СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для 10 класса»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель___ Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор_________Пономарева М.Н.




Рабочая программа по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область

«Язык и речевая практика»

для 10 «Б» класс



на 2019-2020 учебный год


Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2


Составитель программы:

Ефремова Н.С.





Ульяновск, 2019

Содержание



1.Паспорт рабочей программы



2.Введение



3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений



















Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ( вариант 2)

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах

Категория обучающихся: 10б класс.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.



Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, ОГКОУШ №39,2019 г.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).




Пояснительная записка

Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

Реализация содержания учебного предмета позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

Учебный предмет осваивают обучающиеся (с тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Учебный предмет включает 3 раздела:

- коммуникация,

- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

- чтение и письмо.

Задачи предмета.

В разделе «Коммуникация»:

- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:

- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

- формирование доступных (включая альтернативные средства коммуникации) видов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В разделе «Чтение и письмо»:

- развитие ручной и мелкой моторики,

- учение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,

- развитие слухового внимания и слухового восприятия,

- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.


Планируемые личностные и предметные результаты


Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися:

- эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,

- зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,

- интерес к взаимодействию со знакомым взрослым;

- положительное отношении е к учебным занятиям;

- заинтересованность в восприятии учебного плана;

- мотивированность своих действий;


Предметные:

- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия;

- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;

- выполнение действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции;

- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;

- умение использовать усвоенный словарный и фразовый запас в коммуникативных ситуациях.


Базовые учебные действия


Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:

- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.


Содержание рабочей программы

Программа включает следующие разделы:

«Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Коммуникация: указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации: понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание простых предложений.

Чтение и письмо: рисование вертикальных линий; рисование горизонтальных линий; рисование наклонных линий; рисование волнистых линий; обведение по трафарету простых предметов; обведение клеточек.

Учебно-тематическое планирование

10"Б" класс – 70 часов.


Тема урока

Кол – во часов

1 четверть

1

Сказка Г.Остера «Как тебя зовут»

2

2

Кто как подает голос (звукоподражание)

2

3

Школьные принадлежности

2

4

Подготовка руки к письму. Рисунки на песке.

2

5

Сказка ≪Три поросенка≫

2

6

Осень. Работа с сюжетной картиной.

2

7

Подготовка руки к письму Рисование на песке.

4

8

Осень. Работа с предметными картинками

2

2 четверть

1

Сбор урожая. Работа с предметными картинками.

2

2

Прослушивание сказки про Машу и Сашу

2

3

Подготовка руки к письму.

2

4

Подготовка руки к письму. Рисование по контуру.

2

5

Праздник «Новый год»

2

6

Подготовка руки к письму (трафареты)

2

7

«Как тебя зовут?» Глобальное чтение.

2

8

Зима. Работа с предметными картинками.

2

3 четверть

1

Зима. Работа с предметными картинками

2

2

Подготовка руки к письму. Волнистые линии.

2

3

Дикие животные (работа с предметными картинками).

2

4

Сказка про мальчика Петю (хорошо, плохо)

2

5

Подготовка руки к письму (обведение по контуру)

2

6

Прослушивание стихотворения «Если солнце за окном..»

2

7

Праздник 8 марта

2

8

Подготовка руки к письму (трафареты)

4

9

Домашние животные (работа с предметными картинками)

2

4 четверть

1

Весна. Работа с предметными картинками

2

2

Весна. Работа с сюжетной картинкой

2

3

Подготовка руки к письму. Волнистые линии.

2

4

Цветы. Работа с предметными картинками.

2

5

Стихотворение «Одуванчик».

2

6

Подготовка руки к письму

2

7

Насекомые. Работа с предметными картинками

2

8

Сказка «Муха-Цокотуха»

2

Итого: 70 часов




Материально-техническое оснащение предмета:

- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование;

- аудио и видеоматериалы.



Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла– способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в по лугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.


Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».








Похожие файлы