СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету ручной труд для учащихся с лёгкой умственной отсталостью, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса школы VIII вида по предмету "ручной труд",

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету ручной труд для учащихся с лёгкой умственной отсталостью, 4 класс»



Департамент образования и науки Приморского края


Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Арсеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»


Принято

Протокол заседания педагогического совета № 163 - А

от « 3 » сентября 2019 г.


Согласовано

Заместитель директора по учебной работе

от « 3 » сентября 2019 г.

протокол № 163 - А


Утверждено приказом КГОБУ Арсеньевская КШ

от « 3» сентября 2019 г.

протокол № 163 - А












Рабочая   программа

по учебному предмету

технология для учащихся

с лёгкой умственной отсталостью

4 класс



Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы

образования учащихся с лёгкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год







Программу составила учитель технологии:

Зайцева Анна Владимировна





Программа учебного предмета

ТЕХНОЛОГИЯ (РУЧНОЙ ТРУД)

4 класс

Пояснительная записка


Нормативно-правовая база:

  • Учебная программа «Трудовое обучение» (автор Н.Н. Павлова) - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. /Под ред. В.В. Воронковой; 6-е издание/ - М.: Просвещение, 2010

  • Технология: Ручной труд: 4 класс: учебник для специальных ( коррекционных) образовательных организаций VIII вида, « Просвещение», 2014, Кузнецова Л.А., Симукова Я.С.


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету « Трудовое обучение» - 4 класс (VIII вид)

Количество часов по программе - 66, количество часов в неделю – 2.

Основная цель обучения предмету «Трудовое обучение»: овладение учащимися элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности.



Основные задачи обучения предмету « Трудовое обучение»:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

  • уважение к людям труда;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

  • формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.



Система обучения: коррекционная.

На занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по ручному труду, который доступен большинству школьников. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из важных предметов. Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.  Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Обоснование места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Трудовое обучение» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в 4 классе – 66 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Трудовое обучение»

Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение трудовому обучению невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по трудовому обучению, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. В результате освоения предметного содержания курса трудового обучения у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса трудового обучения выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения предмета являются:

  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;

  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;

  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

  • Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;

  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

  • Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;

  • Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.

Метапредметные результаты изучения трудового обучения проявляются:

  • В соблюдении норм и правил культуры труда;

  • в соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;

  • в развитии творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

  • В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции;

  • В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль;

  • В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.

В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:

В познавательной сфере:

  • Распознать виды, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;

  • познавать мир через учебную трудовую деятельность, представлять место и роль труда в жизни человека и общества;

  • понимать особенности разных видов декоративно прикладного искусства;

  • различать изученные виды и способы обработки материалов;

  • приобретать практические навыки и умения в трудовой деятельности;

  • формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;

  • создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;

  • применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;

  • развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать виды творчества во всем их многообразии;

  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в различных видах ДПИ, проявлять эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

В коммуникативной сфере:

  • формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

  • (школьники учатся: комментировать свою деятельность сначала по образцу учителя, давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).

В эстетической сфере:

  • реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

  • развивать творческое мышление, вкус, воображение и фантазию;

  • воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к творческим видам деятельности, художественно-декоративным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.

В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью приспособлений;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

В трудовой сфере:

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и метода обработки;

  • подбор материалов с учетом требований технологии;

  • планирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • соблюдение трудовой дисциплины;

  • подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.


Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений об объектах труда, их свойствах, назначении и применении, способах и методах изготовления и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении трудовым операциям и многие ошибки в технологии изготовления объектов труда и выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.

При обучении трудовому обучению общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи трудового обучения с другими учебными предметами, особенно с изобразительным искусством, музыкой, математикой, чтением. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В результате освоения предметного содержания трудового обучения у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности.

Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках трудового обучения знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.


Содержание учебного материала соответствует предусмотренным программой видам труда: «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с древесиной», «Работа с металлом». Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся: значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; соблюдение установленных правил и порядка в мастерской - основа успешного овладения профессией; знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Содержание обучения

.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение. Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона. Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей. Основные приемы работы с бумагой и картоном: разметка деталей по шаблону, вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах. Вычерчивание отрезков длины, заданной в миллиметрах. Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии. Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ (Повторение технических сведений о древесине, её свойств и правил заготовки. Ознакомление с новыми способами работы с ними. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, величина. Приемы соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными и их рациональное использование. Совершенствование практических умений и навыков использования природных материалов при создании аппликаций и многодетальных объемных изделий с применением специальных инструментов, приспособлений и материалов. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, палочки с заостренными концами, кисть. Клеящие составы: ПВА, клей «Момент». Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ  Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон. Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Эстетические требования к изделиям.

РАБОТА С МЕТАЛЛОМ (Повторение технических сведений о металлах, их свойствах и правилах подготовки к работе. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку. Контроль и оценка правильности выполненных изделий. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Ознакомление с новыми видами бросового материала, их свойствами и способами работы с ними (пенопласт, кусочки кожи, жестяные банки). Свойства и применение жестяных банок при изготовлении чеканки. Разметка контура изделия по шаблону. Инструменты и приспособления: чертилка, ножницы. Правила безопасной работы чертилкой и ножницами. Загибание кромок жестяной основы при помощи плоскогубцев, зачистка заусенцев наждачной бумагой, отделка изолентой, скотчем. Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Разметка деталей по заданным размерам. Крепление дополнительных деталей, оформление. Инструменты для работы с бросовым материалом, их назначение и применение. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бросовым материалом. Основные приемы работы: правильная хватка инструмента, сгибание толстой проволоки плоскогубцами, зачистка жестяных пластин наждачной бумагой, резание проволоки кусачками, ножницами, соединение деталей проволокой, клеем, пластилином, скотчем.


Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы.



Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1


  1. Учебник по ручному труду для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А., Симукова Я.С.-СПб.: Просвещение, 2014


1



2


Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. /Под ред. В.В. Воронковой; 6 –е издание/ - М.: «Просвещение», 2010.

Технология. Ручной труд. 4 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей (Авт.: Кузнецова Л.А.)







Календарно-тематическое планирование по предмету «Трудовое обучение», 4 класс

Дата

Тема урока

Изделия,

оборудование

Коррекционная работа

Развитие коммуникативных навыков, социализация

Час

1 четверть

1

3.09

Работа с бумагой. «Что ты знаешь о бумаге?»

Учеб. с 4- 8

Образцы, инструменты

Коррекция норм, правил поведения. Коррекция личности, воспитание положительного отношения к труду

Формирование положительного отношения к труду.

1

2

3.09

Виды бумаги. Свойства бумаги. Виды работы с бумагой. Цвет бумаги.

Учеб. с 5-8 Коллекция бумаг

Коррекция слуховой и зрительной памяти через работу с дидактическим материалом, словарную работу

Коррекция памяти, моторики через выполнение практической работы

Накопление активного словаря. Коррекция понятийной стороны речи. Развивать умение работать в коллективе при выполнении практической работы

Коррекция речи через комментирование своих действий в ходе выполнения практической работы

2

3


10.09

Работа с бумагой. Складывание из треугольников.


Учеб. с 9 - 11

Работа в альбомах

3

4

10.09

Работа с бумагой. Складывание из простых форм ( квадрат).

Учеб. с 12 – 13

Фигурка « Рыбка»

Развивать умение работать по словесной инструкции.

Коррекция памяти, моторики через выполнение практической работы. Формирование положительного отношения к труду.

Коррекция монологической речи при оречевлении своих действий при выполнении практической работы. Накопление активного словаря. Коррекция понятийной стороны речи.

4

5

17.09

Работа с бумагой. Нахождение на линейке дли­ны, заданной в миллиметрах.

Геометриче­ский конструктор

Учеб. с 14 – 17

Работа с линейкой, в альбоме ( силуэт самолёта)

Коррекция внимания через частую смену деятельности на уроке. Коррекция зрительного восприятия через работу с инструкционной картой

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, работу по выбор Коррекция понятийной стороны речи.

5

6

17.09

Работа с тканью. «Что ты знаешь о ткани?» Получение х/б ткани.

Учеб. с 18 -19

Изготовление полотняного переплетения

Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

6

7


24.09

Виды работы с тканью. Свойства ткани. Цвет, стороны ткани.

Способы соединения ткани

Учеб. с 19 - 21

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

Коррекция слуховой и зрительной памяти и внимания через работу по образцу.

Отработка двигательных трудовых приемов

Формирование положительного отношения к труду.

Развивать умение работать в коллективе при выполнении практической работы

Вырабатывать умение ориентироваться на рабочем месте

7

8

24.09

Работа с тканью. Технологиче­ские операции при работе с нитками и тканью.

Учеб. с. 24

Коррекция зрительного восприятия через работу с инструкционной картой

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, работу по выбор

8

9

1.10

Скручивание ткани

Учеб. с 25 – 27

Игрушка « Кукла – скрутка»

Коррекция внимания через частую смену деятельности на уроке.

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков.

9

10

1.10

Работа с тканью. Отделка изделий из ткани.

Учеб. с 28 - 29

Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

10

11

8.10

Изготовление салфетки с аппликацией

Учеб. с 20 - 31

11

12

8.10

Работа с бумагой и карто­ном.

Разметка округлых деталей по шаблонам.

Подвижное соединение дета­лей.


Учеб. с 32 – 35

Изготовление игрушки « Цыплёнок в скорлупе»

Развивать умение работать по словесной инструкции.

Анализ своего изделия и изделия товарища.

12

13

15.10

Работа с бумагой и карто­ном.

Вычерчивание окружности с помощью циркуля.

Игрушка « Летающий диск»

Учеб. с 36 - 40, работа в альбоме и тетрадях

Коррекция мелкой и общей моторики через выполнение практической работы с пластилином.

Формирование положительного отношения к труду.

13

14

15.10

Работа с бумагой и карто­ном. ( шаблоны)

Экономное использование бумаги при вычерчивании не­скольких окружностей.


Учеб. с 41-45

Аппликация « Попугай»

Коррекция слухового и зрительного восприятия через выполнение работы по образцу.

Коррекция понятийной стороны речи.

14

15

22.10

Работа с бумагой и карто­ном.

Развёртка изделия.

Изготовление конверта для писем.

Учеб. с 46 – 47

Работа с цв. бумагой

Отработка двигательных трудовых приемов

Вырабатывать умение ориентироваться на рабочем месте

15

16


22.10

Сгибание бумаги по задан­ным условным обозначени­ям

Учеб. с 48 – 51

( конверт с замком, оригами)

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

Формирование положительного отношения к труду.

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков.

Активизация словаря.

16

2 четверть


1

5.11

Работа с бумагой и карто­ном. Разметка геометрического орнамента с помощью уголь­ника.

Учеб. с 52 - 53

Коррекция слуховой и зрительной памяти и внимания через работу по образцу

Самостоятельная ориентировка в задании

1

2

5.11

Изготовление коврика с геометрическим орнаментом.

Учеб. с 54 – 57 ()

Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Развивать умение работать в коллективе при выполнении практической работы .

2

3

12.11

Работа с бумагой и карто­ном. Разметка прямоугольника с помощью угольника.

Учеб. с. 58 - 61

Коррекция крупной и мелкой моторики через выполнение практической работы - шитье иглой.

Анализ своего изделия и изделия товарища.

3

4

12.11

Работа с бумагой и карто­ном. Изготовление закладки для книг

Учеб. с 62 – 65

Работа с цв. бумагой

Коррекция слуховой и зрительной памяти через работу с дидактическим материалом, словарную работу

Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия.

4

5

19.11

Работа с тканью. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка.

Учеб. с 66

Развивать умение работать по словесной инструкции.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха.

5

6

19.11


Изготовление салфетки – прихватки.

Учеб. с 67 - 69

Работа с тканью.


Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

6

7

26.11

«Что надо знать о металле».

Учеб. с 70 – 72 образцы изделий

Коррекция зрительного восприятия через работу с инструкционной картой

Развивать умение работать в коллективе при выполнении практической работы

7

8


26.11


Применение металла

Виды металлов. Свойства металлов. Цвет металла.

Учеб. с 73

Экскурсия в слесарную мастерскую

Отработка двигательных трудовых приемов

Коррекция слухового и зрительного восприятия через выполнение работы по образцу.

Вырабатывать умение ориентироваться на рабочем месте

Самостоятельная ориентировка в задании

8

9


3.12


Сминание, сжимание, скру­чивание алюминиевой фоль­ги.

« Дерево из металлической фольги»

Учеб. с 74 – 76

Работа с фольгой

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Коррекция понятийной стороны речи.

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

9

10

3.12



Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные ча­сти .


Учеб. с 77 – 79

( геометрическая фигура – раскладка)

Коррекция пространственного восприятия через ориентировку в окружающем пространстве

Развивать умение работать по словесной инструкции.

Коррекция крупной и мелкой моторики через выполнение практической работы - шитье иглой.

Формирование положительного отношения к труду.

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков.

Коррекция понятийной стороны речи.

10

11

10.12

Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные ча­сти способом складывания.

Учеб. с 80 ( складные часы)

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.


Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

11

12

10.12

Работа с бумагой и карто­ном. Деление круга на равные ча­сти с помощью угольника и линейки.

Учеб. с 81

Объёмное ёлочное украшение)

Коррекция слуховой и зрительной памяти и внимания через работу по образцу

Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя.

12

13


17.12


Работа с бумагой и карто­ном. Тиражирование элементов. Точечное клеевое соедине­ние деталей.

Учеб. с 85

Коррекция зрительного восприятия через работу с инструкционной картой

Развивать умение работать по словесной инструкции. Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность)

Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия.

Формирование положительного отношения к труду.

13

14

17.12

Работа с бумагой и карто­ном. Изготовление игрушки « Матрёшка»

Учеб. с 86 - 88

Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя.

14

15

24.12

Работа с бумагой и карто­ном. Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложен­ной пополам.

Учеб. с 89 - 91

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, работу по выбор

15

16


24.12


Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги « Снежинки»

Учеб. с 92 - 94

Отработка двигательных трудовых приемов

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

Анализ своего изделия и изделия товарища.

Вырабатывать умение ориентироваться на рабочем месте

16

3 четверть 20 ч.


1

14.01

Работа с бумагой и карто­ном. Линии чертежа. Чтение чер­тежа.

Учеб. с 95 – 98

Летающая модель « Планер»

Коррекция слуховой и зрительной памяти и внимания через работу по образцу

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

1

2

14.01

Работа с бумагой и карто­ном. Выполнение разметки с опо­рой на чертёж.

Учеб. с 99 – 100

Летающая модель « Самолет»

Коррекция слухового и зрительного восприятия через выполнение работы по образцу.

Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов.

2

3

21.01

Работа с нитками. Цветок из ниток. Связывание ниток в пучок.

Учеб. с 101 – 102

( цветок из ниток)

Развивать умение работать по словесной инструкции.


Развивать умение работать в коллективе при выполнении практической работы .

3

4

21.01

Работа с нитками. Изделие « Помпон из ниток»

Учеб. с 103 – 104


Отработка двигательных трудовых приемов

Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя.

4

5


28.01

Работа с проволокой. Изгибание проволоки.


Учеб. с 105 – 106

(декоративные фигурки из проволоки)

Коррекция зрительного восприятия через работу с инструкционной картой

Коррекция слуховой и зрительной памяти и внимания через работу по образцу

Коррекция слуховой и зрительной памяти через работу с дидактическим материалом, словарную работу

Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Коррекция понятийной стороны речи.

Формирование положительного отношения к труду.

5

6


28.01

Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бу­мага, нитки).


Учеб. с 107 – 108

( изделия « Муха», « Паук»)

Коррекция крупной и мелкой моторики через выполнение практической работы - шитье иглой.

Развитие мелкой моторики через практические действия

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, работу по выбор.

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков.

6

7

4.02

Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой ко­робочки способом сгибания бумаги.

Учеб. с 109 – 110

Изготовление коробочки

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.


Анализ своего изделия и изделия товарища.

7

8

4.02

Работа с бумагой и картоном. Изготовление поделки из бумаги в технике « оригами»

Поделки – оригами «Ёлка», «Снеговик

Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Вырабатывать умение ориентироваться на рабочем месте

8

9


11.02

Работа с древесиной. «Что ты знаешь о древеси­не?»

Заготовка древесины

Учеб. с 113 – 115

Работа по карточкам

Коррекция слухового и зрительного восприятия

Коррекция слуховой и зрительной памяти и внимания через работу по образцу

Самостоятельное составление плана работы.

Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя.

9

10

11.02

Кто работает с древесными материалами. Свойства древесины Экскурсия в столярную мастерскую.




Учеб. с 116 – 117


Развивать умение работать по словесной инструкции. Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность)

Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Коррекция слухового и зрительного восприятия

Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Коррекция понятийной стороны речи.

Развивать умение работать в коллективе при выполнении практической работы

10

11

18.02

Работа с древесиной. Обработка древесины руч­ными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины.

Учеб. с 118 – 120

( аппликация « Цветок»

Развивать умение работать по словесной инструкции.




Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

11

12

18.02

Работа с древесиной. Аппликация « Ёжик»

Учеб. с 121

Аппликация из древесных заготовок ( спички)

Коррекция слуховой и зрительной памяти через работу с дидактическим материалом, словарную работу

Анализ своего изделия и изделия товарища.

12

13

25.02

Работа с древесиной. Клеевое соединение деталей из древесины.

Учеб. с 122

Аппликация « Дом»

Коррекция зрительного восприятия через работу с инструкционной картой

Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия.

13

14

25.02

Работа с бумагой и картоном Поделка к 23 февраля


Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

14

15

03.03

Работа с древесиной.

Шлифование деревянной поверхности

Изделие «Подставка под горячее»

15

16

03.03

Работа с древесиной. Нанесение рисунка и разукрашивание подставки.

16

17

10.03

Работа с картоном и бумагой. Изготовление праздничной открытки к дню 8 Марта


Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

17

18

10.03

Работа с тканью. Выполнение ручных стежков на образце. ТБ с иглой.

Смёточный , ручной стачной, цепочка.

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

Вырабатывать умение ориентироваться на рабочем месте

18

19

17.03

Раскрой салфетки. Выполнение бахромы по срезам кроя.

Салфетка с бахромой.

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

19

20

17.03

Выполнение ручных украшающих стежков по контуру салфетки.

Шов вперёд иголку, ручной стачной

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

20

4 четверть 16 ч.


1

31.03

Ремонт одежды. Виды пуговиц. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверсти­ями.


Учеб. с 123 - 124

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.


Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.


1

2

31.03

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с уш­ком и четырьмя отверстиями.


Учеб. с 125 - 126

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.


2

3

07.04

Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговица­ми. Заготовка кроя и пуговиц для поделки.


Поделка « Медвежонок»

Коррекция зрительного восприятия через работу с инструкционной картой.

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

3

4

07.04

« Медвежонок». Пришивание пуговиц. Отделка готового изделия

Работа по образцу

Коррекция слуховой и зрительной памяти через работу с дидактическим материалом, словарную работу

Коррекция пространственного восприятия через ориентировку в окружающем пространстве

Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя.

Формирование положительного отношения к труду.

4

5

14.04

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки. Раскрой деталей.

Учеб. с 127

Учеб (с). с 131 - 132

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.


Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

5

6

14.04

Обработка вешалки косым стежком. Соединение её с основной деталью.

Учеб (с). с 133 - 134

Отработка двигательных трудовых приемов

Вырабатывать умение ориентироваться на рабочем месте

6

7

21.04

Ремонт одежды. Зашивание простого разрыва ткани косым стежком.


Учеб. с 130 - 131

Коррекция слухового и зрительного восприятия через выполнение работы по образцу.

Самостоятельная ориентировка в задании

7

8

21.04

Ремонт одежды по распоровшемуся шву.


Учеб (с). с 129 -130

Подготовка кроя к работе. Стачивание деталей.

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.


Вырабатывать умение ориентироваться на рабочем месте

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

8

9

28.04

Картонажные изделия. Изделия в переплёте. Материалы. Инструменты и приспособления.

Учеб. с 129

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

Коррекция понятийной стороны речи.

9

10

28.04

Изготовление книжки – раскладушки. Переплёт.

Учеб. с 130 -132


Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

Развивать умение работать по словесной инструкции

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков

10


11

12.05

Ручные швейные работы. Экскурсия в швейную мастерскую.

Видеоурок

Коррекция пространственного восприятия через ориентировку в окружающем пространстве

Формирование положительного отношения к труду.

11

12

12.05

Ручные швейные работы. Игольница – знакомство. Раскрой детали подушечки.


Изделие « Подушечка для игл» Составление плана пошива. Раскрой детали.

Коррекция крупной и мелкой моторики через выполнение практической работы - шитье иглой.

Коррекция понятийной стороны речи.

12

13

19.04

Ручные швейные работы. Разметка и вышивание рисунка.

ТБ с иглой и ножницами

Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.


Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы

13

14

19.04

Ручные швейные работы. Сшивание краёв кроя ручным стачным стежком.


Учеб. с 134 - 135

Коррекция слуховой и зрительной памяти и внимания через работу по образцу

Коррекция норм, правил поведения. Коррекция личности, воспитание положительного отношения к труду

Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя.

Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы

14

15

26.05

Ручные швейные работы. Выворачивание и набивание игольницы ватой. Зашивание отверстия.


Учеб. с 135 - 136

Коррекция слуховой и зрительной памяти через работу с дидактическим материалом, словарную работу

Накопление активного словаря. Коррекция понятийной стороны речи.

15

16

26.05

Окончательная отделка игольницы. Повторение пройденного.

Учеб. с 137

Формирование положительного отношения к труду.

Коррекция монологической речи при оречевлении своих действий при выполнении практической работы.

16


















Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 4 класса.

Учащиеся должны знать:

  • Свойства бумаги и картона, работа с ними.

  • Рабочие инструменты, их устройство.

  • Простейшие сведения о ткани, нитках

  • Свойства проволоки, древесины- работа с ними.

  • Меры длины- миллиметры, сантиметры.

  • Технологию изготовления простых изделий из бумаги и картона, а так же из других материалов.

  • Ручные стежки, технологию их выполнения.

Учащиеся должны уметь:

  • Ориентироваться в задании по образцу.

  • Распознавать ручные стежки.

  • Устный отчет о плане предстоящей и выполненной работе.

  • Давать анализ качества выполненных изделий.

  • Уметь выполнять разметку деталей изделий, шаблонов.

  • Последовательность разметки деталей изделий от середины и краев, овладение приемами определения середины изделия.

  • Выполнять ручные стежки.

  • Уметь пользоваться инструментами.