Настоящая Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык 7 класс» составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 г. № 79-НП), на основе Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык». 5-9 классы / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Данилова И.Н., Лутова Т.А. – 7-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 162 с.
и предназначена для 7 класса МОУ «Школа№132 имени Н.В.Поповой города Донецка». В основу программы положена идея личностно ориентированного и системно-деятельностного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития обучающихся.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс.
Учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 714 часов. В том числе: в 7 классе – 136 часов.
экзамен (ГИА, ОГЭ, ОРЭ).
№п/п | № в теме | Содержание урока | К-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | 1 | Введение. Русский язык как развивающееся явление | 1 | | | |
Тема 1 ( 10 ч) Повторение изученного в 5, 6 классах |
2 | 1 | Синтаксис. Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания и т. п). | 1 | | | |
3 | 2 | Синтаксический разбор. | 1 | | | |
4 | 3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | | | |
5 | 4 | Лексика и фразеология. | 1 | | | |
6 | 5 | УРР 1. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. | 1 | | | |
7 | 6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 | | | |
8 | 7 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разборы. | 1 | | | |
9 | 8 | Морфология и орфография. Опознавательные признаки морфологии, морфемики, орфографии, синтаксиса, пунктуации | 1 | 16.09 | | |
10 | 9 | Морфологический разбор слова. | 1 | | | |
11 | 10 | КР 1. Контрольный диктант. | 1 | | | |
Тема 2 ( 15 ч) Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. |
12 | 1 | Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. | 1 | | | |
13 | 2 | Причастие как часть речи. Свойства прилагательных и глаголов у причастий | 1 | | | |
14 | 3 | Синтаксическая роль причастий в предложении. | 1 | | | |
15 | 4 | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | | | |
16 | 5 | УРР 2. Диалог как текст. Виды диалога. | 1 | | | |
17 | 6 | Причастный оборот | 1 | | | |
18 | 7 | Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | | | |
19 | 8 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | | | |
20 | 9 | Культура речи. Употребление причастий с суффиксом – ся. | 1 | | | |
21 | 10 | КР 2.Контрольное изложение | 1 | | | |
22 | 11 | Полные и краткие страдательные причастия. | 1 | | | |
23 | 12 | Культура речи. Правильная постановка ударений в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | | | |
24 | 13 | Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | | | |
25 | 14 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | | | |
26 | 15 | КР 3. Контрольный диктант с дополнительным заданием | 1 | | | |
Тема 3 (16 ч) Морфология и орфография. Культура речи. Образование и правописание причастий. |
27 | 1 | Образование действительных причастий прошедшего времени. | 1 | | | |
28 | 2 | УРР 3. Стили литературного языка | 1 | | | |
29 | 3 | Образование страдательных причастий настоящего времени | 1 | | | |
30 | 4 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | | | |
31 | 5 | Образование страдательные причастий прошедшего времени. | 1 | | | |
32 | 6 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | | | |
33 | 7 | Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | | |
34 | 8 | Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | 1 | | | |
35 | 9 | Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 | | | |
36 | 10 | КР 4. Контрольный диктант | 1 | | | |
37 | 11 | Морфологический разбор причастия. | 1 | | | |
38 | 12 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | | | |
39 | 13 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | | |
40 | 14 | Культура речи. Согласование причастий с определяемыми существительными. | 1 | | | |
41 | 15 | Синонимика причастного оборота и придаточного предложения. | 1 | | | |
42 | 16 | КР 5.Тестовые контрольные задания | 1 | | | |
Тема 4 (15 ч) Морфология и орфография. Культура речи. Деепричастие |
43 | 1 | Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. | 1 | | | |
44 | 2 | Деепричастие как часть речи. Лексическое и грамматическое значение, речевая функция, нормы употребления деепричастий. | 1 | | | |
45 | 3 | Синтаксическая функция деепричастий., нормы употребления. | 1 | | | |
46 | 4 | УРР. 4. Сочинение-рассуждение о пользе чтения: «Книга – наш друг и советчик». КР 6.Контрольное сочинение | 1 | | | |
47 | 5 | Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. | 1 | | | |
48 | 6 | Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. | 1 | | | |
49 | 7 | Культура речи. Правильное построение предложений с деепричастным оборотом. Текстообразующая роль деепричастий | 1 | | | |
50 | 8 | Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). | 1 | | | |
51 | 9 | Не с деепричастиями | 1 | | | |
52 | 10 | Деепричастия несовершенного вида и их образование | 1 | | | |
53 | 11 | Деепричастия совершенного вида и их образование | 1 | | | |
54 | 12 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | | | |
55 | 13 | УРР. 5. Сочинение-репортаж | 1 | | | |
56 | 14 | КР 7. Контрольный диктант | 1 | | | |
57 | 15 | УРР. 6. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. | 1 | | | |
58 | 16 | УРР.7. Изложение текста с описанием действия. | 1 | | | |
Тема 5 ( 16 ч) Морфология и орфография. Культура речи. Наречие. |
59 | 1 | Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий | 1 | | | |
60 | 2 | Разряды наречий. | 1 | | | |
61 | 3 | УРР. 8. Публицистический стиль речи, его жанры, языковые особенности, виды публичных общественно-политических выступлений, их структура | 1 | | | |
62 | 4 | Степени сравнения наречий и их образование. | 1 | | | |
63 | 5 | Морфологический разбор наречия | 1 | | | |
64 | 6 | УРР.9. Развёрнутые и сжатые аргументы. Развёртывание аргументов с помощью примеров. | 1 | | | |
65 | 7 | Правописание не с наречиями на –О и –Е; | 1 | | | |
66 | 8 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- в наречиях. | 1 | | | |
67 | 9 | Одна и две буквы н в наречиях на –О и –Е. | 1 | | | |
68 | 10 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | | | |
69 | 11 | Суффиксы –О и –А на конце наречий | 1 | | | |
70 | 12 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | | | |
71 | 13 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | | | |
72 | 14 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | | | |
73 | 15 | Культура речи. Правильное употребление наречий в речи. Орфоэпические, грамматические, лексические нормы. | 1 | | | |
74 | 16 | КР.8. Контрольное изложение | 1 | | | |
Тема 6 (6 ч) Морфология и орфография. Культура речи. Категория состояния |
75 | 1 | Категория состояния (безлично-предикативные слова) как часть речи., ее отличие от наречий. | 1 | | | |
76 | 2 | Разряды слов категории состояния по образованию | 1 | | | |
77 | 3 | Семантические, морфологические и синтаксические признаки категории состояния | 1 | | | |
78 | 4 | Морфологический разбор слов категории состояния. | 1 | | | |
79 | 5 | УРР 10. Учебно-научная речь. Отзыв о прочитанной книгие | 1 | | | |
80 | 6 | КР. 9. Контрольный диктант | 1 | | | |
Тема 7 (12 ч) Служебные части речи. Культура речи. Предлог как служебная часть речи. |
81 | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи. | 1 | | | |
82 | 2 | Предлог как часть речи. Текстообразующая роль предлогов. | 1 | | | |
83 | 3 | Производные и непроизводные предлоги. | 1 | | | |
84 | 4 | Производные и непроизводные предлоги. | 1 | | | |
85 | 5 | Простые и составные предлоги | 1 | | | |
86 | 6 | УРР 11. Рассказ на основе жизненного опыта (устный или письменный). | 1 | | | |
87 | 7 | Морфологический разбор предлога | 1 | | | |
88 | 8 | Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). | 1 | | | |
89 | 9 | Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). | 1 | | | |
90 | 10 | Дефис в предлогах из-за, из-под, по-над | 1 | | | |
91 | 11 | Культура речи. Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; использование в речи предлогов-синонимов. | 1 | | | |
92 | 12 | УРР 12. Сочинение-впечатление на основе увиденного на картине КР .10.Контрольное сочинение | 1 | | | |
Тема 8 ( 14 ч) Служебные части речи. Культура речи. Союз как служебная часть речи |
93 | 1 | Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. | 1 | | | |
94 | 2 | Простые и составные союзы. | 1 | | | |
95 | 3 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | | | |
96 | 4 | Сочинительные союзы. | 1 | | | |
97 | 5 | Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях | 1 | | | |
98 | 6 | Подчинительные союзы. | 1 | | | |
99 | 7 | Употребление подчинительных союзов в сложном предложении | 1 | | | |
100 | 8 | УРР 13. Учебный доклад | 1 | | | |
101 | 9 | Текстообразующая роль союзов. | 1 | | | |
102 | 10 | Морфологический разбор союза. | 1 | | | |
103 | 11 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 | | | |
104 | 12 | Отличие на письме союзов зато, чтобы, тоже от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. | 1 | | | |
105 | 13 | Культура речи. Правильное использование в речи союзов-синонимов | 1 | | | |
106 | 14 | КР 11. Контрольный диктант | 1 | | | |
Тема 9 ( 10 ч) Служебные части речи. Культура речи. Частица как служебная часть речи |
107 | 1 | Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. | 1 | | | |
108 | 2 | Формообразующие и смыслоразличительные частицы. | 1 | | | |
109 | 3 | Текстообразующая роль частиц. | 1 | | | |
110 | 4 | УРР.14. Описание внешности человека. Виды описания внешности человека: деловое, научное, художественное. Создание текста – деловое описание одноклассника («Один из нас»). | 1 | | | |
111 | 5 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | | | |
112 | 6 | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | 1 | | | |
113 | 7 | Правописание НЕ и НИ с различными частями речи | 1 | | | |
114 | 8 | Морфологический разбор частицы. | 1 | | | |
115 | 9 | УРР.15. Художественное описание внешности человека. Понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Выборочное изложение (художественное описание портера литературного героя | 1 | | | |
116 | 10 | КР.12. Контрольный диктант. | 1 | | | |
Тема 10 ( 7 ч) Междометие как часть речи |
117 | 1 | Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. | 1 | | | |
118 | 2 | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий | 1 | | | |
119 | 3 | Дефис в междометиях. | 1 | | | |
120 | 4 | Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. | 1 | | | |
121 | 5 | УРР 16. Составление рассказа по картине | 1 | | | |
122 | 6 | КР.13. Тестовые контрольные задания | 1 | | | |
123 | 7 | УРР.17. Работа со сравнительными описаниями внешности: двух людей (парные портреты), нескольких человек (групповые портреты). | 1 | | | |
Тема 11 ( ч) Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах |
124 | 1 | Разделы науки о русском языке. Фонетика. | 1 | | | |
125 | 2 | Графика. | 1 | | | |
126 | 3 | Фонетический разбор | 1 | | | |
127 | 4 | Лексика. Лексическое значение слов. Толковые словари. | 1 | | | |
128 | 5 | Фразеология. | 1 | | | |
129 | 6 | Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слов | 1 | | | |
130 | 7 | КР.14. Контрольный диктант с дополнительным заданием | 1 | | | |
131 | 8 | Морфология. Морфологический разбор слов | 1 | | | |
132 | 9 | Морфология. Морфологический разбор слов | 1 | | | |
133 | 10 | Орфография. | 1 | | | |
134 | 11 | УРР.18. Устное сочинение на основе самостоятельно выбранной картины (открытки, иллюстрации) с заключением-рассуждением | 1 | | | |
135 | 12 | Итоговый урок | 1 | | | |
136 | 13 | Итоговый урок | 1 | | | |
Алексеев, Д. И. Словообразование современного русского литературного языка / Д. И. Алексеев, Р. В. Бахтурина, Е. И. Галанова и др. – Русский язык и советское общество, 1968. – Кн. 3. – 299, [1] с.
Амелина, Е. В. Русский язык в таблицах и схемах / Е. В. Амелина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 220, [1] с. (Без репетитора)
Базжина, Т. В. Русская пунктуация: пособие-справочник /Т. В. Базжина, Т. Ю. Крючкова. – М.: Форум, 2010. – 303 с.
Введенская, Л. А. Этимология: учебное пособие / Л. В. Введенская, Н. П. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 343, [1] с. (Высшее образование)
Журавлева, Л. И. Русский язык в алгоритмах. Орфография: учебное пособие для обучающихся 5–7 классов / Л. И. Журавлева. – Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2004. – 71 с. (Практикум)
Кронгауз, М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. Кронгауз. – М. : Знак : Языки славянских культур, 2009. – 229 с., [2] л. цв. ил.
Культура русской речи. энциклопедический словарь-справочник. Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – М.: Флинта: Наука, 2007. - 837, [1] с.
.Кустова, Г. И. Синтаксис современного русского языка: учебное пособие / Г. И. Кустова, К. И. Мишина, В. А. Федосеев. – М.: Академия, 2007. – 254, [1] с. (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности) (Учебное пособие)
.Кучеренко, О. Г. Тренинг грамотности, или Русская орфография и пунктуация в таблицах и упражнениях / О. Г. Кучеренко, И. А. Кондратьева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 319 с. (Абитуриент).
Лефельдт, В. Акцент и ударение в современном русском языке / В. Лефельдт. – М.: Языки славянской культуры, 2010. – 288 с. (Studia philologica).
Лопатин, В. В. Многогранное русское слово. Избранные статьи по русскому языку / В. В. Лопатин. – М.: [Азбуковник], 2007. – 743 с.
Лыткина, О. И. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие / О. И. Лыткина, Л. В. Селезнева, Е. Ю. Скороходова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 203, [1] с.
Лютикова, В. Д. Русский язык: нормы произношения и ударения: учебное пособие / В. Д. Лютикова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 103, [1] с.
Макарова, Б. А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней: учебное пособие / Б. А. Макарова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222, [1] с. (Школьная программа).
Малычева, Н. В. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие / Н. В. Малычева и др. – М.: Наука-Спектр: Дашков и ко, 2011. – 287 с.
Методические и технические аспекты использования системы дистанционного обучения Moodle в учреждении образования / сост.: А. А. Яроцкий, Е. Н. Власовец ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск: Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 103 с.
Миронова, Н. И. Русский язык. Орфография и пунктуация / Н. И. Миронова, Л. П. Петренко. – М.: Мир книги, 2008. – 252, [1] с. (GAUDEAMUS).
Мусатов, В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учебное пособие / В. Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 356, [1] с.
Нормы русского литературного языка: учебное пособие по культуре речи / Л. А. Константинова, Л. В. Ефремова, Н. Н. Захарова и др. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 166, [1].
Панова, Е. А. Русский язык: учебно-справочное пособие / Е. А. Панова, А. А. Позднякова. – М.: АСТ [и др.], 2010. – 462, [1] с. (Справочник школьника).
Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку: орфография, пунктуация, орфографический словарь, прописная или строчная? / Д. Э. Розенталь. – М.: Мир и Образование: Оникс, 2009. – 1006, [1] с.
Розенталь, Д. Э. Русский язык на отлично. Орфография и пунктуация / Д. Э. Розенталь. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. – 287 с. (Для школьников и абитуриентов)
Розенталь, Д. Э. Русский язык: Орфография. Пунктуация / Д. Э. Розенталь, И. Б.Голуб. – М. : Айрис-пресс, 2002. – 382 с. (Домашний репетитор)
Романова, Н. В. Идеальная грамотность. русский язык без правил и словарей / Н. Романова. – СПб: Питер, 2011. – 201, [1] с. (Школа Натальи Романовой).
Русская судьба крылатых слов / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Санкт-Петербург: Наука, 2010, – 633, [1] с.
гос. языковой политике и актуальным проблемам двуязычия. – СПб : Златоуст, 2007. – 259 с.
Селезнева, Л. Б. Русская орфография. алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: учебное пособие / Л. Б. Селезнева. – М.: Флинта : Наука, 2007. – 350 с.
Соловьева, Н. Н. Весь русский язык в таблицах. от фонетики до синтаксиса / Н. Н. Соловьева. – М.: Оникс: Мир и образование, 2010. – 95 с. (Говорим и пишем грамотно).
Соловьева, Н. Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка: справочник / Н. Н. Соловьева. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. – 95 с. (Говорим и пишем правильно)
Фразеологизмы в русской речи: слов.-справ. / сост. Н. В. Баско. – М.: Флинта; Наука, 2002. – 269 с.
Храпа, В. В. От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений / В. Храпа. – М.: ЭНАС, 2010. – 175 с. (Почему мы так говорим?)
А. Ю. Авдонина. Организация работы с текстом на уроках русского языка: Учебно-методическое пособие. – Самара: СИПКРО, 2016.
Макарова О. А., Виноградова К. Е., Амбушева Т. М. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Игры со словами, разработки уроков. ФГОС:, – 2-е издание, исправленное: Учитель. 2020.
Тимошенко Т. Е., Хамраева Е. А. Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Практическое пособие». – Изд. «Флинта», 2020.