СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет выстроить свою работу по учебному предмету ОРКСЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:

1.Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Раменской СОШ № 19, 2015.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 августа 2011 г. №2357).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373».

4. Примерная программа начального общего образования по «Основам религиозных культур и светской этики» и Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» к предметной линии учебников системы «Перспектива» для 4 классов общеобразовательной школы авторов А.Л. Беглов, Е.В. Саплина – М.: Просвещение, 2012.

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011г.

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011г.

7. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4 класс. - М: Просвещение, 2017. УМК "Перспектива".


Цель изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») для 4 классов:

формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») для 4 классов:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  2. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  3. Содержательно раскрыть  понятие «российские  культурно-религиозные   традиции» в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

  4. Создавать условия  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

  5. Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

  6. формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики.



Место учебного предмета в Учебном плане ОО


Количество часов в год

34 часа

Количество часов в неделю

1 час






















  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Предметными результатами изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 4 классов является сформированность следующих умений:

Предметные результаты:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • Осознание ценности человеческой жизни.

Выпускник 4 класса научится:

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;

• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник 4 класса получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

























II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Название раздела

Кол-во часов

Знакомство с новым предметом


2

Введение в православную культуру

28

Подготовка и защита творческих проектов

4

Всего

34


Знакомство с новым предметом (2 часа).


Россия – наша Родина.

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Введение в православную культуру (28 часов).

Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы человечества.

Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.

Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание: святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.

Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.

Пасха. Пасха главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.

Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».

Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.

Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.

Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

Зачем творить добро? Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.

Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.

Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

Подготовка и защита творческих проектов (4 часа).

Подготовка творческих проектов. Подготовка творческих проектов. Презентации творческих проектов на выбранные темы.





























III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


Наименования разделов и тем

Количество часов,

отводимых на освоение каждой темы


Знакомство с новым предметом (2 часа)


Россия – наша Родина.

1

Культура и религия.

1

Итого по разделу – 2 часа

Введение в православную культуру (28 часов)

Человек и Бог в православии.

1

Православная молитва.

1

Библия и Евангелие.

1

Проповедь Христа

1

Христос и Его крест.

1

Пасха.

1

Православное учение о человеке.

1

10-11

Совесть и раскаяние. Заповеди.

2

12.

Милосердие и сострадание

1

13-14.

Золотое правило этики.

2

15.

Храм.

1

16.

Икона.

1

17-18.

Как Христианство пришло на Русь.

2

19.

Подвиг

1

20.

Заповеди блаженств.

1

21.

Зачем творить добро

1

22.

Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде.

1

23.

Таинство причастия.

1

24-25.

Монастырь.

2

26.

Отношение христианина к природе.

1


27.

Христианская семья.

1


28.

Защита Отечества.

1

29.

Христианин в труде.

1

30.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Итого по разделу – 28 часов

Подготовка и защита творческих проектов (4 часа)

31-32.

Подготовка творческих проектов.

2

33-34.

Защита творческих проектов.

2

Итого по разделу – 4 часа

Итого за год – 34 часа































IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные (фактические) сроки прохождения

Знакомство с новым предметом (2 часа)

Инструктаж по ОТ №001. Россия – наша Родина




2.

Культура и религия.



Итого по разделу – 2 часа

Введение в православную культуру (28 часов)

3.

Человек и Бог в православии.



4.

Православная молитва.



5.

Библия и Евангелие.



6.

Проповедь Христа



7.

Христос и Его крест.



8.

Пасха.



9.

Православное учение о человеке.



10.

Совесть и раскаяние. Заповеди.



11.

Совесть и раскаяние. Заповеди.



12.

Милосердие и сострадание



13.

Золотое правило этики.



14.

Золотое правило этики.



15.

Храм.



16.

Икона.



17.

Как Христианство пришло на Русь.



18.

Как Христианство пришло на Русь.



19.

Подвиг



20.

Заповеди блаженств.



21.

Зачем творить добро.



22.

Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде.



23.

Таинство причастия.



24.

Монастырь.



25.

Монастырь.



26.

Отношение христианина к природе.



27.

Христианская семья.



28.

Защита Отечества.



29.

Христианин в труде.



30.

Любовь и уважение к Отечеству.



Итого по разделу – 28 часов

Подготовка и защита творческих проектов (4 часа)

31.

Подготовка творческих проектов.



32.

Подготовка творческих проектов.



33.

Защита творческих проектов.



34.

Защита творческих проектов.



Итого по разделу – 4 часа

Итого за год – 34 часа























Лист согласования изменений

в календарно-тематическом планировании

№ п/п

Изменение календарно-тематического планирования

(дата, содержание изменения, причины)

Отметка о согласовании с администрацией



































V. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ





























СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

ШМО учителей начальных классов

от 29.08.2018 № 01

Руководитель ШМО учителей начальных классов

______________ (Чернышёва Т.В.)






СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

______________ (Ниненко Н.В.)

Дата: 29.08.2018


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!