1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010), авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Дементьевой М. Н., Стефаненко Н. А., Бойкиной М. В. «Русский язык» (М.: «Просвещение», 2011).
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
2.Общая характеристика курса.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
Развитие коммуникативных умений;
Развитие нравственных и этических чувств;
Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
Формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
Формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыков чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трех его периодов: добукварного, букварного, послебукварного.
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развития интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение в мир языка начинается со знакомством со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонематической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слов, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких), изучаются первых пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся сначала писать элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами слогами- слияниями; осваивает письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (Заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно- речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
Система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
Орфография и пунктуация;
Развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
3.Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
На уроки обучения чтению в период обучения грамоте (4 ч в неделю) выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5.Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства к условия общения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всём его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;
З) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности , на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
3) использование знаково-символических средств представления информации;
4) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: учебниках и других учебных пособиях, словарях), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
6) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
13) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
6) осознание безошибочного письма, как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
8) освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9) формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
6.Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формы речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей ( описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового учения. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серии картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог, как минимальная произносимая единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных, как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е,ё,ю,я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением ( при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции и небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применения:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих ( ча-ща, чу-щу, жи-ши); с
- прописная (заглавная буква в начале предложения, именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный, звонкий – глухой. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение , произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с иотированными гласными е,ё,ю,я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах и фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика).Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова.». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса – ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Выделение имен существительных собственных и нарицательных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительного по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1,2,3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, - ов, - ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,2,3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов (практическое овладение) Изменение глаголов прошедшего времени по родам числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине и в конце предложения).
Сложное предложение. (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации:
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в предложении под ударением;
Сочетания ЧК-чн,чт,нч,щн и др.;
Перенос слов;
Прописная буква в начале предложения;
Проверяемые безударные гласные в корне слова;
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
Непроизносимые согласные;
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы – орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
Разделительные ъ и ь;
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);
Соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход)
Е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
Безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на –мя, - ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
Безударные падежные окончания имен прилагательных;
Раздельное написание предлогов с именими существительными;
Раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
Раздельное написание частицы не с глаголами;
Мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
Раздельное написание предлогов с другими словами;
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с каой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведение разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений):изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.
7. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем. | |
| 1 класс |
1 | Обучение грамоте -207ч |
| Обучение письму-115ч. | Часы учебного времени | Обучение чтению-92ч | Часы учебного времени |
| Добукварный период | 17 ч. | Добукварный период | 14ч. |
| Букварный период. | 71 ч. 67ч. + резерв 4ч.) | Букварный период. | 59ч( 53ч+ резерв – 6ч.) |
| Послебукварный период. | 27ч. (20 ч + резерв- 7ч) | Послебукварный период. | 19ч.. (16ч. + резерв – 3ч.) |
2 | Русский язык- 50ч |
№ п/п | Наименование раздела и тем. | Часы учебного времени |
1. | Наша речь | 2ч |
2. | Текст, предложение, диалог | 3ч. |
3. | Слова, слова, слова | 4ч |
4. | Слово и слог. Ударение. | 6ч. |
5. | Звуки и буквы. | 34ч |
6. | Повторение | 1ч |
| 2класс – 170ч | |
1. | Наша речь | 3ч |
2. | Текст. | 4ч |
3. | Предложение | 12ч |
4. | Слова, слова, слова | 18ч |
5. | Звуки и буквы. | 59ч |
6. | Части речи | 58ч |
7. | Повторение. | 16ч. |
| 2класс – 170ч | |
1. | Язык и речь | 2ч. |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14ч |
3. | Слово в языке и речи. | 19ч |
4. | Состав слова | 16ч |
5. | Части речи | 76ч |
6. | Повторение. | 14ч |
| 4класс – 170ч | |
1. | Повторение. | 11ч. |
2. | Предложение | 9ч. |
3. | Слово в языке и речи. | 21ч |
4. | Имя существительное | 43ч. |
5. | Имя прилагательное | 30ч. |
6. | Личные местоимения | 7ч. |
7. | Глагол | 34ч. |
8. | Повторение. | 15ч |
8.Перечень учебно-методических средств обучения
№п/п | Название | Примечания |
| Книгопечатная продукция | |
| Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. | |
| Учебники | |
| Обучение грамоте | |
1. | Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. | |
2. | Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2. | |
| Русский язык | |
1. | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. | |
2. | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. | |
3. | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2. | |
4. | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1. | |
5. | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2. | |
6. | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1. | |
7. | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.2. | |
| Прописи (Обучение грамоте) | |
1. | Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 1. | |
2. | Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 2. | |
3. | Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 3. | |
4. | Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 4. | |
| Рабочие тетради (Русский язык) | |
1. | Канакина В.П.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. | |
2. | Канакина В.П.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. | |
3. | Канакина В.П.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.2. | |
4. | Канакина В.П.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч.1. | |
5. | Канакина В.П.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч.2. | |
6. | Канакина В.П.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч.1. | |
7. | Канакина В.П.. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч.2. | |
8. | В.П. Канакина . Русский язык.Тестовые задания. 1 класс. | |
| Методические пособия | |
1. | Горецкий В.Г. и др. Обучение грамоте. | |
2. | Канакина В.П. и др. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс. | |
3. | Канакина В.П. и др. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс. | |
4. | Канакина В.П. и др. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс. | |
5. | Канакина В.П. и др. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. | |
6. | Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. | |
| Печатные пособия | |
1. | Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Русский язык. 3 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями (1-4 класс) | |
2. | Словари по русскому языку | |
| Учебные пособия кабинета №5 | |
1. | Таблицы по русскому языку (1 комплект) Части речи Состав слова Члены предложения Образец фонетического разбора Алфавит Приставки Суффиксы | |
2. | Таблицы по русскому языку (2 комплект) Правописание предлогов Гласные звуки и буквы Согласные звуки Правописание согласных в корне Правописание безударных гласных в корне Члены предложения Гласные после шипящих Сочетания букв Перенос слов Парные согласные звуки в конце слов | |
3. | Комплект таблиц демонстрационных «Обучение грамоте». Тип 1 Комплект таблиц демонстрационных «Обучение грамоте». Тип 2 | |
4. | Обучение грамоте «Азбука профессий в карточках печатных и письменных букв» | |
5. | Таблицы демонстрационные «Чистописание», «Алфавит», «Рукописные буквы русского алфавита» 1 класс | |
6. | Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык. Начальная школа» | |
7. | Картинный словарь «Русский язык». 1-2 классы. Демонстрационный словарь | |
8. | Словарные слова. 1-4 классы | |
9. | Азбука подвижная демонстрационная | |
10. | Веер Слоги (20 шт.) Гласные буквы (20 шт.) Согласные буквы (20 шт.) | |
| Технические средства обучения | |
1. | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. | |
2. | Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. | |
3. | Мультимедийный проектор. | |
4. | Экспозиционный экран. | |
5. | Компьютер. | |
6. | Принтер. | |
7. | Электронные таблицы по русскому языку. – М.: ООО Кирилл и Мефодий | |
8. | Канакина В.П. и др. Русский язык. 1, 2 ,3, 4 классы. Электронные пособия. | |
9. | Презентации к урокам (авторские, Интернет-материалы) на электронных носителях | |
| Оборудование класса | |
1. | Ученические двухместные столы с комплектом стульев. | |
2. | Стол учительский с тумбой. | |
3. | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | |
Цифровые образовательные ресурсы
- Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru
- Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru
- Издательство «Просвещение» www.prosv.ru
- Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru
- Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей it-n.ru
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru
- Издательский центр «Вентана-Граф» Адрес сайта: http://www.vgf.ru
- Примерные программы начального общего образования. М., Просвещение, 2010.
- Информационно-публицисти-ческий бюллетень «Просвещение», Выпуск 2 (2) апрель 2007г. http://www.prosv.ru/ebooks/bulleten/pril_bul_2(17).pd
- http://www.zavuch.info/methodlib/68/
- http://www.uchportal.ru/load/46
- http://uroki-shkola.ru/category/nachalnaya-shkola