областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рассмотрена и одобрена на МО учителей - дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______ от _______ Руководитель_____ Лебединская Е.Г. | Согласовано заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 ___________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___ от ____ Директор______ Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
предметная область
«Язык и речевая практика»
для 8а/9а/11а класса
на 2022-2023 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вариант 2.
Составитель программы:
Фахрутдинова Г.Р.
Ульяновск, 2022
Содержание
Паспорт рабочей программы.
Пояснительная записка.
Планируемые предметные и личностные результаты.
Базовые учебные действия.
Содержание учебной программы.
Учебно-тематическое планирование.
Перечень материально-техническое обеспечение.
Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.
9. Лист внесения изменений.
1. Паспорт программы
Тип программы | Рабочая программа |
Статус программы | Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N4/15); - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2022-2023 учебный год, ОГКОУШ №39; - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года). |
Назначение программы | Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2 |
Категория обучающихся | Учащиеся 8/9/11 класса с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР |
Сроки освоения программы | 1 учебный год (сентябрь 2022 года – май 2023 года) |
Объём учебного времени | Рабочая программа рассчитана на 66 часов в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39 |
Форма обучения | Очная |
Режим уроков | 2 часа в неделю |
Форма контроля | текущий контроль, промежуточное тестирование |
2.Пояснительная записка
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.
Содержание учебного предмета для обучающихся 8/9/10 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения со взрослым (учителем) и сверстником.
Реализация содержания учебного предмета в 8/9/10 классе позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений, пиктограмм, напечатанных слов, электронных устройств).
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) при ограниченном понимании обращенной к ним речи взрослого проявляют интерес в конкретной ситуации к взаимодействию со знакомым взрослым; в конкретной коммуникативной или игровой ситуации поддерживают зрительный контакт «глаза в глаза» и прослеживают за действиями взрослого.
По отношению к сверстнику большинство детей безразличны, при физическом приближении в некоторых случаях проявляют негативизм или агрессивные действия.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
В разделе "Коммуникация":
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- развитие ручной и мелкой моторики,
обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,
формирование элементарных графо моторных умений.
развитие слухового внимания и слухового восприятия,
- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
3.Планируемые личностные и предметные результаты
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися:
- эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,
- зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,
- интерес к взаимодействию со знакомым взрослым;
- положительное отношении е к учебным занятиям;
- заинтересованность в восприятии учебного плана;
- мотивированность своих действий;
Предметные:
- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия;
- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;
- выполнение действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции;
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый запас в коммуникативных ситуациях.
4.Базовые учебные действия
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:
- выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
- поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
5.Содержание рабочей программы
Коммуникация
Реагирование
1. реагирование на присутствие одного или нескольких людей.
2. реагирование на контакт со взрослым.
Установление контакта
1. установление зрительного контакта
2. реагирование на собственное имя
3. использование мимики адекватной ситуации
4. привлечение к себе внимания различными средствами
• мимика и жесты
• карточки
• слово
5. ответ ребенком на приветствие собеседника при помощи
• мимики и жестов
привет
здравствуй
доброе утро и т.п.
• карточек
• слов
привет
здравствуй
доброе утро и т.п.
Поддержание контакта
1. поддержание зрительного контакта
2. выражение своих желаний при помощи
• мимики и жестов
• карточек
• слова
• коротких предложений
3. выражение просьбы о помощи с использованием
• мимики и жестов
• карточек
• слова
• коротких предложений
4. выражение согласия или несогласия, используя
• жесты
кивок головы
да
нет
жест рукой
да
нет
• карточки
• слова
да
нет
5. выражение благодарности
• жест (кивок головой)
• карточки
• слово «спасибо»
• короткое предложение
6. соблюдение очередности в разговоре
7. умение отвечать на вопросы собеседника
• карточкой
• словом
• коротким предложением
8. умение задавать вопрос
• словом («гулять?»)
• коротким предложением («идем гулять?»)
Завершение контакта
1. поддержание зрительного контакта
2. прощание с собеседником, используя
• мимику и жесты
пока
до свидания
• соответствующую карточку
• слова
пока
до свидания
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
1. Понимание простых по звучанию слов: ≪мама≫, ≪папа≫, ≪дядя≫ и др.
2. Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса
3. Понимание существительных: объекты, явления
4. Понимание существительных: обобщающие понятия (фрукты, овощи, продукты, одежда, обувь и т.д.)
5. Понимание часто употребляемых глаголов типа есть, спать, пить и т.д. глаголов
6. Понимание прилагательных (цвет, форма, величина, температура и т.д.)
7. Понимание наречий типа горячо-холодно, быстро-медленно, громко-тихо и т.д.
8. Понимание притяжательных местоимений (мой, твой).
9. Понимание личных местоимений (он, она).
10.Понимание числительных (один, первый, два, три).
11.Понимание предлогов (в, на, под и др.)
12.Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции)
Экспрессивная речь.
1. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
2. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя и т.д.)
3. Употребление своего имени
Употребление имен членов семьи, педагогов, учащихся класса
Употребление в речи существительных
6. Употребление в речи обобщающих понятий (игрушки, овощи, фрукты, одежда,
обувь, посуда, мебель).
7. Употребление в речи глаголов (звать, играть, идти, сидеть, спать, пить, болеть, учиться).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
6.Учебно-тематическое планирование
8/9/11 класс – 66 часов.
| Тема. | Количество часов |
| Моё имя. Это Я. Глобальное чтение имени. | 2 |
| Слова – приветствия. Слова – прощания. | 2 |
| Реагирование на собственное имя. Слова – приветствия. Слова – прощания. | 2 |
| Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением) | 2 |
| Повторение. Согласные звуки и буквы. | 2 |
| Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). | 2 |
| Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Слуховой контакт с собеседником. | 2 |
| Слушание стихотворение М. Ходякова «Осень». | 2 |
| Что нам осень принесла? (рассматривание фруктов: яблоко, груша, апельсин, лимон, банан, слива). | 2 |
| Предложение. Составление и письмо предложений по картинке «Осень». | 2 |
| Подготовка руки к письму (обведение букв по контуру: "А", "О", "У", "И", "Ы", "Э". | 2 |
| Слово. Списывание слов с учебника, карточки. | 2 |
| Предложение и его схема. Списывание предложений. | 2 |
| Карточки PEKS. Понимание действий «Я хочу, не хочу, нравится, не нравится». | 2 |
| Составление и списывание предложений по данным схемам. | 2 |
| Карточки PEKS. Понимание действий (пить, есть ,спать, умываться, ходить). | 2 |
| Слова, которые различаются одним звуком. Написание слов. | 2 |
| Составление предложений с помощью карточек PEKS «Я хочу…пить, есть». | 2 |
| Слова, которые различаются количеством звуков. Списывание слов с учебника. | 2 |
| Зима. Работа с предметными картинками. | 2 |
| Зима. Работа с сюжетной картиной. | 2 |
| Развитие мелкой моторики рук «мы снежок лепили» | 2 |
| Новый год. Прослушивание «Сказка про деда мороза». | 2 |
| Составление предложений с помощью карточек PEKS «Я хочу…яблоко». | 2 |
| Выделение ударного гласного. Письмо слов, предложений. | 2 |
| Карточки PEKS. Понимание действий (гулять, рисовать, играть). | 2 |
| Списывание предложений, коротких текстов. | 2 |
| Аудиальное чтение. «Голоса домашних животных, птиц». | 2 |
| Слово. Предмет и его название. Списывание слов. | 2 |
| Название предметов, отвечающих на вопрос «Что». Списывание слов. | 2 |
| Весна. Работа с предметными картинками. | 2 |
| Весна. Работа с сюжетной картинкой | 2 |
| Чтение стихотворения «Лето». | 2 |
Итого: 66 часов |
7.Материально-техническое оснащение предмета:
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование;
обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
- Карточки PEKS.
8.Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
9.Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины.
Дата | Основание для внесения изменений | № листа | Содержание | Утверждено |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |