СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родная литература» для 9-х классов на 2021 – 2022 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по литературе для общеобразовательных школ (Литература 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Литература». 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: В. Я. Коровиной, ― М.: Просвещение, 2017), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений: Литература 9 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных школ под ред. В.Я.Коровина, В.П. Журавлева. – 6 –е изд. – М.: Просвещение, 2017. - 399 с

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родная литература» для 9-х классов на 2021 – 2022 учебный год»

Приложение

к образовательной программе

основного общего образования

МБОУ «СШ №18»

на 2021 – 2022 учебный год

Приказ №504 от 31.08.2021




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родная литература»

для 9-х классов

на 2021 – 2022 учебный год




Составитель программы:

Пузатова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №18»



















г. Нижневартовск, 2021 г.



Поясниетльная записка


Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).

Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию; протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола от 04 февраля 2020 г. № 1/20). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №18» на 2021-2022 учебный год.


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по литературе для общеобразовательных школ (Литература 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Литература». 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: В. Я. Коровиной, ― М.: Просвещение, 2017), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений: Литература 9 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных школ под ред. В.Я.Коровина, В.П. Журавлева. – 6 –е изд. – М.: Просвещение, 2017. - 399 с


Место учебного предмета в учебном плане

В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2021-2022 учебный год на изучение родной литературы в 9 классе отводится 0,5 час в неделю, всего 17 часов


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

Личностные результаты освоения программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении).

7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

11. Сформированность основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2.Смысловое чтение.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

Предметные результаты

Ученик научится

1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

3) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

4) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.

Ученик получит возможность научиться

  1. понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  2. овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового;

  3. воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел; интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?»;

  4. устно или письменно истолковывать художественные функции особенности поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого;

  5. создавать эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Содержание учебного предмета

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе

Песня «Как не две тученьки не две грозныя…»

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).

А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).

М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

Города земли русской

Петербург в русской литературе

А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»

О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».

А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

Родные просторы Степь раздольная

«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).

П. А. Вяземский. «Степь».

И. З. Суриков. «В степи».  

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира

Августовские Спасы

К. Д. Бальмонт. «Первый спас».

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома Родительский дом

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина Великая Отечественная война

Н. П. Майоров. «Мы». М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»

Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души Судьбы русских эмигрантов

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

О ваших ровесниках Прощание с детством

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана «Припадаю к великой реке…»

И. А. Бродский. «Мой народ». С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

Проверочная работа по итогам четверти

Обобщение изученного


Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.




Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел/тема

Воспитательные дела, события, мероприятия

Кол-во часов

РОССИЯ — родина моя

День знаний

Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады


6

Русские традиции

Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады

4

Русский характер – русская душа

День народного единства200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского Международный день толерантности

День матери в России

Международный день инвалидов

6

4

Итоговый урок

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов


1





Календарно-тематическое планирование

9 класс (0,5 час в неделю, 17 часа)

Блок

Тема

Количество часов

Дата проведения

Примечание


Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ


План

Факт

1-2

Преданья старины глубокой

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе:

Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная

песня) В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении)

А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент) М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент)

2






3-4

Города земли русской

Петербург в русской литературе:

А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…» О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»

А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»)

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»)

2






5-6

Родные просторы


Степь раздольная:

«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня) П. А. Вяземский. «Степь» И. З. Суриков. «В степи»  

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)

2







Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

6






7-9

Праздники русского мира

Августовские Спасы:

К. Д. Бальмонт. «Первый спас»

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок»

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…» Е. И. Носов. «Яблочный спас»

3






10-12

Тепло родного дома


Родительский дом:

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы) В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести

«Последний поклон»)

3







Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

4






13

Не до ордена – была бы Родина



Великая Отечественная война:

Н. П. Майоров. «Мы»

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» Ю. М. Нагибин. «Ваганов» Е. И. Носов. «Переправа»

1






14


Загадки русской души


Судьбы русских эмигрантов:

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»

А. Т. Аверченко. «Русское искусство»

1






15

О ваших ровесниках


Прощание с детством:

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)

1






16

Лишь слову жизнь дана


«Припадаю к великой реке…»:

И. А. Бродский. «Мой народ»

С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

1






17

Проверочная работа по итогам изучения курса.

1






18

Обобщение изученного

1







Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Основная литература:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература.9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. М.: Просвещение,2020

  2. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2019 г.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе к учебникам-хрестоматиям: В.Я.Коровиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.: Дрофа). Москва: Вако,

2019

Дополнительная литература:

  1. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

  2. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  3. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

  4. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru

  5. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

  6. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru



Материально-техническое обеспечение программы


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Технические средства обучения


    1. Классная магнитная доска

    2. Интерактивная доска

    3. Персональный компьютер

    4. Мультимедийный проектор

1

1

1

1

2. Оборудование класса


  1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев

  2. Стол учительский

  3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр.

15

1

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!