Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)»
Личностные планируемые результаты
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учитывая специфику регионального компонента, в основной образовательной программе начального общего образования были добавлены и уточнены следующие личностные результаты:
сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; сформированность ценностей многонационального российского общества; сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций (национально-региональный этнокультурный компонент);
сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, семейным традициям (семья как одна из базовых национальных ценностей согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);
уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных (потребности региона).
Метапредметные планируемые результаты
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты модуля «Основы православной культуры»
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды (народов России и Челябинской области), религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России и Челябинской области;
на примере православной религиозной традиции понимать значения традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России и Челябинской области;
излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщений по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России и Челябинской области духовно-нравственных ценностей;
устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций (России и Челябинской области) на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета ««Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)»
Содержание курса
Обязательный минимум содержания учебного курса «Основы православной культуры» как модулякомплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31января 2012 г. № 69, включает следующие
темы:
Россия — наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много-конфессионального народа России.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Автор / авторский коллектив
Бородина А.А Наименование учебника«
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
(4 класс)
Издательство «Русское слово»
№ урока | дата | Тема урока | Содержание НРЭО | Текущий контроль успеваемости | Коррекция |
план | факт |
1 | | | Россия – наша Родина | | | |
2 | | | Православная духовная традиция | | | |
3 | | | Что такое христианство | | | |
4 | | | Особенности восточного христианства | | | |
5 | | | Культура и религия | | | |
6 | | | Добро и зло в православной традиции | | | |
7 | | | Во что верят православные христиане | | | |
8 | | | Золотое правило нравственности | Православные праздники Южного Урала. | | |
9 | | | Любовь к ближнему | | | |
10 | | | Милосердие и сострадание | | | |
11 | | | Отношение к труду | | | |
12 | | | Долг и ответственность | | | |
13 | | | Защита Отечества | | | |
14 | | | Десять заповедей Божиих | | | |
15 | | | Заповеди блаженства | | | |
16 | | | Православие в России | Культовые сооружения. Православные храмы Южного Урала. | | |
17 | | | Православный храм и другие святыни | | | |
18 | | | Таинство православной церкви | История и современность. Православие на Южном Урале. | | |
19 | | | Древнейшие чудотворные иконы | | | |
20 | | | Молитва | | | |
21 | | | Православные монастыри | | | |
22 | | | Почитание святых в православной культуре | | | |
23 | | | Символический язык православной культуры: храм | | | |
24 | | | Икона, фреска, картина | | | |
25 | | | Колокольные звоны и церковное пение | | | |
26 | | | Прикладное искусство | | | |
27 | | | Православные праздники | Православные праздники Южного Урала | | |
28 | | | Православный календарь | Знаменитые земляки. Православные святые, мученики и почитаемые люди Южного Урала. | | |
29 | | | Христианская семья и ее ценности | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
30 | | | Любовь и уважение к Отечеству | | | |
31 | | | Святыни традиционных религий России | | | |
32 | | | Основные нравственные заповеди традиционных религий России | | | |
33 | | | Российские (православные, буддийские, мусульманские, иудейские, светские) семьи | | | |
34 | | | Отношение к труду и природе в традиционных религиях России | | Итоговый проект | |
35 | | | Отношение к труду и природе в традиционных религиях России | | Итоговый проект | |