СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык 7 класс»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу программы положена идея личностно ориентированного и системно-деятельностного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития обучающихся.

Целью реализации  программы  является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык 7 класс»»

Пояснительная записка


Настоящая Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык 7 класс» составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 г. № 79-НП), на основе Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык». 5-9 классы / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Данилова И.Н., Лутова Т.А. – 7-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 162 с.

и предназначена для 7 класса МОУ «Школа№132 имени Н.В.Поповой города Донецка». В основу программы положена идея личностно ориентированного и системно-деятельностного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития обучающихся.

Целью реализации программы является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Главными задачами реализации программы являются:

  • формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Донецкой Народной Республики, как языку межнационального общения;

  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс.

Учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 714 часов. В том числе: в 7 классе – 136 часов.

Ведущие формы и методы обучения

  • методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований);


  • методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой);


  • методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля).

Формы организации обучения:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • парная;

  • коллективная.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

  • устный и письменный опрос;

  • тестирование, анкетирование;

  • комплексный анализ текста;

  • письменные и устные изложения, сочинения, диктанты;

  • творческие работы (реферат, сообщение, отзыв, доклад, проект и т.д.);

экзамен (ГИА, ОГЭ, ОРЭ).


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ



Изучение языковых тем

104 часа

Уроки развития речи

18 часов

Контрольные работы

14 часов

Полугодие/ Семестр

I полугодие/ семестр

II полугодие/ семестр

Контрольный диктант

3/1


3/1

Контрольный диктант с дополнительным заданием

Контрольное изложение

1

1

Контрольное сочинение

1

1

Тестовые контрольные задания

1

1




Итого

7

7

За год

14

Всего

136




№п/п

№ в теме

Содержание урока

К-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

1

Введение. Русский язык как развивающееся явление

1




Тема 1 ( 10 ч) Повторение изученного в 5, 6 классах

2

1

Синтаксис. Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания и т. п).

1




3

2

Синтаксический разбор.

1




4

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1




5

4

Лексика и фразеология.

1




6

5

УРР 1. Текст как продукт речевой деятельности.

Функционально-смысловые типы текста.

1




7

6

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

1




8

7

Словообразование и орфография. Морфемный и сло­вообразовательный разборы.

1




9

8

Морфология и орфография. Опознавательные признаки морфологии, морфемики, орфографии, синтаксиса, пунктуации

1

16.09



10

9

Морфологический разбор слова.

1




11

10

КР 1. Контрольный диктант.

1




Тема 2 ( 15 ч) Морфология и орфография. Культура речи. Причастие.

12

1

Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.

1




13

2

Причастие как часть речи. Свойства прилагательных и глаголов у причастий

1




14

3

Синтаксическая роль причастий в предложении.

1




15

4

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1




16

5

УРР 2. Диалог как текст. Виды диалога.

1




17

6

Причастный оборот

1




18

7

Выделение причастного оборота запятыми.

1




19

8

Действительные и страдательные причастия.

1




20

9

Культура речи. Употребление причастий с суффиксом – ся.

1




21

10

КР 2.Контрольное изложение

1




22

11

Полные и краткие страдательные причастия.

1




23

12

Культура речи. Правильная постановка ударений в полных и кратких страдательных причастиях

1




24

13

Образование действительных причастий настоящего времени

1




25

14

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1




26

15

КР 3. Контрольный диктант с дополнительным заданием

1




Тема 3 (16 ч) Морфология и орфография. Культура речи. Образование и правописание причастий.

27

1

Образование действительных причастий прошедшего времени.

1




28

2

УРР 3. Стили литературного языка

1




29

3

Образование страдательных причастий настоящего времени

1




30

4

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1




31

5

Образование страдательные причастий прошедшего времени.

1




32

6

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1




33

7

Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1




34

8

Одна буква Н в от­глагольных прилагательных.

1




35

9

Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

1




36

10

КР 4. Контрольный диктант

1




37

11

Морфологический разбор причастия.

1




38

12

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1




39

13

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1




40

14

Культура речи. Согласование причастий с определяемыми существительными.

1




41

15

Синонимика причастного оборота и придаточного предложения.

1




42

16

КР 5.Тестовые контрольные задания

1




Тема 4 (15 ч) Морфология и орфография. Культура речи. Деепричастие

43

1

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

1




44

2

Деепричастие как часть речи. Лексическое и грамматическое значение, речевая функция, нормы употребле­ния деепричастий.

1




45

3

Синтак­сическая функция деепричастий., нормы употребления.

1




46

4

УРР. 4. Сочинение-рассуждение о пользе чтения: «Книга – наш друг и советчик».

КР 6.Контрольное сочинение

1




47

5

Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.

1




48

6

Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.

1




49

7

Культура речи. Правильное построение предложений с деепричастным оборотом. Текстообразующая роль деепричастий

1




50

8

Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление).

1




51

9

Не с деепричастиями

1




52

10

Деепричастия несовершенного вида и их образование

1




53

11

Деепричастия совершенного вида и их образование

1




54

12

Морфологический разбор деепричастия.

1




55

13

УРР. 5. Сочинение-репортаж

1




56

14

КР 7. Контрольный диктант

1




57

15

УРР. 6. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности.

1




58

16

УРР.7. Изложение текста с описанием действия.

1




Тема 5 ( 16 ч) Морфология и орфография. Культура речи. Наречие.

59

1

Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий

1




60

2

Разряды наречий.

1




61

3

УРР. 8. Публицистический стиль речи, его жанры, языковые особенности, виды публичных общественно-политических выступлений, их структура

1




62

4

Степени сравнения наречий и их образование.

1




63

5

Морфологический разбор наречия

1




64

6

УРР.9. Развёрнутые и сжатые аргументы. Развёртывание аргументов с помощью примеров.

1




65

7

Правописание не с наречиями на –О и –Е;

1




66

8

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- в наречиях.

1




67

9

Одна и две буквы н в наречиях на –О и –Е.

1




68

10

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1




69

11

Суффиксы –О и –А на конце наречий

1




70

12

Дефис между частями слова в наречиях

1




71

13

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

1




72

14

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1




73

15

Культура речи. Правильное употребление наречий в речи. Орфоэпические, грамматические, лексические нормы.

1




74

16

КР.8. Контрольное изложение

1




Тема 6 (6 ч) Морфология и орфография. Культура речи. Категория состояния

75

1

Категория состояния (безлично-предикативные слова) как часть речи., ее отличие от наречий.

1




76

2

Разряды слов категории состояния по образованию

1




77

3

Семантические, морфологические и синтаксические признаки категории состояния

1




78

4

Морфологический разбор слов категории состояния.

1




79

5

УРР 10. Учебно-научная речь. Отзыв о прочитанной книгие

1




80

6

КР. 9. Контрольный диктант

1




Тема 7 (12 ч) Служебные части речи. Культура речи. Предлог как служебная часть речи.

81

1

Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи.

1




82

2

Предлог как часть речи. Текстообразующая роль предлогов.

1




83

3

Производные и непроизводные предлоги.

1




84

4

Производные и непроизводные предлоги.

1




85

5

Простые и составные предлоги

1




86

6

УРР 11. Рассказ на основе жизненного опыта (устный или письменный).

1




87

7

Морфологический разбор предлога

1




88

8

Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.).

1




89

9

Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.).

1




90

10

Дефис в предлогах из-за, из-под, по-над

1




91

11

Культура речи. Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; использование в речи предлогов-синонимов.

1




92

12

УРР 12. Сочинение-впечатление на основе увиденного на картине

КР .10.Контрольное сочинение

1




Тема 8 ( 14 ч) Служебные части речи. Культура речи. Союз как служебная часть речи


93

1

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.

1




94

2

Простые и составные союзы.

1




95

3

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

1




96

4

Сочинительные союзы.

1




97

5

Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях

1




98

6

Подчинительные союзы.

1




99

7

Употребление подчинительных союзов в сложном предложении

1




100

8

УРР 13. Учебный доклад

1




101

9

Текстообразующая роль союзов.

1




102

10

Морфологический разбор союза.

1




103

11

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1




104

12

Отличие на письме союзов зато, чтобы, тоже от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

1




105

13

Культура речи. Правильное использование в речи союзов-синонимов

1




106

14

КР 11. Контрольный диктант

1




Тема 9 ( 10 ч) Служебные части речи. Культура речи. Частица как служебная часть речи


107

1

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении.

1




108

2

Формообразующие и смыслоразличительные частицы.

1




109

3

Текстообразующая роль частиц.

1




110

4

УРР.14. Описание внешности человека. Виды описания внешности человека: деловое, научное, художественное. Создание текста – деловое описание одноклассника («Один из нас»).

1




111

5

Раздельное и дефисное написание частиц.

1




112

6

Различение на письме частиц НЕ и НИ.

1




113

7

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи


1




114

8

Морфологический разбор частицы.

1




115

9

УРР.15. Художественное описание внешности человека. Понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Выборочное изложение (художественное описание портера литературного героя

1




116

10

КР.12. Контрольный диктант.

1




Тема 10 ( 7 ч) Междометие как часть речи


117

1

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

1




118

2

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий

1




119

3

Дефис в междометиях.

1




120

4

Интонационное выделение междометий.

Запятая и восклицательный знак при междометиях.

1




121

5

УРР 16. Составление рассказа по картине

1




122

6

КР.13. Тестовые контрольные задания

1




123

7

УРР.17. Работа со сравнительными описаниями внешности: двух людей (парные портреты), нескольких человек (групповые портреты).

1




Тема 11 ( ч) Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах


124

1

Разделы науки о русском языке.

Фонетика.

1




125

2

Графика.

1




126

3

Фонетический разбор

1




127

4

Лексика. Лексическое значение слов. Толковые словари.

1




128

5

Фразеология.

1




129

6

Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слов

1




130

7

КР.14. Контрольный диктант с дополнительным заданием

1




131

8

Морфология. Морфологический разбор слов

1




132

9

Морфология. Морфологический разбор слов

1




133

10

Орфография.

1




134

11

УРР.18. Устное сочинение на основе самостоятельно выбранной картины (открытки, иллюстрации) с заключением-рассуждением

1




135

12

Итоговый урок

1




136

13

Итоговый урок

1






График проведения контрольных работ


Вид контроля

1

2

план

факт

План

факт

Контрольный диктант





Контрольный диктант с грамматическим заданием





Контрольное изложение





Контрольное сочинение





Тестовые контрольные задания











Учебно-методическая литература

  1. Алексеев, Д. И. Словообразование современного русского литературного языка / Д. И. Алексеев, Р. В. Бахтурина, Е. И. Галанова и др. – Русский язык и советское общество, 1968. – Кн. 3. – 299, [1] с.

  2. Амелина, Е. В. Русский язык в таблицах и схемах / Е. В. Амелина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 220, [1] с. (Без репетитора)

  3. Базжина, Т. В. Русская пунктуация: пособие-справочник /Т. В. Базжина, Т. Ю. Крючкова. – М.: Форум, 2010. – 303 с.

  4. Введенская, Л. А. Этимология: учебное пособие / Л. В. Введенская, Н. П. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 343, [1] с. (Высшее образование)

  5. Журавлева, Л. И. Русский язык в алгоритмах. Орфография: учебное пособие для обучающихся 5–7 классов / Л. И. Журавлева. – Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2004. – 71 с. (Практикум)

  6. Кронгауз, М. А. Русский язык на грани нервного срыва / М. Кронгауз. – М. : Знак : Языки славянских культур, 2009. – 229 с., [2] л. цв. ил.

  7. Культура русской речи. энциклопедический словарь-справочник. Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – М.: Флинта: Наука, 2007. - 837, [1] с.

  8. .Кустова, Г. И. Синтаксис современного русского языка: учебное пособие / Г. И. Кустова, К. И. Мишина, В. А. Федосеев. – М.: Академия, 2007. – 254, [1] с. (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности) (Учебное пособие)

  9. .Кучеренко, О. Г. Тренинг грамотности, или Русская орфография и пунктуация в таблицах и упражнениях / О. Г. Кучеренко, И. А. Кондратьева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 319 с. (Абитуриент).

  10. Лефельдт, В. Акцент и ударение в современном русском языке / В. Лефельдт. – М.: Языки славянской культуры, 2010. – 288 с. (Studia philologica).

  11. Лопатин, В. В. Многогранное русское слово. Избранные статьи по русскому языку / В. В. Лопатин. – М.: [Азбуковник], 2007. – 743 с.

  12. Лыткина, О. И. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие / О. И. Лыткина, Л. В. Селезнева, Е. Ю. Скороходова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 203, [1] с.

  13. Лютикова, В. Д. Русский язык: нормы произношения и ударения: учебное пособие / В. Д. Лютикова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 103, [1] с.

  14. Макарова, Б. А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней: учебное пособие / Б. А. Макарова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222, [1] с. (Школьная программа).

  15. Малычева, Н. В. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие / Н. В. Малычева и др. – М.: Наука-Спектр: Дашков и ко, 2011. – 287 с.

  16. Методические и технические аспекты использования системы дистанционного обучения Moodle в учреждении образования / сост.: А. А. Яроцкий, Е. Н. Власовец ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск: Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 103 с.

  17. Миронова, Н. И. Русский язык. Орфография и пунктуация / Н. И. Миронова, Л. П. Петренко. – М.: Мир книги, 2008. – 252, [1] с. (GAUDEAMUS).

  18. Мусатов, В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учебное пособие / В. Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 356, [1] с.

  19. Нормы русского литературного языка: учебное пособие по культуре речи / Л. А. Константинова, Л. В. Ефремова, Н. Н. Захарова и др. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 166, [1].

  20. Панова, Е. А. Русский язык: учебно-справочное пособие / Е. А. Панова, А. А. Позднякова. – М.: АСТ [и др.], 2010. – 462, [1] с. (Справочник школьника).

  21. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку: орфография, пунктуация, орфографический словарь, прописная или строчная? / Д. Э. Розенталь. – М.: Мир и Образование: Оникс, 2009. – 1006, [1] с.

  22. Розенталь, Д. Э. Русский язык на отлично. Орфография и пунктуация / Д. Э. Розенталь. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. – 287 с. (Для школьников и абитуриентов)

  23. Розенталь, Д. Э. Русский язык: Орфография. Пунктуация / Д. Э. Розенталь, И. Б.Голуб. – М. : Айрис-пресс, 2002. – 382 с. (Домашний репетитор)

  24. Романова, Н. В. Идеальная грамотность. русский язык без правил и словарей / Н. Романова. – СПб: Питер, 2011. – 201, [1] с. (Школа Натальи Романовой).

  25. Русская судьба крылатых слов / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – Санкт-Петербург: Наука, 2010, – 633, [1] с.

  26. гос. языковой политике и актуальным проблемам двуязычия. – СПб : Златоуст, 2007. – 259 с.

  27. Селезнева, Л. Б. Русская орфография. алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: учебное пособие / Л. Б. Селезнева. – М.: Флинта : Наука, 2007. – 350 с.

  28. Соловьева, Н. Н. Весь русский язык в таблицах. от фонетики до синтаксиса / Н. Н. Соловьева. – М.: Оникс: Мир и образование, 2010. – 95 с. (Говорим и пишем грамотно).

  29. Соловьева, Н. Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка: справочник / Н. Н. Соловьева. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. – 95 с. (Говорим и пишем правильно)

  30. Фразеологизмы в русской речи: слов.-справ. / сост. Н. В. Баско. – М.: Флинта; Наука, 2002. – 269 с.

  31. Храпа, В. В. От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений / В.  Храпа. – М.: ЭНАС, 2010. – 175 с. (Почему мы так говорим?)

  32. А. Ю. Авдонина. Организация работы с текстом на уроках русского языка: Учебно-методическое пособие. – Самара: СИПКРО, 2016.

  33. Макарова О. А., Виноградова К. Е., Амбушева Т. М. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Игры со словами, разработки уроков. ФГОС:, – 2-е издание, исправленное: Учитель. 2020.

  34. Тимошенко Т. Е., Хамраева Е. А. Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Практическое пособие». – Изд. «Флинта», 2020.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!