Приложение к образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №2 – многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» на 2019-2020 учебный год Приказ № 782 от 28.08.2019 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ 2
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМ. Е.И. КУРОПАТКИНА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Русский язык»
для 3б класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель программы:
учителей начальных классов
Щербакова Раушания Минебарисовна
г. Нижневартовск, 2019 г.
Рабочая программа создана на основе концепции системы учебников «Школа России» (руководитель – В. Г. Горецкий) и отражает содержание обучения по русскому языку в начальной школе.
Программа реализуется по учебнику:
В. Г. Горецкого и В. П. Канакиной. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1– 2, 10-е изд. переработанное, Москва «Просвещение», 2019.
На изучение русского языка в третьем классе отводится 170 ч. (фактически 153ч.), из них 17ч. выделено на изучение родного русского языка, (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего, в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
6) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объеме изученного);
7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
9) способность проверять написанное.
Выпускник на ступени начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Содержание учебного предмета
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
опросить авторов торами.тавить?
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определёние основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Разделы тематического планирования
Программный раздел | Кол-во часов |
Язык и речь | 1 |
Текст. Предложение. Словосочетание | 13 |
Слово в языке и речи | 17 |
Состав слова | 40 |
Части речи | 73 |
Повторение | 9 |
итого | 153 |
| |
Календарно – тематическое планирование
по учебному предмету
«Русский язык»
3б класс
№ | Тема урока | ДАТА ПО ПЛАНУ | ДАТА ПО ФАКТУ |
| | | |
| Наш язык. Наша речь. Виды речи | | |
| Текст. Типы текстов | | |
| Текст. Типы текстов | | |
| Предложение | | |
| Виды предложений по цели высказываний | | |
| Виды предложений по интонации | | |
| Обучающее изложение | | |
| Входная контрольная работа (диктант). Предложения с обращением | | |
| Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения | | |
| Сл/д . Простое и сложное предложение | | |
| Простое и сложное предложение | | |
| Входная диагностическая работа | | |
| Словосочетание | | |
| Контрольный диктант по теме " Предложения" | | |
| Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | | |
| Синонимы и антонимы | | |
| Омонимы | | |
| Сл/д Слово и словосочетание. Фразеологизмы | | |
| Обучающее изложение | | |
| Части речи | | |
| Имя существительное | | |
| Имя прилагательное | | |
| Глагол | | |
| Что такое имя числительное? | | |
| Однокоренное слово | | |
| Звуки и буквы. Гласные звуки | | |
| Сл/д Звуки и буквы. Согласные звуки Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | | |
| Обучающее изложение | | |
| Обобщение и закрепление изученного (ПРОВЕРЬ СЕБЯ) | | |
| Проект " Рассказ о слове" | | |
| Контрольный диктант по теме " Слово о языке и речи" | | |
| Что такое корень слова? | | |
| Как найти в слове корень? Сложные слова | | |
| Контрольная работа за 1 четверть | | |
| Сл/д Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | | |
| Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | | |
| Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | | |
| Значения приставок | | |
| Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | | |
| Значения суффиксов. Что такое основа слова? | | |
| Сочинение по картине А.А.Рылова "В голубом просторе" | | |
| Обобщение знаний о составе слова | | |
| Контрольный диктант по теме "Состав слова" | | |
| Сл/д Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о сотаве слова | | |
| Обучающее изложение | | |
| Проект "Семья слов" | | |
| В каких значимых частях слова есть орфограммы? | | |
| Правописание слов с безударными гласными в корне | | |
| Правописание слов с безударными гласными в корне | | |
| Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | | |
| Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | | |
| Сл/д Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | | |
| Обучающее изложение | | |
| Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | | |
| Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | | |
| Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | | |
| Правописание слов с удвоенными согласными | | |
| Сочинение по картине В.М. Васнецова "Снегурочка" | | |
| Контрольный диктант по теме "Правописание корней слов" | | |
| Диагностическая работа за полугодие | | |
| Сл/д Правописание суффиксов и приставок | | |
| Правописание суффиксов и приставок | | |
| Правописание суффиксов и приставок | | |
| Правописание приставок и предлогов | | |
| Контрольная работа за 2 четверть | | |
| Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | | |
| Разделительный твёрдый и мягкий знак | | |
| Сл/д Разделительный твёрдый и мягкий знак | | |
| Обучающее изложение | | |
| Контрольный диктант по теме "Правописание частей слова" | | |
| Проект "Составляем орфографический словарь" | | |
| Части речи | | |
| Имя существительное и его роль в речи | | |
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | | |
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | | |
| Обучающее изложение | | |
| Сл/д Собственные и нарицательные имена существительные | | |
| Проект "Тайна имени" | | |
| Число имён существительных | | |
| Число имён существительных | | |
| Род имён существительных | | |
| Род имён существительных | | |
| Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | | |
| Обучающее изложение | | |
| Контрольный диктант по теме "Имя существительное" | | |
| Сл/д Склонение имён существительных | | |
| Падеж имён существительных | | |
| Падеж имён существительных | | |
| Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка - квакушка" | | |
| Именительный падеж | | |
| Родительный падеж | | |
| Винительный падеж. Дательный падеж | | |
| Творительный падеж | | |
| Сл/д Предложный падеж | | |
| Обучающее изложение | | |
| Все падежи | | |
| Обобщение знаний об имени существительном | | |
| Сочинение по картине К. Ф. Юона " Конец зимы. Полдень" | | |
| Контрольный диктант по теме " Имя существительное " | | |
| Проект " Зимняя страничка" | | |
| Значение и употребление имён прилагательных в речи | | |
| Значение и употребление имён прилагательных в речи | | |
| Роль прилагательных в тексте | | |
| Сл/д Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна - Лебедь | | |
| Род имён прилагательных | | |
| Изменение имён прилагательных по родам | | |
| Изменение имён прилагательных по родам | | |
| Число имён прилагательных | | |
| Число имён прилагательных | | |
| Изменение имён прилагательных по падежам | | |
| Сл/д Изменение имён прилагательных по падежам | | |
| Контрольная работа за 3 четверть | | |
| Отзыв по картине А.А.Серова "Девочка с персиками" | | |
| Обобщение знаний | | |
| Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" | | |
| Проект "Имена прилагательные в загадках" | | |
| Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам | | |
| Сл/д Местоимение | | |
| Местоимение | | |
| Обучающее изложение | | |
| Значение и употребление глаголов в речи | | |
| Значение и употребление глаголов в речи | | |
| Значение и употребление глаголов в речи | | |
| Неопределённая форма глагола | | |
| Неопределённая форма глагола | | |
| Число глаголов | | |
| Сл/д Времена глаголов | | |
| Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | | |
| Изменение глаголов по временам | | |
| Изменение глаголов по временам | | |
| Обучающее изложение | | |
| Род глаголов в прошедшем времени | | |
| Род глаголов в прошедшем времени | | |
| Правописание частицы не с глаголом | | |
| Сл/д Правописание частицы не с глаголом | | |
| Обобщение знаний о глаголах | | |
| Обобщение знаний о числе глагола | | |
| Диагностическая работа конец года | | |
| Контрольный диктант по теме " Глагол" | | |
| Части речи | | |
| Части речи | | |
| Обучающее изложение | | |
| Сл/д Обобщение изученного о слове, предложении | | |
| Правописание окончаний имён прилагательных | | |
| Правописание приставок и предлогов | | |
| Контрольная работа за второе полугодие | | |
| Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова Правописание приставок и предлогов | | |
| Правописание значимых частей слов | | |
| Обучающее изложение | | |
| Сл/д Текст | | |
| Сочинение на тему " Почему я жду летних каникул" | | |
| Обсуждение работ. Работа над ошибками. | | |
| КВН "Знатоки русского языка" | | |