Приложение к образовательной программе начального общего образования № _______
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Перелазская средняя общеобразовательная школа
Красногорского района Брянской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________/Козлова В.А./
Приказ № ___ от «____»_____________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский родной язык»
Класс: 2
Уровень обучения: базовый
Форма обучения: очная
Количество часов: 17
Разработала:
учитель первой категории
Чуева Екатерина Михайловна
Перелазы
2019
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
На изучение курса «Родной (русский) язык» во 2 классе отводится 0,5 часа ( 1 час в неделю – 17ч)
Для реализации данной программы используется учебник: Русский родной язык составитель: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая.2 класс, М. Просвещение
Планируемые результаты учебного предмета «Русский родной язык»
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
– осознание роли речи в общении людей;
– понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
– внимание к мелодичности народной звучащей речи;
– устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
– чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
– интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
– антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
– изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
– типы текстов: повествование, описание.
Обучающиеся научатся:
– при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
– при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
– при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Содержание учебного предмета
Программа включает в себя следующие разделы:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 7 часов
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). 2) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 3) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени.
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например , каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии – 6 часов
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Синонимы и антонимы. Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением». Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста – 4 часа
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 7 |
2 | Язык в действии | 6 |
3 | Секреты речи и текста | 4 |
4 | | |
| Итого | 17 ч |
Тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Количество часов |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 7 часов. |
1. | По одежке встречают. | Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами выполняют проектное задание | 1 |
2. | Ржаной хлебушко калачу дедушка. | 1 |
3. | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша. | 1 |
4. | Любишь кататься – люби и саночки возить. | 1 |
5. | Делу время - потехе час. | 1 |
6. | В решете воду не удержишь. | 1 |
7. | Самовар кипит – уходить не велит. Проектное задание: «Почему это так называется». | 1 |
Раздел 2. Язык в действии – 6 часов. |
8. | Помогает ли ударение различать слова? | Работают со словарем ударений. | |
9. | Для чего нужны синонимы? | Различают слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Подбирают синонимы, следят за выразительностью речи | 1 |
10. | Для чего нужны антонимы? | Правильно расставляют ударение в словах; подбирают слова близкие по значению и противоположные по значению; находят антонимы в пословицах. | 1 |
11. | Как появились пословицы и фразеологизмы? | Находят в тексте фразеологизмы; объясняют значение фразеологизмов; уместно употребляют крылатые слова в речи; объясняют и применяют пословицы в своей речи. | 1 |
12. | Как можно объяснить значение слова? | Определяют лексическое значение слова по словарю, контексту; выделяют слова в переносном значении в тексте, сравнивают прямое и переносное значения, определяют основу переноса значения; конструируют образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, используют слова с переносным значением при составлении предложений. | 1 |
13. | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | Наблюдают за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работают со словарем ударений. | 1 |
Раздел 3. Секреты речи и текста - 4 часа. |
14. | Учимся вести диалог. | Участвуют в различных видах диалога; упражняются в различных приемах общения. | 1 |
15. | Составляем развёрнутое толкование значения слова. | Участвуют в создании текста: развёрнутое толкование значения слова | 1 |
16. | Устанавливаем связь предложений в тексте. Создаем текст-инструкцию и текст-повествование. | Находят в деформированном тексте начало рассказа и продолжают составлять рассказ; устанавливают связь событий и соединяют события линией, записывают рассказ. Выбирают из текста словосочетания для описания; по вопросам составляют описание предмета, существа; составляют текст по опорным словам и по плану. | 1 |
17. | Итоговый тест | выполняют итоговую работу | 1 |
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №1 от ______________
______________/Капошко О.А./
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 7 часов. |
1. | По одежке встречают. | Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами выполняют проектное задание | | |
2. | Ржаной хлебушко калачу дедушка. | | |
3. | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша. | | |
4. | Любишь кататься – люби и саночки возить. | | |
5. | Делу время - потехе час. | | |
6. | В решете воду не удержишь. | | |
7. | Самовар кипит – уходить не велит. Проектное задание: «Почему это так называется». | | |
Раздел 2. Язык в действии – 6 часов. |
8. | Помогает ли ударение различать слова? | работают со словарем ударений. | | |
9. | Для чего нужны синонимы? | различают слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Подбирают синонимы, следят за выразительностью речи | | |
10. | Для чего нужны антонимы? | Правильно расставляют ударение в словах; подбирают слова близкие по значению и противоположные по значению; находят антонимы в пословицах. | | |
11. | Как появились пословицы и фразеологизмы? | Находят в тексте фразеологизмы; объясняют значение фразеологизмов; уместно употребляют крылатые слова в речи; объясняют и применяют пословицы в своей речи. | | |
12. | Как можно объяснить значение слова? | Определяют лексическое значение слова по словарю, контексту; выделяют слова в переносном значении в тексте, сравнивают прямое и переносное значения, определяют основу переноса значения; конструируют образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, используют слова с переносным значением при составлении предложений. | | |
13. | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | Наблюдают за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работают со словарем ударений. | | |
Раздел 3. Секреты речи и текста - 4 часа. |
14. | Учимся вести диалог. | Участвуют в различных видах диалога; упражняются в различных приемах общения. | | |
15. | Составляем развёрнутое толкование значения слова. | Участвуют в создании текста: развёрнутое толкование значения слова | | |
16. | Устанавливаем связь предложений в тексте. Создаем текст-инструкцию и текст-повествование. | Находят в деформированном тексте начало рассказа и продолжают составлять рассказ; устанавливают связь событий и соединяют события линией, записывают рассказ. Выбирают из текста словосочетания для описания; по вопросам составляют описание предмета, существа; составляют текст по опорным словам и по плану. | | |
17. | Итоговый тест | выполняют итоговую работу | | |