СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету " Русский язык" для учащихся 3 класса с расстройствами аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для учащихся 3 класса с растройствами аутистического спектра.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету " Русский язык" для учащихся 3 класса с расстройствами аутистического спектра»

Приложение 5

к адаптированной основной

общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с расстройствами

аутистического спектра (вариант 8.1,2)










Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для обучающихся 3 класса

на 2021-2022 учебный год












Составитель: И.А. Новикова















Биробиджан, 2021 год

Пояснительная записка

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 3 класса составлена на основе действующих нормативных документов регулирующих деятельность образовательной организации, Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени», Учебного плана ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2021 – 2022 учебный год, а так же с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

- Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения.

- Использование знаково - символических средств представления информации.

- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся с РАС

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся с РАС разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающиеся с ОВЗ, с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающиеся с ОВЗ, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младших школьников, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций детей.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения третьеклассниками программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в 3 классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно - познавательные и учебно - практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5 - 6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

- две не грубые ошибки считаются за одну ошибку;

- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;

- ошибки на одно и тоже правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Не грубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы в слове (например, «картофель»);

- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

- дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

- нарушение орфографических правил при написании слов;

- неправильное написание слов с не проверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:

- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

Объем диктанта и текста для списывания:

класс

четверти

1

2

3

4

3

40 - 45

45 - 50

50 - 55

55 - 60

Содержание учебного предмета

Содержание рабочей программы по «Русскому языку» адаптировано в соответствии с особенностями и потребностями обучающихся с РАС.

Язык и речь (2 часа)

- Виды речи. Речь, её назначение. Речь —отражение культуры человека.

- Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

- Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст, предложение, словосочетание (12 часов)

- Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

- Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

- Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

- Знаки препинания в конце предложений.

- Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Для реализации этого содержания обучающиеся должны:

Знать:

- типы текстов по цели высказывания и интонации;

- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

Уметь:

- определять тему и основную мысль текста;

- делить текст на части, соблюдать красную строку;

- устанавливать связь между частями текста;

- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

Развитие речи.

- устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);

- писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;

- составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;

- употреблять при записи текста красную строку;

- интонационно правильно произносить предложения.

Слово в языке и речи (7 часов)

- Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

- Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

- Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Состав слова (12 часов)

- Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку—печь, лицо —личный, бег —бежать, верх —вершина, вязать —вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под-(подо-), про-, за-, на-, над-, в-(во-), с-(со-), вы-, пере, разделительный Ъ.

Знать:

- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

- правила проверки корневых орфограмм;

- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;

- писать слова с разделительным Ъ;

- правильно писать гласные и согласные в приставках.

Развитие речи.

- Интонационно правильно произносить предложения.

Правописание частей слова (22 часа)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определяя ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.

Правописание слов с парными согласными в корне.

Правописание слов в удвоенными согласными.

Правописание слов с приставками.

Приставки и предлоги.

Правописание приставок и предлогов.

Знать:

- правила проверки корневых орфограмм.

Уметь:

- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;

- правильно писать гласные и согласные в приставках.

Развитие речи.

- Интонационно правильно произносить предложения.

Части речи (77 часов)

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных - антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Знать:

- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Уметь:

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени по родам.

Повторение изученного за год – (4 часа).

- Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

К концу третьего класса обучающиеся должны знать:

- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

- слова с непроверяемыми написаниями.

Уметь:

- грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени —по родам;

- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

- интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

- определять тему и основную мысль текста;

- делить текст на части, соблюдать красную строку;

- устанавливать связь между частями текста;

- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

- распознавать текст —повествование, описание, рассуждение;

- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

- составлять устный ответ — рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

- работы со словарем (алфавит);

- соблюдения орфоэпических норм;

- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младших школьников тематике;

- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Основные виды учебной деятельности, применяемые на уроке: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем) (совместно с учителем).

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

- Слушание объяснений учителя.

- Самостоятельная работа с учебником.

- Работа с научно - популярной литературой;

- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

- Написание рефератов и докладов (с помощью тьютора и/или родителей).

- Вывод и доказательство (с помощью учителя, тьютора).

- Программирование деятельности (с помощью учителя, тьютора).

- Выполнение заданий по разграничению понятий.

- Систематизация учебного материала (с помощью учителя, тьютора).

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

- Наблюдение за демонстрациями учителя.

- Просмотр учебных фильмов.

- Анализ таблиц, схем.

- Объяснение наблюдаемых явлений (с помощью учителя, тьютора).

- Анализ проблемных ситуаций (с помощью учителя, тьютора).

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

- Работа с раздаточным материалом (с помощью учителя, тьютора).

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в 3 классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: индивидуальная работа, работа в паре с учителем.

Виды учебной деятельности обучающихся и формы организации учебных занятий, применяемые учителем исходя из индивидуальных возможностей ребят к освоению конкретной темы в связи с чем не уточняются дополнительно в тематическом планировании программы.

Структурно и содержательно программа для 3 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания в 1 —2 классах и рассчитана на 136 часов.





























Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке


Тема

Кол — во

часов

Сроки прохождения

план

факт

Наша речь и наш язык (2 часа)

1

Язык и речь.

1



2

Виды речи.

1



Текст. Предложение. Словосочетание. (12 часов)

3

Что такое текст? Какие бывают тексты?

1



4

Что такое предложение?

1



5

Виды предложений по цели высказывания.

1



6

Виды предложений по интонации.

1



7

Что такое обращение?

1



8

Входной диктант.

1



9,

10

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения.

2



11

Простое и сложное предложения.

1



12,

13

Что такое словосочетание?

Проверочная работа.

2



14

Сочинение по репродукции картины

В.Д. Поленова «Золотая осень»

1



Слово в языке и речи (7 часов)

15

Как определить лексическое значение слова?

1



16

Однозначные и многозначные слова.

1



17

Синонимы и антонимы.

1



18

Что такое омонимы?

1



19

Чем словосочетание отличается от слова?

1



20

Что такое фразеологизм?

1



21

Подробное изложение после зрительного восприятия текста (упр.39 стр.56)

1



Части речи (12 часов)

22

Части речи. Повторение.

1



23

Имя существительное. Местоимение.

1



24

Имя прилагательное.

1



25,

26

Глагол. Имя числительное.

Проверочная работа.

2



27

Однокоренные слова.

1



28

Слово и слог. Гласные звуки и буквы.

1



29

Согласные звуки и буквы.

1



30

Разделительный мягкий знак (Ь)

1



31

Обучающее изложение. (упр.129 стр.70)

1



32

Диктант по теме «Части речи»

1



33

Работа над ошибками.

Проект «Рассказ о слове»

1



Состав слова (16 часов)

34

Что такое корень слова?

1



35,36

Как найти корень слова?

Сложные слова.

Словарный диктант.

2



37

Контрольное списывание.

1



38

Формы слова. Окончание.

1



39,

40

Как найти в слове окончание.

2



41

Приставка. (Общее понятие)

1



42

Приставка - значимая часть слова.

1



43

Суффикс (Общее понятие)

Как найти в слове суффекс?

1



44

Суффикс - значимая часть слова.

1



45

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом пространстве»

1



46

Основа слова. Упражнение в разборе слов по составу.

1



47

Изложение повествовательного текста. (стр.191 упр.99)

1



48

Диктант по теме: «Состав слова».

1



49

Работа над ошибками.

Проект «Семья слов»

1



Правописание частей слова (22 часа)

50

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1



51

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



52

Два способа проверки слов с безударными гласными в корне.

1



53

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

1



54

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1



55

Упражнение в написании слов с парными по глухости — звонкости согласными в корне. Словарный диктант.

1



56

Обучающее изложение «Клесты»

1



57,

58

Правописание слов с непроверяемым согласным звуком в корне.

2



59

Правописание слов с удвоенными согласными.

1



60

Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

1



61

Диктант по теме: «Правописание корней слова»

1



62

Правописание суффиксов и приставки.

Суффиксы –ик\-ек.

1



63

Упражнение в правописании суффиксов.

1



64

Правописание приставок и предлогов.

1



65

Упражнение в правописании значимых частей слова.

1



66

Правописание слов с разделительным твердым знаком (Ъ).

1



67

Упражнение в написании слов с «Ъ», «Ь».

1



68

Диктант по теме: «Правописание частей слова»

1



69

Работа над ошибками.

Обучающее изложение. (упр.278 стр.140)

1



70

Контрольное списывание.

(упр.276 стр.139)

1



71

Проект «Составляем орфографический словарь»

1



Части речи (27 часов)

72

Части речи.

1



73

Имя существительное как часть речи.

1



74

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1



75

Изложение повествовательного текста (упр.21 стр.14)

1



76

Собственные и нарицательные имена существительные.

1



77

Проект «Тайна имени»

1



78,

79

Изменение имен существительных по числам. Словарный диктант.

2



80

Род имен существительных.

1



81

Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

1



82

Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих.

1



83

Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

1



84

Обучающее изложение. (стр.35 упр.62)

1



85

Диктант по теме: «Имя существительное»

1



86

Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам.

1



87

Упражнение в склонении определении падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

1



88

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван — царевич и лягушка - квакушка»

1



89

Именительный падеж имен существительных.

1



90

Родительный падеж имен существительных.

1



91

Дательный падеж имен существительных.

1



92

Винительный падеж имен существительных.

1



93

Творительный падеж имен существительных.

1



94

Предложный падеж имен существительных.

1



95

Подробное изложение повествовательного текста (упр.101 стр.56).

1



96

Все падежи.

1



97

Диктант по теме: «Правописание окончаний имен существительных»

1



98

Работа над ошибками.

Проект «Зимняя страничка»

1



Имя прилагательное (19 часов)

99

Как определить имена прилагательные?

1



100

Роль имен прилагательных в тексте.

1



101

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна — лебедь» Составление научного или художественного текста — описания.

1



102

Род имен прилагательных.

Словарный диктант.

1



103

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1



104

Число имен прилагательных.

1



105

Изменение имен прилагательных по числам.

1



106

Изменение имен прилагательных по падежам.

1



107

Упражнение в определении падежа имен прилагательных.

1



108

Упражнение в выделении признаков в имени прилагательного как части речи.

1



109

Диктант по теме: «Имя прилагательное»

1



110

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.

Словарный диктант.




111

Сочинение по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками»

1



112

Проект «Имени прилагательные в загадках»

1



113

Личные местоимения (общее представление)

1



114

Как определить лицо местоимения?

1



115

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

1



116

Обобщение знаний о местоимении.

1



117

Ознакомление с особенностями текста — письма.

1



Глагол (15 часов)

118

Что обозначает глагол?

1



119

Упражнение в определении лексического значения глагола.

1



120

Неопределенная форма глагола.

1



121

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1



122

Число глаголов.

1



123

Времена глаголов.

1



124

Изменение глаголов по временам.

Текст рассуждения.

1



125

Упражнение в определении глагола по временам. Словарный диктант.

1



126

Подробное изложение повествовательного текста (упр.213 стр.120)

1



127

Род глаголов в прошедшем времени.

1



128

Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений.

1



129

Правописание НЕ с глаголами.

1



130

Обобщение знаний о глаголе.

1



131

Диктант по теме: «Глагол»

1



132

Работа над ошибками.

Обучающее изложение деформированного повествовательного текста (стр.133 упр.242)

1



Повторение (4 часа)

133

Части речи.

1



134

Контрольное списывание.

1



135

Обобщение изученного о слове, предложении. Словарный диктант.

1



136

Обобщение изученного материала.

1
















































Контрольно — измерительный материал



Утро в степи

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.



Грамматическое задание:
1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.
2. Найти два слова с приставками, выделить приставки.
3. 2-ое предложения разобрать по членам.




























Используемая литература:

1. Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе. Под ред. Морозова С.А. М., 2002.

2. Высотина Т.Н., Демьянчук Л.Н. Программа психологической коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста с ЗПР: СПб, изд. РГПУ им. И.А.Герцена, 2014. -67c.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.1991

4. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2011. - 119 с. -(Специальная психология).

5. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. М., 2002.

6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., 1997.

6. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Выпуск 5. М., 2006.

8. Шанина Н.О. «Программа индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми с РАС». Орел, 2007 г.

8. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. ,М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.