СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Русский родной язык" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Русский родной язык" 2 класс»

Приложение к образовательной программе начального общего образования № _______


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Перелазская средняя общеобразовательная школа

Красногорского района Брянской области




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________/Козлова В.А./

Приказ № ___ от «____»_____________ 20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету

«Русский родной язык»

Класс: 2

Уровень обучения: базовый

Форма обучения: очная

Количество часов: 17








Разработала:

учитель первой категории

Чуева Екатерина Михайловна








Перелазы

2019


Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.


Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

На изучение курса «Родной (русский) язык» во 2 классе отводится 0,5 часа ( 1 час в неделю – 17ч)

Для реализации данной программы используется учебник: Русский родной язык составитель: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая.2 класс, М. Просвещение



Планируемые результаты учебного предмета «Русский родной язык»


Личностные:

У учащихся будут сформированы:

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

– осознание роли речи в общении людей;

– понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

– внимание к мелодичности народной звучащей речи;

– устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

– чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

– интерес к изучению языка.


Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; 

– учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); 

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).


Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

– антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

– изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;

– типы текстов: повествование, описание.


Обучающиеся научатся:

– при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

– при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;


– при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.


Содержание учебного предмета

Программа включает в себя следующие разделы:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 7 часов

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). 2) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 3) слова, называющие то, что ели в старину (например,  тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени.

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например , каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: «Почему это так называется?».


Раздел 2. Язык в действии – 6 часов

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Синонимы и антонимы. Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением». Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков.




Раздел 3. Секреты речи и текста – 4 часа

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.


Учебно-тематический план


п/п

Название разделов и тем

Всего часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

7

2

Язык в действии

6

3

Секреты речи и текста

4

4




Итого

17 ч










Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Количество

часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 7 часов.

1.

По одежке встречают.





Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

выполняют проектное задание

1

2.

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

1

3.

Если хорошие щи, так другой пищи не

ищи.

Каша – кормилица наша.

1

4.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

1

5.

Делу время - потехе час.

1

6.

В решете воду не удержишь.

1

7.

Самовар кипит – уходить не велит.

Проектное задание: «Почему это так называется».

1

Раздел 2. Язык в действии – 6 часов.

8.

Помогает ли ударение различать слова?

Работают со словарем ударений.


9.

Для чего нужны синонимы?

Различают слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Подбирают синонимы, следят за выразительностью речи

1

10.

Для чего нужны антонимы?

Правильно расставляют ударение в словах;

подбирают слова близкие по значению и противоположные по значению;

находят антонимы в пословицах.

1

11.

Как появились пословицы и фразеологизмы?

Находят в тексте фразеологизмы;

объясняют значение фразеологизмов;

уместно употребляют крылатые слова в речи;

объясняют и применяют пословицы в своей речи.

1

12.

Как можно объяснить значение слова?

Определяют лексическое значение слова по словарю, контексту;

выделяют слова в переносном значении в тексте, сравнивают прямое и переносное значения, определяют основу переноса значения;

конструируют образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, используют слова с переносным значением при составлении предложений.

1

13.

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Наблюдают за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работают со словарем ударений.

1

Раздел 3. Секреты речи и текста - 4 часа.

14.

Учимся вести диалог.

Участвуют в различных видах диалога; упражняются в различных приемах общения.

1

15.

Составляем развёрнутое толкование значения слова.

Участвуют в создании текста: развёрнутое толкование значения слова

1

16.

Устанавливаем связь предложений в тексте. Создаем текст-инструкцию и текст-повествование.

Находят в деформированном тексте начало рассказа и продолжают составлять рассказ;

устанавливают связь событий и соединяют события линией, записывают рассказ.

Выбирают из текста словосочетания для описания;

по вопросам составляют описание предмета, существа;

составляют текст по опорным словам и по плану.

1

17.

Итоговый тест

выполняют итоговую работу

1

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №1 от ______________

______________/Капошко О.А./

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 7 часов.

1.

По одежке встречают.





Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

выполняют проектное задание



2.

Ржаной хлебушко калачу дедушка.



3.

Если хорошие щи, так другой пищи не

ищи.

Каша – кормилица наша.



4.

Любишь кататься – люби и саночки возить.



5.

Делу время - потехе час.



6.

В решете воду не удержишь.



7.

Самовар кипит – уходить не велит.

Проектное задание: «Почему это так называется».



Раздел 2. Язык в действии – 6 часов.

8.

Помогает ли ударение различать слова?

работают со словарем ударений.



9.

Для чего нужны синонимы?

различают слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Подбирают синонимы, следят за выразительностью речи



10.

Для чего нужны антонимы?

Правильно расставляют ударение в словах;

подбирают слова близкие по значению и противоположные по значению;

находят антонимы в пословицах.



11.

Как появились пословицы и фразеологизмы?

Находят в тексте фразеологизмы;

объясняют значение фразеологизмов;

уместно употребляют крылатые слова в речи;

объясняют и применяют пословицы в своей речи.



12.

Как можно объяснить значение слова?

Определяют лексическое значение слова по словарю, контексту;

выделяют слова в переносном значении в тексте, сравнивают прямое и переносное значения, определяют основу переноса значения;

конструируют образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, используют слова с переносным значением при составлении предложений.



13.

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Наблюдают за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работают со словарем ударений.



Раздел 3. Секреты речи и текста - 4 часа.

14.

Учимся вести диалог.

Участвуют в различных видах диалога; упражняются в различных приемах общения.



15.

Составляем развёрнутое толкование значения слова.

Участвуют в создании текста: развёрнутое толкование значения слова



16.

Устанавливаем связь предложений в тексте. Создаем текст-инструкцию и текст-повествование.

Находят в деформированном тексте начало рассказа и продолжают составлять рассказ;

устанавливают связь событий и соединяют события линией, записывают рассказ.

Выбирают из текста словосочетания для описания;

по вопросам составляют описание предмета, существа;

составляют текст по опорным словам и по плану.



17.

Итоговый тест

выполняют итоговую работу