ОКОУ« Железногорская школа для детей с ОВЗ»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО Руководитель МО
_________/…… /
Протокол
от "___" ________ 20___г.
№ _____________________
УТВЕРЖДЕНА
Директор
_________/ ………./
Приказ
от «____»________20___ г.
№ _____________________
СОГЛАСОВАНА
Заместитель
директора по УВР
___________/ ………/
"____" __________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация
ученика 10 класса
(индивидуальное обучение)
на 2023– 2024 учебный год
Составитель: учитель Угальская Г.А
2023
Аннотация к учебной программе по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация» 10 класс
(индивидуальное обучение)
Рабочая программа составлена на основе:
Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014г.№1599 "Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (II вариант), приказ по ОУ № 1- от 31.08.2023 г.
Учебный план образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития 5 - 12 классы ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»на 2023-2024 учебный год, приказ по ОУ № 1- от 31.08.2023 г.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, развитие устной и письменной речи учащегося в единстве с развитием его мышления.
Задачи:
формирование у учащегося интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;
развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;
знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных высказываниях;
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания обучающегося.
Основные направления коррекционной работы:
коррекция недостатков общего и речевого развития учащегося:
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие устной речи и обогащение словаря;
коррекция общей и мелкой моторики рук;
развитие слухового восприятия и речевого слуха;
развитие зрительного и пространственного восприятия;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Согласно базисному плану образовательного учреждения на изучение предмета
«Речь и альтернативная коммуникация» в 10 классе выделяется 2 ч в неделю.
Содержание учебного предмета:
1. Звуки и буквы
2. Слово.
3. Предложение.
4. Повторение
Инвариантный модуль «Школьный урок» реализуется через воспитательный потенциал урока с учётом возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Ведущее место предмета в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащегося представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Рабочая программа составлена на основе заключения ПМПК, согласно рекомендациям ИПР(а) с учётом особенностей познавательной деятельности учащегося, направлена на разностороннее развитие личности, овладение профессионально-трудовыми знаниями и навыками, способствует умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
В соответствии с базисным учебным планом ОУ и примерной программой предмет «Речь и альтернативная коммуникация» изучается во 10 классе 2 часа в неделю.
Цель обучения: развивать устную и письменную речь учащегося в единстве с развитием его мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.
Курс обучения нацелен на решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование у учащегося интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
совершенствование устной речи учащегося на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, развитие связной устной речи;
обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;
развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;
знакомство ребенка со связной письменной речью как видом общения и формирование у него первоначальных умений в письменных высказываниях;
осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьника.
Основные направления коррекционной работы:
коррекция недостатков общего и речевого развития учащегося:
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие устной речи и обогащение словаря;
коррекция общей и мелкой моторики рук;
развитие слухового восприятия и речевого слуха;
развитие зрительного и пространственного восприятия;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Инвариантный модуль «Школьный урок» реализуется через воспитательный потенциал урока с учётом возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся
Инвариантный модуль «Школьный урок»
В рамках Модуля воспитательный потенциал урока реализуется через следующие составляющие:
Воспитательное воздействие через содержание урока. Осуществляется согласно индивидуальному плану учителя | С учетом возрастных и интеллектуальных особенностей использование специальных форм проведения уроков: ролевые игры, урок-спектакль, сюжетно-ролевая игра,урок-конкурс, смотр знаний, урок-игра, урок-путешествие, урок-диалог, межпредметный интегрированный урок, урок-викторина и технологий обучения: информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, игровых, групповых, технологий уровневой дифференциации, технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения | Использование случайно возникающих и специально созданных воспитывающих ситуаций: авансирования доверием А.С.Макаренко свободного выбора (О.С.Богданова, Л.П.Катаева и др.), непринужденной принудительности (Т.Е.Конникова), эмоционального заражении (А.Н.Лутошкин), соревновательная (А.Н.Лутошкин), | Воздействие личным примером самого учителя |
Реализация воспитательного потенциала на уроке реализуется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
1.1 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно -историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
1.2 элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
1.3 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
1.4 опыт социальной и межкультурной коммуникации;
1.5 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
2.1 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
2.2 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
2.3 уважительное отношение к традиционным религиям;
2.4 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
2.5 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
2.6 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
2.7 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
3.1 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
3.2 ценностное и творческое отношение к учебному труду;
3.3 элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
3.4 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
3.5 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
3.6 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
3.7 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
4.1 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
4.2 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально -психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
4.3 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
4.4 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
4.5 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
5.1 ценностное отношение к природе;
5.2 первоначальный опыт эстетического, эмоционально -нравственного отношения к природе;
5.3 элементарные знания о традициях нравственно -этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
5.4 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
5.5 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
6.2 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
6.3 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
6.4 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
6.5 первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
6.6 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи
Рабочая программа реализуется с помощью учебно-методического пособия:
Э. В. Якубовская "Русский язык".Москва" Просвещение" 2018г
2.Общая характеристика учебного предмета
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащегося, получаемые им в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для его социальной адаптации и реабилитации.
В процессе изучения предмета формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках ученик получает начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учится ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Рабочая программа составлена на основании изложения материала в учебнике. Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащегося. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике. Показателем усвоения обучающимся программы учебного материала является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия. Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Основными критериями отбора материала является его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объёма и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом учащегося, формированием у него готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Законом "об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ" который является частью адаптированной основной общеобразовательной (АООП), для освоения учащимися курса "Речь и альтернативная коммуникация", входящего в образовательную область «Язык и речевая практика», рабочая программа в 10 классе рассчитана на 2 часа в неделю (34 учебных недели).
4. Личностны и предметные результаты освоения
учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация"
Личностные результаты
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Предметные результаты
называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий; 1
составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
списывать по слогам слова с рукописного и печатного текста;
составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;
делить слова на слоги;
писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением ;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий.
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
выражать собственные потребности и желания доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
5. Содержание изучаемого материала
Звуки и буквы; слова – названия предметов; предложение и правило его записи, схема предложения; распространение предложения; составление предложения с данным словом.
Гласные и согласные звуки и буквы, их различение по наличию или отсутствию преграды.
Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением.
Различение слов, сходных по звуковому составу (различающихся количеством звуков или их последовательностью в слове).
Слог. Роль гласных в образовании слогов. Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога.
Слова со звуками и и й, различение их значений. Деление данных слов на слоги. Перенос слов по слогам.
Парные звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных.
Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами.
Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.
Твёрдые и мягкие согласные. Различение твёрдых и мягких согласных
Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласных на конце слова.
Слово
Названия предметов
Предмет и его название. Их различение.
Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто?
Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету.
Различение сходных предметов и их названий.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий.
Обобщающее слово к группе однородных предметов.
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что?
Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.
Названия действий
Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий по вопросам что делает? что делают?
Подбор названий действий к названиям предметов.
Различение названий предметов и название действий по вопросам.
Предлоги
Предлог как отдельное слово.
Составление предложений с использованием предлога.
Выделение трудной гласной в словах
Предложение
Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, по образцу.
Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя.
Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении. Правила записи предложения. Порядок слов в предложении Составление предложений по картинке. Завершение начатого предложения.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Звуки и буквы | 26 |
2. | Слово | 18 |
3. | Предложение | 8 |
4. | Повторение пройденного материала. | 11 |
| Итого за год | 63 |
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел | Темы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Основные виды воспитательной деятельности |
Повторение | Выделение звука и буквы в слове | 1 | Правильно писать строчные и заглавные букв. Выделять первый звук в слоге или слове при условии совпадения звука и буквы. Распространять предложение одним словом с опорой на предметную картинку. | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: п.3.4.,3.7. |
Предмет и слово, называющее предмет | 1 |
Предложение. Правило его записи. | 1 |
Распространение предложений. Составление предложений с заданным словом | 1 |
Звуки и буквы | Звуки и буквы.Гласные звуки и буквы | 1 | Различать звуки гласные и согласные. Овладевать умением различать данные слова на слух и соотносить их с соответствующими предметными картинками. Уметь делить слова на слоги (сопровождая процесс хлопками) и переносить слова по слогам с одной строки на другую. Различать звонкие и глухие согласные в заданной паре звуков. Дидактические упражнения и игры | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): п.5.1., 5.3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: п.3.4.,3.7. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (п.4.1,4.3 |
Согласные звуки и буквы | 1 |
Слова, различающиеся количеством звуков | 1 |
Деление слов на слоги Гласные в образовании слогов | 1 |
Деление слов со звуками и – й на слоги Перенос слов по слогам | 1 |
Различение звонких и глухих согласных б – п | 1 |
Различение в – ф | 1 |
Различение г – к | 1 |
Различение д – т | 1 |
Различение ж –ш | 1 |
Различение з – с | 1 |
Закрепление по теме « Парные звонкие и глухие согласные» | 1 |
Шипящие согласные | 1 |
Свистящие согласные | 1 |
Буква е в начале слова или слога | 1 | Различать на слух и выделять буквы е, ё, ю, я в начале слова и правильно писать слова после их буквенного анализа. Различать на слух твёрдые и мягкие согласные в начале слова и правильно обозначать их соответствующими гласными буквами. Запомнить 1–2 примера на каждый случай дифференциации. | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 6.1,6.2,6. |
Буква ё в начале слова или слога | 1 |
Буква ю в начале слова или слога | 1 |
Буква я в начале слова или слога | 1 |
Гласные ы – и после твёрдых и мягких согласных | 1 |
Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных | 1 |
Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных | 1 |
Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных | 1 |
Гласная ё после мягких согласных | 1 |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных | 1 |
Буква ь для обозначения мягкости согласных. Письмо слов с мягкими согласными на конце | 1 | Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные на конце слов. Запомнить 2–3 примера слов с мягким знаком на конце | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): п.5.1., 5.3 |
Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова | 1 |
Повторение изученного материала во 2 четверти | 1 |
Слово | Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на вопрос что? | 1 | Различать названия предметов по вопросам кто? что? Называть легко выделяемые части знакомого предмета и ставить вопрос что? к названиям частей. Уметь выбрать обобщающее слово (из двух предложенных слов) к группе однородных предметов. Понимать различие между названием человека и его именем, названием животного и его кличкой. Запомнить правило записи имён людей и кличек животных. Проявлять желание придумывать клички животным, изображённым на картинках, и записывать название животного и его кличку Различать названия действий по вопросам что делает? и что делают? Выбирать одно из двух предложенных названий действий и вставлять его в предложение. Находить в предложении «маленькое слово» – предлог. Учитывать наличие предлога при подсчёте слов в предложении и его схеме Выделение трудной гласной в словах | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): п.5.1., 5.3 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (п.4.1,4.3) . Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 6.1,6.2,6. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: п.3.4.,3.7. |
Названия частей предмета | 1 |
Обобщающее слово к группе однородных предметов | 1 |
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? Обобщающее слово к группе однородных предметов | 1 |
Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? и что? | 1 |
Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов | 1 |
Большая буква в именах и фамилиях людей | 1 |
Большая буква в кличках животных | 1 |
Закрепление по теме «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных» | 1 |
Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает? | 1 |
Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? | 1 |
Подбор и группировка слов, обозначающих действия по их назначению. | 1 |
Дифференциации слов, обозначающих название предметов и название действий по вопросам | 1 |
Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении | 1 |
Закрепление по теме «Слово» | 1 |
Выделение «трудной» гласной в словах | 1 |
Написание гласных в словах-«родственниках» | 1 |
Повторение изученного материала | 1 |
Предложение | Выделение предложения из текста | 1 | Знать правила записи предложения. Правильно строить предложения Составлять предложение из 2–3 данных слов по предметной или сюжетной картинке. Подкреплять данное умение демонстрацией карточки с точкой или вопросительным знаком. | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (п.4.1,4.3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: п.3.4.,3.7. |
Правила записи предложения | 1 |
Работа с деформированным предложением | 1 |
Порядок слов в предложении. Завершение начатого предложения | 1 |
Составление предложений по предметной картинке | 1 |
Составление предложений по сюжетной картинке | 1 |
Повторение | Звонкие и глухие согласные | 1 | Повторение изученного материала за год. Практические работы. | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (п.4.1,4.3) |
Твёрдые и мягкие согласные | 1 |
Мягкий знак на конце слова | 1 |
Названия предметов. | 1 |
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных | 1 |
Названия действий | 1 |
Предложение | 1 |
Повторение изученного материала. | 1 |
7. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности:
Э. В. Якубовская Русский язык Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Москва «Просвещение» 2018г. 1 и 2 часть
раздаточные и дидактический и методический материал;
технические средства обучения;
электронные образовательные ресурсы