже способны выразить в более-менее связном рассказе (с предварительной беседой и комплексом продуманных вопросов). В 3 классе педагог может провести ряд письменных работ с целью закрепления пройденных тем на незнакомом музыкальном материале: это и определение первичного жанра, и определение элементов музыкальной речи, способствующих созданию образа.

Возможно, не всегда нужно ставить оценки за письменную работу, но поощрять за удачные находки необходимо. Критерии оценок могут быть разными. Они зависят от индивидуального продвижения учащихся, а также не столько от того, что написал ученик, но от того, что подразумевал под написанным. Вопрос о том, как педагог должен читать детские работы, требует особого разговора.

Что же касается оценок за устную работу на уроке, то они должны отражать скорее большую или меньшую активность ребенка, чем его выучку, ведь слишком мал еще запас прочности знаний в такой сложной материи, где многое не поддается формальному определению.

Письменные работы могут проходить и в других формах (викторины, кроссворды). Письменные — классные и домашние — задания не являются обязательными, но их стоит проводить для развития интеллекта ребенка.

Приложение

Словарь признаков характера звучания

РАДОСТНО
празднично
приподнято
звонко
звучно
блестяще
искрясь
искрометно
бодро
игриво
бойко
легко
невесомо
полетно
ослепительно
ловко
юрко

живо
ярко
лучисто
лучезарно
феерично

ТОРЖЕСТВЕННО
величественно
триумфально
победно
призывно
величаво
ликующе
восторженно
пышно
помпезно
шумно
бравурно
грандиозно

значительно
роскошно
эффектно
открыто
церемонно
жизнеутверждающе
озаренно
жизнерадостно

ЭНЕРГИЧНО
мужественно
решительно
смело
сильно
крепко
гордо
уверенно
с достоинством
недоступно
настойчиво
неодолимо
неколебимо
неукротимо
неумолимо
отважно
маршеобразно
напористо
независимо
необратимо
непокорно
самозабвенно

ВЛАСТНО
авторитетно воинственно сурово

АСКЕТИЧНО
абстрактно
рационально
рассудочно
рефлексивно
бесчувственно
искусственно
придуманно
надуманно
отстранение
механически

ТОМНО
изнеженно
сжеланием
млея
сентиментально
чувственно
чувствительно
эротически
экстатично
вожделенно
мелодраматически


БЕСПЕЧНО
безразлично
бесстрастно
индифферентно
отвлеченно
равнодушно
опустошенно
окаменело
отчужденно
отрешенно
рассеянно

СУМРАЧНО
хмуро, скрыто
глухо
тоскливо
приглушенно
блекло
расплывчато
маскируясь
насупленно
непроницаемо
свинцово

безотчетно
инфернально
мистически
колдовски
лунатически
сомнамбулически
с наитием
обвороженно
неявно
пустынно

РОБКО
застенчиво
смущенно
стыдливо
кротко
осторожно
стеснительно
боязливо
пугливо
растерянно
болезненно
малодушно
инфантильно
по-детски


СТРАННО
таинственно
вкрадчиво
причудливо
фантастически
загадочно
остраненно
интригующе
иллюзорно
иррационально
призрачно
скрытно
экзотично
замысловато
затаенно
уединенно

зловеще
траурно
мертвенно
фатально
апокалиптически
эсхатологически


ЭЛЕГИЧНО
задумчиво
безрадостно
траурно
меланхолично
пессимистично
понуро
уныло

грустно
печально
жалобно
жалея
жалостливо
тоскливо
горестно
скорбно
плача
рыдающе
тягостно
мученически
с болью
похоронно
страдальчески
сокрушенно
безутешно
безысходно
панихидно


СТРАСТНО
клокочуще
порывисто
бушующе
горячо
пылко
запальчиво
бурно
кипуче
пламенно
упоенно
ревностно
стремительно
азартно
нетерпеливо
экзальтированно
буйно
жгуче
с жаром
огненно

НЕУГОМОННО
патетично
самозабвенно
фанатично
мятежно
накаленно

ГРОЗНО
трагично драматично

с отчаяньем
раскаявшись
мятуще
маясь
надломленно
изматывающе

патетично
самозабвенно
фанатично
мятежно
накаленно


ВЗВОЛНОВАННО
обеспокоенно
смятенно
тревожно
щемяще

РАЗДРАЖЕННО
рассерженно
негодующе
резко
невоздержанно
грубо
гневно
яростно
бешено
жестоко
сердито
исступленно
неистово
свирепо
дьявольски
демонически
изуверски
агрессивно
безудержно
варварски
безжалостно
дико
жестко
злостно

СБРАВАДОЙ
бесшабашно
высокомерно
залихватски
напыщенно
нахохлившись
спесиво
хватко
хлестко
заносчиво
хамски
эксцентрично
хвастаясь
чопорно
амбициозно
задиристо
напропалую


ДЕРЗКО
бесцеремонно
беспардонно
вызывающе
нахально
нагло
нескромно
назойливо
навязчиво
неотвязно
развязно
распоясанно
надоедливо
расхлестанно
фривольно
беспутно
вероломно
кичливо
несуразно

ЭЛЕГАНТНО
тонко
изящно
галантно
утонченно
манерно
грациозно

тоскливо
горестно
скорбно
плача
рыдающе
тягостно
мученически
с болью
похоронно
страдальчески
сокрушенно
безутешно
безысходно
панихидно

НАДМЕННО
язвительно
хитро
гротескно
парадоксально
сардонически
злобно
издевательски
паясничая
егозливо
суетливо
едко
гадко




ШУТЛИВО
хорохорясь
затейливо
ребячась
насмешливо
скерцозно
пикантно

ШАЛОВЛИВО
шаржированно
буффонно
юмористически
взбалмошно
ершисто
мазурничая
каверзно
легкомысленно
лукаво
задорно
кощунственно
ёрничая


VII.СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебная литература

1.В.Владимиров, А.Лагутин. Музыкальная литература для 4 кл. ДМШ. «Музыка», М., 1972 г.

2.Э. Смирнова. Русская музыкальная литература для 6-7 кл. ДМШ. «Музыка», М., 1989 г. 3.И.Прохорова, Г.Скудина. Советская музыкальная литература для 7 кл. ДМШ. «Музыка», М., 1976 г. 4.В.Галацкая. Музыкальная литература зарубежных стран в.1. «Музыка», М., 1985 г. 5.М.Шорникова. Музыкальная литература. Музыка , её формы и жанры. Первый год обучения. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003 г. 6.М.Шорникова. Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения. «Феникс», Ростов-на-Дону,2003 г. 7.М .Шорникова. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. 8.М.Шорникова. Музыкальная литература. Русская музыка 20 века. Четвёртый год обучия.

9.А.Барабошкина. Сольфеджио 1 класс ДМШ. «Музыка», М., 1985 г.

10.А.Барабошкина. Сольфеджио 2 класс ДМШ. «Музыка», М., 1985 г.

11.Е.Давыдова, С. Запорожец. Сольфеджио 3 класс ДМШ. «Музыка», М., 1984 г.

12.Е.Давыдова. Сольфеджио 4 класс ДМШ. «Музыка», М., 1991г.

13.Е.Давыдова. Сольфеджио 5 класс ДМШ. «Музыка», М., 1987г.

14.Н.Баева, Т.Зебряк. Сольфеджио для I – II классов ДМШ. «Советский композитор», М., 1997 г.

15.Б.Калмыков, Г.Фридкин. Одноголосие I ч. «Музыка», М., 1988 г.

16.М.Андреева. От примы до октавы. II ч.4 класс ДМШ. «Кифара», М , 1995 г.

17. М.Андреева. От примы до октавы. III ч.5 класс ДМШ. «Кифара», М , 1996 г.

18. Н.Д.Баева. Задание по сольфеджио для I и II класса ДШИ. Кифара», М , 2008 г.

19. А.Барабошкина. Сольфеджио I – IV классы ДМШ. Пение с листа. «Композитор», Санкт – Петербург,1999 г.

20. Г.Ф.Калинина. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ. Москва 2011 г.

21. Б.Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио II ч. Двухголосие. «Музыка», М., 1978 г.

22. Р.Ромм. Музыкальная грамота в форме заданий и вопросов к нотным примерам. «Музыка», М., 1969 г.

23.Е.В.Давыдова, С.Ф.Запорожец. Музыкальная грамота в.I. «Музыка», М., 1964 г.

24.Ж.Металлиди, А.Перцовская . Музыкальные диктанты для ДМШ. «Музыка», Ленинград 1989 г.

25. Н.Долматов. Музыкальный диктант. «Музыка», М., 1972 г.

26. Вл.Соколов. Многоголосное сольфеджио. «Музыка», М., 1967 г.

27. А.Барабошкина, Н.Боголюбова. Музыкальная грамота. «Музыка», Ленинград 1981 г.

28.М.Котляревская - Крафт, И.Москалькова, Л.Батхан. Сольфеджио домашние задания. «Музыка», Ленинград 1984 г.

29.Г.Ф.Калинина. Сольфеджио 1 класс. Рабочая тетрадь. Москва 2011 г.

30. Г.Ф.Калинина. Сольфеджио 2 класс. Рабочая тетрадь. Москва 2011 г.

31. Г.Ф.Калинина. Сольфеджио 3 класс. Рабочая тетрадь. Москва 2010 г.

32. Г.Ф.Калинина. Сольфеджио 4 класс. Рабочая тетрадь. Москва 2010 г.

33. Г.Ф.Калинина. Сольфеджио 5 класс. Рабочая тетрадь. Москва 2011 г.

34. Г.Ф.Калинина. Сольфеджио 6 класс. Рабочая тетрадь. Москва 2011 г.

35. Романец. Нотная грамота. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2014 г

2. Методическая литература

1.И.С.Бах Маленькие прелюдии и фуги. «Музыка», М.,1990 г.

2.К. Сен-Санс. Карнавал животных. «Советский композитор», М.,1985 г.

3.А.П.Бородин. Избранные романсы и песни. «Музыка», М., 1990 г.

4.М.Глинка. Жаворонок. «Музыка», М., 1990 г.

5.А.Гурилёв. Матушка – голубушка. «Музыка», М., 1990 г.

6.Арии из опер русских композиторов. «Музыка», М., 1990 г.

7.Бетховен. Шесть лёгких сонат для фортепиано. «Музгиз», М., 1962 г.

8.Р.Шуман. Крейслериана для фортепиано. «Музыка», М., 1973 г.

9.Р.Шуман. Фантазия для фортепиано. «Музыка», М., 1975 г.

10.М.П.Мусоргский. Борис Годунов. «Музыка», Л., 1974 г.

11.В.А.Моцарт. Волшебная флейта. «Музыка», М., 1971 г.

12.Г.Пёрселл. Дидона и Эней. (клавир). «Музыка», Л., 1975 г.

13.И.С. Бах. Инвенции. «Кифара», М., 1997 г.

14.Популярные вальсы русских и советских композиторов. «Музыка», М., 1990 г.

15.Арии, романсы из репертуара Шаляпина. «Музыка», М., 1990 г.

16.Оркестровые пьесы русских композиторов – классиков. «Музыка», Л., 1975 г.

17.М.Глинка. Две испанские увертюры. «Музыка», М., 1974 г.

18.Золотая лира. Т.1. М., 1987 г.

19.М.П.Мусоргский. Картинки с выставки. «Кифара», М., 1995 г

20.Шопен. Избранные сочинения для фортепиано. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1998 г.

21. Шопен. Избранные ноктюрны. «Композитор», М., 1993 г.

22.Науменко, Алев. Музыка 5 класс. Нотная хрестоматия. «Дрофа», М., 1998 г.

23.Науменко, Алев. Музыка 6 класс. Нотная хрестоматия. «Дрофа», М., 1998 г.

24.Нотное приложение к учебному пособию по музыкальной литературе. 1 год обучения. «Валери СПД», С-П, 2000 г.

25.Хрестоматия по советской музыкальной литературе. «Музыка», М.,1975 г.

26. С.Рахманинов. Музыкальные моменты. «Музыка», М., 1971 г.

27.Л.Бетховен. Соната № 15. «Музыка», М., 1972 г.

28. Мендельсон. Песни без слов. «Эксма», М., 2000 г.

29. Популярные романсы русских композиторов. «Музыка», М., 2002 г.

30. С.Прокофьев. Золушка. Соч.87. Балет в трёх действиях. «Музыка», М., 1974 г.

31.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 4 класс». «Просвещение», М., 2000 г.

32. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 3 класс». «Просвещение», М., 2000 г.

33.С.Прокофьев. Четыре гавота, марш. «Кифара», М., 1995 г.

34.А.Гурилёв. Песни и романсы. М., 1984 г.

35.А.Даргомыжский. Романсы и песни. Т.II. «Музыка», М., 1971 г.

36.И.С.Бах ХТК т. II. «Музгиз», М., 1960 г.

37. М.И. Глинка. Популярные фрагменты. «Композитор»., С-П, 2002 г.

38. М.Мусоргский. Картинки с выставки (партитура). «Музыка», М., 1975

39. С.Прокофьев. Сонаты для фортепиано. «Муз. Украина», Киев, 1973 г.

40. А.Бородин. Симфония № 2. «Музыка», М., 1977 г.

41. М.Глинка. Камаринская. «Музыка», М., 1975 г.

42. Ф.Шуберт. Военный марш, Героический марш. «Музгиз», М., 1962 г.

43. И.Гайдн. Избранные сонаты. «Музыка», М., 1966 г.

44. М.Глинка. Увертюра, Камаринская. «Музыка», М., 1973 г.

45. С.Прокофьев. соч.131. Симфония № 7 (партитура). «Музыка», М., 1976

46. Л.Бетховен. Пьесы для фортепиано. Том.1. «Музыка», М., 1965 г.

47. И.Гайдн. Избранные симфонии. Том.1. «Музыка», М., 1971 г.

48. Ф.Шуберт. Избранные песни. Том.1. «Музыка», М., 1975 г

49. Комаровская. От гавота до фокстрота Вып.1. М., 2003 г.

50. Комаровская. От гавота до фокстрота Вып. 2. М., 2003 г.

51. Комаровская. От гавота до фокстрота Вып. 3. М., 2003 г.

52.Комаровская. От гавота до фокстрота Вып. 4. М., 2003 г.

53.Г.Арцышевский. Курс систематизированного сольфеджио. Методическое пособие для учащихся 1-7 классов ДМШ. Москва 1993 г.

54.К.Герольд. Музыкальная грамота – справочник для начинающих музыкантов. Питер 2015 г.

55. Инновационные методики и формы обучения. Ульяновск 2016 г.

56.М.Масленкова. Сокровища родных мелодий. Сольфеджио. Учебное пособие. Санкт – Петербург ,1998 г.

57. Е.Неугодникова. Этот волшебный мир музыки. Посад «Мелекесс» 2005 г.

58.Г.Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Государственное музыкальное издательство. Москва 1957 г.

Иллюстративный материал

1.М.И.Глинка. Альбом. М., «Музыка», 1987 г.

2. А.Н.Скрябин. Альбом. М., «Музыка», 1980 г.

3. С.В.Рахманинов. Альбом. М., «Музыка», 1988 г.

4. Ю.Григорович. Альбом. М.,«Планета»,1987 г.

5. С.С.Прокофьев. Альбом. М., «Музыка», 1981 г.

6.М.П.Мусоргский. Альбом. М., «Музыка», 1989 г.

7.Театр Ла Скала. Альбом. Л., «Музыка», 1989 г.

8.Балет. Илл. энциклопедия. М., «Астрель», 2001 г.

9.Н.А.Римский-Корсаков. Альбом. М., «Музыка», 1988 г.

Комплекты плакатов:

Портреты русских и зарубежных композиторов.

Изображения музыкальных инструментов.

Наборы открыток:

1.Музей-усадьба П.И.Чайковского в Воткинске.М.,«Планета», 1988 г.

2.Н.А.Римский-Корсаков. М.,«Планета», 1980 г.

3.Д.Д.Шостакович. М.,«Планета», 1977 г.

4.С.В.Рахманинов. М.,«Планета», 1983 г.

5.Музей-усадьба М.И.Глинки «Новоспасское».

Музыкальный материал

1.CD. Лучшие увертюры: «Проданная невеста» и другие.

2.CD. Н.А.Римский – Корсаков. В.С.Калинников.

3.CD.С.Прокофьев. Избранное.

4.CD. П.И.Чайковский. «Времена года».

5.CD В.А.Моцарт. Симфонии № 40 и № 41.

6 CD. Шопен. Избранное.

7.CD. Бетховен. Концерт № 3. Симфония № 5.

8.CD.Бетховен. Фрагменты произведений.

9.CD.Хачатурян. Концерт для фортепиано. Концерт для скрипки.

10.CD.А.Хачатурян. Фрагменты балетов. «Маскарад».

11.CD.Лютневая музыка Возрождения.

12. CD.С.Рахманинов. Избранное.

13. CD.Великие композиторы Франции.

14. CD.Великие композиторы Англии.

15. CD.Современные композиторы Америки.

16. CD.Великие композиторы Испании.

17. CD.В.А.Моцарт. Лучшие сонаты.

18.Аудио. А.Хачатурян. Музыка из балета «Спартак».

19.---//---С.Прокофьев. Избранное.

20.---//---Д.Шостакович. Избранное.

21.---//--- Д.Кабалевский. А.Хачатурян. Избранное.

22.---//---П.Чайковский. Избранное.

23.---//---Р.Щедрин. Г.Свиридов. Избранное.

24.---//---Э.Григ. Избранное.

25.---//---П.И.Чайковский. Избранное.

26.---//---Ф.Лист. Избранное.

27.---//---В.Моцарт. «Реквием».

28.---//---Е.Образцова. Старинные романсы.

29.---//---М.Глинка. Романсы.

30.---//---Д.Гершвин. «Порги и Бесс».

31.---//---И.Гайдн. Симфонии.

32.---//---М.Мусоргский. Избранное.

33.---//---В.Моцарт. Избранное.

34.---//---Фрагменты из популярной классической музыки.

35.---//---И.Стравинский. Избранное.

36.---//---И.Козловский. Романсы.

37.---//---Классицизм.

38.---//---Романтизм.

39.---//---Русская музыка конца XIX – начала XX вв.

40---//---Возрождение и барокко.

41.---//---Уроки госпожи мелодии 2 класс (две кассеты)

42.---//---Уроки госпожи мелодии 1 класс (две кассеты)

43.---//---Уроки госпожи мелодии 3 класс (две кассеты)

44.---//---К.Сен-Санс. Карнавал животных.

45.Видео. Верди «Отелло».

46.---//---Пуччини «Богема».

47.---//---Бородин «Князь Игорь».

48.---//---Художественный фильм «Ф.Шуберт»

49.---//---Художественный фильм «Александр Невский»

50.---//---Документальный фильм Ю.Григорович.

51.---//---Документальный фильм С.Дягилев.

52.Грампластинки. Чайковский. Кантаты «Москва», К радости».

53.---//---Вагнер. Фрагменты из опер.

54.---//---А.Скрябин. Симфония № 1.

55.---//---Р.Штраус. Домашняя симфония.

56.---//---М.Уюрленис. Симфонические поэмы.

57.---//---А.Хачатурян. Симфония № 2.

58.---//---Л.Бетховен. Сонаты № 8, 14, 23.

59.---//---И.Стравинский. «Петрушка».

60.---//---И.Стравинский. «Игра в карты», «Жар птица».

61.---//---Н.Римский – Корсаков. Симфония № 1.

62.---//---А.Глазунов. Изсредних веков.

63.---//---М.Ипполитов – Иванов. Музыкальные картины.

64.---//---М.Мусоргский. Картинки с выставки.

65.---//---Д.Шостакович. Симфония № 12.

66.---//---Русский романс.

67.---//---Р.Вагнер. Инструментальные фрагменты из опер.

68.---//---Искусство А.В.Неждановой.

69.---//---И.С.Бах. Органные произведения.

70.---//---Е.Карузо. Фрагменты из опер.

71.---//---Н.Мясковский. Симфония № 3.

72.---//---М.Равель. Лирическая Фантазия «Дитя и волшебство».

73.---//---Г.Малер. Симфония № 3.

74.---//---Мендельсон. Концертные увертюры.

75.---//---Н.Римский – Корсаков. «Садко».

76.---//---Е.Фомин. «Ямщики на подставе».

77.---//---Г.Свиридов. Поэма памяти С.Есенина.

78.---//---Поэзия Ф.Тютчева в музыке.

79.---//---Бетховен. Литературно-музыкальная композиция.

80.---//---Д.Кабалевский. «Песня утра, весны и мира», «Патетическая увертюра», Симфоническая поэма «Весна».

81.---//---Р.Шуман. «Карнавал».

82.---//---К.Сен-Санс. Концерт №2 для фортепиано с оркестром.

83.---//---Романсы.

84.---//---П.Чайковский. Симфония № 1.

85.---//---Д.Кабалевский. Концерт для скрипки. Концерт для виолончели. Концерт для фортепиано.

86.---//---Л.Бетховен. Симфония № 6.

87.---//---А.Корелли. Сарабанда, жига.

88.---//---Ж.Ф.Рамо. Концерт № 6 «Курица».

89.---//---С.Прокофьев. Мимолётности. Сарказмы.

90.---//---Д.Шостакович. Скерцо ор.11.

91.---//---Г.Гендель. Кончерто гроссо.

92.---//---И.Стравинский. «Весна священная».

93.---//---С.Прокофьев. Концерт № 1 для скрипки.

94.---//---П.Хиндемит. Камерная музыка № 4.

95.---//---Русская музыка XVIII века.

96.---//---С.Прокофьев. «Ромео и Джульетта».

97.---//---Песни нашей Родины. В.1 и В.2.

98.---//---Ф.Шаляпин исполняет…

99.---//---А.Иванов-Крамской. Гитара.

100.---//--- С.Прокофьев. Гадкий утёнок».

101. ---//--- М.Мусоргский. «Детская».

102. ---//--- Популярные оркестровые пьесы.

103. ---//--- Русские старинные романсы.

104. ---//--- С.Прокофьев. «Любовь к трём апельсинам».

105. ---//--- Н.Римский-Корсаков. «Золотой петушок».

106. ---//--- Д.Верди. «Аида».

107. ---//--- П.Чайковский. «Лебединое озеро».

108. ---//--- П.Чайковский. «Щелкунчик».

109. ---//--- П.Чайковский. «Спящая красавица».

110. ---//--- В.Моцарт. Симфонии № 32 и № 39, № 41.

111. ---//--- В.Моцарт. Концерт № 24 для фортепиано. Соната № 9 D – dur.

112. ---//--- В.Моцарт. Концерт № 20. Соната № 8 A – moll.

113. ---//--- И.С.Бах. Избранные произведения для органа.

114. ---//--- Произведения для органа.

115. ---//--- В.Моцарт. Концерт № 3 для скрипки.

116. ---//--- Ф.Мендельсон. Концерт для скрипки.

117. ---//--- Н.Обухова исполняет….

118. ---//--- Г.Свиридов. Сюита из муз. к к/ф «Время, вперёд!».Музыкальные иллюстрации к «Метели».

119. DVD. В.Гаврилин. «Анюта».

120. ---//---П.И.Чайковский. «Лебединое озеро».

121. ---//--- А.Адан. «Жизель».

122. ---//--- С.Прокофьев. «Золушка».

123. ---//--- С.Прокофьев. «Ромео и Джульетта».

124. ---//--- Л.Минкус. «Дон Кихот».

125. ---//--- А.Хачатурян. «Спартак».

126. ---//--- П.И.Чайковский. «Щелкунчик».

127. ---//--- П.И.Чайковский. «Спящая красавица».

128. ---//--- А.К.Глазунов. «Раймонда».

129. ---//--- П.И.Чайковский. «Евгений Онегин».

130. ---//--- Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка».

131. ---//--- Э.Григ. «Пер Гюнт».

132. ---//--- П.И.Чайковский. «Времена года».

133. ---//--- М.И.Глинка. «Жизнь за царя»».

134. ---//--- А.П.Бородин. «Князь Игорь».

135. ---//--- А.Рыбников. «Юнона и Авось».

136. ---//--- Документальные фильмы о русских композиторах. В.1.

137. ---//--- Документальные фильмы о русских композиторах. В.2.

138. ---//--- Документальные фильмы о зарубежных композиторах.

139. ---//--- Н.А.Римский-Корсаков «Садко».

140. ---//--- М.И.Глинка «Руслан и Людмила».

141. ---//--- М.П.Мусоргский «Борис Годунов».

142. ---//--- С.С.Прокофьев «Война и мир».

143. ---//--- В.А.Моцарт «Свадьба Фигаро».

144. ---//--- Д.Верди «Аида».

145. ---//--- Ж.Бизе «Кармен».

146. ---//--- Д.Гершвин «Порги и Бесс».

147. ---//--- Мюзикл «Нотр-Дам».

148. ---//--- Инструменты симфонического оркестра.

149. ---//--- Композитор М.И.Глинка. Худ. фильм.

150. ---//--- Мусоргский. Худ. фильм.

151. ---//--- Римский-Корсаков. Худ. фильм.

152. ---//--- Чайковский. Худ. фильм.

153. ---//--- Рахманинов. Худ. фильм из серии «Гении»

154. ---//--- Худ. фильм «Снегурочка»

155. ---//--- Худ. фильмы – сказки: «Руслан и Людмила», «Каменный цветок» и др.

Средства обучения

Аудиторное помещение, музыкальный инструмент – пианино, ученические парты, ученические стулья, аудиокассеты, магнитола, DVD проигрыватель, диски, телевизор, ноутбук.









134



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!